Самую малость о Koudelka 1999

Приветствую всех кто заглянул на данный топ! Как понятно из названия сегодня мы рассмотрим историю создания, геймплей и сюжет Японской RPG под названием Koudelka вышедшей в далеком 1999 году на PS1.

Начнем, пожалуй, с того, как я вообще взялся за данный тайтл?! А все очень просто. Мне захотелось чего-то нового, чего-то того чего я не касался, но при этом это должна была быть ретро игра и желательно на мою самую любимую консоль. Недолго думая я просто ввел в поисковике «топ 10 игр на PS1» и в первом же списке, или во втором, или в третьем.. неважно, мне попалась Куделка, красовавшаяся на первом месте списка.

Сразу скажу, что я понятия не имел что это за игра и именно на это я и рассчитывал, то есть, поиграть в новинку, поэтому сразу же позвонил своему барыге дисками и заказал пиратку.

Самую малость о Koudelka 1999

Каково было мое удивление, когда оказалось что игра идет на 4-х дисках и отвалить за сие сборник пришлось 400рупий, а не 100 как я предполагал. Следующее что пришлось сделать это поменять диски, так как прожиг прошел неудачно и игра висла еще при старте. Далее от чего у меня прикипело так это от того что это оказалась РПГ…

Да, я не акцентировал внимание на жанре при выборе игры, просто решил взять первую попавшуюся. Вы конечно может удивитесь мол, «Кастян, ты че РПГ не любишь?» дело тут в том, что уж как-то много РПГ было за последнее время, и желания поиграть в РПГ точно не было, но перед случайным выбором игры я сам себе зарекся что буду проходить любой тайтл вне зависимости ни от чего., а отсюда вытекает следующее ))) те кто ждут продолжение по Final Fantasy просьба запастись терпением так как за написание сценария я планирую сесть в сентябре в лучшем случае, летом буду заниматься другими проектами, не РПГшными.

Самую малость о Koudelka 1999

Начнем мы с очень неординарной личности, Хироки Кикута (Hiroki Kikuta). Почему неординарной? Да потому что Хироки с самого детства увлекался сверхъестественным и тем, что лежит по ту сторону жизни. Вы можете сказать что ничего странного в этом нет и все дети и подростки интересуются подобными вещами. Так то оно так, только вот Кикута пошел дальше, он поступил в один из четырех ведущих частных ВУЗов Японии в г.Осака, Университет Кансай (Kansai Daigaku), где изучал такие направления как культурная антропология, религия, философия, психология. Это все привело к ученой степени в данных областях, но это нисколько не остановило Хироки, который стал проводить научные исследования как у себя на родине в Японии, так и в других странах, на темы оккультизма и прочего что недодали в университете. Только вот не нужно сейчас представлять оккультные ритуалы, где в жертву приносят ягнят и прочее, все гораздо скромней, обыкновенные научные изыскания. А, ну и совсем забыл сказать, Кикута увлекался музыкой и не плохо рисовал, благодаря чему начал карьеру художника манги, а потом стал композитором в нескольких аниме тайтлов и в 1992 году это все привело в Square. Мелочь конечно, по сравнению с оккультизмом, но приятно, да и опять же, нам ведь нужна именно эта информация))

Самую малость о Koudelka 1999

Для тех, кто не в курсе Square известна своей серией игр Final Fantasy, и еще целым вагоном и маленькой тележкой добротных РПГ, это если что я к новым подписчикам обращаюсь, так как прекрасно понимаю, что старички это знают.

В данной игровой студии Хироки занял должность композитора и специалиста по звуковым эффектам и приложил руку к таким играм как Romancing Saga, Secret of Mana, Seiken Densetsu 3 (это следующая часть маны) и на этом работа в Square завершилась и Кикута был приглашен в Yuke's на проект Sokaigi, все в той же роли композитора.

Поработав в геймдеве и поднабив руку на мангах и аниме, Хироки принимает решение о создании собственного проекта, игры по его накопленным материалам и наработкам, и именно вокруг этой идеи появилась мысль о создании студии, то есть у нас тут не классический вариант, когда сначала создают студию, в которой создают игры, и даже не параллельное создание одного и другого, а именно, вокруг идеи об игре было принято решение слепить студию, что по итогу не удачно закончиться для самого Хироки.

Самую малость о Koudelka 1999

Опытный геймер который плюс минус понимает что такое геймдев может задать закономерный вопрос, почему будучи работником игрового гиганта Square, Хироки не предложил свои идеи руководству компании? Как раз таки Хироки и предлагал, но так как на то время молодой композитор был где-то на уровне «на подхвате» то и за его идеи никто не цеплялся. Кикута оказался заложником иерархической структуры. Кстати, я об этом не рассказываю в историях серии по финалкам, но вообще многие сотрудники низшего и среднего звена находились в подобном положении, что приводило к тому, что такие разработчики просто откалывались и шли в сторонние студии, где становились продюсерами проектов или даже руководителями дочерних студий, если очень сильно везло. Square была своего рода кузницей кадров, что и не удивительно.

Так кто же прислушался и принял амбициозного композитора и художника в свои ряды? SNK Corporation, сейчас кстати принадлежащая одному из саудовских принцев, Mohammed Bin Salman. Сие принц купил контрольный пакет акций совсем недавно что подталкивает на мысль о скором возвращении SNK как минимум на рынок видеоигр, ну а в мечтах на рынок игровых консолей, эх мечты мечты…

Самую малость о Koudelka 1999

Ах да, отвлекся, давайте я освежу вашу память и напомню чем вообще знаменита SNK. Neo-Geo AES (Advanced Entertainment System), Neo Geo Pocket, Metal Slug, Fatal Fury, Samurai Shodown. Вот как то так… я прям чувствую как большинство подписчиков пожимает плечами… ну ладно ладно, метал слаг думаю знают все, но не будем на этом заострять внимание.

Встретившись с руководством SNK Хироки поведал о своих идеях, а самое главное он рассказал о трудностях с которыми сталкиваются разработчики при создании RPG и как с этими трудностями бороться. Кикута сразу же зарекомендовал себя как опытный специалист, поэтому SNK приняли решение о создании дочерней компании Sacnoth, где композитор и художник из Square стал генеральным директором.

Дальше, новоиспеченный директор распорядился о создании первого проекта Sacnoth, куда пригласил своих знакомых коллег из Square, и те с радостью откололись от знаменитой студии, чтобы добиться успеха в новой.

Самую малость о Koudelka 1999

Сатору Ёшида (Satoru Yoshieda) принял роль ведущего программиста. До этого Ёшида работал практически в тех же проектах что и Хироки, а так же был ведущим программистом в Final Fantasy Adventure 1991 года.

