Осенние визиты. Вкратце о классической части франшизы "Хэллоуин"

Почему сиквелы лучше

Осенние визиты. Вкратце о классической части франшизы "Хэллоуин"

Слава Богу, я больше не пишу лонги на дтф и не буду терроризировать вас бессмысленными рерайтами википедии. Все и так знают про американского маньяка Майкла Майерса, что с 70-х годов в октябре выходит на охоту за членами своей семьи в городке Хэддонфилд, штат Иллинойс. Любимое семейство Строуд наделено завидной витальностью: сколько бы Майерс не вырезал родни, та умудряется оставлять потомство, обреченное на будущую встречу с самым жестоким убийцей Америки.

Мое мнение о каждом фильме франшизы до эпохи перезапусков. То есть до фильма "Хэллоуин: 20 лет спустя" (не включительно).

Halloween 1 (1978)

Невероятно удачный в качестве снотворного, но ужасно скучный, посредственный и переоцененный фильм Джона Карпентера, весьма переоцененного режиссера. Главный недостаток – отсутствие драматургии. Поясню, что я понимаю под драматургией в этой статье: отношения между героями, создающие клубок конфликтов и привязанностей, благодаря которым зрителю становится интересно следить за происходящим, переживая за выживших и оплакивая погибших.

Что же в легендарном первом фильме? 2/3 хронометража Михаэль режет и душит одноразовые болванки, чтобы в конце немного побегать за главной болванкой в исполнении Джейми Кертис и позорнейше слиться психиатру Лумису. Что мы узнали о Лори Строуд из фильма? Ничего. Она ходит в школу, тусит с подругами и резво драпает от мужиков в масках. Как характер она пустышка.

Неоспоримые достоинства фильма. Музыкальная тема качает (Карпентер как музыкант намного выше режиссера; послушайте Lost Themes). Лицо молодой Кертис – красавица! И этот фильм был первым.

Осенние визиты. Вкратце о классической части франшизы "Хэллоуин"

Halloween 2 (1981)

Аж 3 года зрители ждали сиквел, снятый Риком Розенталем так, как будто с релиза первой части прошел от силы месяц. Картина впечатляет мастерством! Мастерством клонирования стиля Карпентера. Я бы поверил, если бы мне сказали, что у двух частей один режиссер. Фильм слегка приумножил недостатки оригинала. В первой серии были болванки вместо персонажей, но они хоть какое-то отношение имели к главному герою (подруги Лори общались с девушкой в начале фильма). Здесь же убивают каких-то совсем бесполезных рандомов на улице и в госпитале большую часть картины. Беготня доктора Лумиса с шерифом по городу стилистически далека не только от жанра ужасов, но и от хорошего сюжета в принципе.

В фильме есть ровно одна крутая сцена. Причем настолько крутая, что уделывает собой слабый оригинал Карпентера целиком. Первая встреча Лори и Михаэля в больнице. Взгляд Кертис, полный ужаса и предчувствия нечеловеческих испытаний, проникает в самую душу.

Осенние визиты. Вкратце о классической части франшизы "Хэллоуин"

Halloween 3: Season of the Witch (1982)

Повторюсь: не хочу вас мучить рерайтами википедии и в миллиардный раз пересказывать, как фильм без Майкла Майерса оказался во франшизе. Тупой до невероятия, трешовый кринж про ирландского колдуна, создающего роботов под видом производства хэллоуинских масок. И все это с целью принести в жертву американских детей при помощи бесячего рекламного джингла на ТВ! Фильм настолько безумный, что его уместнее сравнивать не с предыдущими "Хэллоуинами", а с линчевским "Синим бархатом".

Но у кинца есть одно существенное достоинство. Его было интересно смотреть. Про Карпентера такого сказать трудно.

Осенние визиты. Вкратце о классической части франшизы "Хэллоуин"

Halloween 4: The Return Of Michael Myers (1988)

Для меня настоящий "Хэллоуин" начался с картины режиссера Дуайта Литтла. Наслушавшись россказней об "ужасных сиквелах один другого хуже", насмотревшись на оценки сайтов для говноедов (кинопоиск, имдб, гнилой помидор), я был готов увидеть самый жалкий трешачок в своей жизни, нелепую попытку тонущей компании нажиться на некогда популярном бренде из 70-х. Что я увидел в действительности?

