О виабушнике Ташкента замолвите слово

О виабушнике Ташкента замолвите слово

Я никогда не принимал участия в конкурсе, но в этот раз приму. Подсайт «Виабу» — кандидат от народа.

Коротко о том почему я написал статью (шутка)

История о житие-бытие 30-летнего виабушника, живущего в Ташкенте и о том как он докатился до аниме-вайфу и увлечения японской культурой.

Как я стал виабушником

На мое увлечение аниме и японской культурой повлияла мама, именно от нее я узнал значение этого слова, которое является моим хобби вот уже 25 лет.

Для большинства постсоветских детей первым аниме стал «Корабль-призрак», эта картина выгодно отличалась от советских и американских мультфильмов. Меня пятилетнего, поразила мрачность и таинственность самого капитана и довольно захватывающий сюжет борьбы со злом. А растворяющиеся люди и страшные роботы-крабы часто снились в детских кошмарах.

Сейчас эта картина смотрится наивно, как почти все детские аниме тех годов, но именно «Корабль» повлиял на мои поздние жанровые предпочтения — триллер, ужасы, мистика и прости, Господи, романтика. После просмотра, я долго смотрел как заворожённый в экран телевизора и спросил у мамы, что это за мультфильм.

— Мама, это как Том и Джерри?

— Нет, сына, это японский мультфильм, вроде аниме называется.

Многие аниме-олды возразят и скажут что некоторые из них посмотрели свое первое аниме на пиратских кассетах, но я к сожалению их не видел.

Поставщик детского лимонада в 90-е YouTube
Поставщик детского лимонада в 90-е YouTube

После этих слов я еще долго выискивал в телепрограмме это заветное слово, но увы, проще было встретить рекламу Stimorol, чем найти аниме.

Телевидение в Ташкенте было довольно любопытным, иногда скучающий работник кабельного мог отрубить все каналы и подключить трансляцию свадьбы, которая шла в твоем дворе и пофиг, что ты внес плату за весь месяц. Но благодаря этому этому бойцу невидимого фронта я познакомился с Sailor Moon.

До сих пор помню, как ждал 19-00, чтобы посмотреть очередную серию приключений с Банни (Усаги) Цукино. Но проблема была в том что телевизор один, а нас много, помню как с боем просил посмотреть аниме, вместо просмотра скучных новостей или ток-шоу. Скрепя сердцем родня соглашалась, но взаменона дружно закрывала мои глаза во время превращений девушек в сейлор-воинов.

Но подобная радость не могла длиться вечно, спустя две недели трансляции сериала прекратились, а мои родители и родственники теперь могли спокойно смотреть новости. Так прошел год.

Лучшая девочка сериала и не обсуждается Интернеты
Лучшая девочка сериала и не обсуждается Интернеты

1997 год стал для меня открытием, как минимум два местных канала — 30-й канал и TV4, начали независимо друг от друга транслировать аниме. На первом шел Sailor Moon, а на втором Candy Candy. Не знаю что творилось в голове у телевизионного руководства, но думаю, что половина виабушников Узбекистана стало смотреть аниме по этой причине. Каждые выходные тогда были праздником, ведь именно в 9-00 я мог посмотреть на Богиню — Ами Мицуно, а потом следить за приключениями Кэнди. Уже намного позже Sailor moon так повлияло на моего младшего брата, что каждый раз он требовал мой школьный пиджак и бегал с самодельной розой по квартире с криками «Я Таседа-маск, шааа!»

Тогда еще не было зазорно смотреть «девчачьи» мультики и в каждом дворе обсуждали серию Сейлоров, а порой и случались вайфу-срачи, которые переходили в детский мордобой.

Тогда же очередную волну моего аниме-фанатизма подстегнул Рен-ТВ, который крутил такие тайтлы как «Ниндзя-робот Табикаге», «Спиди-гонщик» и «Питер-Пэн».

Роботы в этом аниме удались лучше главных героев Tumgir
Роботы в этом аниме удались лучше главных героев Tumgir

Но все это было затишье перед бурей, ведь в нулевых страна познакомилась с покемонами, благодаря Сергею Супоневу и ОРТ.

В страну приходит «Покемон»

«Покемон» ворвался в нашу школьную жизнь неожиданно — все посмотрели одну серию и потом началось, не было тех кто не смотрел их. Продавцы жевательной резинки и сигарет, делали на наивных младшеклассниках большие деньги продавая им наклейки, фишки с покемонами. Особо предприимчивые рубили деньги на редких и классных стикерах или фишках.

На волне моего увлечения мама сделала нам с братишкой покедекс в виде Сэншуру, куда я заботливо клеил наклейки, которые покупал на деньги для завтраков. Сэншру у меня сперли в классе через неделю, когда я оставил его на парте в пустом кабинете.

