Final Fantasy XIV: ревью после тысячи часов

"Я видел такое, во что вы, фанаты Варкрафта, просто не поверите. Атакующие корабли, пылающие над Мор Доной. Я наблюдал драконов пронизывающих тьму близ врат Ишгарда… Все эти мгновения затеряются во времени, как версия 1.0… Пора гриндить…"

Финалка — серия, с которой у меня не было интимной близости до врыва в четырнадцатую, и хоть приключения Клауда и Ноктиса запомнились как что-то приятное, бросать свою тогдашнюю жрпг-серию фаворита Persona и менять ее на что-то более классическое и базовое у меня в тот момент желания не было. Но нравы меняются, кости обрастают мясом, то, что ранее мне казалось эталоном, теперь кажется вторичным конвейером, и поиск чего-то "нового и вкусного" становится вопросом времени. Жарким летним днем 2023-го года я посмотрел на системки FFXIV и подумал для себя "ну там бесплатная версия, ее там хвалят, давно пора втянуться, погриндить мобиков и все такое". И, спойлер, мне понравилось.

Хочу затронуть самые яркие и негативные моменты в этом около-ревью, постараюсь сделать его максимально емким и понятным. В сюжет не буду вдаваться сильно, ибо это то, что нужно чувствовать самому и каждому индивидуально. Спойлеров здесь на 1%, если не меньше, и все, что скрыто, обычно может disturb'нуть the peace у некоторых впечатлительных личностей из-за обилия тамошнего мата. Первый раз пишу здесь, так что тапки не кидайте.

Вот они, слева направо: Джон Якудза, Алекс Драгон Квест, Джек Файнал Фентези и другие
Вот они, слева направо: Джон Якудза, Алекс Драгон Квест, Джек Файнал Фентези и другие

Коммьюнити

Куда же без него? Кто бы что ни говорил, основная фича MMO как раз кроется в расшифровке аббревиатуры, все остальное, извольте, я могу получить в любой другой РПГ. Забегая наперед, все ваши стереотипы о камунити финалки — чистая правда, на 95%. Иерархия игры, начиная с команды разработчиков, заканчивая маленьким low-level данжом, построена на уважении и взаимопонимании. Как будто сам Йошида-сан (директор проекта) построил огромную японскую пагоду, где каждый на равных правах, и гостей "воспитывают" вручную. Только не дрессируют в привычным понимании, а очень тихо показывают альтернативу, как надо и не надо делать. А мы, как говорится, и не против. Серьезно, за этот миленниум я буквально пару раз наткнулся на чистый негатив: меня назвали шизофреником (и не сказать, что они были не правы). В остальном, если у Вас не растут руки из ног, и вы иногда делаете что-то неправильно, то в 99% к Вам отнесутся с пониманием. Если не искать негатив целенаправленно, то он не будет искать Вас, все просто!

!!Важная ремарка: если Вы желаете вкусить все прелести социального взаимодействия, настоятельно рекомендую купить полную версию, в пробном периоде Вы не можете кидать инвайты в группы, вступать в гильдии, писать ЛС другим игрокам, PvP с маджонгом также закрыты. Называйте меня Алексеем Шевцовым, но этот финт сэкономит Вам кучу времени, хоть и придется раскошелиться!!

Вступив в одну из рандомных гильдий в начале моего пути, я тут же заобщался с одной мудрой женщиной, с которой мы говорили о мелочах, сидя за пределами морского городка. Речь зашла о времени, проведенном в игре, и узнав про 2400 часов в игре, и, изрядно прихуев от такого расклада, я испугался. Но быстро получил snap back to reality парой слов, которые буквально звучали как "не спеши". И Вам, людям, которые начали или думают начинать свое погружение в мир FFXIV, я говорю: не гоните так быстро. На своем веку видел пару людей, которые буквально душились от основного сюжета, и дропали игру к чертям. Вам никто не дышит в спину, и не говорит, что делать. Правильного варианта в игру играть нет, это ММО. Это не исключительно сюжетная игра. Да, основной пласт контента спрятан за ним, и это для многих может быть минусом, но если Вы будете разбавлять свои похождения той же рыбалкой, активностями в казино, или, упаси господи, РП, то риск задушиться будет минимален.

Продолжая тему сообщества, нельзя не затронуть вышеупомянутое РП, он же RolePlay, он же рассадник мужчин, женщин, трансгендеров, квиров и не бинарных личностей, которым доставляет смотреть на кривые фанатские анимации. Если статью читает представитель RP сообщества, не подумайте, против Вас ничего не имею, каждый хохочет как хочет. Так вот, РП здесь — это огромная индустрия, которая почти никак с основной игрой не взаимодействует. Все, что вы могли представить: казино, стрипуха, бары, вечеринки, оргии, проституция и наркотики, — все имеет место быть. Люди на этом строят бизнесы, и даже, как я знаю, умудряются на этом неплохо зарабатывать. Настоящие диджеи на вечеринках, люди, рисующие Ваши портреты за "спасибо", кошкодевочки в трусиках, которые за дополнительную плату напишут пару ласковых — часть коммьюнити, которая, благо, надежно скрыта. Прямой расспрос "секс надо?" я ни разу не видел, хотя до моей подруги недавно докопался один любопытный француз.

