Как готовиться к интервью

Четыре последних месяца провела, расспрашивая людей об их бизнесе и жизни. Не о геймдеве, но почему бы не поговорить о том, как человеку, отвечающему на вопросы, получить максимум выгоды от мероприятия?

Как готовиться к интервью

Нужно ли готовиться?

Не обязательно. Особенно если вы часто выступаете публично и, в целом, язык у вас подвешен. Но если ваша цель – раскрутить себя как специалиста, как человека-бренда, которому есть что рассказать – то желательно. Людям «на виду» и работу легче найти, и команду сколотить.

Да, мастером слова быть не обязательно. Если ваша игра успешна, вам в любом случае будут задавать вопросы и ловить каждое слово. Но в таком случае вам и будет что рассказать, не так ли? Если вы пока не столь заметны, интервью – отличный способ заработать немного exposure.

Что тогда делать?

Во-первых, узнайте, с кем имеете дело, с каким изданием. Например, «Мы хотели бы задать вам несколько вопросов по поводу вашей игры» может означать, что вам предложат рассказать побольше о своем детище поклонникам и потенциальным игрокам. Либо же ваша игра чем-то может быть интересной аудитории разработчиков. Тема – одна, аудитории – разные.

Во-вторых, почти всегда можно заранее запросить список вопросов или хотя бы уточнить конкретные темы, которые будут затрагиваться в разговоре. Особенно если понадобятся какие-то цифры: сколько часов ушло на определенные задачи, во сколько обошлась рекламная кампания (и насколько она была эффективной). И да, не все хотят и могут делиться точными цифрами, это тоже можно уточнить заранее.

Исходя из этой информации, можно набросать для себя такой себе список того, что может заинтересовать именно вашу аудиторию. Всегда круто, когда есть какая-то интересная история или яркий пример из затрагиваемой сферы. Если вы не очень уверены в себе, такой список перед глазами может стать вашим «подкреплением».

У меня есть список вопросов. Может, написать ответ и заучить его?

Нет, пожалуйста, не надо. Когда у человека есть уже заготовленная «речь», он как-то начинает не столько отвечать на заданные вопросы, сколько пытаться пропихнуть заученное где надо, и где не надо, это очень чувствуется. А еще так можно легко «сбиться» и растеряться. Лучше просто подумать о том, что можете рассказать интересного о теме, максимум – набросать себе план-подсказку. Ах, да, вам всегда могут задать «вопрос не из списка», и если вы не готовили речь, но в целом подумали, о чем рассказать, он не выбьет вас из седла.

И что, и все?

Ну, да. Дальше идут уже особенности, ведь интервью бывают разные. Например, вам могут просто прислать список вопросов и попросить ответить на них в документе. Это легче, особенно если вы не оратор. Но стоит учитывать: много – не всегда хорошо. Если у вас нечитабельная стена текста, не удивляйтесь, если его потом «порежут» (с другими типами интервью такое тоже случается). Текстовое очень полезно отложить на время, а потом вернуться и перечитать (если есть такая возможность – о сроках уже уточняйте). «Свежий взгляд» часто помогает исправить недостатки первой версии, сделать ответы ярче, точнее и сочнее.

Если вы переписываетесь в мессенджере – что ж, по крайней мере, вы можете не волноваться за свои ораторские способности, а полагаться на писательские. Понимание, что и почему спрашивают, тут основное, а интервью по итогу выглядит «живее» предыдущего.

Аудиоинтервью. Я, например, записывала разговор в приложении (чаще всего Zoom), а потом расшифровывала (превращала в текст). В таком случае у людей часто проявляются «слова-паразиты» и филлеры. Вы можете легко узнать, чем «болеете» сами, если запишите… да хотя бы любой свой разговор. Это не обязательно плохо. Например, одна моя интервьюируемая очень часто использовала слово «динамика», особенно в связке «team dynamics», и это интересно окрашивало ее речь и подчеркивало ее личность (очень динамичная леди).

Если же запись аудио будет публиковаться, и вы боитесь своего а-канья и э-канья – просто не торопитесь отвечать. Торопящиеся люди чаще делают ошибки: сказал, понял, что сказал не то, попытался исправить, и в итоге нагородил такого, что сам черт запутается. А еще торопящиеся люди часто глотают окончания слов. Обычно их можно понять по контексту, но зачем нагружать мозг слушателя? Проверьте сами – вам будет приятнее слушать человека, который говорит четко и достаточно продуманными фразами, а не того, чья мысль скачет, как обезьянка, а слова путаются и теряются. И да, две секунды ваших размышлений над тем, как лучше ответить, легче смонтировать, чем путанный и ломанный ответ. Это же касается и видео.

В формате видео, в принципе, происходит то же, что и аудио, добавляется только еще ваша «картинка». Чаще всего люди под прицелом камер внезапно обнаруживают, что им некуда деть руки. Тут можно либо придумать себе позу, в которой вы себе нравитесь – рекомендуется что-то из «открытых поз». В крайнем случае можно попросту взять что-то в руки – да хоть ручку (только пожалуйста, не щелкать!) или бутылочку воды. Из нее можно глотнуть, если вам необходимо еще немного секунд, чтобы собраться с мыслями или если попросту пересохло в горле (от волнения случается). Если сконцентрироваться на разговоре, вопрос «куда девать руки» и желание раскачиваться на стуле исчезают после первых минут беседы.

Вас же спрашивают о том, о чем вы знаете, чем вы «болеете», о чем-то близком вам? Поделитесь этим с другими! Этот «задор» всегда читается, и не обязательно с жестов (хотя жесты – это тоже очень яркий язык). Это общий эффект.

И еще: если волнуетесь – заручитесь поддержкой близких и коллег. Пусть они помогут взглядом со стороны (прочитать написанное, например), вспомнить интересные моменты... или пусть прямо перед интервью расскажут вам, какие вы крутые и как они в вас верят.

Начать дискуссию