Aston Martin серии DB - культовое авто для кинематографа и не только. Небольшой экскурс в историю легенды.
Как известно, автомобиль - уже давно не роскошь, а средство передвижения. Но есть у него и ещё одна функция: выражение идентичности человека, его темперамента, интересов, представлений о красоте. Неудивительно, что киноделы часто используют машины для создания образа героев, подчёркивают с их помощью те или иные личностные качества. К примеру, страшненький (будем честны), относительно недорогой, но максимально практичный Pontiac Aztec говорит об Уолтере Уайте как о рассудительном человеке без каких-либо понтов; в то же время мощный и брутальный Chrysler 300 SRT8, который бывший школьный учитель водит в поздних сезонах, символизирует его превращение в дерзкого криминального авторитета. Суперкар Audi R8 указывает на моложавость и лёгкую самовлюбленность Тони Старка. Иногда в дело вступают различные модификации кузова. Так, глядя на затюненный Ford Falcon с огромным компрессором, торчащим из под капота, зритель ещё больше утверждается во мнении, что Макс - действительно Безумный мужик.
В подавляющем большинстве картин используются машины известных, проверенных брендов, в рамках продакт-плейсмента или на безвозмездной основе. И появление на большом экране радикальным образом не влияет на судьбу компании, в лучшем случае увеличивая её финансовые показатели. Либо же берутся модели уже «мёртвых» к моменту релиза фильма производителей (вроде DeLorean из «Назад в будущее»). Однако есть уникальный случай, когда образ персонажа вошёл с автомобилем в такую синергию, что сделал его не просто успешным, а по-настоящему легендарным, выведя бренд на принципиально иной уровень славы и закрепив его ценности на десятилетия вперёд.
В целом, первые страницы истории Aston Martin можно назвать типичными для небольших европейских производителей прошлого века. Компания основана незадолго до Первой Мировой, в межвоенный период изготовляла по несколько сотен машин в год и довольно успешно себя проявляла в спорте, а с началом Второй Мировой переключилась на создание авиационных компонентов. Многие из таких уже давно канули в небытие. Но для британского бренда это был лишь пролог к великому будущему.
В 1947 году компанию приобрёл бизнесмен и фанат автоспорта Дэвид Браун. Именно с его приходом модели начали получать в названии инициалы DB. Первая такая машина была построена ещё на шасси довоенного образца, но под чутким руководством Брауна конструкция претерпела серьёзную модернизацию. Родстер DB1, изначально называвшийся 2-Litre Sports, создавался для знаменитой гонки в Спа (где в итоге одержал победу). Серийная версия выпускалась пару лет, с конвейера сошло всего 15 экземпляров. Тяжёлый, не слишком мощный даже для своего времени (90 л.с.) и внешне во многом копировавший Jaguar автомобиль не принёс Aston Martin серьёзных денег, зато стал важных шагом в индустрии для нового хозяина.
Гораздо более успешной получилась вторая модель Брауна - DB2. На неё ставили отличный шестицилиндровый двигатель от компании Lagonda, которая была куплена и присоединена к Aston Martin. Самой мощной версии дали название Vantage - 125 лошадок позволяли ей разгоняться до 187 км/ч. Но что ещё важнее, у бренда наконец-то появилось собственное «лицо», а именно решётка радиатора. Шарящие люди начали безошибочно узнавать Aston Martin на дороге. DB2 производился в кузовах купе и кабриолет (оба двухместные), было продано в почти в 30 раз больше машин, чем в прошлом поколении.
Глубокая модернизация DB2 вышла под названием DB2/4. Модель получила барабанные тормоза, независимую заднюю подвеску и форсированный до 140 л.с. мотор. Однако наибольший интерес представлял новый кузов: DB2/4 стал едва ли не первым в истории хэтчбеком, предлагая покупателям небольшой, но вполне приемлемый задний ряд сидений. Никуда не делись и купе с кабриолетом. А благодаря модели с открытым верхом бренд Aston Martin впервые засветился на большом экране (да ещё и у самого Хичкока!).
