Япония, дай шуму: топ-10 местных рок-групп, которые стоит послушать
Группа One Ok Rock на концерте в Милане, 21 июля 2023 года
© Mairo Cinquetti/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com
Страна восходящего солнца известна своей любовью к рок-музыке. Коллективов, играющих в этом стиле, тут насчитывается десятки тысяч. Кто-то из них предпочитает реверансы в сторону западных коллег, кто-то делает упор на традиционную и этническую составляющую, а кто-то просто сочиняет нечто странное. В любом случае японская рок-индустрия имеет свой неповторимый шарм и, безусловно, заслуживает внимания. Составили для вас небольшой путеводитель по местным группам, чтобы вы понимали, с кого и с чего начинать.
I Don’t Like Mondays.
Хотим оговориться: в случае с I Don’t Like Mondays «тяжелая музыка» — это очень громко сказано. Творчество команды напоминает скорее поздних Arctic Monkeys с уклоном в фанк и танцевальные жанры. Этакий причудливый коктейль для любителей пуститься в пляс теплыми летними вечерами. Да и зимой такая музыка слушается очень приятно. Своим слоганом артисты словно призывают: «Плюньте вы на эти понедельники! Проводите каждый день так, словно это выходной!» Дополнительную дозу серотонина от прослушивания добавят отголоски синтвейва, брасса и причудливые вокальные гармонии в стиле американских поп-банд наподобие Jonas Brothers.
Группа I Don't Like Mondays.
© Harper Lao/CC BY-SA 4.0
А где же, собственно, рок, спросите вы? Да, никаких ревущих гитар ждать не стоит, но мы с вами знаем, что ими пресловутая тяжелая музыка не ограничивается. Главное, что есть все остальное: живые инструменты и бешеная энергетика. А еще — трек Paint, который прозвучал в аниме «Ван Пис» (1997-…).
My First Story
Группа My First Story
© World Poker Tour/CC BY 3.0
Группа My First Story была основана в Сибуе в 2011 году и поначалу придерживалась исключительно западных музыкальных стандартов. Раннее их творчество можно охарактеризовать как альт-рок с примесью панка и металкора. Добавьте к этому фирменные американские вокальные гармонии и практически полностью англоязычный репертуар — и получите коммерческий продукт, рассчитанный на международную аудиторию. Как пример — дебютный одноименный альбом My First Story: здесь вы найдете от силы пару-тройку строчек на японском.
Впрочем, дальнейшие работы команды становились интереснее раз за разом. Постепенно увеличивалось количество треков, исполненных на родном языке, да и композиционная структура приобретала более аутентичные черты. Квинтэссенцией всего этого стал альбом V (2020), где динамичные, мощные и стремительные риффы смешались с киберпанк-эстетикой и любопытными электронными вставками. Да и скоростная, драйвовая перкуссия моментально врезается в память.
Иными словами, звучит данный материал словно утяжеленная версия аниме-опенинга с сопутствующим надрывом и катарсисом. Кстати, в японских мультфильмах треки My First Story играли неоднократно — взять хоть второй сезон Golden Kamuy (2018).
One OK Rock
Группа One OK Rock
© Daniel Boczarski/Getty images
Об этой команде мы уже писали в другой статье, поэтому здесь подробно останавливаться не будем. Важно одно: One OK Rock, пожалуй, самая знаменитая j-rock-группа во всем мире. Ребят многие знают и любят, в том числе в России. Естественно, мировая известность не могла не сказаться на репертуаре музыкантов: от чисто японского панк-рока они эволюционировали до типичной западной альтернативы с элементами металкора, а местами и поп-музыки. Да еще и песни стали исполнять полностью на английском — за редким исключением. Впрочем, как бы то ни было, репертуар One OK Rock сделан очень качественно и по высшим международным стандартам.
babymetal
Группа BABYMETAL
© AMUSE/Getty Images
Еще одна группа, подробнее о которой можно почитать в другом нашем материале. Суть проекта кроется в его названии: тонкие, невинные голоса девушек-солисток сочетаются с брутальными метал-риффами и гроулингом. Последние релизы, правда, не ограничиваются лишь этим контрастом: есть дань уважения и прогрессив-року, и поп-панку в стиле Аврил Лавин, и бэнгеру с уклоном в дарк-электро, и даже танцевальному готик-металу.
Lovebites
Первая группа в нашем топе, состоящая целиком из девчонок. Зато каких: дамы рубят пауэр-метал с симфоническими элементами не хуже всяких Nightwish, Epica, Powerwolf, Within Temptation и иже с ними. Гитарные соло местами и вовсе напоминают Dragonforce в лучших традициях. Ну а вишенка на торте — глубокий, насыщенный тембр вокалистки Асами.