Начальник проекта, в помощь себе, пригласил художника, Масузо Итакура (Matsuzo Itakura), зарекомендовавшего себя в Final Fantasy 7, Chrono Trigger, Xenogears. Здесь Итакура пришлось разрабатывать тактический режим, а точнее прорисовку задников и игрового поля при сражении персонажей с монстрами.

В разработке принимало участие еще около десятка сотрудников SNK, художники и специалисты по звуку, но их мы затрагивать не будем.

Непосредственное создание игры началось с недопонимания руководителя проекта и его подчиненных. Да, вот такой вот нежданчик. Все уперлось в то что все те люди, приглашенные в проект, никак не хотели видеть жанр РПГ под другим углом, и закастенелось наработанная еще в Square перешла и на новый проект Кикута, что приводило к недопониманию на внутренней кухне.

Кикута хотел создать новое видение РПГ, новый поджанр если можно так выразиться, где исследование местности и боевка будет кардинально отличаться от того что было у Square и остальных студий. Продюсер проекта хотел сплести музыкальные сопровождения и звуковые эффекты с тем интерактивом с которым придется сталкиваться игроку. Как именно он хотел это сделать, к сожалению сам Кикута нигде особо не упоминал, по крайней мере в тех интервью что я проштудировал. Только лишь упоминание о сплетении жанра Survival horror и RPG.

Самую малость о Koudelka 1999

Принес ли Кикута вообще что-то новое в жанр РПГ в своем собственном проекте? Ответ нет. Хотел ли он принести что-то новое? Да, хотел. Почему не реализовал задуманное? Ответ меня немного шокировал.

Как оказалось, набранные им люди просто в один голос отказалась делать что-либо, что не укладывалось в их понятие РПГ, которое было заложено еще в компании Square. Кикута на самых же первых парах столкнулся с максимальным непониманием своей собственной команды, которая вопреки его указаниям стала клипать шаблонный стандарт. Именно поэтому мы с вами можем видеть вполне классическую JRPG визуально похожую на Survival horror.

Под руководством игрока имеется три персонажа, вначале игры только два, потом по мере прохождения отыскивается и третий. Исследование самого мира, а если быть точным то старинного монастыря, происходит как в старой доброй Resident Evil. Другими словами мы тут имеем фиксированные камеры, и когда персонаж пересекает условную границу локации, то камера меняется и геймер продолжает исследование уже в новой локации ровно до следующей границы кадров, где снова поджидает смена ракурса игровой камеры.

По мере такого исследования, в случайное время, всю партию героев будет перебрасывать в тактический режим, он же боевой режим, где и будут происходить все битвы с монстрами населяющими каменное строение. Кстати самих монстров при исследовании местности не видно, поэтому избегать сражений не получиться.

Самую малость о Koudelka 1999

В тактическом режиме все игровое поле поделено на определенное количество ячеек, или же слотов. Один слот, один ход. У каждого героя свое количество очков передвижений, так же как и у монстров. Чтобы атаковать противника в ближнем бою необходимо подойти к врагу вплотную, так чтобы герой находился либо прямо перед противником, либо слева справа или даже по диагонали. Если речь идет о дальних атаках как огнестрельного оружия или магии, то местоположение противника роли не играет. Как персонажи так и монстры осуществляют свой ход в порядке очереди прикрученной к такой характеристике как Быстрота (Agility), но об этом позже.

Самую малость о Koudelka 1999

Как вы уже поняли, у нас прям очень шаблонистая игра, чем руководитель проекта не был доволен и в конечном итоге доволен не будет.

Чтобы понимать кто и где прокололся необходимо обратится к тому чем же именно занимался Кикута. Помимо создания самого концепта, что является само собой разумеющимся, Хироки занимался дизайном персонажей вместе с Юджи Ивахара (Yūji Iwahara), созданием локаций, постановкой событий, написанием сценария, режиссурой CGI которая была снята с помощью Motion Capture.

То есть Кикута участвовал абсолютно во всех аспектах создания игры кроме общеигрового геймплея и боевой системы. Этим занимались вышеупомянутые Сатору Ёшида и Масузо Итакура. Чуете чем пахнет? Я конечно могу ошибаться, но вполне возможно что подопечные Кикута, отказывались от идей руководителя не только из-за собственного видения РПГ как жанра, а из-за того что, если бы простой обыватель не понял нововведения предложенные Кикута, то игра могла просто напросто провалиться, а Куделка являлась первым продуктом новоиспеченной компании, и такой риск мог привести к скорому закрытию Sacnoth. Однако, сам Кикута сказал что его сотрудники просто закостенели в своих идеях, насколько это правда, не ясно.

Смотрели ли вы фильм «Имя Розы» 1986 года? В данном фильме рассказывают историю одного монаха, расследующего череду таинственных смертей в Бенедиктинском монастыре в 1327 году, что приводит его к, скрытому от всех глаз, манускрипту.

Если вы его не видели то возможно читали одноименное произведение выпущенное в свет в 1980 году писателем Умберто Эко, по которому и был снят фильм? Тогда может быть кто-то слышал о сборнике окультно-детективных рассказов «Карнаки искатель приведений» написанный английским писателем Уильямом Хоупом Ходжсоном?

Самую малость о Koudelka 1999

Я думаю, вы уже догадались к чему я веду. Из вышеперечисленных произведений Кикута черпал вдохновение для создания Куделки. Если честно, то ничего из того что я упомянул лично я не читал. Однако лет 10 назад случайно глянул фильм «имя розы», где кстати снялись известные сегодня актеры, да и вообще сам фильм неплох и очень хорошо мне запомнился.

Помимо этих художественных произведений на продюсера игрового проекта повлияли творения Говарда Филлипса Лавкрафта, в общем человек увлекающийся таинственными знаниями читал людей которые про это писали. Все логично и понятно.

Из всего вышеперечисленного Кикута создал атмосферу Куделки, а это на минуточку, самая сильная сторона игры. Да, именно атмосфера передана просто потрясающе и затягивает в мир игры с первой же минуты. Но чтобы грамотно построить такой игровой поток необходимо было первоклассно передать, а точнее создать место, в котором происходит игра. Благо у продюсера было множество наработок, а самое главное материалов по исследованию старинных и древних Английских и Шотландских построек. Я имею ввиду замки, аббатства и прочее что тянется из истории человечества, а параллельно Кикута изучал материалы английского фотографа Боба Карлоса Кларка и чешского фотохудожника Яна Саудек. И если по первому тяжело сказать что именно он повлиял на восприятие мира Куделки в голове Кикута, то вот чешский фотограф в своих работах явно это демонстрирует.