В 1959 году осуществилась заветная мечта Дэвида Брауна (и почти любого автопромышленника того времени). Машина его компании одержала победу в престижнейшей гонке «24 часа Ле-Мана». Правда, 800-килограмовый DBR1 с обтекаемым кузовом из алюминия имел мало общего с гражданскими моделями, но какая разница ? Интересно, что одним из пилотов победного авто был Кэрролл Шелби - тот самый, который создал гоночные версии Мустангов и про которого сняли «Форд vs Феррари».
В 2017 году DBR1 был продан на аукционе за рекордную для британских машин сумму в 22,5 миллиона долларов.
По непонятной причине, следующее поколение Aston Martin для дорог общего пользования получило чуть более громоздкое название DB Mark III. Автомобиль для своего времени был во многом передовым: 4-ступенчатая коробка (пока только механическая), дисковые тормоза спереди и система с двумя выхлопами, благодаря которой двигатель выдавал 178 л.с., обеспечая разгон до сотни за 9,3 секунды. Решётка радиатора стала более «горизонтальной» и приобрела привычный для сегодняшних Астонов вид. На выбор снова предлагалось три варианта кузова. Журналисты вовсю хвалили новинку, отмечая лишь чрезмерную, сопоставимую с моделями именитого Bentley цену.
Огромную услугу Aston Martin оказал британских писатель Ян Флеминг, автор самых известных в мире шпионских романов. В седьмой книге его серии, «Голдфингер», агент 007 получает в служебное пользование именно Mark III, нашпигованный всяческими гаджетами. Роман в значительной мере поспособствовал росту популярности бренда за пределами Соединённого Королевства. И всё же эта литература была скорее нишевой - настоящий прорыв для бренда случился, когда за дело взялась индустрия кино.
DB4 считается многими фанатами Aston Martin лучшей моделью в истории бренда. В её дизайне можно увидеть главный тренд конца 50-х, а именно «хвостовые» плавники. Серьёзные изменения постигли и форму капота, и оптику. С технической же точки зрения это была почти революция - к примеру, у коробки появилась повышающая пятая передача, позволяющая уменьшить расход топлива за счет рабочих оборотов. Необычной также была и трубчатая рама, снизившая вес машины без ущерба для прочности. Мощность двигателя выросла сразу до 240 лошадиных сил. А облегчённая и уколоченная версия GT (на 302 л.с.) и вовсе установила в 1959 году мировой рекорд скорости для серийных машин (245 км/ч). Также стоит отметить, что DB4 стал первым Астоном, который продался в количестве более 1000 экземпляров.
Нельзя сказать, что следующая модель компании, DB5, сама по себе была большим шагом вперёд. Практически идентичный внешне прошлому поколению, автомобиль мог похвастаться новым четырёхлитровым двигателем на 282 л.с., а также новым вариантом кузова для любителей активного отдыха - шутин-брейк (нечто вроде купе-универсала). Но одно из важнейших событий в истории Aston Martin оказалось связано вовсе не с уникальным предложением на рынке.
В 1963 году продюсеры кинокомпании EON Productions, снявшей к тому моменту уже две картины про Джеймса Бонда, прибыли на завод Aston Martin в городе Ньюпорт-Пагнелл. Для экранизации того самого «Голдфингера» им нужно было два автомобиля: на одном герой должен был участвовать в погонях, а вторая предназначалась для крупных планов и съёмок в салоне - именно её требовалось снабдить большим количеством шпионских гаджетов. Но DB3 из оригинального сюжета уже казался морально устаревшим, и в результате переговоров киношникам передали в аренду два новейших DB5.
Для борьбы с врагами Её Величества машину агента 007 в исполнении Шона Коннери оснастили по полной программе. Из ступиц выдвигались ножи для разрезания шин, из бамперов - приспособления для тарана, под фарами располагались пулеметы Browning, а для того, чтобы стряхнуть с хвоста преследователей, внедрили систему разбрызгивания масла и дымовой завесы. Кроме того, несколько разных номерных знаков крепились на поворотных барабанах, работой которых можно было управлять из салона. А еще в автомобиле имелся дисплей с навигацией (вернее, всё-таки с её имитацией), телефон и настоящая установка для катапультирования.