Если французский — язык любви, тогда английский в руках француза — это что?
Если французский — язык любви, тогда английский в руках француза — это что?

Французы, Джонни, они везде. Знал бы я, что на сервере Louisoix, очень много французов, ни разу бы туда не сунулся. Но если хотите повторить мою ошибку, you're welcome. Ничего против них, разумеется, не имею, но их плохой английский в купе с революционными речами про то, что им все должны, могут испортить Вам игровой опыт. Никакого национализма, расовой сегрегации, все равны, заранее извиняюсь перед Рамзаном Кадыровым.

Если бы моя статья была тир-листом, то комьюнити финалки располагалось на самом верху, ибо каждый, кто играл в игру и взаимодействовал с другими игроками, скажет Вам то же самое, сообщество здесь самое приятное, и это, не побоюсь, факт. А теперь давайте выделим плюсы и минусы коммьюнити и поставим жирную точку в споре "зайцемальчики или кошкодевочки?".

Плюсы:

- Доброжелательность, отзывчивость, терпеливость.

- В рейдах и данжах люди зачастую ждут новичков, которые не смотрели тамошние катсцены.

- Бескорыстность: постоянные конкурсы, люди, которые вызволяются на помощь в случае долгой очереди на инстанс.

- Около-оккультность в отношении новых игроков, где каждого нянчат как своего собственного ребенка. Кто-то может назвать это гиперопекой, а я скажу, что люблю доминантных высоких женщин.

Минусы:

- Боты в Ульде, которые спамят предложениями купить внутриигровую валюту задешево. Сюрприз: за такое банят, настоятельно рекомендую не покупать то, что получается очень легким путем.

- Французы.

С Саньком (не геи)
С Саньком (не геи)

Cложность и гринд

"Ну там, эмэмо, значит там гринда напихали, играть не буду, пойду крутку в моей гаче любимой наверну". Гриндволл в финалке начинается и заканчивается конкретными предпочтениями того или иного игрока. Опыта и снаряги за сюжет выдают в избытке, классы не ограничены одним персонажем: на одном персонаже Вы можете быть хоть паладином, хоть самураем, хоть белым магом. Единственное, на что Вы сможете гриндить — это косметика и high-level снаряга, с которой Вы будете выбивать еще больше косметики и маунтов. Обязательного гринда в игре нет и, учитывая вектор, заданный разработчиками, не будет. Тут нет такого лютого билдостроения, как в той же Final Fantasy XI, в которой Вам позволялось держать два класса в обеих руках, и создавать таким образом комбинации, которые Вы даже не подозревали, что могут сочетаться, но как есть...

Про сложность все интереснее: основной сюжет, и все данжи и рейды, которые не имеют приписку "Extreme/Chaotic/Savage/Ultimate" проходятся без проблем, зачастую — "увернись, побегай, постой на месте". Это не означает, что игра проходится закрытыми глазами, но особой сложности и интересных механик до того же Heavensward'а (первое крупное дополнение) не ждите. Что действительно выделяется, так это вторая половина базовой A Realm Reborn, где некоторые данжи из первой половины переработали, и механики, которые раньше не представляли угрозы, стали сложнее, и на интуиции так легко не проходились. И это круто, я искренне не понимаю, почему от этого надо было отказываться. На крайняк, сделали бы их опциональными. Make FFXIV great again!

Насущная проблема, которая будоражила всех еще в бородатые времена Stormblood и Shadowbringers (второе и третье дополнение), так это отсутствие челленжа как такового: данжи стали красивее, механики интереснее, но тряска продолжалась. В сравнении с первым дополнением, где игроки дропали игру из-за неимоверной сложности, эти два казались намного дружелюбнее к игроку. И так началось противостояние двух легионов: твитерских воинов и нормальных людей против разработчиков: первые топили за то, что MMO должны делать челленж игроку. Вторые боялись повторить провал оригинальной Final Fantasy XIV и потерять доверие, которое они так сложно возвращали. И им пришлось пойти на компромисс, где данж проходился каждым желающим, а награды за что-то хардовое лочились в вышеупомянутых хардовых версиях. Они сделали игру для всех, и я не вижу в этом ничего плохого. Если Вы из первого легиона, который любит проходить Вуконга без прокачки, то во-первых, Ваш рут — не канон, и вы позер, а во-вторых для вас все еще есть Саважи. Таким образом, война подошла к концу, хоть и крики недовольных до сих пор витают в округе.