Местом игровых собтий была выбрана окраина города Аберистуит, Уэльс. Монастырь, в котором протекают непосредственные события был скопирован с собора святого Давида, который будет упоминаться в игре. Собор находиться так же в Уэльсе, в городе Сент-Дейвидс.

Самую малость о Koudelka 1999

Пройдясь по такому плотному списку художественных и исторических материалов сразу становиться очевидным откуда у Куделки ноги растут, но несмотря на восхитительно проделанную работу над художественным стилем игры, в плане взаимодействия игрового персонажа и локаций проект явно просел.

Дело в том что в некоторых местах видна недоработка в художественном восприятии места, то есть, иногда просто непонятно сколько входов или выходов имеет локация, что приводит игрока в замешательство, меня, по крайней мере, приводила. Вы, конечно, можете сказать, что в этом то и есть суть исследования данного игрового мира, но дело в том, что скажем около 10% всех игровых локаций имеют переходы в следующие локации в тех местах, на которые даже не подумаешь, так как художественно они переданы как какие-нибудь стены или живые изгороди, или имеют узкий коридор перехода. Помимо этого разбросанные предметы по всей игре придется искать пиксель хантингом, и вроде бы, в этом нет ничего ужасного ведь многие игры в эпоху ПС1 на этом строились, однако здесь это реализовано криво, и есть вероятность того что вы пропустите предмет если даже пройдетесь по месту его хранения несколько раз затыкивая кнопки на вашем бедном геймпаде.

Самую малость о Koudelka 1999

В игре, в частности в пиратско-русской локализации, присутствует явное торможение игрового процесса, сейчас это можно было бы назвать просадкой фпс, и я об этом говорил в «первом мнении». Некоторые подписчики сослались на старость привода моей PS1, но дело как раз в том что другие игры на моей плойке идут великолепно, а в Куделку играть было абсолютно невозможно, поэтому пришлось перейти на PS2, но и тут все было не очень гладко и игра проседала как при изучении локаций так и при боевках, но играть уже было можно.

Кто-то выдвинул предположение что дело в кривом прожиге, я изначально так тоже подумал, но посмотрел прохождение куделки на PS1 в ютюб у нескольких сторонних блогеров и понял что в официальной версии изучение мира протекает плавно и как надо не вызывая жжения ниже спины, но вот по боевке заметно что скорость проседает и здесь, хоть не так сильно как на пиратке. Помимо этого в один из моментов игры, а именно когда героев разлучает горгулья, под управление игрока переходит только одна Куделка, и с этого момента и до момента воссоединения всех героев в одну партию, игра начинает летать. Отсутствие двух персонажей в партии, приводит скорость игры в ее изначально запланированное состояние, что очень удивительно, ведь лично мне странно осознавать что PS1 при своих мощностях тормозит при прорисовке, управлении и отыгрыше двух дополнительных персонажей. Это что, кривая оптимизация? Если учитывать что самим кодом занималось 2,5 человек то чего-то подобного стоило ожидать.

Насколько сильно такие подвисы портят игру? В официальной версии практически ни насколько, хоть и дает ощущение что бой выглядит каким-то громостким и неповоротливым а вот пиратка… Скажем так, не стоит в нее играть на PS1, если вы конечно не явный мазохист. Тем более есть сведения о том что при смене игрового диска, игра может сказать вам ДОСВИДОНИЯ, и ваше прохождение на этом закончиться, но давайте уже побольше коснемся самой игры.

Так как Кикута частично метил в Survival Horror, то частично мы его тут и имеем, например это ограниченный инвентарь. Ровно до половины игры вам его хватать будет, а вот после придется от чего-то избавляться, благо некоторые предметы в игре представляют из себя по большей части мусор, по крайней мере мне не понадобились ни разу ни орехи, ни хлеб и прочее что восстанавливает минимум здоровья. В топку отправляется и оружие, которое не блещет характеристиками, но тут надо быть уже осторожней.

У каждого оружия есть свой предел прочности и после определенного количества ударов оно ломается, окончательно и бесповоротно. Это что касается холодного оружия, а вот, к примеру, огнестрельное имеет лимит по патронам.

Самую малость о Koudelka 1999

В игре мы имеем целый ряд вооружения это кинжалы, мечи, двуручные мечи, копья, булавы, топоры, кастеты, револьверы и ружья, а ну и про рукопашку не забываем. То или иное оружие будет добавлять определенное количество очков к одним характеристикам и так же снижать другие. Поэтому необходимо правильно раздавать оружие персонажам, ну и это будет еще зависеть от того, кого и как вы собираетесь прокачивать. Например, у меня Куделка, которая являлась каноничным магом, всегда бегала с «утреней звездой», то есть с булавой. Применять по назначению в ближнем бою ни разу не приходилось, но вот данная булава неплохо накидывала очков к магическим характеристикам, что благотворно сказывалось на силе заклинаний.

Помимо этого необходимо еще учитывать, что все вооружение можно прокачивать, то есть чем чаще персонаж использует то или иное оружие тем лучше он с ним обращается. В меню есть специальные показатели, чтобы контролировать процесс развития. Максимальный уровень прокачки это третий, при котором увеличивается наносимый урон при ближнем бою, а при дальнем есть вероятность выполнить несколько выстрелов за раз. Но не стоит всегда прокачивать один и тот же вид вооружения одному персонажу, лучше всего постараться закрепить за каждым сразу три вида оружия, так как напомню, что у нас есть лимит на прочность и на патроны.

Кстати такой же прокачки придерживается и магия, чем чаще используешь магию, тем лучше. Сам же список магии на всех общий и состоит в основном из спеллов что временно увеличивают очки характеристик, магии лечения, воскрешения, отражения урона, а так же боевой магии основанной на огне, воде, земле и молнии. То есть уточню, мы имеем не по несколько видов боевой магии на каждую стихию, а вот именно ровно 4-ре спела наносящие урон.

С прокачкой боевой магии увеличивается область поражения, и если несколько врагов находятся вместе, а если быть точным на одной линии боевого поля, то урон оба и получат. Наверное, особого внимания заслуживает именно боевая магия, лечение и воскрешение, так как спелы для увеличения очков характеристик… ну как сказать, я вообще ими не пользовался и мне они показались рудиментами. Вполне возможно, что такое отношение у меня появилось из-за не столь сильных врагов и боссов.

