Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Привет, это студия Akademia и мы умеем оживлять комиксы. В 2022-м году наша студия реализовала проект, который открыл москвичам и гостям столицы «Фанерон. Город мечты». Тысячи людей, взрослых и детей, смогли стать героями этого комикса, поиграть с его персонажами в разнообразные игры, креативно и с пользой провести время. Об этом кейсе расскажем в нашей статье.

С чего все началось

Если вы помните 1990-е или хотя бы смотрели нашумевший проект писателя Сергея Минаева «Девяностые», то точно знаете, кто такой Илья Бачурин. Это один из создателей российского шоу-бизнеса: именно он в 1993-м году привез в Москву Майкла Джексона. А еще — руководил российским MTV, участвовал в создании «Фабрики звезд», открыл первую в мире эфирную танцевальную радиостанцию, построил кинотелевизионный комплекс «Главкино», и занимался организацией церемоний на Олимпийских Играх в Сочи-2014. В общем, масштаб личности — более чем эпичен.

На фото: Илья Бачурин
На фото: Илья Бачурин

Сейчас Бачурин известен как директор «Москонцерта», а также — как руководитель и вдохновитель проекта «Фанерон. Город мечты». Что это за Фанерон такой? Это — российский комикс, фантастический город будущего, который работает на энергии креатива и творчества.

Но как познакомить с этим проектом обычных людей? Как интересно о нем рассказать и привлечь к нему внимание ? Мы отлично знаем, что комиксы в нашей стране не так популярны, как в США или Европе. Поэтому создатели Фанерона решили — нужно «выводить» художественную историю с бумажного листа в современное digital- и интерактивное пространство.

В конце концов, если легенда комикса такова, что он работает на энергии творчества — то пусть она и воплотится в реальность! Каждый посетитель пространства Фанерона сможет и заряжаться, и производить креативную энергию — принося пользу себе и городу будущего. Так и началась история оживления комикса, которая превратилась в большое интерактивное пространство «Фанерон. Город мечты» на ВДНХ, в павильоне «Космос» в 2022-м году.

Какие задачи нужно было решить

Миссией фестиваля было представление комикса не только как мира фантазий, но и как средства коммуникации между людьми. Для этого нужно, чтобы каждый посетитель выставки, вне зависимости от возраста и увлечений, мог бы найти для себя что-то полезное и увлекательное в мире Фанерона. Принять участие в жизни города, используя свои способности — физические и умственные.

Перед нами стояло две основные задачи. Первая — оцифровать вселенную Фанерона, перенеся сюжет комикса в интерактивную реальность. Вторая — сделать эту новую реальность такой, чтобы любой посетитель выставки мог окунуться в нее, увлечься и взаимодействовать с ней. И это должно быть динамично, развлекательно и полезно.

Задача еще и в том, что нужно рассказать и показать малоизвестный комикс. Например, легко представить выставку о MARVEL — не нужно объяснять, кто такой Халк, что это за щит и молот на постаментах. Все про это знают, и все хотят фотографироваться или взаимодействовать с такими комиксами.

А здесь нужно больше рассказывать о Фанероне — надо, чтобы люди читали комикс на выставке. Ведь до выставки они, скорее всего, этого не делали. И тут большая проблема — в том, чтобы заставить человека пойти в павильон на ВДНХ почитать комикс. А многим привычнее и удобнее читать комиксы дома на компе с чашкой чая… или по дороге в метро на телефоне.

Поэтому основной вызов проекта для нас был в том, чтобы за ограниченное время собрать из сюжетов комикса полноценную вселенную Фанерона, оцифровать ее и сделать такой, чтобы каждому посетителю было интересно с ней знакомиться и взаимодействовать.

Константин Носков. Creative Producer проекта "Фанерон. Город мечты".

Затем нужно было построить навигацию и подключить разные механики для пользовательского взаимодействия с ней. Тут мы столкнулись с некоторыми сложностями.

