История игровой журналистики в России

Пост для новых читателей, а также небольшой экскурс в рабочие будни.

Полную версию текста вы можете прочесть по этой ссылке — История игровой журналистики в России

Я бы не стал делать этот пост, если бы не некоторые технические «закавыки» нашего движка, из-за которых в моём профиле появился творческий беспорядок в виде свалки статей, кусочков «игрожура». И самое грустное, что редакционный пост не получается закрепить в шапке моего профиля, но это можно сделать с постом в блогах. Читатели просили разобраться, я сделал отдельный пост.

Рисунок Ивана Ефимова
Рисунок Ивана Ефимова

Что ж, как-то странно делать пост только ради этого, поэтому расскажу о том, как мы «дожили» до такого гиганта!

Сперва немного цифр: два года от идеи до её реализации, написано 134 страницы текста 11 шрифтом, 355 тысяч знаков и около 50 вычиток. Если выкинуть месяцы простоя (текст был у редакторов или завис из-за других заданий), то на написание и вёрстку у меня ушло около 10 месяцев.

Идея сформировалась благодаря рубрике «Лонгриды по заказу». Читатель Илья Таскаев предложил рассказать об игровых журналах, после чего Олег Чимде передал мне это задание, так как в редакции DTF я лучше всех (не моё мнение) разбирался в теме ретро. Я буквально вырос на игровых журналах, и давно хотел написать что-то на эту тему.

История игровой журналистики в России

Сделаю лирическое отступление: в детстве (10 лет) работа игрового журналиста казалась для меня райским делом. Я восхищался ребятами из «Великого Dракона», с упоением читал их тексты и думал: «Вот она — работа мечты. Играешь, описываешь свои впечатления, и тебе ещё за это платят!».

Отчасти так, но больше миф. Во время работы над игрожуром я несколько раз выгорал, у меня случались панические атаки, а после сдачи я целую неделю плохо спал, переживал, что текст завернут назад с кучей правок (однажды так и случилось). И до 2019 года я не был уверен, что из этого выйдет что-то путное. Это к разговору о том, что игровым журналистам легко живётся :)

У меня не было дедлайнов — я создавал их сам. Сидел ночами за изучением очередной подшивки журналов, задвигал личную жизнь на второй план (о чём жалею) и старался закончить всё побыстрее, параллельно отвлекаясь на другие тексты. Я реже стал публиковаться на DTF только из-за этого.

И ладно бы только игрожур! Помимо него я взял ещё ДВА гигантских текста. Первый для ДТФ (заканчиваю), второй не для ДТФ (отправлен), но от издания. В итоге за полтора года я написал больше 200 страниц.

История игровой журналистики в России

Работа над текстом стартовала в апреле 2018 года. Я написал две вводных главы (СССР и ZX), собрал материал и продумал структуру. Вскоре понял: 30 страниц не хватит, выйдет унылая фигня. Я тут же написал Олегу. Пояснил ему, что лонгридом и даже ультралонгридом тему раскрыть не получится — это будет поверхностная отписка. Либо мы не пишем текст и всё отменяем, либо мы делаем что-то новое и огромное. В итоге Олег дал полный карт-бланш. Мол, пиши, а там разберёмся.

Альфа-версия текста (если можно так выразиться) была написана в декабре 2018 года. Она напоминала мой обычный лонгрид. Там я разобрал каждое издание, кратко пересказывал его историю и разбавил всё своим мнением. Вышло 69 страниц. Олег раскритиковал текст и выкатил сотню правок.

Ему категорически не понравилось отсутствие ссылок на информацию, цитат от причастных людей, и то, как я бессовестно проехался по некоторым изданиям. Я был разбит, но переписал некоторые главы с нуля, сильно всё дополнил, плюс повторно изучил все источники и журналы.

История игровой журналистики в России

Почему так вышло? Мы просто не сошлись в видении формата. Я задумывал текст как нечто огромное, но при этом личное. Про ссылки я не думал, рассматривал всё как своё мнение. Да, я проехался по некоторым журналам и современным сайтам, но это явно было лишним (учитывая, что 90% текста написано в позитивном ключе). В общем, я видел игрожур монструозным текстом, но простым и без амбиций. Просто хотел порадовать читателей, получить уйму историй о любимых журналах в комментариях. Я даже не думал превращать свой труд в какое-то гигантское исследование размером с книгу.

Но стоит признать, что если бы не Олег и его советы, то текст бы не получился таким интересным. За это ему большое спасибо. Олег направил меня в нужное русло, мы поменяли формат. Игрожур постепенно трансформировался из лонгрида в монографию. С ссылками, крутыми цитатами и общением с причастными журналистами. Число страниц увеличилось до 115.

Доработкой я занимался с января по июнь 2019. Почти всё ИМХО я удалил, текст стал более обезличенным. Кстати, меньше всего я трогал главу про Game.EXE. Вот она как была написана, так и не менялась. И это при том, что в юношеские годы я читал EXE меньше остальных журналов.

История игровой журналистики в России

С августа 2019 по январь 2020 текст либо вычитывался редакторами, либо лежал на полке, настаивался. А когда я начал вносить финальные правки и улучшать мелочи, то получилось 130 страниц. Весь этот объём я верстал сам, а ребята потом создали из него электронную книгу.

Сейчас бы они сказали, что просто делали свою работу, но я хочу поблагодарить Олега Чимде и Лёшу Сигабатуллина. Они потратили десятки часов на вычитку и редактуру. Поддерживали меня и хотели сделать текст лучше. Низкий им поклон. Это лучшие редакторы, с которыми я работал.

Не могу сказать, что на 100% доволен своей работой. Можно было ещё раз пообщаться с авторами Game.EXE, чуть подробнее раскрыть историю AG и выйти на других главредов «Страны Игр» и «Игромании». Рассказ про каждый журнал растянуть до 30-40 страниц, но увы, во всём нужно знать меру. Если в тексте чего-то не хватает, то только из-за определённых рамок у каждого раздела. Если появится возможность, то с удовольствием сделаю расширенную версию в печатном виде или напишу ответвление.

История игровой журналистики в России

Этим текстом я также хотел выразить дань уважения журналистам и изданиям, на чьих текстах я рос. В разные периоды я читал «Навигатор», «Игроманию», «Страну Игр» и «Великий Дракон». Все они повлияли на меня в той или иной степени. Больше всего рубрика Max View из «Нави» и лонгриды из «Страны».

Спасибо, если прочли наш «Игрожур» до конца. Если будут какие-то вопросы, то задавайте, с радостью отвечу.

257257
30 комментариев

Семён, если задумаешь выпустить статью небольшой книжкой (как статьи у преподов), то я беру предзаказ уже сейчас!

7
Ответить

Вот кстати да, текст вполне тянет на отдельную книгу. Я тоже бронирую!

6
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Текст для тех, кто читал журналы, смотрел передачи и для кого старый игрожур — дорогое воспоминание, ностальгия. Если судить по фидбэку в сети, то да, интересно. За неинтересные темы мы не берёмся :)

15
Ответить

Ну как бы...

3
Ответить

Статья будет дополняться? ( ͡° ͜ʖ ͡°)

2
Ответить

Критически уже нет, а вот какие-то мелкие дополнения буду вносить.

4
Ответить