Как оказалось у игры нет уровня сложности, и вы начинаете играть ровно так как задумывали разработчики, а они задумали так что враги не будут для вас серьезной обузой, может только в начале игры и ровно до того момента пока вы не определитесь кто из ваших героев будет маг, а кто боец, хотя по логике вещей все и так понятно кто есть кто, да и начальные характеристики героев об этом говорят сами за себя, но в тоже время никто вам не запрещает прокачивать персонажей так, как угодно именно вам, и доказательство этому является то что я первые уровней 10 сливал статы чуть ли не рандомно, а сражался с монстрами ровно тем оружием которым мне просто было интересно биться и только потом я стал осознано приводить героев в надлежавший вид, создавая из них машин для убийств. К чему я введу, а к тому, что при такой кривой прокачке игра мне это все простила, и реальный вызов бросил только второй босс похожий на летающее насекомое, все остальные монстры оставляли меня равнодушным, поэтому каждая новая битва всего лишь давала моим героям очков опыта и предметы, а мне как игроку в буквальном смысле ничего. Не то чтобы это портило игру, но хотелось бы элементарного выбора сложности при страте, и по поводу битв.

Как протекает битва, я озвучил ранее, в целом все стандартно и пошагово, единственный элемент который хочется выделить это расстановка отряда, которую, кстати, можно переустанавливать из меню во время исследования мира. Во-первых вы можете назначить кто где будет стоять при начале боя, слева, справа либо же впереди или сзади. Зачем это нужно? А затем что разработчики ввели сюда фитчу в виде непреодолимой стены из персонажа или врага, который стоит ближе всего к линии соприкосновения. Смысл такой, пока вы не отбросите врага назад, или враг не отбросит вашего впереди стоящего героя, а удары с отбрасыванием проходят тут очень часто, то ни вы ни враг не сможет подойти к позади стоящим. Это добавляет немного тактических уловок, но не более того, во всем остальном как я и сказал это стандарт, то есть, мы имеем очки хода, одна попытка на удар, шанс промаха, шанс наложения негативного статуса, яд, паралич, удар по своим, можно сменить оружие, использовать что-нибудь из инвентаря, ну и к конечному счете сбежать с поля боя, что может и не получиться.

По окончанию боя, выжившим персонажам начислят очки опыта, благо для повышения уровня их каждый раз требуется не так уж и много, поэтому левел апы будут литься как из рога изобилия. Помимо очков, время от времени будут подкидывать пузырьки лечения или манны, различные предметы и одежку.

Самую малость о Koudelka 1999

Да, в игре есть возможность приодеть героев, но не с шиком как в диабло или некоторых РПГ. Имеется возможность надеть броню и пару украшений, причем, что броня, что украшения не имеют каких-то собственных показателей, а просто накидывают или отнимают те или иные очки характеристик.

Самих же характеристик 8 штук. Это Физическая сила влияющая на физический урон. Жизненная сила повышающая показатели единиц жизни и уменьшающая входящий физический урон. Ловкость, позволяет меньше промахиваться и чаще уклоняться от атак. Быстрота, определят очередность хода, а при больших показателях будет давать возможность ходить несколько раз за один ход противника. Умственные способности влияют на силу вашей магии. Набожность дает прирост единиц манны и магической защиты. Разум, судя по всему аналог ловкости, но я так и не понял, насколько сильно он влияет на шанс промаха, так как промахивался только по противникам, у которых это прописано в коде. И последняя характеристика это удача, такая же бестолковая характеристика, как и во всех играх, увеличивает шанс получения дополнительных предметов после боя ну и на… хз, не уверен даже в этом, если честно.

Самую малость о Koudelka 1999

Кикута совместно с Юджи Ивахара (Iwahara Yuji) разработал главных героев своего проекта. По большей части к этому руку приложил именно Ивахара, в то время как продюсер спроектировал архетипы героев.

Ивахара вы можете знать по таким работам как Повелители Терний, Измерение «W», Кошачий рай, при условии если увлекаетесь мангой или хотя бы аниме.

Самую малость о Koudelka 1999

Главная героиня Куделка – ясновидящая цыганка проститутка XDDD… ладно, если серьезно, то в 1879 году, в Уэльсе, в одной бедной цыганской семье родилась девочка, названная Куделкой. Девочка росла и с каждым новым годом своей жизни замечала все более странные вещи, которые еще не произошли, но должны были случиться в ближайшем будущем. Из-за такого врожденного дара Куделку обходили стороной, не только товарищи по табару, но и близкие члены семьи.

Самую малость о Koudelka 1999

Переломный момент в жизни девочки случился в возрасте 9-ти лет, когда она предсказала смерть своего отца, из-за чего была изгнана из семьи и деревни. Вообще конечно странно осознавать что цыгане избавились от человека, который реально имеет дар ясновидения, а не вот этот их стоковый-шулерский. Но что случилось, то случилось, Куделка осталась одна пока не встретила миссис Блаватски.

Самую малость о Koudelka 1999

Сие чудо женщина была медиумом, и она почувствовала в ребенке врожденный дар, который стала развивать, параллельно воспитывая и ухаживая за девочкой.

В 1891 году опекун молодой цыганки скончалась, из-за чего Куделка снова осталась одна что привело ее к скитаниям по Британии, зарабатывая на жизнь частными медиумными сеансами, нахождением и продажей артефактов, а так же проституцией если ситуация вынуждала.

Так и продолжалась бы ее жизнь пока в 1898, в возрасте 19 лет Куделка не услышала призыв духа, из-за чего она отправилась в Аберистуит, в монастырь Неметон. Кстати Неметон в реальности это некое священное место кельтов, где друиды связывались с духами леса, и приносили жертвы для продолжения жизни.

)))
)))

Эдвард (Edward Plunkett) второй играбельный персонаж и выходец из очень богатой и влиятельной семьи, проживающей в Лондоне. Эдвард с самого рождения не питал интереса к точным наукам и к обучению как таковому, из-за чего его не воспринимали серьезно в родной семье и не возлагали на него больших надежд. Такое холодное отношение с родными заставляет Эдварда покинуть семейные владения и отправиться куда глаза глядят, так Эдвард становиться приключенцем которого ведет только дорога.

Самую малость о Koudelka 1999

В возрасте 20 лет до Эдварда доходят слухи, что некий богатый человек выкупил монастырь в Уэльсе, и собирается его восстановить, а параллельно сделать из него место развлечений, согнав туда целую кучу проституток, что подкупает искателя приключений и он отправляется навстречу своей судьбе, ну как судьбе, навстречу проституткам.

У меня только что возник вопрос, а Куделка вообще реально отправилась в монастырь по указке духа или услышала что там можно подзаработать иным путем?))

Так, третий персонаж это епископ Джеймс (James O'Flaherty) на момент игры ему 53 года. Сие герой был рожден в Ирландии во вполне нормальной семье где стремился изучать все что можно было, поэтому школа стала для него любимым местом, а после того как он перебрался в Лондон, поступил в один из престижных университетов где стал познавать химию.

