13 сезон - Алматинская область. Большой обзор региона и личное мнение
Очередной этап планомерного и размеренного прохождения великолепного Snowrunner полностью завершен.
Cезон дополнения с названием Dig & Drill отправляет игрока на работу в Алматинскую область в район Жербайских карьеров. Перед началом обзора региона хотелось бы задать настроение и атмосферу для погружения в предлагаемый сценарий, передать тот вайб, с которым я его проходил.
В эпоху существования высокоразвитой цивилизации советским народом в данной местности было организовано горнодобывающее производство сланца. Но ввиду объективных политических причин и изменившейся рыночной конъюнктуры дальнейшая разработка месторождения стала экономически нецелесообразной, и старый сланцевый карьер был законсервирован, промышленность пришла в упадок, а жизнь в ближайшем поселке горняков практически остановилась.
В целях развития региона, в рамках реализации государственно-частного партнерства горнодобывающей компанией KAZ Minerals, plc. при поддержке местной администрации были проведены геолого-разведывательные работы, результатом которых стало обнаружение значительных залежей серебра, доступного для промышленной добычи с частичным использованием сохранившейся инфраструктуры.
Открытая разработка месторождений привела к образованию двух карьеров: нового сланцевого и серебряного. Старые цеха по обработке породы были перестроены в горно-обогатительный комбинат по переработке серебра, началась работа по установке горно-транспортного оборудования (вагонеток и конвеерных лент), запущены сопутствующие металлопрокатное и железобетонное производства.
Ввиду удаленности района от основных транспортно-логистических узлов для доставки промышленного оборудования, строительных материалов, а также снабжения жителей поселка продовольствием было решено восстановить заброшенный советский аэродром, а также использовать находящуюся неподалеку вертолетную площадку.
Жизнь в поселок потихоньку начала возвращаться, но работы предстоит еще много...
Особенности региона.
В этом дополнении игрока ожидает только одно место действия – единственная карта «Жербайские карьеры». И карьеры, что довольно логично, действительно являются основными объектами интереса, сразу же притягивающими к себе взгляд при открытии карты. Именно в них нам и предстоит тяжело трудиться. При этом надо отметить, что это совсем не те карьеры, которые мы привыкли видеть, например, в Мичигане, Висконсине или на Таймыре. В Казахстане карьеры эпичны, и по началу прохождения даже пугают своей огромностью.
Очень впечатляют декорации повсеместной разрухи. Чего стоит только свалка поржавевших останков советской техники около серебряного карьера, повсюду остовы экскаваторов, гусеницы, автомобильные рамы, ржавые колеса, разорванные конвеерные ленты. Развалившиеся конструкции вдоль размытой дороги к комбинату по переработке серебра вообще вызывают философские мысли о том, как можно было так распорядиться великим наследием Страны Советов.
В поселке, кажется, начались ремонтно-восстановительные работы, но все еще впереди: центр около здания администрации перекопан, газоны заросли кустарником, с фасадов домов слезла штукатурка, везде строительный мусор. Гаражный кооператив вообще великолепно реализован, прям удручающая обстановка.
Природа же, как это принято в Snowrunner, очень живописна: холмистая лесостепь с видами горных хребтов на дальнем плане. В регионе нет полноводных рек: только маленький ручеек и несколько неглубоких озер – преодолевать водные преграды не понадобится.
На холмах можно встретить стойбища коренных жителей (наверное, пастухи), живущих в юртах. Иногда мне мерещились люди на конях, но не исключаю, что это результат воздействия кумыса.
Есть асфальтовое покрытие, но дороги очень часто завалены камнями (на пути к аэродрому) или разрыты для проведения работ (возле склада с пиломатериалами или при въезде на территорию завода бетонных изделий), в связи с чем приходится использовать объезды по довольно вязкой грязи. Дорога, ведущая к комбинату по переработке серебра, это настоящее испытание даже для бывалых: под водой в затопленной ее части не асфальт, а глубокая непролазная грязь. Выбор данного маршрута может заставить водителя сдать экзамен на умение пользоваться лебедкой.
Солнце заходит рано, ночи очень темные, поэтому установка дополнительной светотехники настоятельно рекомендуется, особенно если принято решение осуществить спуск в карьер в ночное время.
Крайне приятным открытием стал аутентичный эмбиент с добавлением традиционных музыкальных инструментов, а также очень помогает погружению в сценарий наличие дорожных указателей и наименование населенных пунктов на казахском языке. Вроде бы и мелочь, но вот прям хорошо, что так сделали.
На чем ездить.
Первым делом, конечно же, все силы были брошены на открытие новых автомобилей, поставляемых в комплекте с сезоном. На этот раз для разблокировки каждого образца техники необходимо пройти сюжетные поручения от местных жителей.