За что действительно можно ругать разработчиков и водить пальцем у виска, это за то, что игра, будучи MMO, забывает, что она MMO. Играешь ты в Xenoblade X на свиче (а ой, таймлайн перепутал), играешь в ту же одиннадцатую финалку, да в ту же двенадцатую, и замечаешь огромных боссов. Начинаешь с ними драться, проходит десять минут, а потом 5 часов, и ты такой "блять, а хули я тут делаю?". А потом после еще десяти часов тебе выпадает говяжий анус с чаром на +3, и ты говоришь "блин, круто играть в ММО, правда комната давно не проветривалась". Так вот, такого в финалке нет. Есть очень хороший ответ на "у нас есть мировой босс дома", который тречится на сайте, и убивается пачкой за 10 секунд, но ей-богу, мне действительно надо это комментировать? То же самое можно сказать про награды за этих боссов, все равноценно: хуевой механике— хуевый лут. Конечно, Вы мне назовете Эврику и Бозью, где есть подобие "олдскульно-классического ММО-взаимодействия", но там своя прогрессия, и награды из которой несут сугубо косметический характер.

Но настоящие проблемы будут в секции Dawntrail, так что Вы потерпите. А пока терпите, можете заспойлерить себе.

И вот в такой момент игра хочет быть сингл-плеерной, но при этом ММО. И вот тут мы проводим черту, где разработчики уж сильно хотят усидеть на двух стульях. Привычный ММО-мир мы делать не будем, и сделаем основные локации рельсами для сюжета, а если тебе захочется пофармить, то изволь окунаться в другой пласт активности. К этому добавим возможность пройти почти все сюжетные данжены с ботами, и получим черт пойми что. Кто-то может сказать "Ну вот, социофобы не хотят с другими взаимодействовать, пусть с ботами пройдут, ну че ты действительно?". My brother in Christ, you are right, да только это не Final Fantasy XIV Offline. Но побомбили и хватит, как там с этим сюжетом-то? Давайте поговорим про отправную точку.

Heavensward и вектор сюжета

Вечная мудрость, которую Вам скажет каждый: A Realm Reborn, базовая версия игры, — это затянувшийся пролог, который, как бы и обязательный для понимания, но Вас никто не осудит, если Вы его скипнете. Это крайне плохо написанная история без клиффхэнгеров и интересных моментов, с кучей филлеров, которая нужна только для знакомства с миром. Как и на площади Тяньаньмень, здесь ничего не произошло. А вот самое вкусное как раз начинается на Heavenswarde'e. Политические интриги, расовое неравенство, доминация церкви, драконы, и даже драгуны. Если ARR буквально приземлило Даламуд с игроками (ну поняли, поняли?) на землю, то первый экспаншен задал для вселенной стандарты, так называемую базу. Теперь у игрока есть реальная причина сражаться, как и помогать своему товарищу, из-за которого этот экспаншн, собственно, и случился. Эфемерное "спаси планету, дядя, мы умираем" заменилось на приземленные (ну или не совсем) проблемы первой стороны конфликта, страдающей от второй на протяжении многих лет. А потом, билиберда, перевороты, ну вы знаете. Сюжет финалки как пицца с ананасом. Ты смотришь, думаешь, ну для говноедов, а потом когда пробуешь, как на говноеда смотрят уже на тебя. И вы знаете, меня такое даже устраивает...

Оф. арт к третьему дополнению. Не Амано, конечно, но все равно красиво
Оф. арт к третьему дополнению. Не Амано, конечно, но все равно красиво

Сценаристы наконец-то начали кушать не бичпакеты, а в самом сценарии появилось то самое мясо. Не слишком жирное, не такое мясистое, но все еще мясо. Разумеется квесты "убей волков и забери с них анусы" в игре еще остались, но хороших, дополняющих лор и вселенную, прописанных квестов, прибавилось в разы. Все еще надо много читать, все еще много неозвученных диалогов, где-то можно даже утонуть. Последнее, к слову, удачно фиксится разработчиками, которые убирают ненужные квесты или сокращают в них количество диалогов. История начинается и заканчивается на понятной и адекватной ноте, а титры и песня в них дарит спокойствие на душе. Ты на шаг ближе.

В последующих дополнениях база, на которой построен сюжет, будет примерно та же. Stormblood — история про революцию, кровную вражду и ненависть. Shadowbringers — про изобилие света, которое задает вопрос "а что если?". Endwalker — "начало и конец". Не могу ничего больше про последнее написать, ибо заспойлерить тут очень просто. Dawntrail тут как тонущий ребенок из того самого мема, но где тонет один, другой плывет брасом. Человек, чье имя должно всплывать (ха-ха) у тебя в голове каждый раз, когда ты ленишься. Человек, который мощной оплеухой отправил свой рак в ремиссию, и чья страсть к своей работе сказала "нет" компромиссам. Масаеши Сокен, он же главный композитор игры и просто прекрасный человек, чья история звучит как легенда. Пока можете глянуть замечательный материал от товарища Бурдукова, а мы переходим к одной из самых красивых вещей в игре.