Но в моем сердечке всегда был Бульбазавр С просторов интернета
Но в моем сердечке всегда был Бульбазавр С просторов интернета

Проплакав все выходные, я попросил маму сделать мне новую книжку с наклейками, которая до сих пор лежит где-то на антресолях. То было золотое время для всех фанатов покемонов магазины, ларьки просто ломились от китайских фишек, наклеек и стикеров, но мода на покемонов прошла также быстро, как и началась, продержавшись ровно год.

Тогда же у нас появился плюшевый Пикачу, который нам подарили родители, в один из дней когда мы разгребали антресоли, встал вопрос, а стоит ли выкидывать эту мягкую игрушку? Волевым решением, отец сказал ставить игрушку, против его аргумента, что он милый, никто не пошел. Но несмотря на окончившуюся покемонолихорадку моя школа была полна сюрпризов, о которых я узнал перейдя в пятый класс.

Тогда над нами, взяли неофициальное шефство ребята из 11 «А» и «Б», мы тесно общались с казавшимися взрослыми девушками и парнями, а первые охотно давали нам заполнять анкеты, что считалось невероятным шиком среди одноклассников, самая красивая старшеклассница давала заполнять свою анкету.

Что примечательно, у каждой девушки на обложке были нарисованы герои Sailor Moon, и мужскую часть класса охватило желание получить рисунки от старшеклассниц и я стал обладателем двух рисунков от девушки, которую считал своей старшей сестрой. Этим рисункам уже 17 лет и их я до сих пор бережно храню в «папке памяти».

Рисункам уже 17 лет Фото автора
Рисункам уже 17 лет Фото автора

Пиратские диски с аниме и хентай

В середине нулевых у нашей семьи появился DVD-плеер и эта покупка ознаменовала очередной виток увлечения, теперь не нужно было буравить взглядом телепрограммы и искать аниме там. Достаточно было сходить на местный рынок и приобретать пиратские диски, если они, конечно были.

С аниме на российском телевидении тогда стало проще, помню как на «Первом» в течение нескольких недель на шоу Гордона показывали полнометражные аниме. Позже к этой гонке подключились MTV Russia и 2х2.

Ассортимент тогдашних тайтлов не был огромен — «Наруто», «Блич», «Хеллсинг», «Евангелион», различные сэнен и седзе-тайтлы, озвученные Кубой77, и Персоной 99, последнюю я жутко ненавидел из-за ее голоса и порой просто бросал тайтлы в ее озвучке. С грехом пополам я досмотрелтв ее «озвучке» «Спецкласс А» и «Ди-Грей Мена».

Этот период пришелся интерес к чтению ранобэ и манги, благо я мог тратить жалкие 512 мб своего трафика на скачку и прочтение приключений Харухи и Сагары Соске, а поставщиком картинок были два одноклассника у которых я постоянно качал арты к «Тетради смерти» и «Стальной тревоге».

Признаться по правде, это были первые и последние ранобэ, которые я прочитал с удовольствием и для меня они остаются одними из лучших в своем жанре легкой новеллы. Современные такого восторга не вызывают.

Тогда же страну захлестнула нарутомания, Razer-мания и прочие мании. В лицеях и колледжах не было парней что складывали печати на парах и орали различные дзюцу, пугая женскую часть класса. Признаться, в те годы, да и после я не сталкивался с тезисом «Аниме — для детей», всем было абсолютно пофиг чем ты увлекаешься. Тогда были популярны баталии о том что круче рэп или рок.

Именно в середине нулевых я узнал и о хентае, которые я втихаря смотрел от родителей и да этим тайтлом был Bible Black, который не смотрел разве что только ленивый. На ладошках волос не выросло, но это так к слову. И как мне кажется хентай тех лет был более интересен как в сюжетном плане так и в качестве анимации.

Осторожно, ловушка Google
Осторожно, ловушка Google

Хочу отметить, что пока в России набирали популярности лицензиаты MC Entertaiment и Reanimedia, аниме-ивенты, то в столице Узбекистана, вся анимешная движуха творилась на давно почившем сайте anime.uz, который начал свою работу еще во время Фидонета, который я не застал. На долгие пять лет, этот форум стал для меня проводником анимешных теримнов и срачей, чья вайфу все-таки лучше. Различные аниме-активности в реале старательно пропускал, тогда я был тем еще хиккинитом.

Только пару раз встретил админа форума, чтобы забрать у него болванки с Hellsing OVA и вторым сезоном Харухи. Тогда у меня сложилось ощущение, что я беру закладку у барыги, на часах 8 час вечера, зима, а из темноты появляется худощавый админ, который достает из внутреннего кармана куртки заветные болванки.

Через некоторое время почти весь актив сайта плавно перетек в UJC (Узбекско-японский центр), который умудрился организовать несколько аниме-ивентов с косплеем и показом аниме. На улице виабушников Ташкента был праздник, в кое-веки до нас добрались настоящие аниме-ивенты с толковой организацией.

Тогда афиши столицы заполонили аниме Ghibli, фильмы Акиры Куросавы и многочисленные концерты фольклорных ансамблей. Воистину это было золотое время, тогдашний актив anime.uz собирался довольно часто и среди анимешников можно было увидеть готов и эмо, которые не чистили себе рожи.