Команда практически ничем не отличается от флагманов жанра: даже тексты — и те поются исключительно на английском. Но здесь это и не важно. Главное — высочайшее техническое мастерство исполнительниц и конкурентоспособный репертуар, отполированный до блеска.
MAN WITH A mission
Группа MAN WITH A MISSION
© BladeJ/CC BY-SA 4.0
MAN WITH A mission заслуживают внимания как минимум по двум причинам. Во-первых, участники коллектива постоянно скрываются за масками волков и не называют своих настоящих имен. Во-вторых, музыка группы — это японский рок в лучшем проявлении, где мощные, плотные риффы приправлены транс-семплами и этническими инструментами. Как и многие музыканты Страны восходящего солнца, MAN WITH A mission любят заигрывать с бластбитами и электроникой: то дарк-электро на огонек заглянет, то вкрапления EDM проявятся. Временами, особенно в ранних работах, встречаются и скретчи.
В поздних альбомах MAN WITH A mission начали экспериментировать и с другими жанрами — с симфороком, например. Иногда встречаются и вокальные аранжировки с уклоном в госпел. Но все музыкальные изыски неизменно сопровождаются интенсивными ударными и брутальным электрогитарным ревом.
X Japan
Группа X Japan
© Chiaki Nozu/Getty Images
Творчество этой формации можно охарактеризовать как симфометал с уклоном в прогрессив. На ум приходит сравнение с другой командой, в чьем названии превалирует буква X, а именно — Symphony X. Но не стоит обвинять японцев в плагиате, ведь появились они еще в 1982 году — более чем на десять лет раньше американских коллег. Можно даже сказать, стали одними из родоначальников музыкальной эклектики в метале. Репертуар X Japan — это симбиоз невероятного технического мастерства и почти что академического звучания. Особое наслаждение доставляют виртуозные клавишные партии Есики Хаяси, приправленные готическим оттенком. К слову, за годы работы в музыкальной индустрии артист построил успешную сольную карьеру, а также проявил себя как отличный продюсер. Даже сейчас он частенько пишет песни для других групп.
Dir en grey
Группа Dir en grey
© Gary Gershoff/Getty Images
Группа называет себя «японским авангардным металом». И действительно, что только не встретишь в музыке коллектива: тут вам и сладж-метал уровня Gojira, и элементы дэта с блэком, и даже диссонирующие джент-риффы. Если и этого мало, можно добавить еще и хеви-метал с пауэром, и дум-метал… Все это — в одном альбоме, на минуточку.
Кстати, первые работы команды спродюсировал тот самый Есики Хаяси из Japan X. Думаем, комментарии излишни.
KANA-BOON
Группа KANA-BOON
© Lee Sun/CC BY-SA 4.0
Группа Kana-Boon написала серию опенингов для франшизы «Наруто». Это все, что вам нужно знать. Например, сингл 2014 года Silhouette стал официальным гимном нашумевшего сериала, песня Diver была использована в мультфильме Boruto: Naruto the Movie (2015), а Spiral прозвучала в видеоигре Naruto Shippuden: Ultimate Ninja Storm 4 (2016). И это мы еще массу других проектов не затрагивали. Популярность Kana-Boon в аниме-культуре, впрочем, не удивляет: музыка коллектива — это молодежный панк-рок. В меру дерзкий и мелодичный, но не лишенный японского очарования.
Superfly
Вокалистка Superfly Сихо Оти
© Superfly
Венчает наш топ коллектив под предводительством харизматичной фронтвумен Сихо Оти. Эта женщина, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сама пишет музыку и тексты, играет на множестве инструментов, обладает невероятным вокальным диапазоном… Иными словами, гений. Поэтому неудивительно, что ее детище получило столь широкое признание в Японии. Несколько альбомов Superfly с ходу занимали первые строчки местного чарта Oricon, а клипы набирали сотни миллионов просмотров.
За двадцать лет карьеры Сихо удалось создать самую настоящую сказку. Ее песни чем-то напоминают диснеевские, только с более сложными композиционными структурами, а уж по размаху дадут фору бродвейским мюзиклам. Электрогитара и струнные сплетаются между собой в причудливом вальсе, порой перемежаясь рок-н-ролльным драйвом. Иногда в дело вступают и клавишные партии, то разгоняясь до джазовых импровизаций, то стихая до балладных переливов в духе Элтона Джона. А уж о чувственном вокале госпожи Оти и говорить не приходится.