Музыка как часть истории

Еще в 2016-ом году игра вошла в книгу рекордов Гиннесса как самый разнообразный саундтрек в видеоигре. В этом есть и немалая заслуга Нобуо Уэмацу, который к выходу реборна передал все в руки юному, но не менее опытному Сокену. И что-что, но этот мув действительно пошел игре на пользу. Отойдя от привычной формулы классической зарубы, Сокен выдал базу везде: классика, электроника, инди-рок, поп, метальчик, и только реп еще остается большим вопросительным знаком. За исключением рейдов Хевенсварда (Alexander), саундтрек Final Fantasy XIV — мой самый любимый саундтрек, ибо 1) он подходит почти ко всему 2) он ебет. Начиная с Rise of the White Raven, заканчивая Give it All, этот саундтрек держит меня за шею, а я прошу добавки. У нас абьюзивные отношения: мне надоело покупать по одному треку в iTunes, так как не люблю ютубных шакалов, а он мне говорит потерпеть до релиза на спотике. Я как Леброн Джеймс, который не может выразить всех эмоций, и вместо этого начинает вести себя как прокаженный Паркинсоном.

Но среди всех в голове всплывает именно тот единственный из двух треков из FFXIV, которые были сыграны на прошлогодней Distant Worlds. Речь об "Songs of Salt and Suffering", темы одной из локаций Stormblood. Взяв пару стаканов пива, я уселся в заполненном зале, и начал ждать концерта. Как любой уважающий себя мужчина, я слезно бился в агонии на теме Эрис, как тут Эрни Рот, дирижер оркестра, сказал что-то типа "Я надеюсь, Вы не забыли про четырнадцатую часть?". Весь зал начал раскидывать овации и аплодировать направо и налево, а мое тело охватило мурашки, что столько людей притронулось к великому. Многие даже никогда не поиграют в игру, но могут запомнить, записать эту песенку на свою старенькую нокию, и даже не знать, что за крутой японец ее сочинил. И далеко не все в зале были возрастом 20-40 лет, были и старички по 70-80, которые пришли послушать классику, были семьи. Казалось, что весь мир остановился и просто решил послушать. И когда начались первые мотивы этой композиции, я оброс мурашками уже во второй раз, ибо передо мной предстал видеоряд из той самой игры, из того самого дополнения, которое я прошел пару недель назад. От такого расклада я, не выражаясь лирически, ахуел, и в голове возникла мысль, что videogames так-то действительно unite. Это было прекрасно, не заставляю Вас верить, но клянусь, что это было чувство, которое мне запомнится надолго.

Собственно, сама песенка

Но давайте без фанбойства. Вот что делает музыку FFXIV действительно такой уникальной? В двух словах — ее многообразие. Количество зачастую значит потеря качества, но не в случае с ней. У нее нет своей структуры, она хаотична, иногда дерзкая, иногда загадочная. Она экспериментальная, но при этом неразрывно существует с игрой. У нее существуют рамки, и их иногда можно увидеть, но потом выходит новое дополнение, и переворачивает все с ног на голову. И все гениальное просто: Сокен не изобретал велосипед, он просто не был скован одним сеттингом. Так как игра MMO, и, что самое важное, часть серии FF, она может стать Старфилдом, настоящим миром из второй Догмы, или вовсе Божественной Комедией. И что самое интересное, все вышеперечисленное, хоть и, разумеется, в упрощенном виде, в игре имеется.

Где-то, как в Answers, одна из главных личностей игры говорит всем и каждому "верь", отсылая к падающей с неба Луне, которая вскоре унесет бесчисленное количество жизней в 1.0. В Equilibrium мы узнаем трагическую историю Софии (это можно считать как за спойлер, но это сайд-контент, да и в основном сюжете она очень мало мелькает). А в Oblivion можно услышать крик о помощи, на который никто не откликнулся. Улавливаете? Музыка и то, что происходит на экране здесь — это огромный мост, нужный для понимания истории, и одно из немногочисленных явлений, которые не вызывают у тебя диссонанса в голове. Че уж там, люди отдельные разборы на песни пилят. В общем, c музыкой и ее вкладом здесь очень и очень хорошо. Рассказал про музыку, чуток сюжета, коммьюнити, но забыл кое-что важное. Ах да, в игру же надо играть!

