Советский "лапоть", который стал родоначальником всех ракетопланов⁠⁠

<p>Dream Chaser, создаваемый компанией Sierra Space</p>

Dream Chaser, создаваемый компанией Sierra Space

Последнее время все обращают внимание на развитие американской или, допустим, японской космонавтики. Все больше стали забывать, что многие новые изобретение или задумки современности - это забытые старые разработки, которые просто преобразились и получили свое продолжение или новую жизнь в нашем веке.

Скажем, в США полным ходом идет разработка и испытания новейшего космического самолета Dream Chaser, создаваемый компанией Sierra Space. Но не все понимают, что в нем проскальзывают черты советского ракетоплана МиГ-105.11, его еще прозвали в свое время "Лаптем". Действительно, он очень похож на него, на лапоть.

<p>Dream Chaser, создаваемый компанией Sierra Space</p>

Dream Chaser, создаваемый компанией Sierra Space

Собственно, МиГ-105.11, как вы поняли, разрабатывали и испытывали в СССР в 1976-1978 гг. За два года прототип ракетоплана совершил 7 полетов. Сама же разработка ракетоплана как концепции космического корабля для полетов на орбиту в Советском Союзе началась еще в далеком 1965 году.

Как вы уже понимаете, разработки шли в строжайшей секретности в самый разгар Холодной войны между США и СССР, когда конкуренция между двумя странами перешла в область ближнего космоса. Естественно, задел, больше всего шел для военных целей.

Предполагалось ракетопланы использовать как орбитальные бомбардировщики, которые позволяли бы сбросить бомбу с ядерной начинкой на город прямо из космического пространства, минуя системы противоракетной обороны противника. Кстати, прямо в этот момент, американцы во всю проектировали свой экспериментальный X-20 DynaSoar.

МиГ-105.11
МиГ-105.11

Как вы понимаете, сам "лапоть" в космос взлететь не мог, поэтому было предусмотрено, что на орбиту данный ракетоплан выводила бы баллистическая ракета Р-7. Но до этих испытаний дело так и не дошло. Прототип все годы его испытаний просто сбрасывали с самолета - стратегического бомбардировщика Ту-95, который был переделан для данных испытаний.

Кстати, нужно сразу сказать о том, что МиГ-105.11 - это дозвуковая модель. А по плану, было целых три вида "лаптя": дозвуковой (МиГ-105.11), сверхзвуковой (МиГ-105.12) и гиперзвуковой (МиГ-105.13). Как вы уже поняли, в небо поднялся только первый - дозвуковой вариант, который развивал приличную скорость: до 800 км в час. Весил МиГ-105.11 три с половиной тонны. Управлял ракетопланом один пилот.

МиГ-105.11
МиГ-105.11

Еще нужно сказать тот факт, что все эти три варианта имели и свои собственные боевые цели. Допустим, дозвуковой вариант был необходим для того, чтобы производить фото- и радиоразведку; сверхзвуковой - для поражения вражеских авианосцев ракетами, имеющие ядерную боевую часть; гиперзвуковой - для перехвата космических целей.

Как говорится, весь этот проект задумывался и создавался не просто так, а с определенными задачами и заделами на будущее, ну и в целом, для охраны границ нашей страны. Причиной же закрытия проекта стала авария и дороговизна самого проекта. Авария с МиГ.105.11 произошла 13 сентября 1978 года. Тогда ракетоплан сильно пострадал при посадке.

Сегодня легендарный МиГ.105.11 можно увидеть в авиамузее в подмосковном Монино, где он нашел свою "вечную стоянку". Тем не менее, история с "Лаптем" не прошла просто так бесследно. Тот задел, который был получен при его разработке и испытании стал предтечей создания еще одного советского проекта "БОР-4".

Первый полет "БОР-4" был осуществлен в 1980 году. Аппарат сумел совершить полет по суборбитальной траектории. После успешного полета "БОР-4" были проведены еще несколько орбитальных полётов данного аппарата, но по одновитковой схеме.

БОР-4 после орбитального полета. Индийский океан
БОР-4 после орбитального полета. Индийский океан

Рады вашему лайку и подписке на канал. Это помогает развитию и продвижению нашего канала! Будем рады вашей подписке на наш канал в Телеграмм, сообщество в ВК.

Ссылка на первоисточник с нашего канала на Дзен:

11
8 комментариев

Снова клюка. Ведь в штатах в конце 50ых не было x20, да? Именно "советские" учёные были первые, да? :3

5
Ответить

А советские учёные не продували модель шаттла в 60-ых, но всё равно содрали у американцев, да? То, что ты что-то делаешь ещё не означает, что это же самое не может делать и кто-то другой, да ещё и более успешно. Даже Мэнли признаётся, что дрим чейсер нахватал больше советского нежели американского.

1
Ответить

Аналитика уровня - кума по пьяни рассказал

4
Ответить

Очень жду полет Дрим Чайзер в этом году
Один из самых интересных проектов

2
Ответить

Далеко не родоначальник даже lifting body направления, не говоря уж об остальных.

Ответить