Дебют группы Yes: значение и наследие

Первый альбом группы Yes, выпущенный 25 июля 1969 года, просто и скромно названный именем группы, стал отправной точкой для одного из наиболее влиятельных коллективов в истории прогрессивного рока (кто здесь главнее – Yes или King Crimson – можно спорить долго). Коммерческий успех был скромным, но сама пластинка при этом заложила основы музыкальной философии Yes, сочетая элементы джаза, арт-рока и академической музыки. Первоначальный состав включал вокалиста Джона Андерсона, басиста Криса Сквайра, гитариста Питера Бэнкса, клавишника Тони Кея и ударника Билла Бруфорда. Музыканты, имевшие опыт участия в различных коллективах (например, Андерсон был участником The Warriors, а Бэнкс играл в группе The Syn), стремились создать звучание, выходящее за рамки популярного в те годы блюз-рока.

Дебют группы Yes: значение и наследие

Запись альбома проходила весной 1969 года в лондонских студиях Advision и Trident, продюсерами выступили сами участники группы совместно с Полом Клеем, известным по работе с Chocolate Frog. Бюджет проекта был ограничен, что не помешало музыкантами экспериментировать с идеями. Альбом Yes объединил кавер-версии и оригинальные композиции, написанные участниками группы. Из восьми песен шесть были написаны участниками группы, каверы же были представлены песнями Every Little Thing знаменитых The Beatles и I See You коллектива The Byrds и ярко продемонстрировали стремление и очевидное умение Yes к переосмысливать чужие работы через сложные аранжировки и полифонические структуры практически до неузнаваемости. Из песен самых Yes можно отдельно выделить мощную стартовую Beyond And Before, Harold Land и продолжительную балладу Survival.

Стилистически альбом балансировал между психоделическим роком конца 1960-х и зарождающимся тогда прогрессивным направлением. Ключевые элементы звучания Yes оформились уже тогда: нестандартная гитарная игра, мощная ритм-секция, широкое применение клавишных инструментов, общая ритмическая и композиционная сложность, многослойные гармонии вокальных партий. Тексты песен, написанные Джоном Андерсоном, носили абстрактно-философский характер, что контрастировало с прямолинейностью рок-лирики тех лет.

Звук альбома отличался некоторой «сыростью», обусловленной сжатыми сроками записи. Однако уже тогда проявилась потенциал, амбиции и талант весьма одарённых молодых людей. Пластинка привлекла внимание нишевой аудитории, ценившей тонкость, глубину, техническую виртуозность и нетривиальные аранжировки. И пускай дебют Yes сейчас находится в тени их последующих работ вроде Fragile, Close To The Edge или Relayer, несомненно одно: это был мощный старт славного пути одной из самых, без всяких скидок, лучших групп двадцатого века.

4
3 комментария

Yes давно в вишлисте. Когда-нибудь с ней ознакомлюсь.

А мне нравится сырой саунд первого альбома. Свежий какой-то что ли. Вообще, лет 25 назад, когда начинал их слушать, не понимал прелесть первой записи, а недавно вот с удовольствием переслушал.

Что йес задроты, что кримсоны, но Фрипп хорош

После окунания в эту прог роковую хрень долго лечится глэмом придётся