Swans - Filth
Первые 40 лет - самые сложные для обретения признания
Сегодня стукнул сорокет первому полноформатному альбому горячо любимых мною Swans - с него же когда-то ваш покорный и начинал осваивать воистине масштабную вселенную релизов Майкла Джиры, выходящую далеко за рамки известных всеми "Лебедей". На полный её разбор меня, конечно, пока не хватит, да и как минимум гайды по вхождению в тех же "Лебедей" (как двусмысленно прозвучало) уже имеются, но о Filth словечко замолвлю в честь круглой даты.
Я натыкался на различные точки зрения о Filth: одним альбом казался недооценённым, другим - блеклой монотонной парашей, больше похожей на поиск творческого пути для Джиры, нежели отточенное и фундаментальное произведение. Как обычно, истина где-то посередине - Filth в подобной вылизанности и не нуждается и показывает себя как можно более вызывающе (недаром название такое - "Грязь"), но примитивизм заметен лишь внешне. И хотя это одна из самых доступных работ Swans, которая не балует хронометражом и засильем философии, свойственной "Лебедям" 21-го века, дикость и низменность альбома поначалу могут отторгнуть, как и шумный, чуть ли не какафоничный звук пластинки. Обложка лишь подчёркивает зубастый характер лонгплея - слушателя будто разрывают на части и пожирают свирепые звери.
Stay Here сперва кажется "одой маскулинности" и наверняка у части слушателей он играл во время силовых занятий в спортзале, но в глубине своей трек является демонстрацией борьбы против системы. У Майкла Джиры были очень сильные взгляды на капитализм и американское правительство в начале 80-х. В лирике он высказывает убеждение в том, что политика США создаёт безмозглых рабов, но вместо того, чтобы под неё прогнуться, Джира предлагает атаковать себя — как акт неповиновения идее приспособиться к сконструированному общественному мышлению («Walk on this line / Look straight ahead»).
Blackout репрезентует алкоголизм, от которого в молодости страдал и сам Майкл. В интервью он размышлял о времени, проведённом в Германии во время тура Swans в 1983-84 годах, и о том, как ему поставляли бесплатные напитки в одном из баров - по его словам, это был "рецепт катастрофы". Отсюда и название трека, чьё значение отсылает на "потерю сознания". Power for Power имеет схожие темы с романом Олдоса Хаксли «О дивный новый мир»: социум контролируются сексом, удовольствиями и наркотиками. Ненависть - освобождение от любви и привязанности. Власть ради власти - единственный способ обретения контроля и силы.
Передышки на Filth нет от слова совсем - даже промежуточная Freak махом набирает оборот, но к сожалению так же быстро и заканчивается (тот случай, когда хочется фулл, а не огрызок, ибо звучит шикарно). Такой же внезапный обрыв характерен и для не менее драйвовой Big Strong Boss - уж не знаю, авторская фишка или косяк звукозаписи. Лишь под барабаны и нетрезвое бормотание Майкла альбом остужает пыл на заключительной Gang... На ней же, к слову, есть и фейковая концовка в середине трека.
В 1983-ем году звук, слышимый на Filth, был в диковинку и мало кому удавалось понять задумку Джиры и ко - музыкальные критики и вовсе не заметили альбом. Лишь год спустя один журналист отозвался о "Грязи" следующим образом: «Это не только не для всех, но и почти ни для кого. Я думаю, это шутка». Самый позитивный вердикт, который только можно придумать. Ибо в этом весь Filth - сырой и колючий, но состарившийся как прекрасное вино. Только, Ктулху ради, не подавайте его с перчёным - беды потом не оберётесь!
☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