Самую малость о Koudelka 1999

В университете молодой Джеймс знакомиться с Патриком Хейвортом (Patrick Heyworth) с человеком, который становиться для него лучшим другом. Чуть позже двое молодых людей встречают девушку Элейн Спенсер (Elaine Spencer) и между ними возникает любовный треугольник. Джеймсу приходиться отступить, так как его низкий социальный статус и недостаточное количество средств не давало ему должным образом ухаживать за Элейн и Джеймс уступает Патрику. Такой ход оставляет в душе Джеймса шрам и поиск, того что могло заглушить его пустоту в сердце, приводит его в католическую школу где он очень быстро поднимается в должностях и в конце концов дослуживается до епископа.

Шли годы и однажды случается действительно непредвиденное. Из папской библиотеки пропадает несколько свитков, которые, при правильном использовании могли изменить мироздание или даже уничтожить понимание жизни как таковое.

Ватикан дает задание Джеймсу и экзорцисту Моррису Эллиоту (Morris Elliot) отыскать свитки и вернуть их, но во время поиска с Джеймсом связываются смотрители Неметона, Огден и Бесси Хартман (Ogden and Bessy Hartman), и просят приехать в монастырь, нынешнее поместье старого друга Патрика и Джеймс отправляется туда, чувствуя что обязан откликнуться на помощь старого друга и заодно удовлетворить желание увидеть свою любовь.

Вот так епископ, цыганский ветреный медиум и искатель проституток оказываются в бывшем монастыре Неметон….Вы знаете я стал понимать почему Кикута дали отказ в Square, просто представьте приходит такой композитор-художник к Сакагути и говорит мол хочу игру про проституток и католиков XDDD назовем ее «Final Fantasy курильщика» или как-то так… ну ладно.

Самую малость о Koudelka 1999

Продюсер проекта был заинтересован в продвинутых технологиях которые на то время только только начинали использоваться в видеоиграх, это захват движения. Motion Capture, но так как в Японии мокап был не очень продвинутым, то есть одновременно система могла захватывать только одного актера, было решено отправить Ивахару в Санта-монику в студию Future Lights, где была самая передовая система мокапа и где только только отсняли легендарную Годзиллу 1998 года.

На каст пригласили местных актеров. Вивианна Батика (Vivianna Batthika) получила главную роль, Микаэль Бредберри (Mickaël Bradberry) стал Эдвардом, а вот кому выпала честь отыгрывать Джеймса неизвестно. Да если быть честным, то и по этим актерам толком ничего не скажешь. Батика до съемок Куделки эпизодически появлялась в сериале «Дерзкие и красивые» в 1998 году, кстати этот сериал начали снимать в 1987 году и он …. Идет…. До…сих пор!!!!

Самую малость о Koudelka 1999

Бредберри засветился в сериале «Факультет» 1999 года выходивший эксклюзивно для MTV, так же эпизодически, а потом озвучивал некоторых персонажей в английской локализации Warcraft 3 Reign of chaos и frozen throne. Другими словами карьеристами этих актеров не назовешь, но зато вот они подарили движения и голос Куделке и Эдварду.

Самую малость о Koudelka 1999

На съемки ушло около 4-х дней и Кикута лично, по телефону, через переводчика занимался режиссурой событий, а Ивахара подстраховывал личным присутствием на съемочной площадке. В конечном итоге англоязычный вариант отснятых видеороликов появился не только в релизах предназначенных для Европы и Америки, но и для Японии, где добавили лишь субтитры. В целом это логично, события происходят в Уэльсе все-таки.

Музыкальными сопровождениями Кикута занялся лично и если честно, то не могу назвать их шедевральными или запоминающимися. Произведения неплохие, хотя поначалу то, что играет в тактическом режиме выбивает из колеи, но потом привыкаешь. Кароч… несмотря даже на то, что Кикута в первую очередь называет себя композитором, ни одно музыкальное сопровождение не отложилось в памяти.

И в целом на этом можно завязывать с рассказом о создании проекта и о самой игре и переходить к сюжету Куделки.

Около 5000 лет назад на планете жила мегалитическая цивилизация, цивилизация продвинутая для своего времени и ведающая многие законы бытия. Дольмены и различные каменные круги являются останками былого могущества мегалитов, однако все ли кануло в небытие?

Как оказалось древние кельты, которые предположительно были созданы мегалитами, переняли часть знаний, а именно ритуалы и обычаи. Некоторые такие ритуалы были направлены на создание иных, нечеловеческих существ в качестве рабской силы, а некоторые для призыва мертвых или даже для получения дара бессмертия. Отсюда можно сделать вывод что мегалиты в свое время были богами сотворившими все живое, как людей, так и мир вокруг.

Чтобы никто кроме кельтских друидов не смог узнать секретные знания, друиды не использовали письменность и делились информацией только из уст в уста доверенным людям и тем, кто собирался войти в круг друидов. Так бы и продолжалось пока великий завоеватель Александр Македонский не отправил ученного к кельтам, к народу который он захватил.

После долгих изысканий был создан документ по некоторым ритуалам и отправлен в личную библиотеку Александра, где к документу было запрещено даже прикасаться, а сами рукописи были названы «документом эмигранта».

Шли годы, империи сменялись другими империями или новыми государствами, а документ передавался от высокопоставленных ученных таким же ученным, которые не смели ворошить давно позабытые кельтские ритуалы.

С приходом христианства рукопись попала в руки католических монахов, а затем и в руки самого Папы Римского. Осознав, что документ угрожает религии, да и целому миру, тот спрятал его глубоко в библиотеке и запретил кому-либо им пользоваться.

В 13 веке один из французских монахов вследствие бесконечных европейских войн получает «документ эмигранта» в свои руки, из-за чего инквизиция отправляет его в тюрьму, где он в течении 10 лет воссоздает копию этого документа, а после сбегает из тюрьмы и отправляется в монастырь в Уэльсе, построенный еще 300 лет назад, Даниилом Скотом, одним из монахов что был ответственен за транспортировку «документа эмигранта» в Рим.

Беглец восстанавливает полуразрушенный монастырь под себя и создает готический собор, в котором он намеревался проводить эксперименты, основываясь на знаниях, полученных из «документа». Созданная им же рукопись во времена тюремного заключения по стечению обстоятельств была оставлена в тюрьме, в виде зашифрованного письма, а позже в 16 веке, она попал в руки медиума Эдварда Келли (Edward Kelley) и мага Джона Ди (John Dee) которые расшифровали письмо и создали «новый документ эмигранта». Кстати эти две личности реально существовали. Позже уже новый документ попадает в распоряжение римского папы, а оригинальный теряется без вести.