Лори Строуд погибла за кадром (Кертис сбежала из франшизы), оставив дочь по имени Джейми на воспитание приемной семье. Сводная старшая сестра Рейчел любит девочку как родную, утешая ребенка после травли в школе: злые дети припоминают Джейми ее родство с убийцей.

Гениальность фильма становится очевидна, когда ты понимаешь: главным героем будет не взрослая нянька Рейчел, а маленькая Джейми. Назначить на роль final girl ребёнка – крутое решение само по себе. Но режиссер еще и не побоялся подвергнуть несчастную девочку жутким страданиям, по сравнению с которыми посиделки в шкафу Лори покажутся малозначительной ерундой.

Фильм не только вывел на новый уровень жестокость противостояния бессмертного маньяка и слабой жертвы, но и задал высокую планку визуального искусства для франшизы. Темные улицы провинциального города стали тем, чем должны были стать изначально – воплощением американской готики, где заброшенной дом среднего класса почти как замок европейского вампира в ожидании хозяина. Здесь и взрослому выжить непросто, куда там испуганной девчонке. После фильма не возникает вопроса, зачем провинциальный американец вооружается до зубов.

Главная заслуга четвертого Хэллоуина: создателям впервые была интересна жизнь героев. Появилась та самая драматургия, объемные персонажи. Небольшой любовный треугольник связывает старших ребят, развязка будет кровавой. Драма травли и одиночества малышки Джейми, созданной быть жертвой Михаэля с самого рождения. Отчаянные подвиги от людей, от которых подобного поведения не ожидаешь. Крутой фильм, лучший из классических "Хэллоуинов".

Осенние визиты. Вкратце о классической части франшизы "Хэллоуин"

Halloween 5: The Revenge Of Michael Myers (1989)

После успеха в прокате четвертой части (к вопросу о "провальных сиквелах") режиссеру из Швейцарии по имени Доминик Отенен-Жерар предстояла трудная задача – защитить для "Хэллоуина" титул чемпиона слэшеров. Потянет?

У меня к этой части только одна претензия: вновь потерялась драматургия. Воплощением бессмысленной и беспощадной резни стала затянутая сцена в коровнике, где Михаэль долго вырезал абсолютно не интересных и никак не привязанных к основному сюжету персонажей. Типичная слешерная глупость, достойная треш-франшизы "Пятница 13". Но весь остальной фильм здесь великолепен и, что особенно важно, наполнен собственными интересными находками. Михаэль беспределит за рулем автомобиля – классно же!

Вновь убийца охотится на маленькую Джейми. Оперативность выхода новой части позволила девочке сохранить молодость (дети быстро растут). В новом фильме ее мучают и пытают еще сильнее. К истязаниям присоединился окончательно сошедший с ума доктор Лумис – победа над Майерсом стала для него навязчивой идеей. Старик вытряхивает душу из до смерти напуганного ребенка в надежде выйти на след неуловимого маньяка.

Апофеозом жестокого обращения с детьми в кино становится сцена падения Джейми в бельепровод. Перед тем, как прирезать загнанную жертву, Михаэль снимает маску – в знак уважения, не иначе.

Осенние визиты. Вкратце о классической части франшизы "Хэллоуин"

Halloween: The Curse of Michael Myers (1995) – The Producer’s Cut

Первый "Хэллоуин" 90-х, наиболее темного десятилетия в американском кино. Зрители обожают "Твин Пикс", "Секретные материалы", "ВОрона". Новая часть "Хэллоуина" следует мрачному тренду. Днем солнце светит неуверенно, едва ярко, надеясь поскорее сбежать с грядущего праздника смерти. Потолочное освещение в США запретили, остались лишь маломощные светильники и свечи.

