Введение в Ventuz и его возможности

Введение в Ventuz и его возможности

Всё чаще мультимедийный контент становится основным инструментом привлечения внимания аудитории. Для создания востребованного контента разработчикам нужны мощные программные решения. И одно из них — среда разработки и система realtime-визуализации Ventuz. Ее возможности позволяют создавать интерактивные мультимедийные инсталляции, визуальные эффекты и многое другое.

Как пошагово освоить Ventuz и с чего начать работу с ним, мы расскажем в этом материале, который подготовлен вместе с разработчиками студии Akademia.

Основные возможности Ventuz

Ventuz был разработан одноименной немецкой компанией в 2004 году и за почти 20 лет превратился из средства интерактивной визуализации данных в мощный инструмент генерации и отображения практически любого контента. Сейчас Ventuz используется для создания интерактивных презентаций, в мультимедийных инсталляциях, оформлении и настройке телевизионных эфиров и в 3D-мэппинге.

Главных причины успеха Ventuz, по мнению разработчиков — две: простота создания трехмерного контента высокого качества и широких возможностей программирования, масштабирования и управления.

В этой статье расскажем про возможности, которые предоставляет разработчикам Ventuz. Рассмотрим его инструментарий в создании интерактивных элементов, анимации и визуальных эффектов. А также освоим базовые принципы работы с интерфейсом программы.

Что нужно для начала работы с Ventuz

Чтобы быстро подключить и настроить программу для обучения и дальнейшего использования, нужно совсем немного. У специалиста, имеющего опыт с ПО подобного типа развертывание и настройка займут не больше 15 минут, а у неопытного — чуть больше времени.

Как и у большинства продуктов для создания realtime-визуализации, у Ventuz имеется система лицензирования — чем шире и больше набор возможностей, тем дороже лицензия. Базовых предложений — три:

  • Бесплатная версия Community Studio — подходит для тех, кто только начинает свой путь в Ventuz и хочет освоиться в его настройках и возможностях. Здесь предлагается приличный набор опций: до 500 основных нод в одном билде, работа с разрешением до 4К, бессрочная лицензия. Для работы в программе требуется постоянное подключение к интернету и любую вашу разработку будет сопровождать водяной знак — это не сильно помешает обучающемуся программе специалисту, но не подойдет для коммерческой деятельности.
  • Основная версия Core, 180 евро/месяц — для профессиональных пользователей и коммерческих проектов. Здесь есть двойное разрешение 4K, неограниченное число нод; есть все функции, нужные для создания проектов Pro-AV, стационарных установок и визуализации данных. Пакет Studio Bundle включает в себя Designer, Director и Runtime, но Runtime также доступна в виде отдельной лицензии по цене 90 евро в месяц.
  • Корпоративная версия Enterprise, цена по запросу — она предполагает «сборку» функций, блоков и элементов ПО в соответствии с запросами компаний, брендов и агентств. В общем виде это — версия без потолка по разрешению визуальных проектов и неограниченное число нод. Помимо Studio Bundle и тех компонентов, которые нужны конкретной компании (таких, как Designer, Director и Runtime), здесь есть большой набор опций, адаптированных к требованиям рынка вещания. Этот вариант считается самым удобным и передовым — разработчики движка поддерживают тех, кто использует эту лицензию и при первой возможности добавляют нужные “фичи” и опции по запросу (если их не хватает в текущей версии и пользователи об этом сообщают). В итоге многое из таких новых “фич” и решений впоследствии "переезжает" в следующие версии движка.

Все платные лицензии делятся на два типа — "подписка" (Subscription) и "постоянная" (Perpetual): первый тип более гибкий, а второй — более фиксированный. Детально производитель описывает все различия на сайте. Но в целом, первый тип допускает помесячную оплату лицензии, дает возможность адаптировать длительность лицензии к срокам конкретного проекта, постоянно получать обновления ПО (как только оно выходит) и работать с разрешением картинки Dual 4K.

Второй тип платной лицензии — постоянный или вечный. Единоразовый платеж дает доступ ко всем доступным на момент покупки опциям и разрешению в 4К, а решение о покупке и установке новых версий и обновлений ПО каждый раз необходимо принимать самостоятельно (обновление по запросу, а не автоматическое).