На добивочку классика от Сокена, который тогда только-только откинулся с больницы и выдал самый большой щитпост за всю историю FF

Геймплей и боевая система

Камнем преткновения для многих является, сюрприз, что в игру надо играть, и что это MMO. Ты не можешь просто пробежать сюжет, или поделать ту же рыбалочку без других игроков. Ну, то есть технически можешь, но это будет намного дольше. Как я и говорил выше, правильного варианта играть в игру нет, но если ты больше взаимодействуешь с другими, это, очевидно, поощряется. Тут нужно провести черту, что если Вы приходите в игру за сюжетом, и изначально не готовы отдавать время социальным активностям, то скорее всего Вы а) задушитесь б) задушитесь пораньше. Финалка — не игра 100-200 часов, каждый экспаншн идет 80-100 часов, и достижение актуального контента обычно занимает около 600 часов, а если Вы будете проходить данжи с компьютерными союзниками, и того больше. Если только начинаете свое приключение, настоятельно рекомендую вступить в живую гильдию, которая помогает новичкам. По совместительству наша гильдия "Union" на сервере Louisoix как раз принимает новых людей, но только я Вам этого не говорил.

Отвечая на популярный вопрос "Я соло-игрок, но хочу вкатиться в игру из-за сюжета. Пройти и забыть/ждать новое DLC. Стоит ли?". Непопулярное мнение, но ответ — нет. Хочется смотреть сюжет — смотрите на ютубе или читайте в текстовом варианте. Как и любая другая MMO, финалка про время. Да, весь ништяк как раз в истории, но это только вершина айсберга, и помимо сюжета в игре есть очень много чего интересного.

Еще рандомный арт
Еще рандомный арт

На данный момент основные активности в игре выглядят так:

- Желтые квесты, награда за которые обычно минимальная и не несет ценности, но есть исключения в виде тех же эмоутов.

- Синие квесты, которые нужны для разблокировки большинства фичей игры, которые почему-то до сих пор не обязательны для прохождения. Исключения: Tribal quests, Guildhests, Leves и миссии с охотой. Они совсем не обязательны и нужны в основном для фарма экспы/косметики.

- Island Sanctuary: около-тайкун на манеру Animal Crossing со своим блэкджеком и наградами.

- Инстансы, обязательные и не очень. Сложные и простые. От легких босс-файтов и картофельных данжей 16-го лвла до требующих много времени и сил на закрытие рейдов.

- Рогалик-данжи со своей прогрессией и лутбоксами. Ранее упомянутые Эврика и Бозья, которые являются открытой локацией, так же со своей прогрессией.

- Казино с маджонгом, импортированной из Final Fantasy VIII карточной Triple Triad, еженедельной рулеткой, чокобо-гонками, ивентами с паркуром и не только, коллаборацией с Fall Guys (временное событие, которое, вероятно, вернется к октябрю), и, разумеется, своей валютой с крутыми наградами.

- PvP с сезонами, баттл-пасами, и наградами, которые иногда подозрительно повторяют награды казино.

- Рыбалка, ботаничество, майнинг, работа со сталью, и миллион других крафтинг-профессий.

- Вечеринки с бассейном и диджеями. На них, кстати, можно хорошо лутануться. Сам забрал оттуда лимонов 15, и Вам советую.

- Карты сокровищ, где абсолютный гэмблинг, что я не могу не любить.

- Изучение планет, которое вот-вот выйдет в патче 7.2

- Relic-ганы, которые красивенько светятся.

И, если не изменяет память, то это все. В общем, помимо сюжета здесь есть где пропасть. Не все сделано на высочайшем уровне, те же крафтеры для меня показались скучными, а PvP служит только для получения опыта, ибо участвовать в бою с 72-мя тушами на поле, где командное взаимодействие заканчивается на "push this square u are all useless asf omg guys stop killing blue" мне не очень горит. Где пвп, там и боевка, а что с ней? А с ней все очень не однозначно.

Взгляните, какие у Паладина красивые крылышки
Взгляните, какие у Паладина красивые крылышки

Классическая таргет-система со своими плюсами и минусами. С одной стороны интуитивно понятная, с другой не можешь крутить кульбиты как в последней Байонетте. Я заметил огромную тенденцию активно хейтить боевку игры из-за ее тривиальности. И я вынужден согласиться, но только кое-где. Видите ли, философия A Realm Reborn не была в уродовании сюжета, она была в уродовании каждого аспекта игры. Разработчики четко и ясно сказали, что Вы должны страдать от скуки. Представь себе танка, что он делает? Танчит! Вот это он будет делать, и ничего больше. А ты знал, что хилер умеет хилить? Ого, он еще может АОЕ-лечение кидать, это уже две кнопки. До 60-70 уровня нельзя воспринимать игру всерьез, ибо тот пласт умений, который нам дают (особенно на базовых классах, которые начинают с первого уровня), умениями как таковыми не является. Это набор кнопочек, который не дает тебе умереть, и не более. Это исправляется дальше, но тень никуда не уходит. Дальше я буду рассказывать про свои болячки с геймплеем, пометил спойлером, хоть и спойлеров там нет. Текст будет в первую очередь направлен на людей, которые играли, но любым другим, разумеется, тоже welcome.