Студия поручила режиссеру Джо Шаппелу создать Михаэлю предысторию, режиссер с задачей справился. В качестве награды за успех боссы из компании Dimension Films отправили кино на пересъёмки, превратив законченную историю в безумный треш про лабораторию с клонами Михаэля.

К счастью, первоначальная версия фильма была издана, и мы можем насладиться замыслом режиссера. Сам по себе древний культ сатанистов, стоящий за преступлениями Михаэля, не слишком интересен. Куда важнее стала тема сексуальности, этой первопричины всех преступлений. На радиопередачу, посвященную жутким убийствам на Хэллоуин, звонит безумная поклонница Михаэля и признается в эротическом влечении к маньяку.

Мученица Джейми угодила в лапы тайного общества и теперь ей не сбежать. Михаэль подвергает 15-летнюю жертву насильственной любви – вместо смерти несчастная подарит жизнь новому Майерсу. Это вызывающая сцена, показанная вскользь и без подробностей, тем не менее вызвала истерику у некоторых чувствительных кинозрителей. Я считаю эпизод самым мощным в картине. Это и есть то самое развитие идей, которого требуют зрители, а не топтание на карпентеровских находках 70-х.

В заключительной части классических "Хэллоуинов" впервые в серии появилось то, что можно называть повесточкой. Пока еще робкой и не уверенной. Женщина по имени Кара (здешняя final girl) терпит побои от властного отца, белого патриарха с лицом Дональда Трампа, убежденного, что Америку испортили либералы. Женщин подвергают репродуктивному насилию. Обнаглевший белый радиодиджей газлайтит девушку, когда та предупреждает о возращении Михаэля. Образ маньяка обрел необычное прочтение: Михаэль – освободитель американских женщин от мук обыденности. Сара Коннор называла робота-убийцу Т800 идеальным отцом. Кара Строуд могла бы повторить то же самое и про маньяка из Хэддонфилда.

Забавно, что Producer's Cut, изданный в 2014-ом, расхваливали критики на профильных сайтах об ужастиках. Таким образом, самый низкооцененный сиквел превратился в самый высокооцененный. Мудаки из Dimension Films должны быть довольны.

Осенние визиты. Вкратце о классической части франшизы "Хэллоуин"

Таково мое краткое мнение о франшизе "Хэллоуин" до перезапуска. Сиквелы вышли отличными, со своими особенностями, почерком талантливых режиссеров. Я назвал бы последние три фильма "трилогией возвращения", потому что начало положила картина "Возвращение Майкла Майерса". Готическая атмосфера и персонаж девочки Джейми объединяют фильмы в одно большое высказывание о провинциальной американской жизни в 80-90-е.

Почему же эти фильмы принято презирать, и оценки на агрегаторах столь низкие? Ответ очевиден и прост: идиоты.

Контент для взрослых
44
33
10 комментариев

Хороший текст. Жаль, мало кто увидит 😡
Может, всё-таки попросишь снять шб ? Авось помилование одобрят по случаю праздников.

1

Спасибо большое!
Можно запостить в подсайт-тему и шб не будет. Но я и не хочу в большой дтф постить. Там придется конкурировать с ProKino и Сергеем Киташовым, а я боюсь конкуренции с титанами.

4

Клевый обзор, жаль что ими ты не балуешь.
робота-убийцу Т1000 идеальным отцомТ800 наверное

2

Спасибо.
Сейчас поправлю

Никогда не интересовали Хэловины, да и слэшеры в целом. Но теперь есть отличный путеводитель!
По Карпентеру — драматург он, может, и не лучший, но работал с формой на совесть. Практические эффекты в "Нечто" — это нечто

1

Но теперь есть отличный путеводитель!

С таким путеводителем ты явно будешь не в мейнстриме)) Правильно везде говорить, что сиквелы ужасные, зато первый фильм ооо первый фильм ууу

1

По поводу первого Хэллоуина - там вся фишка в нагнетании саспенса перед началом убийств, все эти появления за бельем, демоническая сила, неубиваемость убийцы (сорри за тавтологию) - всё это исполнено отлично. А как хоррор он, конечно, банален.

1