Успех «Голдфингера» был ошеломляющим: картина собрала в прокате 125 миллионов фунтов (отбив бюджет более чем в 40 раз), получила лестные отзывы критиков и по сей день остаётся для многих поклонников любимой частью Бондианы. В тоже время для Aston Martin выход картины стал огромным репутационным достижением, закрепил статус бренда как дерзкого, но в тоже время очень элегантного и надёжного.
С тех пор автопроизводитель и киношпион связаны крепкими узами. Тот же DB5, помимо «Голдфингера», засветился в «Золотом глазе», «Завтра не умрет никогда», «Казино Рояль» и «Скайфолле». А те случаи, когда Бонд пересаживался на машины других брендов, зрителей радовали не слишком часто.
По логике развития событий, на этом месте должны были находиться абзацы о взрывном росте компании Брауна. Однако в реальной жизни её путь оказалась куда более тернистым и далёким от сказки. За предыдущие годы Aston Martin допустили ряд ошибок в менеджменте, поэтому к середине 60-х финансовые показатели были весьма плачевными. Не спас ситуацию и DB6: ставку в нём сделали на комфорт и семейное использование, на волне хайпа по Бонду машина продалась рекордым числом экземпляром (1788), и всё же спасательным кругом для производителя стать не смогла. А продолживший эту линию DBS, с совершенно новой внешностью и подвеской, но посредственной динамикой, и вовсе поставил Aston Martin на грань банкротства.
В 1972 году Брауну пришлось продать своё любимое детище британскому банковскому консорциуму. Как назло грянул нефтяной кризис, автоиндустрия (и особенно её люксовый сегмент) в принципе стала убыточной. Aston Martin кое-как удалось сбагрить «за океан» - бизнесменам Питеру Спаргью и Джорджу Миндену. К чести американцев, в тяжелейших условиях им удалось спасти бренд. Под их чутким руководством на заводе была построена современная линия для производства модели со скромным названием V8. Собственно, главной её фишкой стал прекрасный восьмицилиндровый мотор на 315 л.с. (а в заряженной версии Vantage он был форсирован аж до 410 !). Максимальная её скорость составляла 250 км/ч, что даже спустя полвека может позволить далеко не каждая машина. И хотя внешне это был тот же DBS со спорным косметическим апгрейдом а-ля Мустанг, V8 поставила новый рекорд по продажам: 2360 штук. Модель производилась целых 18 лет.
Уже под конец своего производства эта модель попала в руки нового Бонда - Тимоти Далтона. В «Искрах из глаз» V8, как и положено, оснастили разными фишками: реактивными ускорителями, шинами с выскакивающими шипами для езды по льду, выдвижными лыжами для движения по глубокому снегу, ракетами за противотуманными фарами и даже системой самоуничтожения. А вместо ножей на ступицах теперь крепились лазерные резаки.
Несмотря на очевидный успех V8, компания под руководством американцев серьёзно погорела на разработке и производстве странного представительского седана Lagonda. Поэтому в начале 90-х Aston Martin снова были вынуждены продать. Покупателем оказался гигант индустрии, а именно Ford Motor Company. Под управлением транснациональной корпорации дела у британского бренда быстро пошли в гору. Серьёзные инвестиции в технологии, открытие современного завода, маркетинг, в конце-концов - новое поколение DB менее чем за 10 лет продалось в 3 раза лучше, чем предыдущее за почти вдвое больший срок.
DB7 обладала совершенно новым, аэродинамичным кузовом, новыми коробками передач (вплоть до 6 ступеней на механике и 5 на автомате) и моторам. Обычная версия с 340 л.с. под капотом разгонялась до сотни за 5.7 секунд, версия Vantage, которая впервые в истории компании получила 12 цилиндров под капотом - всего за 5 секунд. Правда, свою платформу машина делила с другим фордовским суперкаром, Jaguar XK. Поэтому многие не без оснований считают, что в 90-е серия несколько утратила свою аутентичность.