И давайте про то, от чего у меня полыхает больше всего. В игре есть Duty Roulette, которая нужна для основного фарма опыта на сайд-джобах, и если мне не изменяет память, является его самым эффективным источником. Работает она просто: Вы запускаете, и Вас рандомно кидает в желаемый набор инстансов, будь то данж, пвп и т.д. И есть в игре Alliance Raids, инстансы на 24 человека. Каждый экспаншн имеет у себя три таких, и Реборн исключением не стал. Но реборн не стал исключением, он даже захотел выглядеть лучше других, и сделал себя ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для прохождения сюжета. Да, чтобы перейти в Heavensward, игроку требуется сперва закрыть 3 рейда Реборна, так как в будущем они будут важны по сюжету. И знаете, что это значит?

Что этот злоебучий реборн мне будет попадаться в рулетке каждый ебучий раз, когда я захочу покачать своего дэнсера 81-го лвла. 5 дней подряд, я помню эти пять дней, когда 4 из которых мне выпал Cloud of Darkness с Syrcus Tower. В игре за прохождение последнего дают ачивку "Life is a Syrcus". И тут я выражаю респект разрабам, ибо так наебать меня и назвать клоуном в лицо могли только они. 2+2= альянсы реборна падают намного чаще, ибо у большинства они открыты по дефолту.

А почему не сделать Normal Raids из SHB обязательными? В них тоже важная часть сюжета. Господи, в альянсах Эндвокера нам дают крутую историю, расширяющую мифологию, которая до этого почти не освещалась. Не отходя далеко, нормал рейды Эндвокера — это буквально сиквел одной из арок дополнения. Даже Dawntrail с его Аркадионом, который претендует на более менее интересную историю, и то не обязательный. Добавляем к этому Бахамута, который по значимости на три головы выше альянсов, и получаем что? А нихуя мы не получаем. Отсутствие логики, и мою сгоревшую жопу от того, что я должен проходить наизануднейшие, блять, рейды с минимальном количеством скиллов на экране. Ради бога, сделайте все рейды обязательными, они не занимают много времени...

Если на 60-70 уровне начинается более менее вменяемый геймплей, после 70 от боевки уже начинаешь получать удовольствие. И как было описано в секции со спойлерами, камнем преткновения становится то, что Вы БУДЕТЕ играть с картофельными скиллами снова и снова. Вас может закинуть как на 80 лвл данжа, так и на 16, где у Вас буквально одна кнопка. Я понимаю, что рулетка создана, чтобы уменьшить людям, в частности новичкам, время подбора в матч, но все равно смотреть на это без слез у меня не получается. Я бы предложил альтернативу в виде "все классы по дефолту имеют ротацию 50-го уровня", но это, очевидно, создало бы кучу проблем и заняло миллион лет на ребаланс, что не вариант.

Помимо этой неприятной фичи, все остальное в боевке меня устраивает. Каждый данж по-своему уникален, механики в них хоть и медленно, но эволюционируют, и начиная с Stormblood, локации в этих данжах просто конфетка. В меру сложные, на тех же босс-файтах встречаются моменты, когда Вас заставляют учить механики, что не может не радовать. Сейчас игра качается где-то в балансе между "сложно" и "интересно", и проблемы, которые мучали людей в Хевенсварде, из-за которых они дропали игру, сейчас грамотно решены. Предлагаю к ознакомлению маленькое видео, которое глянул вчера:

Но истории приходит конец, и как все хорошее, все заканчивается. А когда красивое кончается, на замену приходит уродливое и мерзкое. Дамы и господа, представляю Вам настоящее фиаско и пример, как неумелые сценаристы решили сделать крайне плохое аниме. Dawntrail, он же ДАУНтрейл, он же позор на теле игры, послал нахуй выстроенный годами кропотливый труд разработчиков. Причина, из-за которой многие решили удалить игру и к ней не возвращаться, апофеоз уныния, DT забыл, из-за чего игру любили, и предложил свою альтернативу. Ужасную, беззубую альтернативу, которую и историей назвать сложно.

Dawntrail: паразит и апогей всего ужасного

Принято считать, что именно последнее дополнение пошатнуло доверие игроков, но это далеко не так. Еще проходя патч 6.2 в голову начали лезть мысли "А что я тут делаю?". После крепкого завершения основной истории в Endwalker, пошли патчи. Нам дали абсолютно новую историю со старыми персонажам из Final Fantasy IV, которая должна была раскрыть тамошних злодеев по-своему. И из игры стали делать аниме. Ничего против аниме не имею, прекрасный piece of media, но когда в лицо начинают тыкать дефолтными историями про месть, в голове все еще плавает вопрос "А нахуя?". То есть, кто-то на серьезных щах в команде разработчиков решил, что история про человека с амнезией и плохих злодеев, у которых не было выбора из-за жестокости в мире, и которые из-за этого стали плохим злом, будет хорошей идей. Никакой затравки к будущему дополнению в этой истории, разумеется, не будет. Это standalone-сюжет, в существовании которого я сомневаюсь до сих пор, и думаю, не приснилось ли мне.

