Введение в Ventuz и его возможности
Всё чаще мультимедийный контент становится основным инструментом привлечения внимания аудитории. Для создания востребованного контента разработчикам нужны мощные программные решения. И одно из них — среда разработки и система realtime-визуализации Ventuz. Ее возможности позволяют создавать интерактивные мультимедийные инсталляции, визуальные эффекты и многое другое.
Как пошагово освоить Ventuz и с чего начать работу с ним, мы расскажем в этом материале, который подготовлен вместе с разработчиками студии Akademia.
Основные возможности Ventuz
Ventuz был разработан одноименной немецкой компанией в 2004 году и за почти 20 лет превратился из средства интерактивной визуализации данных в мощный инструмент генерации и отображения практически любого контента. Сейчас Ventuz используется для создания интерактивных презентаций, в мультимедийных инсталляциях, оформлении и настройке телевизионных эфиров и в 3D-мэппинге.
Главных причины успеха Ventuz, по мнению разработчиков — две: простота создания трехмерного контента высокого качества и широких возможностей программирования, масштабирования и управления.
В этой статье расскажем про возможности, которые предоставляет разработчикам Ventuz. Рассмотрим его инструментарий в создании интерактивных элементов, анимации и визуальных эффектов. А также освоим базовые принципы работы с интерфейсом программы.
Что нужно для начала работы с Ventuz
Чтобы быстро подключить и настроить программу для обучения и дальнейшего использования, нужно совсем немного. У специалиста, имеющего опыт с ПО подобного типа развертывание и настройка займут не больше 15 минут, а у неопытного — чуть больше времени.
Как и у большинства продуктов для создания realtime-визуализации, у Ventuz имеется система лицензирования — чем шире и больше набор возможностей, тем дороже лицензия. Базовых предложений — три:
- Бесплатная версия Community Studio — подходит для тех, кто только начинает свой путь в Ventuz и хочет освоиться в его настройках и возможностях. Здесь предлагается приличный набор опций: до 500 основных нод в одном билде, работа с разрешением до 4К, бессрочная лицензия. Для работы в программе требуется постоянное подключение к интернету и любую вашу разработку будет сопровождать водяной знак — это не сильно помешает обучающемуся программе специалисту, но не подойдет для коммерческой деятельности.
- Основная версия Core, 180 евро/месяц — для профессиональных пользователей и коммерческих проектов. Здесь есть двойное разрешение 4K, неограниченное число нод; есть все функции, нужные для создания проектов Pro-AV, стационарных установок и визуализации данных. Пакет Studio Bundle включает в себя Designer, Director и Runtime, но Runtime также доступна в виде отдельной лицензии по цене 90 евро в месяц.
- Корпоративная версия Enterprise, цена по запросу — она предполагает «сборку» функций, блоков и элементов ПО в соответствии с запросами компаний, брендов и агентств. В общем виде это — версия без потолка по разрешению визуальных проектов и неограниченное число нод. Помимо Studio Bundle и тех компонентов, которые нужны конкретной компании (таких, как Designer, Director и Runtime), здесь есть большой набор опций, адаптированных к требованиям рынка вещания. Этот вариант считается самым удобным и передовым — разработчики движка поддерживают тех, кто использует эту лицензию и при первой возможности добавляют нужные “фичи” и опции по запросу (если их не хватает в текущей версии и пользователи об этом сообщают). В итоге многое из таких новых “фич” и решений впоследствии "переезжает" в следующие версии движка.
Все платные лицензии делятся на два типа — "подписка" (Subscription) и "постоянная" (Perpetual): первый тип более гибкий, а второй — более фиксированный. Детально производитель описывает все различия на сайте. Но в целом, первый тип допускает помесячную оплату лицензии, дает возможность адаптировать длительность лицензии к срокам конкретного проекта, постоянно получать обновления ПО (как только оно выходит) и работать с разрешением картинки Dual 4K.
Второй тип платной лицензии — постоянный или вечный. Единоразовый платеж дает доступ ко всем доступным на момент покупки опциям и разрешению в 4К, а решение о покупке и установке новых версий и обновлений ПО каждый раз необходимо принимать самостоятельно (обновление по запросу, а не автоматическое).
Ключи для активации выбранной лицензии, как и в большинстве подобных продуктов, есть как в онлайн-формате, так и в виде донгла. В первом случае можно подключаться через интернет и сразу начинать работать. Во втором нужно получить по почте физический ключ, донгл (специальную флешку с кодами) и установить на него купленную лицензию. Это сейчас для россиян проблемно, но при желании можно найти обходные пути решения этой задачи.
Донгл нужен в тех случаях, когда есть сомнения в качестве онлайн-соединения, но в большинстве случаев можно пользоваться онлайн-ключами. Они тоже бывают разных видов — постоянные, которые стоят подороже, и временные, на месяц. То есть в зависимости от своих задач и планируемой загрузки проектами в Ventuz, вы можете подобрать себе такую конфигурацию ПО и лицензию, чтобы не переплачивать за них и использовать нужный функционал.
Создание интерактивных презентаций
Проще всего понять процесс создания интерактивных презентаций на Ventuz с помощью практики. Углубиться в специфику среды разработки вам поможет видео, где на реальных примерах рассказывается, как сделать презентацию в Ventuz за час. Вы узнаете, как добавлять анимированные слайды, создавать переходы между ними и настроить простое управление.
Разработчики студии Akademia назвали этот вебинар "спидраном по созданию интерактивной презентации". В примерах из него вы можете видеть, что структура Ventuz — уникальна. Его программные инструменты подходят как новичкам, так и профессиональным разработчикам. В Ventuz не нужно "писать код", а вся его логика настраивается с помощью визуального скриптинга — нодовой системы программирования (как blueprints в Unreal Engine).