В начальной заставке нам показывают одинокого путника, что прокладывает себе путь среди лугов и рек туманного Альбиона и набредает на монастырь, который с первого взгляда кажется заброшенным.

Этим путником оказывается Куделка и естественно девушка пытается пробраться во внутрь строения, и это у нее получается, единственной досадой оказывается то что она теряет свой кулон. Внутри она находит полуживого незнакомца, принимающего ее за ангела, будучи на волосок от смерти.

Как оказалось, заброшенное строение наводнили полчища жутких тварей, и одна из них нападает на Куделку. Эдвард, раненый искатель приключений, отдает свой револьвер девушке, и та с его помощью расправляется с монстром, а потом исцеляет Эдварда с помощью магии. Так два основных героя знакомятся друг с другом и начинают исследование монастыря.

Такой эксплоринг приводит пару к смотрителям здешних мест, Огдану и Бесси Хартман. Пожилая пара очень дружелюбно встретила незваных гостей и даже накрыла стол. Куделка подозревая неладное отказалась от предложенный еды, а вот Эдвард не стал отказываться от угощений, тем более смотрители выразили беспокойство о гостях и даже подогнали патронов на револьвер Эдварда, чтобы тот смог защищаться от монстров что рыскали по монастырю.

Самую малость о Koudelka 1999

Странно видеть пожилую пару целыми и здоровыми в таком опасном месте, и это наводит Куделку на ряд негативных мыслей, а после того как смотрители покидают комнату, Эдварду становиться плохо. Как оказалось Куделка была осторожна ненапрасно, ведь старички отравили еду, но зачем? В чем смысл? Куделка снова лечит глупого напарника и те продолжают свое исследование.

В одной из комнат на пару нападает непомерно сильное существо, призванное защищать и осквернять здешнее место. После победы над чудовищем Куделка и Эдвард встречают еле живого священника Джеймса.

Несмотря на то что приключенцы спасли жизнь епископу, тот пренебрежительно относиться к своим спасителям, принимая их за воров и мародеров, а так же нисколько не верит тому что местные смотрители хотели их отравить, ведь сам Джеймс хорошо с ними знаком и не может допустить даже в мыслях чтобы двое добропорядочных пожилых человека пытались сделать кому-то худо, скорее наоборот, странного вида искатели приключений заслуживают недоверия больше чем чита Хартман.

Трио героев во время своего исследования в монастыре попадают в ловушку и оказываются в скрытой от всех глаз тюрьме, дополна забитой трупами людей. От некоторых покойников остались лишь кости, а некоторые были совсем свежими. Конечно, первое что приходит на ум это то что за этим стоят смотрители, но Джеймс все так же неуклонно это отрицает.

Неожиданно перед героями появляется дух маленькой девочки, и заманивает Эдварда на край провалившегося пола, но вовремя подоспевшая Куделка останавливает своего приятеля.

Самую малость о Koudelka 1999

Становится понятно, что дух может и не столь агрессивен как остальные твари, но все равно желает приключенцам смерти.

Чуть позже герои находят письма, которые писала мать призрака и узнают, что же именно произошло с девочкой и какая у нее была судьба.

Самую малость о Koudelka 1999

Дух маленькой девочки, Шарлота Д’Лот (Charlotte D'Lota) теоретически вымышленный персонаж, почему теоретически? Да потому что девочка была рождена вне брака двумя реально существовавшими личностями, между которыми была интрижка. Мать Шарлоты - София Доротея Брауншвейг-Люнебург-Целльская (Sophie Dorothea von Braunschweig-Lüneburg-Celle), а отец Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк (Philipp Christoph Graf von Königsmarck). Вообще официально общих детей у двух этих высокородных личностей не было, а вот по Лору игры Шарлота была вот этим самым ребенком, незаконнорожденным.

Самую малость о Koudelka 1999

Чтобы избежать скандала, сразу после рождения, маленькую девочку отправляют в монастырь Неметон, чтобы спрятать ее от посторонних глаз. Девочка растет одинокая и никому не нужная, а так же не ведающая о том, что мать ей постоянно пишет письма, так как прислуга в тайне прятала эти рукописи. Когда Шарлоте исполнилось 9 лет, ее обезглавили, таким образом, наполненный злобой на мир и несправедливой казнью призрак начинает бродить по монастырю, подыскивая себе жертв для расправы.

Самую малость о Koudelka 1999

И тут у игрока, кстати, есть два варианта развития событий с Шарлотой. Если найти письма, которые писала мать девочки и показать духу, то тот плача обретает покой, заодно узнав о том, что мать писала ей до конца своей жизни, не подозревая о том, что та давно была убита. Если же письма не найдены, то Куделка начнет рассказывать духу о собственной нелегкой жизни, что приведет только к злобе маленького призрака и придется с ней сразиться.

Самую малость о Koudelka 1999

Дальше герои находят целые горы драгоценных изделий и Джеймс пытается доказать что это все необходимо доставить в Ватикан, на что Эдвард гнет свою линию, говоря что это все принадлежит только им, Куделка же вообще объявляет все эти ценности проклятыми. Каждый остается при своем мнении, что показывает, что приключенцы не очень-то и дружны.

На группу неожиданно нападает неизвестный стрелок, но партия быстро с ним расправляется. Раненый противник оказывается человеком, вором, который пытался ограбить монастырь, но пробравшись во внутрь, воришка быстро смекнул, что тот наполнен монстрами, а самое главное кровожадными смотрителями, что пытали и убивали людей. Джеймс не верит словам горе стрелка, а Эдвард понимая что этот парень пытался их прикончить просто убивает его выстрелом в голову, что вызывает гнев и недопонимание двух других героев. Для Эдварда ситуация сложилась очень простая, человек пытавшийся их убить просто заслуживает смерти, но двое других героев так не считали.

Чуть позже тройка приключенцев смогла отыскать ключ от личной комнаты смотрителей и, оказавшись внутри, героям открывается кое-какая тайна. Повсюду в комнате развешаны картины крушения одного и того же корабля под названием «Принцесса Элис (Алиса)» а Куделку посещают видения о том злополучном происшествии что случилось с судном.

Самую малость о Koudelka 1999

Дело в том, что в 1878 году, за 20 лет до игровых событий, пассажирский пароход потерпел катастрофу в водах Темзы, из-за чего около 100 человек погибли, среди которых были люди среднего класса, что возвращались с отдыха домой в Лондон. Принцесса Элис столкнулась с транспортным судном, что вез уголь, что и привело к катастрофе. Трагедия кстати реальна, это не сюжетный вымысел, а вот вымыслом являеться то что смотритель Огден, был капитаном того злополучного судна и после трагедии его сделали виновным в случившемся, после чего тот стал сильно прикладываться к бутылке, а позже его и его жену пригласили в качестве смотрителей в обитель читы Хейвортов.