Создатели Фанерона — художники, которые отлично знают детали комикса, но совершенно не знакомы с нюансами производства интерактивного digital-контента. Поэтому в режиме «быстро и очень быстро» двум командам пришлось прокачивать друг друга. Мы обогатили свои знания в работе художников, а они, в свою очередь, узнали гораздо больше о digital-арт.

Второй вызов сразу неочевиден, но важен — нужно рассчитать все технические сложности и факапы, которые потенциально могут возникнуть на площадке. За 10 лет работы в мультимедийных проектах мы поняли — тут всегда лучше «пере-», чем «недо-». Мы должны заранее знать, что делать, если на фестивале что-то выйдет из строя или отключится электроэнергия во всем городе (ну мало ли!).

Это было большой проблемой — павильон не был рассчитан на нужные для проекта мощности по электричеству. Из-за технических особенностей помещения не работали нормально электромагнитные датчики, и нам пришлось за ночь до открытия менять все датчики на камеры и переделывать механику работы инсталляции.

Константин Носков. Creative Producer проекта "Фанерон. Город мечты".

Мы начали креативить

Что нужно для полноценного интерактивного пространства, которое зацепит посетителей разных возрастов, социальных групп и интересов? Нам нужна «В» — вариативность. Люди должны получить разнообразный опыт: одиночный и групповой, визуальный и тактильный, обучающий и чисто развлекательный, и т.д.

Мы хотели, чтобы посетители могли увидеть и виртуальный, и реальный мир Фанерона — с помощью метавселенной, VR и игровых механик в инсталляциях. А чтобы люди не запутались во всем многообразии, нужно было создать карту города и выстроить навигацию между разными мирами и их разделами. Поэтому мы сгруппировали все активности и варианты локаций, и разделили пространство Фанерона на два: интерактивное и лабораторное.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

В интерактивной зоне были собраны все элементы комикса, с которыми посетители могли взаимодействовать. Все, что касалось истории, устройства и особенностей города, находилось здесь.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Лабораторная зона стала местом, где люди общаются, учатся и творят. Здесь проходили мастер-классы по урбанистике, специальные показы мод и косплей-мероприятия. А еще тут можно было создавать собственные музыкальные треки и комиксы!

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Вселенная Фанерона в сравнении с титанами вроде DC или MARVEL — очень молодая. И именно это дало нам возможность участия в ее проработке. Вместе с Константином мы сами разработали инсталляцию, посвященную городу. Придумали социальную сеть Фанерона, где горожане размещали свои твиты. А чтобы им было что обсуждать, мы проработали детали культурной и социальной жизни города — формы досуга, проблемы и интересы жителей Фанерона, мемы и даже стили танцев. Это было увлекательно.

Матвей Козырев. Creative Director студии "Akademia"
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Вперед к реализации: как мы решали задачи проекта

По легенде Фанерона, Юрий Гагарин нашел в космосе источник креативной энергии. Из этого источника выросло Дерево Надежды — его цветы и плоды дают энергию созидания, благодаря которой люди будущего освоили космос и создали сам Фанерон.

Мы взяли за основу идею креативной энергии, которая питает город, и связали с ней все элементы пространства. Чтобы каждый посетитель мог узнать что-то новое, повеселиться, познакомиться с Фанероном и внести в его развитие собственный творческий вклад. И поделили все пространство на ключевые зоны, каждая из которых дает определенный пользовательский опыт:

Пролог

Это входная зона, где посетитель знакомится с городом и его историей. Начиная с первых семян Дерева Надежды, активируя артефакты прошлого, посетитель может запустить анимацию комикса на экране. Здесь мы соединили все основные смыслы комикса, его историю и легенду появления.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Цифровое дерево

Здесь интерактивность усложняется. Касаясь touch-панели, человек оживляет огромное цифровое дерево. «Крона» из светящихся кубов и «ствол» приходят в движение, меняют цвета и начинают издавать звуки — дерево показывает воспоминания Фанерона.