Приемник DB7 получил в названии цифру 9 - видимо, чтобы не ассоциироваться с выходившим параллельно «ремейком» V8 Vantage. На этот раз Ford решили сделать Aston Martin действительно уникальным - и не прогадали. DB9 стала настоящим прорывом в серии и, пожалуй, главным автомобилем бренда в новейшей истории. Шестилитровый V12 теперь был уже в базовой версии - благодаря ему (и шустрому АКПП Touchtronic) модель впервые достигала скорости более 300 км/ч, а сотню набирала всего за 4.5 секунд. Подвеска были независимой, со стабилизаторами поперечной устойчивости. Как и в случае с DB7, доступны были кузова купе и кабриолет.
В 2007 году группа бизнесменов из США и Кувейта купили Aston Martin у Ford, вновь сделав компанию «независимой».
В этом материале я сосредоточился на серии DB, но у Aston Martin были и другие культовые автомобили - например, производившийся в Нулевые суперкар Vanquish, на котором 007 Пирса Бронсона гонял в «Умри, но не сейчас». За радиаторной решеткой вновь разместили ракеты, а под вентиляционными отверстиями на капоте - пулеметы, самостоятельно наводящиеся на цель. Как и прежде, пассажирское сиденье наделили функцией катапультирования. Главной же фишкой нового бонд-мобиля стал режим невидимости. Причем "исчезали" не только кузовные панели, но и колеса, стёкла и вся оптика.
DBS - первый Aston Martin, которым управлял Бонд в исполнении Даниела Крейга. Каких-то крутых гаджетов в киноверсию не завезли (разве что дефибриллятор), однако машина интересна сама по себе: на тот момент это был самый мощный спортивный автомобиль, который когда-либо создавала британская марка (517 л.с.).
Сотрудничество Aston Martin и кинофраншизы достигло своего пика в середине 10-х, когда появилась модель, созданная исключительно для фильма. По сюжету «Спектра», 007 «одалживает» DB10 у другого агента. В плане оснащения - стандартный набор: пулемёты, огнемёты, катапультируемое сиденье. Зато какой дизайн !..
DB11, в свою очередь, предназначался уже для дорог общего пользования. Впервые под капотом Aston Martin оказался турбированный двигатель (до этого всегда отдавали предпочтение атмосферным). 600 лошадиных сил вкупе с 8-ступенчатым автоматом позволили DB11 стать первым Астоном, который разогналась до сотни менее, чем за 4 секунды.
Последняя на данный момент модель серии, DB12, была представлена в 2023 году. Причём место для презентации выбрали символичное в контексте истории бренда - Каннский кинофестиваль. На автомобиль ставят четырёхлитровый турбомотор V12 от Mercedes мощностью 680 л.с. Да, пока что никаких электричек и гибридов !
Стоит отметить, что у Aston Martin никогда не было официальной дистрибуции в России. Однако в продаже эти машины у нас всё-таки имеются. Вот, к примеру, актуальный DB12 за 40 миллионов рублей:
Или, к примеру, более бюджетный вариант - DB11 за 20 миллионов:
А роскошный кабриолет DB9 и вовсе продают по цене какого-нибудь E-класса:
Бренд Aston Martin существует уже более века. Он пережил две мировых войны, несколько мировых финансовых кризисов, владельцев из Европы, Азии, Америки, нарастил годовые объёмы продаж до пятизначных значений. И остался одним из символов автокультуры (с большой помощью культуры кино). При этом ни сам бренд, ни её ключевая серия DB не стали «попсой», и типичный рэпер, блогер или инфоцыган как правило понтуется возле Ламбо и Порше, но не возле Астона. Это по-прежнему машина не для всех, машина для шарящих в настоящей, неброской роскоши, в стиле и в Истории.
Несмотря на растущие объёмы производства, компания по сей день изготовляет все автомобили вручную. И в каждом Aston Martin имеется бронзовая табличка, на которой написано имя человека, ответственного за конкретный экземпляр. Такая маленькая, на первый взгляд чисто декоративная, но очень красивая деталь, показывающая связь производителя с клиентом, а также уважение и любовь людей к своему делу.