Dirt: пророческая исповедь Alice In Chains

Альбом Dirt группы Alice In Chains, выпущенный 29 сентября 1992 года, стал не только коммерческим прорывом, но и культурным феноменом, отразившим мрачные стороны (впрочем, других сторон там словно бы и не было) эпохи гранжа. Второй студийный релиз коллектива закрепил их место среди ключевых фигур сиэтлской сцены, но выделялся на фоне Nirvana, Soundgarden или Pearl Jam своей тяжестью и экзистенциальной глубиной. Альбом, разошедшийся тиражом свыше 5 миллионов копий, остается символом борьбы с внутренними демонами и творческой трансформации боли в искусство.

Запись Dirt проходила в период с апреля по июль 1992 года в Лос-Анджелесе в студиях Eldorado и One on One и в Сиэтле в студии London Bridge . Продюсером выступил Дэйв Джерден, известный работой с такими группами, как Jane’s Addiction и Red Hot Chili Peppers.

Dirt: пророческая исповедь Alice In Chains

Процесс создания Dirt с самого начала омрачался личными кризисами участников. Лирика альбома стала коллективной исповедью. Тексты Dirt — это натуральное исследование тьмы, от наркозависимости вокалиста Лейна Стейли в песнях Junkhead, Angry Chair и заглавной Dirt до экзистенциального отчаяния Them Bones и посттравматического синдрома Rooster, посвящённой отцу гитариста группы Джерри Кантрелла, ветерану Вьетнама. Даже любовные темы, как в Rain When I Die, поданы через призму токсичности. При этом Стейли не романтизировал страдание: его строки лишены патетики и пафоса, они звучат как предупреждение.

Dirt объединил элементы хэви-метала (в основном), хард-рока и альтернативного рока, и звук его отличался от коллег по достаточно условному на самом деле гранжу. Гармонический вокал Стейли и Кантрелла, ставший визитной карточкой группы, здесь достиг апогея: их переплетение добавляло песням многослойности. Гитары Кантрелла, тяжелые, но мелодичные, как в Dam That River, контрастировали с акустическими фрагментами Down in a Hole, демонстрируя музыкальную гибкость коллектива. Басист Майк Старр и барабанщик Шон Кинни обеспечили ритмическую основу, балансируя между агрессией и мелодичностью.

Поклонники восприняли альбом как откровение — Alice In Chains записали дневник падения, а его экзистенциальные темы нашли отклик у миллионов. И в то же мрачность Dirt вызывала опасения: тексты оказались пророческими. Стейли, так и не преодолевший зависимость, умер в 2002 году, что добавило альбому трагического и даже зловещего подтекста.

Dirt — однозначная вершина творчества Alice In Chains, по уровню культовости теперь не уступающая знаменитым Ten от Pearl Jam, Badmotorfinger от Soundgarden или Nevermind от Nirvana. Классика условного гранжа и рок-музыки в целом.

5
Начать дискуссию