Первый квест «Отличная сделка» активируется прямо около гаража, и ведет игрока по ознакомительному маршруту следования: сначала через поселковый центр, по серпантину (здесь же можно увидеть и второй квест для разблокировки грузовика) к аэродрому, забрать там ящик запасных частей и отвезти его в деревню на северо-востоке карты. Автомобиль уже ждет на складе металлолома, осталось только его отремонтировать и заправить – и, вуаля! – новый скаут AAC-58DW поступает в безвозмездное пользование. Впрочем, никакого интереса он не вызывает, наличие его в гараже отвечает исключительно коллекционным интересам, по назначению данный внедорожник использовать желания не возникло.
Второй квест по разблокировке активируется на горной дороге до аэродрома – игрок становится свидетелем аварии: большой грузовик с крупногабаритным грузом на полуприцепе с широкой платформой вылетел в кювет при попытке срезать маршрут. Надо помогать, но это не так просто, как кажется.
Первый этап миссии – отвезти упавший груз в старый сланцевый карьер. Ведь логичнее всего поставить его на тот же полуприцеп, с которого он упал, и отправиться на глубину в таком виде. Ошибка! Полуприцеп с широкой платформой оказался слишком широким и приземистым для условий ограниченного маневрирования при спуске/подъеме по периметру карьера: и если спускаться еще относительно получалось, то подъем превратился в настоящий кошмар... И вот почему.
После того как груз отвезен в карьер, в следующем этапе задания нужно доставить сам полуприцеп в логистический центр, расположенный между карьерными разрезами. А пока наш водитель находится на дне карьера, да еще и с таким полуприцепом, то надо же что-то захватить оттуда на поверхность. Сланцевые блоки, тяжеленные и габаритные каменные глыбы, с которыми едва-едва справляется кран-манипулятор, настолько они неподъемные. Фатальная ошибка! Полуприцеп цепляется за камни и выступы, застревает, норовит перевернуться. Топливо при подъеме расходуется мгновенно. И это третья ошибка! Необходимо учитывать расстояние, которое необходимо пройти для спуска в карьер и возвращения на поверхность. В старом сланцевом карьере не оставили бочек с топливом, пришлось гнать бензовоз, который еще не раз там пригодился. Дальше дело техники – доставить сам грузовик к логистическому центру и отремонтировать его там.
PLAD 450 – мощный и очень функциональный восьмиколесный тягач с двумя поворотными передними мостами, на котором и выполнялась большая часть поручений и контрактов в Казахстане. Тяговитый, с адекватным расходом топлива на топовом по мощности (но, кстати, не по стоимости) двигателе. Постоянная блокировка дифференциала – то что нужно, полный привод подключаемый. Надежный как швейцарский нож, и такой же утилитарный. Каких-то совсем эксклюзивных модулей для него нет: только фирменный бортовой кузов с высокой рамой для крепления запасного колеса. Визуально красив и могуч, едет уверенно, управляется с удовольствием.
Для разблокировки PLADa и в качестве второго номера использовался AZOV 64131, который отлично себя зарекомендовал: стабильная тяга при подъемах с грузом, хоть и при не очень высокой скорости на ровной поверхности, хорошая проходимость, не прожорливый по топливу. Давно его не использовал, а тут пришелся очень кстати.
Контракты и поручения.
Поскольку карта в 13 сезоне только одна, то для увеличения игрового времени разработчики пошли на хитрость, и ввели систему, при которой большое количество заданий открываются постепенно, по мере прохождения предыдущих. В такой ситуации эффективно спланировать логистику не получается и учащенный бэктрекинг просто неизбежен.
Например, такая категория заданий как помощь местным жителям (которые живут в юртах и угощают проезжающих кумысом) разделена на три стадии: сначала нужно доставить провизию (мешки картошки с вертолетной площадки), после чего разблокируется задание по доставке им топлива, а в самом конце – по доставке воды. Хотя для доставки воды предварительно необходимо починить водокачку в деревне.
Активировать все три задания сразу, чтобы распланировать маршруты не получится. Или, также, ремонт в поселке у здания администрации: сначала привезти генератор, потом – кирпичи, а в конце – бетонные блоки. Хотя для бетонных блоков нужно сначала открыть завод бетонных изделий. А для этого нужны сланцевые блоки. Пытаться вывезти их из карьера на безбортовой платформе – идея, мягко говоря, не очень дальновидная. Один раз мне это удалось: с помощью четырехслотовой платформы с рампой я вывез сразу три блока, но повторять этот опыт не советую, распаковываются и сваливаются с платформы блоки очень часто, а грузить их краном-манипулятором в ограниченных условиях карьерного спуска/подъема невероятно тяжело.