Ключи для активации выбранной лицензии, как и в большинстве подобных продуктов, есть как в онлайн-формате, так и в виде донгла. В первом случае можно подключаться через интернет и сразу начинать работать. Во втором нужно получить по почте физический ключ, донгл (специальную флешку с кодами) и установить на него купленную лицензию. Это сейчас для россиян проблемно, но при желании можно найти обходные пути решения этой задачи.

Донгл нужен в тех случаях, когда есть сомнения в качестве онлайн-соединения, но в большинстве случаев можно пользоваться онлайн-ключами. Они тоже бывают разных видов — постоянные, которые стоят подороже, и временные, на месяц. То есть в зависимости от своих задач и планируемой загрузки проектами в Ventuz, вы можете подобрать себе такую конфигурацию ПО и лицензию, чтобы не переплачивать за них и использовать нужный функционал.

Получаем пробную лицензию
Получаем пробную лицензию
Лицензии
Лицензии
Скачиваем установщик
Скачиваем установщик
Устанавливаем
Устанавливаем
Регистрируем лицензию
Регистрируем лицензию
Создаем новый проект
Создаем новый проект
Открываем чистый проект так…
Открываем чистый проект так…
…или так. Это — переключение рабочего пространства с разным набором окон. Справа вверху можно выбрать Design, Logic, Animate, Data и настроить их под себя.
…или так. Это — переключение рабочего пространства с разным набором окон. Справа вверху можно выбрать Design, Logic, Animate, Data и настроить их под себя.
…и работаем с проектом, как показано в данном примере разработки.
…и работаем с проектом, как показано в данном примере разработки.

Создание интерактивных презентаций

Проще всего понять процесс создания интерактивных презентаций на Ventuz с помощью практики. Углубиться в специфику среды разработки вам поможет видео, где на реальных примерах рассказывается, как сделать презентацию в Ventuz за час. Вы узнаете, как добавлять анимированные слайды, создавать переходы между ними и настроить простое управление.

Разработчики студии Akademia назвали этот вебинар "спидраном по созданию интерактивной презентации". В примерах из него вы можете видеть, что структура Ventuz — уникальна. Его программные инструменты подходят как новичкам, так и профессиональным разработчикам. В Ventuz не нужно "писать код", а вся его логика настраивается с помощью визуального скриптинга — нодовой системы программирования (как blueprints в Unreal Engine).

Если после этой статьи и видео у вас останутся вопросы, то обязательно пишите их в комментариях.

Мы сделали этот вебинар, потому что проще один раз показать, чем его переписывать в текст. На реальных примерах видно, насколько инструментарий Ventuz эффективен для подобных задач, когда знаешь нюансы движка.

Алексей Аносов, ведущий разработчик на Ventuz студии Akademia

Визуализация на мероприятиях и выставках

Этот раздел посвятим применению Ventuz для визуализации на мероприятиях, выставках и конференциях.

Инсталляция для бренда МТС для форума RetailTech 2023 года — компания с помощью инсталляции представляла систему своих В2В-продуктов. Ключевой объект инсталляции — "Иммерсивный угол" с эффектом naked eye, который полностью отражает системный подход МТС к В2В. Пользователь может перемещаться по пространству, изучая все продукты с помощью 6 тач-скринов, созданных на Ventuz. Каждая грань куба — конкретный продукт: активируя грань, можно развернуть на экране полную презентацию и инфографику о нем.

Широкий спектр интерактивных стендов и инсталляция для XVIII Ассамблеи “Здоровая Москва”, созданных на Ventuz. Цель проекта — облегчить обычному человеку выбор и поиск нужного ему медицинского обслуживания: решения, созданные с помощью Ventuz, позволяют выбирать поликлинику, записаться на прием или принять участие в игровой презентации.

Примеры работ показывают, что возможности Ventuz практически ничем не ограничены в креативном плане. Грамотный дизайн с приятными эффектами увлекают и позволяют лучше доносить информацию. А это пользуется спросом в наше время.

Алексей Аносов, программист студии Akademia

Интеграция и расширение функциональности

В этом разделе рассмотрим, как интегрировать Ventuz с другими инструментами и системами. Обсудим возможности совместной работы с графическими редакторами, 3D-моделированием и системами управления событиями. Также расскажем о расширении функциональности Ventuz через сторонние плагины и скрипты.