Самую малость о Koudelka 1999

Исследования монастыря приводят троицу в библиотеку, где Джеймс начинает лихорадочно что-то искать, мы то с вами знаем что именно, а вот Куделка и Эдвард не понимают что именно хочет отыскать епископ, однако это все приводит героев к тому что они открывают гроб который уютно обосновался неподалеку, а там, внутри, оказалась живая мумия, ну если быть более точным то бессмертный Роджер Бэкон (Roger Bacon).

Самую малость о Koudelka 1999

Очень интересная личность и в данной части Куделки о нем мало что известно, но я тут накопал что сие человек был рожден в 1214 году и будучи уже взрослым Роджер стал питать интерес к наукам, что приводит его на путь ученного и естествоведа, а заодно и связывает с церковью. В какой-то момент времени Роджер становиться монахом и отправляется во Францию, где Ватикан дает ему задание, переписать секретный манускрипт церкви, что Роджер и делает, а заодно воспользовавшись своим положением, проводит в исполнение ритуал описанный в древнем свитке, что делает его бессмертным.

Самую малость о Koudelka 1999

После завершения своей работы, французский монах ложно обвиняется в преступлениях и отправляется в тюрьму, чтобы потом быть казненным. Да, Роджер это тот самый французский монах о котором я говорил в начале истории, и как понятно из его истории жизни, истинное появление копии документа эмигранта отличается от официальной озвученной выше.

Обманутый церковью бессмертный ученый сбегает из тюрьмы, и отправляется в Неметон чтобы обустроить его под свои исследования, а затем в какой-то момент времени просто решает заснуть долгим сном, пока его не будет троица приключенцев.

В момент пробуждения Роджер успевает пробормотать только что-то невнятное про документ эмигранта, а затем снова отключается.

Джеймс не найдя ответов, а точнее того что он ищет, по итогу рассказывает напарникам о цели своего присутствия здесь, и о том что Патрик, его старый друг являеться последним владельцем документа эмигранта, и этот документ необходимо найти любой ценой.

Поиски продолжились, но совсем скоро, местные злобные духи решают подсластить героям пилюлю приключений и объединившись в грозную горгулью, разъединяют Куделку с Эдвардом и Джеймсом.

Самую малость о Koudelka 1999

Цыганка оказывается во внутреннем дворе, где отыскивает свой утерянный кулон. Заостряю на данном моменте внимание, запомните это.

Поиски выхода из двора приводят Куделку в комнату, что залита кровью, а в голову ясновидящей девушке сразу же приходят видения ужасных событий, что тут происходили, и пока Куделка боролась с ужасными картинами в ее голове, смотритель Огден ловит ее и связывает.

Придя в себя девушка видит как Огден натачивает топор бормоча что-то про Элейн и принцессу Элис. И старичок таки сделал бы свое грязное дело и распотрошил бы Куделку если бы не Бесси, жена Огдена, которая одним выстрелом отправила мужа на тот свет, даря мучавшейся душе покой.

Бесси страдала не меньше Огдена, принимая участие во многих убийствах. Смотрительница рассказывает Куделке что после того как их приняла к себе добродушная Элейн, ее вскоре убили, а ее муж Патрик пытался с помощью найденных знаний в запрещенном документе воскресить свою возлюбленную, заманивая людей в свой монастырь. После краткого объяснения, что тут происходило в последнее время, Бесси кончает с собой и отправляется следом за мужем, скорее всего в ад.

Куделка, спустя какое-то время, встречается со своими напарниками, после чего троица находит в одном из помещений портрет Элейн, и Куделку снова накрывает, на этот раз дух самой Элейн просит уничтожить ее тело, так как из-за этого ее душа не может найти покой.

Джеймс очень болезненно переносит это событие, так как его любовь к Элейн еще не угасла, а Эдвард и Куделка наконец осознают положение Джеймса, и то что между епископом, Элейн и Патриком был любовный треугольник.

Помимо этого приключенцы находят записки Патрика, где тот рассказывает, что после смерти его жены, он искал способы чтобы воскресить ее и таки нашел один, который требовал безумное количество жертв и душ. Патрик решал эту проблему по разному. Нанимал слуг, ловил воришек и заманивал путников, а в его деяниях ему постоянно помогали смотрители, Бесси и Огден, которые после крушения корабля «Принцессы Элис» смогли быть понятыми и не гонимыми только здесь, и все благодаря Элйен.

Старичок Роджер, который окончательно пришел в себя, помогает приключенцам, и рассказывает, как вообще покончить с той чертовщиной что тут твориться, все-таки он переписывал старый манускрипт и помнит кое-какие ритуалы оттуда.

Найдя необходимый артефакт, а именно руку Давида, того самого что строил монастырь ну и естественно это отсылка к реальному собору и к городу где тот находиться, группа героев отправляются к так называемому древу жизни, которое было вызвано ритуалом Патрика, для воскрешения его супруги и где, находилось тело Элейн.

Джеймс пытается отговорить напарников следовать туда, так как они сюда пришли вообще не за этим, и это его личное дело, но товарищи решают, что это теперь их общее дело и они пойдут до конца.

Группа отыскивает тело Патрика около котла где тот проводил ритуал, Джеймс осознавая что натворил его старый друг, гневается на его деяния и на то что оба дорогих для него человека мертвы. В таком порыве эмоций епископ хватает канистры с горючим что находились здесь же и разливает жидкость повсюду, а затем поджигает бросая в котел руку Давида, вызывая, таким образом, святую силу что была в ней заключена.

Древо реагирует, вызывая разрушение строения и так же существ для своей защиты, однако герои с боем прорываются к верхушке дерева, где их уже поджидает Элейн.

Вопреки стандартным концовкам которые положены для игр, тут герои терпят поражение, из-за чего Джеймс, собрав всю волю в кулак и со словами что это его божественное наказание, с помощью креста и веры, разрушает сотканное черное заклинание, освобождая Элейн, которая вместе с епископом отправляется в царство Господа.

Самую малость о Koudelka 1999

Куделка и Эдвард спасаются бегством, ну а затем расстаются, чтобы каждый пошел своей дорогой.