Опять же, все самые запоминающиеся задания связаны именно с карьерами: вывезти из нового сланцевого карьера топливную цистерну-полуприцеп, отвезти ее поочередно в каждый из оставшихся двух карьеров, а потом вернуть в логистический центр. Терпение, коллеги, только терпение. Эмпирическим путем получилось найти пригодную перемычку между старым сланцевым и серебряным карьерами, а выполнив задание по расчистке завалов удалось освободить западный съезд в новый сланцевый карьер со стороны логистического центра, что ощутимо сокращает маршрут и экономит топливо.
Основные проблемы и непередаваемые эмоции доставило выполнение контрактов «Не на своем месте» и «Теперь все на месте» по доставке строительной платформы из нового сланцевого карьера через логистический центр в серебряный карьер. Мало того, что спуск в карьер и подъем на поверхность это весьма серьезное испытание само по себе и полоса препятствий, на которой можно запросто вхлам разбить подвеску, пробить колеса и повредить двигатель, так у карьерных съездов есть еще особенность осыпаться под колесами грузовика при проезде с краю, причем препятствия расставлены так, что минимизировать риски не получится – слишком тесно, а с широкой строительной платформой и подавно. В серебряном карьере не хватило радиуса, край съезда осыпался, и платформа ушла на дно, потянув тягач за собой: без шансов. Эвакуация, перезапуск контракта. Во второй попытке было принято решение использовать для заезда ту самую перемычку между карьерами – повреждений подвески можно получить больше, но шанс упасть в бездну существенно меньше.
Итоги.
Сеттинг нового сезона весьма понравился, атмосфера на высшем уровне, декорации – мое почтение. По восприятию для меня как будто некое логическое продолжение региона «Пашни», что-то широкими мазками из «Дона», какие-то до боли родные и близкие пейзажи, гораздо большее ощущение вовлеченности в процесс происходящего, чем, скажем, в Юконе или Онтарио. Сентиментальнее.
300 километров (300 тысяч условных единиц игрового расстояния) пройдены на одном дыхании буквально за неделю, примерно 25-30 часов размеренного геймплея. Регион однозначно удался, удовольствие получено, эстетическое наслаждение в наличии.
Когда доставил партию серебра на восстановленный аэродром, усталый водитель закурил папиросу и подумал: «Заказ выполнен, моя вахта закончилась, я ведь могу теперь сесть в вертолет и улететь отсюда когда захочу». Но улетать почему-то совсем не хотелось.
Послесловие.
В последнее время от коллег по автотранспортному цеху доносится вполне справедливое мнение о рутинном (конвеерном) подходе разработчиков к контентной поддержке игры, выражающейся только в смене окружающих декораций при отсутствии изменений в механиках и смыслах. И с точки зрения игрового процесса так оно и есть. Но с точки зрения атмосферности и иммерсивности Snowrunner продолжает оставаться совершенно бесподобным на протяжении вот уже почти пяти лет.
Для меня совсем не так приоритетны новые механики (хотя от опций по ослаблению троса лебедки и изменению давления в шинах, предусмотренных в Expeditions, и не отказался бы), как то состояние, ради которого я жду выхода новых регионов и надеюсь, что следующих сезонов будет еще много.
Snowrunner – это практически состояние медитации, умиротворенного созерцания интересных ландшафтов, в которых красота природы разбавлена объектами промышленой деятельности человека, наслаждения звуками пения птиц и журчания ручьев, прерываемых рёвом мощнейших двигателей. А еще Snowrunner – это настоящий моральный отдых: никто никуда не торопит, не указывает маршрут, не даёт советов. Есть твой грузовик, топливо в баках и логистическая задача – дальше все на усмотрение игрока.
И пройденный регион Алматинской области в очередной раз подтвердил это состояние. После непростого рабочего дня в реальном мире офисной суеты ты садишься за руль мощного тягача и, под аутентичный эмбиент, в свете восходящего над холмами солнца, медленно и аккуратно спускаешься в глубокий карьер за грузом сланцевых блоков, чтобы, путем немалых усилий, довезти его до аэродрома и хоть немного наладить промышленную ситуацию в регионе.
Дело сделано. Заслуженная галочка за выполненный контракт получена, а уставший водитель довольно потягивается в кресле. Солнце уже почти село – пора на базу. Завтра будут новые поручения.
Благодарности.
Это мой первый пост на DTF, первый обзор сезона Snowrunner в таком формате, который посвящается всему нашему уютному телеграм-сообществу Ex-runner's Home, а также приурочен к первому оффлайн-съезду участников сообщества, который состоится уже в ближайшие выходные. Всех обнял.