К сожалению, я все это время читал диалоги, был в предвкушении нового дополнения. Ведь у нас тут новая история, новый сеттинг, континент, о котором ранее в игре не говорилось. Свои народы, обычаи, сеттинг, да даже по трейлеру было слышно, что музыкальные мотивы сменились на что-то "тропическо-пляжное". Та самая мудрая женщина мне сказала про проблемы тамошнего сюжета, мол, главный герой теперь выступает больше как ментор, и тот, которого он "обучает", занимает слишком много времени, что и вызвало такой бугурт у сообщества. Думаю "ну SHB и EW им все равно не удастся переплюнуть, там были абсолютно другие ставки, а тут у нас новое начало, надо игре дать развернуться и не ожидать от нее многого". И, о боги, я не могу посчитать, насколько я ошибался...

Причина детских травм, Вук Ламат, она же Ламачи
Причина детских травм, Вук Ламат, она же Ламачи

Вкидываю сразу анти-базу: с ней у меня проблем как таковых нет, это крайне обычный персонаж, который преследует понятную цель, и характер которого можно понять и угадать. (а еще она няшечка). Плохое начинается на моменте очень умелой имплементацией сайд-квестов в основной сюжет. Тут разработчики решили очень сильно постарались испортить игровой опыт каждому: теперь сбор волчьих анусов не просто канон, это основной костяк первых 40-50 квестов. Получив четкие указания, Вук Ламат вместе с главным гером начинает путешествие по миру и ищет камешки бесконечности. И тут начинается: квесты, которые не несут абсолютно никакой ценности, и рассказывают историю про землю и народов ее населяющих. То есть, у тебя есть четкая цель, это я понимаю, только нужно ли мне читать тонны неозвученных диалогов ради того, чтобы узнать, что Вук Ламат была здесь будучи ребенком, и что она боится альпак? Да ну нахуй, нет конечно!

Никакой новых рас помимо женской версии Хротгара тут нет, а новые названия для старых — это просто названия, потому что "мы же не могли представить регион без новых монстриков". Все квесты стали одной большой серой массой по зачистке пары монстров+тонн диалога. Не подумайте, такое было и раньше, просто наградой за такие квесты по итогу служила награда в виде катсцены, где происходило ХОТЯ БЫ ЧТО-ТО, тут же, как и в Нанкине, ничего не произошло. И так везде, запомнились только флэшбек и кулинарное соревнование, это реально было интересно. Гордон Рамзи в фэнтези-мире как никак. Все остальное можно смело выкидывать на помойку, большинство диалогов — тонна воды, а старые персонажи в них — говорящие головы как максимум, и декорации как минимум. Таких образом, у нас получается, что старых героев мы отпустить не можем, зачем-то вкидываем их в сюжет, забываем про них, а когда что-то в жопе стреляет, быстро возвращаем ради пары бесполезных реплик. Ну а с новыми мы, разумеется, работать не умеем, ибо, как кажется, на пост посадили неофитов или просто зевак, которые работают за зарплату. Искренне надеюсь, что после этого их отстранили и кинули на пост, где они бы раскрыли себя получше.

Геймплей и активности остались на том же уровне, кое-где что-то добавили, где-то убрали, но в этом плане игра держится на плаву очень и очень крепко. Но вот сюжетных дыр, нелогичности, и disbelief'a того, что происходит на экране прибавилось в очень большом размере. Если прошли DT или не боитесь спойлеров (не бойтесь), есть часовой видеоряд с очень подробным разбором сюжета от какой-то крутой девушки на ютубе:

Важное для подумывающих играть

Если собрались вдруг играть на ПК и не знаете английского, то как мне известно, этот сайт вкупе с Tataru helper облегчат Вам жизнь в разы.

Free Trial на данный момент покрывает весь контент (не включая пвп и кастрирования некоторых соц.штук) до Штормблада включительно, и если Вам нужно просто попробовать и понять мое/не мое, то это — лучший выбор. Сам знаю человека, который просидел около 500 часов в пробной версии, но стоит учитывать, что этот человек и потратил на набор пикселей около ста часов, так что думайте сами... Привет, Dark Sun!

Мой совет, который я не устану повторять каждому новому игроку: не спешите. Вас никто не тянет за хвост, и получайте удовольствие. Если не получаете — не играйте, все, опять же просто, не нужно себя мучить.

Если найдете себе человека, который может помочь с чем-то, будет очень круто. Либо вступите в нашу гильдию Union на сервере Louisoix, или любую другую. На крайняк пишите мне с вопросами на дискорд: gaywedding, или ловите меня в игре, ник: Albo Bianchi, все тот же сервер.

Некоторые расы и классы во пробной версии недоступны, и если решите сразу купить полную версию, то готовьтесь платить подписку 11 евро/300-400 рублей в месяц.

