Новости с полей ракетного двигателестроения

Этот месяц был очень насыщен новостями в этой области, так что мне пришла идея запилить подборку на DTF.

Американская компания Relativity Space поделилась просто невероятными по красоте видео и фото с огневых испытаний первой ступени ракеты Terran 1.

И сама ступень, и 9 двигателей Aeon 1 изготовлены с максимальным использованием 3D-печати. Двигатель работает на топливной смеси LNG+LOX (сжиженный природный газ и жидкий кислород), производит 100 тыс. ньютон тяги на уровне моря и 113 тыс. ньютон в вакууме. Первой запуск этой ракеты запланирован на это лето.

Новости с полей ракетного двигателестроения

NASA и Northrop Grumman провели очередные испытания твердотопливного ускорителя для ракеты SLS на полигоне в штате Юта. Опытная версия ускорителя под названием Flight Support Booster была разработана для испытаний новых материалов, компонентов и усовершенствованных методов производства запланированных для модернизации этих могучих моторов.

В частности были испытаны новая система управления вектором тяги и новая система зажигания. Новые ускорители планируются к использованию начиная с 9 полета лунной ракеты, первые 8 будут использовать ускорители собранные из компонентов оставшихся от программы Space Shuttle.

Новости с полей ракетного двигателестроения

Расположенный горизонтально в специальном стенде 47-метровый мотор работал в течении 126 секунд, развив тягу более чем в 16 миллионов ньютон. Температура реактивного выхлопа при этом достигала 2 тысяч градусов Цельсия.

Из менее обжигающих, но не менее "горячих" новостей - Тори Бруно, CEO американской космической корпорации ULA поделился на своей твиттер странице очередными фото ракетного двигателя BE-4, производства компании Blue Origin.

Новости с полей ракетного двигателестроения

Эти два экземпляра будут установлены на первой ступени новой ракеты Vulcan Centaur во время ее первого запуска, который на данный момент по-прежнему запланирован на конец этого года, но зависит от готовности полезной нагрузки - лунного посадочного аппарата Peregrine компании Astrobotic Technology, так что возможный перенос не будет чем-то удивительным.

По другую сторону океана, в Воронеже на предприятии КБХА (Конструкторское бюро химавтоматики) были проведены огневые испытания двигателя РД-0124МС, предназначенного для использования на второй ступени будущей ракеты Союз-5 "Иртыш".

В самом начале процедуры запуска отчетливо слышна раскрутка турбонасосов топливной системы

Этот двигатель, работающий на паре керосин (нафтил) и кислород, развивает тягу 533 тыс. ньютон в вакууме с удельным импульсом в 361 секунду, что делает его одним из самых эффективных в своем классе.

Новости с полей ракетного двигателестроения

В Европе тем временем отчитались об очередном успешном огневом испытании в немецкой компании Rocket Factory Augsburg. Испытывался в данном случае их ракетный двигатель Helix, предназначенный для их будущей ракеты RFA One.

Данный двигатель, построенный по схеме с замкнутым циклом, обладает расчётной тягой в 100 тыс. ньютон и на первой ступени ракеты их планируется девять.

На этом у меня пока все.

101101
46 комментариев

Когда уже мы полетим в космос не на трубе из которой вылетает огонь? Это же такой примитивизм по сути, адекватный потолок технологии давно достигнут, инженеры сражаются за +- 10-15% эффективности. Что там фундаментальная наука, высрать ничего не хочет?

3
Ответить

на трубе из которой вылетает огоньЭто же такой примитивизм по сутиВ данном случае примитивно только ваше понимание процесса, непревзойденная эффективность реактивного принципа движения обусловлена фундаментальной физикой и условиями нашей планеты. Ну а специфика процесса требует плотности и скорости высвобождения энергии которые возможны только с использованием двух принципов - химических и ядерных.
Если химический вариант вам не подходит, ядерный думаю тоже не подойдет, тем более что он для выхода в космос не очень то и удобен - можно использовать импульсную схему типа "Орион", взрывая с определенной частотой ядерные заряды, импульс которой отражается специальной пластиной, но это в пределах атмосферы чревато радиоактивным загрязнением, да и принципиально является менее эффективной вариацией реактивного движения, но за счет более простого подхода позволяет в теории выводить действительно титанического размера ПН.
Тепловые ядерные реактивные двигатели с нагревом рабочего тела в рабочей зоне реактора обладают плохими характеристиками с точки зрения соотношения тяги и веса, да и опять таки - радиация в выхлопе для применения в атмосфере не особо благоволит.

Электричество упирается в основном в две проблемы - низкая энергетическая плотность и отсутствие способов быстро перевести электрическую энергию в кинетическую. Есть пара вариантов обойти их, если всю работу выполнять на стороне инфраструктуры, а полезной нагрузке передавать всю необходимую скорость сразу в момент запуска - центробежный запуск, в данный момент ближе всего к реализации (SpinLaunch) и линейный ускоритель.
Только вот условия планеты в виде гравитации и атмосферы такому не благоволят. Для того чтобы развить нужную скорость центробежным путем, дабы хватило с запасом на преодоление атмосферного сопротивления требуются достижения экстремального уровня перегрузок, что не то что живые организмы, не каждый спутник то выдержит. Запуск с практически гиперзвуковой скоростью на определенных местах траектории приводит к нагреву поверхности к температурам опять таки излишне экстремальным.
Линейный ускоритель требуемый для вывода на орбиту Земли либо должен физически достигать границ плотных слоев атмосферы, либо требует объема энергии и ускорений опять таки экстремальных. Вот на Марсе в склоне вулкана Олимп построить ускоритель самое то - гравитация слабая, атмосфера тонкая, красота.

Есть фантастические варианты с орбитальными лифтами и крюками, но опять таки - атмосфера и гравитация нашей планеты делают их невозможными даже с учетом теоретических материалов вроде фуллереновых тросов титанических масштабов.

Ну а телепортация или левитация силой мысли еще более фантастически.

19
Ответить

ну дык, фундаментальная наука до сих пор спорит о том, что такое гравитация. Для летающих тарелок, пузерей Алькубьерре, кротовых нор и т.п. это нужно знать наверняка, а для плюющихся огнем факелов - не нужно.

12
Ответить

Если даже фендаментальная наука что-то и высрет, то на данный момент у нас нет таких источников энергии, чтобы притворить высер в жизнь. я даже не знаю хорошо это или плохо

Ответить

Американцы как обычно не могут обойтись без прожигания дыры в озоновом слое со своими РДТТ.

1
Ответить
10
Ответить

Никто в космонавтике без РДТТ не обходится, ни Европа, ни Япония, ни Индия, ни Китай только Россия, потому что так и не смогли сравнимого по эффективности состава сделать - лучшее что имеется это движки Тополей-Ярсов-Булавы.
Эффект на озоновый слой они действительно оказывают, но относительно потребительских и промышленных выбросов это даже не капля в море, а гомеопатическое разведение в Мировом океане.
Если уж говорить в этом контексте о космонавтике опасения вызывают скорее объемы озон-разрушающих соединений которые по расчетам будет поставлять в атмосферу связка Starship - SuperHeavy, особенно при пусках за пределы низкой орбиты, слишком высокая частота с огромными объемами топлива.

8
Ответить