Прометей и Аквила зажигают, прототип космоплана покоряет небеса и другие новости Европейского космоса
Isar Aerospace - космический стартап из Германии, отчитались об успешном 260-секундном огневом испытании ракетного двигателя Aquila, предназначенного для их ракеты Spectrum на испытательном полигоне Эсрейндж в Швеции.
Это испытание является одним из заключительных в процессе разработки и в ближайшее время ожидается переход к квалификационным испытаниям серийных двигателей. Продолжительность этого прожига значительно превышает время работы двигателя во время настоящего запуска. Также в рамках испытательной кампании инженеры компании последовательно запустили один и тот же двигатель шесть раз без какого-либо обслуживания между прожигами - что хорошо демонстрирует будущие возможности верхней ступени, где будет использоваться версия двигателя оптимизированная для вакуума.
Датой первого запуска на сайте и соцсетях компании по-прежнему значится 2023 год, а состоятся он должен с недавно официально открытого властями Норвегии космопорта Аннёй (Andøy). С этой северной площадки будут осуществляться запуски на полярную и солнечно-синхронную орбиты. Также Isar Aerospace в 2022 году заключили договоренность об использовании космодрома Куру, во Французской Новой Гвиане, где для этого будет проведена реконструкция стартовой площадки ракет Diamant, не использовавшейся с 1975 года. Расположенный в близи к экватору космопорт в Южной Америке позволит запускать полезные нагрузки на экваториальную низкую орбиту и некоторые другие, плохо доступные с северной Европы. Ввод в эксплуатацию этой площадки запланирован на 2024 год.
Ракета Spectrum относится к легкому классу носителей, имеет длину 28м и диаметр 2м. Первая ступень ракеты оборудована 9 двигателями Aquila, а вторая одним двигателем, оптимизированным для работы в вакууме и способным осуществлять разведение полезных нагрузок по целевым орбитам за счет способности к многоразовому зажиганию.
Интересным является выбор топлива - Isar Aerospace выбрали комбинацию жидкого водорода и жидкого пропана. Эти компоненты топлива обладают самым высоким плотностным удельным импульсом среди всех углеводородных смесей (без учета чуть более экзотических вроде переохлажденной смеси 50/50 пропана и пропилена), что позволяет достигать высокой эффективности при достаточно небольших габаритах.
Грузоподъемность перспективной ракеты заявлена до 1000кг на низкую орбиту и до 700кг на солнечно-синхронную. На данный момент компания уже заключила несколько контрактов с клиентами из Европы и США. В рамках первого запуска будут запущены 8 кубсатов от клиентов из Германии, Норвегии и Словении.
Тем временем другой стартап из Германии - POLARIS Spaceplanes начал летные испытания своего очередного прототипа. Первый полет демонстратора под названием MIRA состоялся 26 октября на аэродроме Пенемюнде, на побережье Балтийского моря.
Длиной в 4,3 метра аппарат имеет корпус из армированного стекловолокном пластика и крылья площадью 5,2 квадратных метра. За атмосферный полет отвечают 4 турбореактивных двигателя в дополнение к которым установлен линейный клиновоздушный ракетный двигатель собственной разработки компании, для атмосферных испытаний которого и предназначен этот прототип.
На данный момент запланирован еще один демонстратор - NOVA, первый полет которого ожидается в следующем году. Это будет уже шестой аппарат компании на их пути к созданию полноценного космоплана AURORA, полеты которого должны начаться в 2026-2027 годах.
AURORA является довольно интересным концептом. Сам по себе аппарат является суборбитальным гиперзвуковым космопланом, способным нести полезную нагрузку до 10,000 кг либо с использованием одноразовой второй ступени выводить до 1000 кг полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту. Из плюсов концепции работа с обычных взлетных полос и минимальные требования к инфраструктуре, а также уникальные параметры доступных траекторий и скоростных режимов.
К 30-ым годам в компании планируют создание тяжелого космоплана орбитального класса, близкого по реализации к идеям SSTO - одноступенчатых аппаратов.