Если после этой статьи и видео у вас останутся вопросы, то обязательно пишите их в комментариях.
Мы сделали этот вебинар, потому что проще один раз показать, чем его переписывать в текст. На реальных примерах видно, насколько инструментарий Ventuz эффективен для подобных задач, когда знаешь нюансы движка.
Визуализация на мероприятиях и выставках
Этот раздел посвятим применению Ventuz для визуализации на мероприятиях, выставках и конференциях.
Инсталляция для бренда МТС для форума RetailTech 2023 года — компания с помощью инсталляции представляла систему своих В2В-продуктов. Ключевой объект инсталляции — "Иммерсивный угол" с эффектом naked eye, который полностью отражает системный подход МТС к В2В. Пользователь может перемещаться по пространству, изучая все продукты с помощью 6 тач-скринов, созданных на Ventuz. Каждая грань куба — конкретный продукт: активируя грань, можно развернуть на экране полную презентацию и инфографику о нем.
Широкий спектр интерактивных стендов и инсталляция для XVIII Ассамблеи “Здоровая Москва”, созданных на Ventuz. Цель проекта — облегчить обычному человеку выбор и поиск нужного ему медицинского обслуживания: решения, созданные с помощью Ventuz, позволяют выбирать поликлинику, записаться на прием или принять участие в игровой презентации.
Примеры работ показывают, что возможности Ventuz практически ничем не ограничены в креативном плане. Грамотный дизайн с приятными эффектами увлекают и позволяют лучше доносить информацию. А это пользуется спросом в наше время.
Интеграция и расширение функциональности
В этом разделе рассмотрим, как интегрировать Ventuz с другими инструментами и системами. Обсудим возможности совместной работы с графическими редакторами, 3D-моделированием и системами управления событиями. Также расскажем о расширении функциональности Ventuz через сторонние плагины и скрипты.
Ventuz позволяет быстро создавать нужные вам интерфейсы, его движок славится своей стабильной работой, а грамотная архитектура билда позволяет инсталляции работать долго и без сбоев. А это очень важный аспект — как для разработчика, так и для заказчика и, конечно, финального потребителя контента — зрителя или посетителя.
Специфика рынка не позволяет отодвигать дедлайны, поэтому многие процессы в разработке делаются параллельно. Например, пока нет всего контента, создается "скелет презентации", в который закладывается все необходимое на будущее. Например, использование как источника данных Excel-таблицы позволяет отдать ее на заполнение знающим людям, пока разработчики заняты другими задачами.
Но факт остается фактом — возможности Ventuz в создании реалистичной графики порой ограничены: для получения реалистичного результата, он может работать в связке с Unreal engine, создавая современную фотореалистичную графику.
Интеграция обычно происходит с помощью протоколов обмена данными — например, OSC. Выглядит это так, словно кусок кода от другой программы скопирован в Ventuz — на одном или нескольких компьютерах запущены обе программы, которые обмениваются данными между собой.
Интеграция Ventuz работает достаточно легко — для этого нужны базовые знания и минимальная практика работы в Ventuz и чуть более продвинутые знания игровых движков (Unreal engine).
Возможна интеграция Ventuz с любыми другими программами и устройствами, которые поддерживают протоколы, доступные Ventuz — OSC, DMX и др.
Отдельный случай — связка с Cinema 4D. Здесь даже не требуется никакой специальный протокол: можно создавать нужную геометрию в Cinema 4D и нажатием одной кнопки переносить ее в открытый Ventuz. Это очень удобно — создавать 3D-контент и сразу его получать в realtime-движке.
Возможности мэппинга
Мэппинг — это большая отдельная тема. Есть специалисты, которые занимаются исключительно сведением проекторов. В зависимости от сетапа у каждого проекта могут возникать свои особенности и сложности. Например, свести проекции на сравнительно плоскую поверхность довольно легко, а если на ней возникают даже малейшие изгибы, то потребуется кропотливая работа опытного специалиста.
В Ventuz мэппинг реализуется совмещенной с движком утилитой — Ventuz Configuration Edition, который позволяет администрировать несколько конфигураций и легко переключаться между ними. Разработчики Ventuz активно развивают это направление, постоянно пополняя его настройки и набор опций.
В прошлом году я реализовывал кейс со сведением 12 проекторов на общую поверхность. Мэппингом занимался очень опытный специалист, который впервые использовал в работе Ventuz — несмотря на простоту и удобство, задача была очень сложной и трудозатратной.
Заключение
В завершении статьи подведем итоги. По мнению специалистов нашей студии, Ventuz — один из самых многофункциональных продуктов для realtime-визуализации, создания интерактивных мультимедийных презентаций и визуальных эффектов.
Кроме собственных возможностей, система предоставляет много вариантов для интеграции практически со всеми популярными программами и игровыми движками, чтобы создавать яркую и натуралистичную графику для бизнеса, кино-, ТВ- и других проектов.
К тому же, Ventuz легко настраивается и адаптируется к тем задачам, которые стоят перед разработчиком, а система лицензирования такова, что каждый желающий может выбрать для себя нужные настройки и функционал, и не переплачивать за ненужные опции.
Благодаря собственным возможностям и совместимости с другими продуктами, Ventuz позволяет создавать уникальные интерактивные мультимедийные решения, поддерживает творческий процесс и расширяет возможности разработчика в решении клиентских задач.
Если вы уже пробуете себя в создании интерактивных проектов на Ventuz, расскажите в комментариях об этом своем опыте. А также смело задавайте вопросы по нашей статье или к обучающему видео в нем — мы обязательно на них ответим.