Но тут посетителей ждет сюрприз — чтобы проникнуть в память Фанерона на все 100%, нужно нажимать не одну, а две кнопки управления. А они находятся далеко друг от друга, и нажать их одновременно могут только два человека. Так мы стимулировали посетителей к общению и взаимодействию.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Стена историй

Эта зона — рай для визуалов. Огромная проекционная стена продолжает собой физическое пространство павильона — движение рук запускает перелистывание страниц гигантского комикса. Зачем это нужно? Чтобы увидеть истории героев Фанерона и их подвигов.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Музыка Фанерона

Одна из зон, куда обычно выстраивалась очередь — именно здесь любой желающий может сам создавать музыку! Мы разработали особую связку тачскрина с интерактивным музыкальным столом Reactable: появился модуль обучения и возможность скачать свой трек на смартфон.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Аркадная игра

Вторая мощная точка притяжения аудитории — особенно юной. Каждый получал шанс показать свою подвижность и выиграть танц-битву под уникальные музыкальные треки и стили танцев. Все они были разработаны в самом Фанероне!

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Метавселенная Фанерона

Фанерон — это не только история и игры, но и живой город. По которому можно прогуляться в VR-очках, а потом — заглянуть в залипательное арт-пространство. Сначала оно похоже на темную космическую комнату, где парят элементы комикса. Но потом становится ясно — их можно выхватывать и собирать в арт-полотна, став настоящим digital-художником.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию
Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Городская симуляция

Хотите, чтобы герои комикса провели вам экскурсию по городу? Или вам интересно почитать социальные сети его жителей? Может быть, у вас есть идеи по улучшению Фанерона? Тогда вам — в этот модуль, где персонажи, история и технологии города связаны воедино, и где можно оставить обратную связь.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Гиперзеркало

Вроде бы привычное по нынешним временам решение — а сколько радости приносит людям! Гиперзеркало моделирует образ человека в формате комикса: нужно лишь выбрать сюжет и повторить показанные на экране позы. Результат — ваш новый образ супергероя Фанерона который можно скачать на ваш телефон.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Конструктор комиксов

Это — та самая зона в Лаборатории, где проводятся мастер-классы по созданию комиксов. Можно с помощью художников реализовать свой творческий потенциал и добавить креативной энергии в систему обеспечения города. А свой первый профессиональный комикс — сохранить в смартфон.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Какими вышли результаты?

В создании и поддержке проекта участвовал Департамент культуры Москвы, креативное агентство «Параллель» и мы, студия Akademia. Всего фестиваль посетило более 200 000 человек. В Лаборатории на мастер-классах, семинарах и мероприятиях побывало 5 с лишним тысяч человек.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

На площадке прошло 6 крупных мероприятий, включая показ мод и особый косплей-фест. О них, а также о всей экспозиции рассказывали электронные, печатные издания, ТВ и соцсети — вышло более 50 материалов всероссийского значения, включая сюжеты телеканалов ВГТРК.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Здесь побывали не только обычные горожане и гости Москвы, но и известные личности — через пространство Фанерона прошагало и протанцевало более 20 популярных артистов (в том числе с выступлениями) и 12 топовых блогеров.

Геймификации, VR и метавселенная: 9 способов вовлечь в комикс новую аудиторию

Для нас особенно ценно то, что проект получил не только признание посетителей, но и профильные награды. Во-первых, это 3 место в номинации «Музей: выставка года» по версии портала Kudago, который давно стал афишей городских событий для жителей двух столиц.

Во-вторых, профессиональное дизайн-сообщество Dprofile оценило проект в двух номинациях: «Лучший проект» и «Лучшая графика». Поскольку свою миссию Dprofile определяет так — собрать всех талантливых людей вместе (и действительно собирает профи и экспертов отрасли), для нас эта оценка — очень приятна.

Говоря метафорами проекта, мы творчески использовали креативную энергию Фанерона для его же развития. Возможно, кто-то из вас побывал на этом фестивале лично и может поделиться своими впечатлениями от него? Расскажите нам об этом.

88
4 комментария

Энергия креатива и творчества...звучит как дефицитный ресурс на пдф

Ответить

А как бы вы назвали? :)

Ответить