С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
Плавниковый стиль, также известный как аэростиль или детройтское барокко - течение в автомобильном дизайне, расцвет которого пришёлся на 50-е годы. Поначалу оно было характерно для американских производителей (отсюда Город моторов в названии), однако затем распространилось и на другие части света.
Главным элементом стиля служили хвостовые «плавники» - парный декоративный элемент на задней части автомобиля. Такие плавники присутствовали в автопроме ещё в довоенные годы, выполняяя сугубо функциональную роль: повышение курсовой устойчивости и уменьшение действия бокового ветра.
Но детройтское барокко было ориентировано в первую очередь не на практичность и безопасность, а на эстетику. Американская экономика в то время росла с каждым годом, граждане хотели ездить на всё более помпезных машинах, упиваясь благополучием после многих лет тяжелейшего кризиса. Повышение уровня жизни неразрывно связано с техническим прогрессом, и одним из главных символов эпохи стало покорение человеком неба. Реактивные самолеты, а затем и ракеты получили небывалое общественное внимание, и автомобильная индустрия на это среагировала.
Родоначальником аэростиля принято считать дизайнера корпорации General Motors Харли Эрла, творца «Кадиллаков» конца 40-х, у которых небольшие плавнички имели вид обтекаемых наплывов по бокам от крышки багажника. В рекламных материалах они именовались aircraft-inspired «rudder-type» fenders — «задние крылья в форме самолётных стабилизаторов», то есть подавались именно как отсылка к авиации. Впоследствии сам Эрл уточнил, что вдохновением для него послужил американский истребитель P-38 Lighting.
Как можно заметить, плавнички на тех Кадиллаках имели весьма скромный вид. Тем не менее, дизайнерская находка оказалась очень удачной в коммерческом плане. В ещё более явном виде она получила развитие в концепт-каре General Motors Le Sabre 1951 года, который содержал в своём облике многие элементы нарождающегося стиля и был «разобран на цитаты» почти всеми американскими автокомпаниями. Автором Le Sabre был тот же Харли Эрл.
В погоне за покупателем каждый пытался выдумать свои оригинальные решения. Во второй половине 50-х «аэромания» захватила американскую индустрию, порой принимая гротескные, но завораживающие формы. Ниже - подборка самых интересных (на мой взгляд) автомобилей, выполненных в этом стиле.
Chevrolet Bel Air 2 Gen (1955–1957)
Plymouth Belvedere Fury (1957-1959)
Dodge Coronet Lancer (1957 - 1959)
Mercury Park Lane 1 gen (1958 - 1960)
Buick Electra 1 gen (1959 - 1960)
Cadillac Eldorado 4 gen (1959 - 1960)
Chevrolet Impala 2 gen (1959 - 1960)
Pontiac Bonneville 2 gen (1959 - 1960)
Ford Starliner (1960 - 1961)
Chrysler 300F (1960 - 1961)
Плавниковый стиль за пределами США обычно выглядел куда скромнее, что было связано не только с технологическими возможностями европейских и японских производителей, но с традиционно меньшими размерами машин - гигантские плавники и обильная хромировка выглядели бы на них неуместно. Вот несколько интересных примеров из разных стран:
Lancia Flaminia Berlina (1957 - 1970, Италия)
Daimler SP250 (1959 - 1964, Великобритания)
Opel Kapitan Р2 (1959 - 1963, ФРГ)
ГАЗ-13 «Чайка» (1959 - 1981, СССР)
DAF 600 (1959 - 1963, Нидерланды)
Peugeot 404 (1960 - 1991, Франция)
Volvo P1800 (1963 - 1971, Швеция)
————————————————————————
Хотя американские плавниковые монстры и не вписываются в современные стандарты ни огромными габаритами, ни прожорливыми моторами, ни архаичной рамной конструкцией, жаль, что их сегодня не увидишь на дорогах. Пусть начинались они как маркетинговая уловка, но во многих из них было нечто от настоящего произведения искусства - этого очень не хватает надёжным, удобным, безопасным, но в массе своей безликим современным автомобилям. Остаётся надеяться, что на нашем веку всё-таки появится тенденция в дизайне, от которой обыватели будут балдеть спустя много десятилетий. Или уже появилась, просто мы не замечаем ?..