Ventuz позволяет быстро создавать нужные вам интерфейсы, его движок славится своей стабильной работой, а грамотная архитектура билда позволяет инсталляции работать долго и без сбоев. А это очень важный аспект — как для разработчика, так и для заказчика и, конечно, финального потребителя контента — зрителя или посетителя.

Специфика рынка не позволяет отодвигать дедлайны, поэтому многие процессы в разработке делаются параллельно. Например, пока нет всего контента, создается "скелет презентации", в который закладывается все необходимое на будущее. Например, использование как источника данных Excel-таблицы позволяет отдать ее на заполнение знающим людям, пока разработчики заняты другими задачами.

Но факт остается фактом — возможности Ventuz в создании реалистичной графики порой ограничены: для получения реалистичного результата, он может работать в связке с Unreal engine, создавая современную фотореалистичную графику.

Интеграция обычно происходит с помощью протоколов обмена данными — например, OSC. Выглядит это так, словно кусок кода от другой программы скопирован в Ventuz — на одном или нескольких компьютерах запущены обе программы, которые обмениваются данными между собой.

Интеграция Ventuz работает достаточно легко — для этого нужны базовые знания и минимальная практика работы в Ventuz и чуть более продвинутые знания игровых движков (Unreal engine).

Возможна интеграция Ventuz с любыми другими программами и устройствами, которые поддерживают протоколы, доступные Ventuz — OSC, DMX и др.

Отдельный случай — связка с Cinema 4D. Здесь даже не требуется никакой специальный протокол: можно создавать нужную геометрию в Cinema 4D и нажатием одной кнопки переносить ее в открытый Ventuz. Это очень удобно — создавать 3D-контент и сразу его получать в realtime-движке.

Интеграция между Ventuz и Cinema 4D
Интеграция между Ventuz и Cinema 4D
Интеграция между Ventuz и Cinema 4D
Интеграция между Ventuz и Cinema 4D

Возможности мэппинга

Мэппинг — это большая отдельная тема. Есть специалисты, которые занимаются исключительно сведением проекторов. В зависимости от сетапа у каждого проекта могут возникать свои особенности и сложности. Например, свести проекции на сравнительно плоскую поверхность довольно легко, а если на ней возникают даже малейшие изгибы, то потребуется кропотливая работа опытного специалиста.

В Ventuz мэппинг реализуется совмещенной с движком утилитой — Ventuz Configuration Edition, который позволяет администрировать несколько конфигураций и легко переключаться между ними. Разработчики Ventuz активно развивают это направление, постоянно пополняя его настройки и набор опций.

В прошлом году я реализовывал кейс со сведением 12 проекторов на общую поверхность. Мэппингом занимался очень опытный специалист, который впервые использовал в работе Ventuz — несмотря на простоту и удобство, задача была очень сложной и трудозатратной.

Алексей Аносов, ведущий разработчик на Ventuz студии Akademia

Заключение

В завершении статьи подведем итоги. По мнению специалистов нашей студии, Ventuz — один из самых многофункциональных продуктов для realtime-визуализации, создания интерактивных мультимедийных презентаций и визуальных эффектов.

Кроме собственных возможностей, система предоставляет много вариантов для интеграции практически со всеми популярными программами и игровыми движками, чтобы создавать яркую и натуралистичную графику для бизнеса, кино-, ТВ- и других проектов.

К тому же, Ventuz легко настраивается и адаптируется к тем задачам, которые стоят перед разработчиком, а система лицензирования такова, что каждый желающий может выбрать для себя нужные настройки и функционал, и не переплачивать за ненужные опции.

Благодаря собственным возможностям и совместимости с другими продуктами, Ventuz позволяет создавать уникальные интерактивные мультимедийные решения, поддерживает творческий процесс и расширяет возможности разработчика в решении клиентских задач.

Если вы уже пробуете себя в создании интерактивных проектов на Ventuz, расскажите в комментариях об этом своем опыте. А также смело задавайте вопросы по нашей статье или к обучающему видео в нем — мы обязательно на них ответим.

55
2 комментария

Авторы просто Боги. Спасибо!

1
Ответить

Спасибо за помощь в подготовке🖤

Ответить