Класс не привязан к одному персонажу, так что про твинки можете не беспокоиться. Все джобы свапаются за один клик, и если выберете условного белого мага, и он вам не понравится (а это процентов 90), то можете перейти на другой класс сразу же.

Заключение

Несмотря на мою сгоревшую пятую точку, я могу рекомендовать игру большинству людей, у которых есть много свободного времени. Финалка — уникальная часть медиа, которая на протяжении уже почти 12 лет остается на плаву как самая успешная ММО, и, сюрприз, одна из немногих игр Square Enix, которая приносит им прибыль. По словам Йошиды, история в ней будет продолжаться до конца его жизни. Смелое заявление, конечно, но если предотвратить сиквелы DT, это может стать реальностью. Желаю ему и всей команде разработчиков долгих лет жизни и поменьше выгорания, ибо это — огромный стресс, который, по понятным причинам, иногда может вылиться в прокрастинацию. А Вам, читатели, рекомендую влиться в этот необыкновенный мир, полный интриг, квестов Хильди, которые по абсурду не уступают серии Yakuza, прекрасной музыки, удивительного сообщества, и потрясающей атмосферы приключения!

Мое искреннее лицо, когда выдал самый большой щитпост за всю историю DTF
Мое искреннее лицо, когда выдал самый большой щитпост за всю историю DTF
23
1
3
40 комментариев

А мы точно в одну игру играли? доброжелательность? это где мне кинули репорты и дали бан за токсичность за то что попросил будучи танком в данже белого мага кидать бенедикшен после нескольких вайпов после механики босса ибо у вара нету столько сейвов и мне ответили "не учи меня играть".
Или может доброжелательность это когда я будучи builder of the realm предлагаю бесплатно вставить материю или сделать крафт, просто пренесите материалы, а мне в личку летит больше угроз смерти чем заказов, при этом от старых игроков тоже с таким же титулом?
А окуло-оккультность это видимо когда за вставку материи по квесту просят ровно столько сколько дают по всей сюжетке до него оставляя новичка ровно с нулём денег.
Ждут новичков с катсценами? такое случается реже чем можно увидить единорога, даже если я стою жду, кто-то из двух других игроков пульнёт босса. Даже если новичёк напишет что не знает что делать и я просто вставляю уже подготовленные сокращённые строчки из тхт файла, я не успею это сделать, босса пульнут.
Из всех ммо игр что играл только классик вов сравниватся по токсичности и хейту к новичкам. Даже корейские пвп дрочильни рядом не стояли, потому что хоть за осады все полевают друг друга дождём говна, дальше этого дело не пойдёт, тут же идёт 100% элитизм и снобизм старичков и хейт до крови.

2

Честно, в первый раз вижу, чтобы за просьбу что-то сделать давали бан. Может, Вы что-то не договариваете, и попутно крыли матом того бедного WHM'а?)
Насчет материи и крафта добавить нечего, потому крафт в игре не для меня.
А катсцены с новичками — это, как я писал, большая часть. Разумеется, бывают индивиды, которые делают пул босса сразу же, но их уж точно не большинство. Может, в тех же Альянсах реборна они встречаются чаще (и я даже отчасти могу их понять), но когда сам проходил рейды других DLC, такие случаи были единичными.

1

Прошел на плойке всю сюжетку и весь контент (кроме саважей всяких и альянс рейдов) вплоть до Endwalker и ни разу в чате ни с кем не переписывался) Играл за паладина танка, обычно если данж не проходился по каким-то причинам, никто никого не оскорблял, просто распускалась пати и снова шел в ЛФГ. Ну и предварительно на ютюб, посмотреть тактику, если с первого раза не сообразил) Даже часовой трай Багамута без скалирования, никто никого не оскорблял)

1

На самом деле комьюнити видимо отличается от сервера к серверу, но может быть связано и с временем игры, да и просто ошибка выжившего.
В целом мне в 90% попадались игроки которые терпиливо рахжовывали каждую механику, а там еще был и языковой барьер. Кому что то не нравилось - ливали.
Наверное самое агрессивное место были всякие триалы и ПВП, но в ПВП каюсь я и сам был токсиком...
Да есть отдельные экземпляры танков которые несутся сквозь ряды врагов (да что там греха таить, я и сам палом держал огромные пачки не ожидая мага - в основном все было ок но иногда и сливался). К тому же хил того же ВХМа сильно отличается от других классов, к ним нужно было привыкать.
Короч были все стандартные ситуации в ММО, но по сравнению с той же вовкой... все как то более лампово и лайтово.

играл в 11, и в 1.0 они прям сердечке засели более хардкорные, более партийные, по крайней мере в сравнении с реборном и первой парой длц. Дропнул где-то перед выходом Виер, хотел вернуться под них, но так руки и не дошли. Скучаю очень по игре, но времени столько на нее просто нет =(

1

Виню мать, что не родила меня раньше, и что не притронулся к 11, но потихоньку вкатываюсь!
Да, время для ММО это как вторая семья