Если мне не изменяет память то в 2014 году был организован первый и пока последний косплей-конкурс, на котором многочисленные энтузиасты показали свои костюмы, навыки пения и актерской игры.

Помимо этого при центре была библиотека, в которой был крупный отдел манги, правда на японском, но истинных ценителей это не останавливало. Многие просто завороженно брали томики с мангой и радовались тому что могут прикоснуться к ней.

2013-2014 годы были лучшими для аниме-комьюнити Ташкента Фото автора
2013-2014 годы были лучшими для аниме-комьюнити Ташкента Фото автора

Многие анимешники тех лет бросились изучать японский язык в этом центре, который предоставлял японских преподавателей, учебный материал из Японии и самое главное — сертификат Nihongo Noryoku Shiken, который многие грезили получить. Из нас четверых, кто поступил в центр, только двое прошли полный курс обучения и лишь один позже пошел поступил в Восточку на японскую филологию, но жизнь с наукой и Японией он не связал.

В моей группе по изучению японского, как минимум двое были с anime.uz и мы довольно быстро нашли общий язык и в реальной жизни, постепенно я научился контактировать с людьми общаться и с некоторыми из них я продолжаю общение.

А потом неожиданно закрылся форум, перед этим успев расколоться на два сайта, в результате чего многие перетекли на российские интернет-площадки или просто забросили увлечение, мотивировав это тем, что аниме уже то.

Долгая жизнь или смерть?

Как ни странно, но пики популярности аниме в Узбекистане совпали с российскими, тогда казалось, что оно подобно эмо и готам кануло в небытие, но нет. Умирающее знамя подхватили энтузиасты и в зоне Tas-IX (интранет Узбекистана) стали появляться местные сайты для просмотра аниме, которые плодились и умирали как грибы после дождя.

Порой удивляли и местные каналы, которые крутили в узбекском дубляже «Баскетбол Куроко», что само по себе удивительно. Печатная манга для многих оставалась несбыточной мечтой, но тут в дело вступали многочисленные российские интернет-магазины и местные перевозчики, которые могли доставить вещи или товар в Узбекистан. На худой конец ты мог попросить друга привезти тебе аниме-стафф из России, так я долгое время ходил в футболке с героями Евы.

Еще одним из писков виабушности в столице стало столичное Tokyo Cafe, которое открыл японец. Увы, но оно пало под ударами коронавируса и закрылось, проработав год. Жаль, место было по своему душевное и онигири там готовили классные, а тертый лед с сиропом я так и не попробовал.

R.I.P, sweet prince Yandex.ru
R.I.P, sweet prince Yandex.ru

Аниме и манга в Узбекистане и по сей день остаются пиратским контентом, во многом из-за низкой платежеспособности населения и отсутствия у российских лицензиатов интереса к местному рынку. Средняя стоимость российской манги от «Азбуки» составляет 20-30$, что при средней зарплате в 100-200$ дает ощутимую дыру в бюджете любителя аниме и манги.

Сейчас аниме в Узбекистане, как мне кажется переживает свою середину российских нулевых, когда в стране расцвели многочисленные аниме-сайты и группы, а пираты выпускали самопальную мангу, дабы удовлетворить аппетиты виабушников.

Куда приведет этот путь, не знаю. Может с увеличением доходов населения аниме станет продуктом, который будет приносить деньги, как в соседнем Казахстане, где приобрести мангу и стафф легче легко. Но думаю что все так и будет держаться на энтузиастах и пиратах, которые поддерживают немногочисленное аниме-коммьюнити страны.

Один из местных аниме-сайтов
Один из местных аниме-сайтов

Те же кто держат руку на пульсе, всегда имеют возможность заказать аниме-стафф или мангу через интернет, благо открыть карту Visa, за последние два года перестала быть проблемой. Да и крупный книжный магазин столицы, начал ввозить мангу российских издательств, почуяв небольшую, но стабильную прибыль от виабушников.

Если месяц назад на полке можно было найти лишь 2-3 томика манги, то теперь под мангу выделена отдельная полка, значит небольшой, но стабильный интерес у публики есть. Правда неясно будет ли магазин завозить ее дальше.

А местные даберы даже пытаются переводить аниме на узбекский язык и не удивлюсь если через 5-6 лет в стране появятся свои переводчики манги и аниме и местный сегмент будет кривить нос от озвучки и требовать сабов, кто знает.

Первая серия «Наруто» на узбекском языке
Контент для взрослых
7676
20 комментариев

Едешь в КЗ и закупаешься аниме, везёшь обратно и барыжишь. В Алмату везешь пэрсики натуральные, обратно бумажные. :D

12

Комментарий недоступен

11

Классный материал. Было очень приятно и интересно читать. Аниме - это навсегда и для всех, несмотря на границы и языковые барьеры.

11

Грустно, когда из-за сраных корпоратов люди не могут позволить себе мангу

6

Закрываем конкурс, лучше уже не будет

5

Комментарий недоступен

4

Комментарий недоступен

1