Данная концовка канонична, именно проигрыш партии дает возможность Джеймсу спасти душу Элейн и свою собственную, однако другая концовка, которая как раз таки считается хорошей, повествует о том что герои все-таки сразили насекомоподобную Элейн и та погибая отправляется в огненную бездну горящего строения. Трое героев остаются в живых чтобы затем так же разойтись каждый своей дорогой.

Самую малость о Koudelka 1999

Существует еще одна концовка, которая как бы и не считается концовкой, и тут у меня конечно нет слов, сейчас объясню почему.

Сама концовка представляет из себя то что герои поднимаются к Элейн и просто умирают, Элейн остается в живых и царство тьмы окутывает здешние земли.

Самую малость о Koudelka 1999

Когда я проходил сие проект у меня открылась именно эта концовка и я сначала не понял в чем вообще прикол, я прошел почти всю игру, а в конце мне говорят что я покойник и до свидания! Я снова загрузился с последнего сохранения, опять добрался до Элейн и меня опять прикончили. Тут я был обескуражен и не мог поверить, что так закончиться мое путешествие по миру Куделки.

Не долго думая я полез в инет и выяснил что данная концовка открывается если у меня в инвентаре нет амулета Куделки, того что в начале игры цыганка теряет и который мы находим во внутреннем дворе.

Самую малость о Koudelka 1999

Тут вы можете задать закономерный вопрос, а в чем вообще проблема? Ведь мы же находим этот амулет? А проблема заключается в том что никто, по мере прохождения игры, не говорит что этот амулет нам вообще нужен!!!! То есть, в один из моментов игры я чистил инвентарь, и просто выкинул этот амулет за ненадобностью, я его просто выкинул к чертовой матери!!!!! И соответственно игру как положено я пройти не смог, то есть добро пожаловать в перепрохождение проекта, чем я заниматься не стал, уж извольте! Я вообще не понимаю, как такая тупая глупость могла прийти в голову разработчикам, чтобы элементарно отсутствие какого-то предмета, причем без предупреждения игрока об этом, запарывала прохождение игры, это вообще как понимать? В чем смысл делать такую подставу!? Это один из самых неоправданных и тупых моментов, что я видел в играх, просто бред! Мне вот интересно, как вообще до этого мог допереть геймер из нулевых, когда негде было почерпнуть информацию о столь важной детали?

Самую малость о Koudelka 1999

Вот как-то так и заканчивается повествование данного проекта. Сюжетно все выглядит неплохо, связывающие элементы игры с реальным миром подкупают воображение и на миг заставляют верить в то что возможно такие события действительно имели место) Кикута проделал добротную работу вплетая реально существовавшие личности и события в свой вымышленный мир, за что ему огромное спасибо.

Пост президента Sacnoth после проекта достался Масузо Итакура, а Кикута вообще покинул данную студию, те кто смотрели первое видео, думаю, понимают почему. Сам же проект переродился в Shadow Hearts, в несколько РПГ игр, которые выходили уже на PS2 и кстати ЛОРно не игнорировали то что происходило в Куделке, да и сама Куделка кое где там засветилась.

Самую малость о Koudelka 1999

Отдельное спасибо хочется сказать и Юджи Ивахара, так как после проекта он занялся созданием манги посвященной именно Куделке, а точнее он написал прямое продолжение, что происходило с цыганкой после игровых событий, как она сбежала из сумасшедшего дома и спасала беременных проституток. Однако, после выхода первой части Shadow Hearts, манга была объявлена не каноничной.

Самую малость о Koudelka 1999

Кстати, вот пара интересных фактов, в первом видео (выше) я упомянул что Куделку, когда та еще была ребенком, приютила некая миссис Блаватски. Оказывается сие личность реально существовавший человек.

Самую малость о Koudelka 1999

Елена Петровна Блаватская, якобы медиум. В 1875 при поддержке двух друзей, в Нью-Йорке, создала Теософское общество, целью которого было изучение абсолютно всего, чтобы отделить вымысел от истины. Судя по всему, общество живет и процветает и по нынешние дни.

Документ эмигранта сейчас носит название рукопись Войнича, в честь антиквара Вильфреда Войнича что приобрел сие артефакт в 1912 году непонятно где и у кого. Сейчас эта рукопись находиться в библиотеке Йельского университета, а записи сделанные неизвестным на неизвестном языке остаются скрыты и по сей день и никак не поддаются расшифровке. Да дорогие мои друзья, текст в этом манускрипте зашифрован.

Самую малость о Koudelka 1999

Какой же итог хочется подвести. Наверное жаль что Кикута не смог воплотить в Куделке все что он задумывал, было бы интересно поиграть во что-то что кардинально отличалось бы от шаблонных РПГ, а с другой стороны может оно и к лучшему что так все вышло, кто знает, может если не закостенелость товарищей по цеху, то продукт вышел бы вообще не играбельным, однако мы имеем то что мы имеем, а именно: хорошую атмосферу, добротный сюжет, кривой пиксель хантинг и невнятные махинации с амулетом. Когда-нибудь я снова сяду за данный тайтл, чтобы перепройти, но явно это будет не скоро.

Советовать ли вам играть в Куделку…. Ну даже не знаю… после того что вы узнали о ней сюжетно она уже ничем удивить вас не сможет, это точно, поэтому только ради игрового экспириенса, хотя… тоже не советовал бы, только ради атмосферы или просто ради того чтобы взять в руки геймпад от вашей любимой консоли. Лучше будет если вы пойдете дальше и начнете знакомство с играми Shadow Hearts, вполне возможно, и я так сделаю.

И на данной ноте я с вами прощаюсь, всего хорошего и до новых встреч.

5151
16 комментариев

Куделька

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хорошая статья, хорошая игра. Куделка в своё время очень впечатлила, жаль, что короткая очень при ее размерах аж на 4 диска. Музыка Кикуты и озвучка просто на охрененной высоте для ПС1. Поностальгировал

2
Ответить

Кикута гений. 

1
Ответить

Много букф... но заранее поставлю + 

2
Ответить

Прочитал интересную статью-обзор. Напомнило времена когда печатали книги с прохождениями квестов. Я их читал так и не поиграв в некоторые игры. Спасибо большое. Вот такая и ещё книжек пять разных до сих пор остались.

2
Ответить

Забавный факт, можно воткнуть в текст:
С названием компании связана внутриигровая пасхалка. В рассказе Эдварда Джона Планкетт Дансени, ирландского писателя (он же Лорд Дансени) “Крепость несокрушимая иначе как для Сакнота” из сборника ”Рассказы провидца” фигурирует меч Сакнот, коим только и можно убить адского воителя Газнака. В игре этот меч – самое мощное оружие в игре(горгулью убивал с его помощью), а одного из игровых персонажей зовут Эдвард Планкетт.

1
Ответить