У крупнейшей европейской космической корпорации - Ariane Group в последнее время довольно много хороших новостей, что приятно видеть после череды задержек и переносов.
Самой интересной на мой взгляд является начало испытаний уменьшенного прототипа SUSIE - Smart Upper Stage for Innovative Exploration. Проект был анонсирован в прошлом году и представляет собой многоразовый космический корабль в грузовой и пассажирской версиях, способный выполнять различные виды миссий. В грузовой версии этот аппарат будет способен доставить до 7 тонн груза на МКС или другую станцию, в пассажирской до 5 человек экипажа.
Текущий демонстратор в масштабе 1/6 оборудованный четырьмя турбореактивными двигателями на месте будущих ракетных предназначен для ряда различных испытаний. Также начата работа над полноценной космической версией в масштабе 1/2, способной доставить до 3 тонн груза на низкую орбиту. Этот вариант вероятно является не только одним из этапов разработки, но и возможно заявкой на участие в недавно начатой инициативе Европейского Космического Агентства Commercial Cargo Transportation Initiative по стимулированию создания коммерческих космических грузовых аппаратов, способных доставлять грузы на низкую орбиту и возвращать их оттуда.
Из других участников этой программы на данный момент известны Nyx от компании Exploration Company и Argo от стартапа Rocket Factory Augsburg
Также недавно прошли успешные огневые испытания нового метанового двигателя Prometheus для перспективных многоразовых ракет и прототипа топливных баков для проекта Phoebus из армированного углеволокном пластика, предназначенного для модернизации верхней ступени ракеты Ariane 6. Сама ракета в ближайшие дни будет проходить предстартовые испытания перед первым полетом, который запланирован на следующий год.
Из не совсем космических новостей, связанных с этой компанией и ее новой ракетой хотелось бы отметить первый трансатлантический переход их нового транспортного корабля Canopée. Это на мой взгляд очень красивое судно имеет четыре паруса для снижения расхода топлива.
Из других новостей кратко:
ЕКА заключила с Voyager Space и Airbus соглашение о потенциальном использовании их будущей станции StarLab после завершения эксплуатации МКС.
Компании RFA (Rocket Factory Augsburg), ATMOS и Yuri анонсировали услуги полного цикла исследований в микрогравитации, RFA будет предоставлять запуск и интеграцию на одной из своих будущих ракет, ATMOS возвращаемую капсулу Phoenix, а Yuri свой модульный лабораторный комплекс ScienceTaxi для биологических исследований с функциями биореактора, инкубатора, полностью автоматизированного температурного контроля и жизнеобеспечения со сбором данных в реальном времени.
Итальянский производитель ракет Avio добился "развода" с ArianeSpace. Они производят ракеты серии Vega, в последние года столкнувшиеся с рядом проблем. Начиная с 2022 года они проводили компанию за то чтобы самим вести маркетинг и производить эксплуатацию своих ракет.
Немецкий стартап HyImpulse готовится к первому запуску суборбитальной ракеты SR75. 13 ноября компания отчиталась что закончили сборку и интеграцию ракеты. Запуск должен был состоятся с космодрома SaxaVord в Шотландии, но недавно было объявлено о смене места запуска на ракетный полигон Куннибба в Австралии.
На этом у меня все.
Люди добрые не проходите мимо, поддержите лайком, комментарием, может даже донатом на кофе.
Классная статья, спасибо.
Неужто что-то интересное в ленте. А то щитпостеры заебали.
Подписался
Комментарий недоступен
Для того я обычно и делаю в блог типа напоминалок, всегда несколько человек дополнительно охватывается таким образом, даже если в Свежем и висит всего минут 10.
Дожить бы ещё до этих 30-х годов. В космосе подвижки оч медленные.
Из не совсем космических новостей, связанных с этой компанией и ее новой ракетой хотелось бы отметить первый трансатлантический переход их нового транспортного корабля Canopée. Это на мой взгляд очень красивое судно имеет четыре паруса для снижения расхода топлива.я на эти "паруса" еще со времен когда кусто жив наблюдаю (причем они вроде намного раньше появились), а воз и ныне там