Dick Tracy – малоизвестный суперГерой своей эпохи с обширной историей

Dick Tracy – малоизвестный суперГерой своей эпохи с обширной историей

Не смотря на то, что у нас (впрочем как и в Европе в целом) данная франшиза малоизвестна, у себя на Родине она имеет богатую историю, которая берет свои истоки с 1938 года. Посудите сами к сегодняшнему дню (октябрь 2019 года на момент написания текста) по франшизе Дика Трейси: снято 5 фильмов, более семидесяти лет издания комиксов, две 8-ми битные видеоигры, одна 16-ти битная, несколько портов на компьютеры и одна видеоигра на портативную консоль. Я думаю, что это впечатляет. Однако возникает вопрос: «Как этот массив смог пройти мимо нас?» - Давайте разбираться.

Dick Tracy – малоизвестный суперГерой своей эпохи с обширной историей

Прежде всего, хотел уточнить название данной статьи. Я специально написал супер с маленькой буквы, а герой с большой. Дело в том, что Дик Трейси не обладает какими-то супер способностями, подобно героям Marvel. Он харизматичный, детектив полиции, сильный, меткий стрелок, но не более. Дело в том, что тогда супергерои еще не стали мэйнстримом, но на большую бумагу вышли истории и фильмы жанра Noir. Главными героями этих «крутых детективов» являются простые люди, которые делают ошибки, имеют вредные привычки, а также полагаются на удачу. Не удивительно, что автор комиксов изображал своего героя по образу и подобию бравого полицейского. И тут мы плавно подходим ко второму аспекту названия – эпоха.

Первый комикс увидел свет в далеком январе 1938 года, поэтому время и место действия похожи на Америку середины ХХ века из журналов и рекламы. Мы видим пухлые, закругленные автомобили, винтажные телефонные аппараты, старомодную форму полицейских. К слову о форме, может возникнуть вопрос: «Почему главный герой является полицейским, а одет как частный детектив?». Отвечаю, это связано с практикой детектива (следователя) по раскрытию преступлений, которая берет свои истоки с Викторианской эпохи. Новаторством того времени было разделение сил полиции в соответствии с исполняемыми задачами: констебли, патрульные, жандармы поддерживают правопорядок на улицах, поэтому они должны иметь форменную одежду, которая указывает на то, что они являются представителями государства; детективы, следователи – наоборот, не должны привлекать к себе внимание, поэтому они не носят форму, а ходят в гражданской одежде. Другой момент, который привлекает внимание в образе Дика Трейси – плащ и шляпа с томмиганом на перевес. Никого не напоминает? Лично мне, кажется, что он похож на образ высокопоставленного гангстера. Сравним Трейси с Томми Анджело:

Dick Tracy – малоизвестный суперГерой своей эпохи с обширной историей
Dick Tracy – малоизвестный суперГерой своей эпохи с обширной историей

Некоторое сходство безусловно есть. По моему мнению, это было сделано для популярности героя, чтобы придать ему веса, лоска. Теперь можно посмотреть на первоисточник франшизы – комиксы, сканы которых можно будет найти по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/3zP4/5iaxFA3jx

Dick Tracy – малоизвестный суперГерой своей эпохи с обширной историей

Сети удалось найти только сканы комиксов, начиная с 1946 года, есть также ремастеры выпусков тридцатых годов, но это уже немного другая история. Те, что до этого печатались были отдельной рубрикой на несколько страниц в газетах Detroit Mirror и Chicago Tribune Syndicate. Обратите внимание, что на сканах видны волокна, поэтому даже через экран я чувствую этот особый запах старой бумаги. А вы чувствуете его? У комиксов про детектива в желтом плаще всегда был специфичный стиль. Так, злодеи имеют особый образ, который граничит с гротеском. У них нет имен, но есть клички, прозвища, которые читателю видны были сразу: Губошлеп, Бровь, Чернослив, Плоскоголовый и так далее.

Данный приём широко распространён в мультипликации. Первое, что мне приходит в голову – советский мультфильм, вырезку из которого вы можете увидеть:

Не смотря на свою карикатурность, данный приём имеет реальную основу. Долгое время в картотеках полицейских участков самые известные, разыскиваемые преступники имели прозвища, которые детективы фиксировали. Возникает вопрос: «Зачем?». Всё просто, фотографирование преступников и распространение копий фото были малодоступны вплоть до середины ХХ века. Преступники скрывались, поэтому никогда на улице не называли своих настоящих имен, зато активно отзывались на клички.

Dick Tracy – малоизвестный суперГерой своей эпохи с обширной историей

В свою очередь рисовка, детализация и компоновка комикса сильно отличается от современных представителей жанра. Цветовая гамма также непривычна глазу. К слову, комиксы никогда не переводились (систематично и официально) на русский язык, поэтому довольствуемся оригиналом.

Dick Tracy – малоизвестный суперГерой своей эпохи с обширной историей

Перед каждым комиксом есть страничка с советами от детектива Трейси или какие-то другие специальные материалы. Автор не просто написал какую-то ерунду, а сделал что-то больше. Данные рекомендации по своей подаче, содержанию приближаются к научно-популярной литературе (базовому учебнику по криминалистике для ВУЗ):

Dick Tracy – малоизвестный суперГерой своей эпохи с обширной историей
Dick Tracy – малоизвестный суперГерой своей эпохи с обширной историей

Данный момент заслуживает уважения, но не только деталями ценны эти произведения. Посмотрим на сюжетную составляющую. Как говорил оригинальный автор (Chester Gould) – он писал сюжет по ходу повествования, т.е. автор не ведет рассказ к заранее продуманному финалу. По своему характеру – это обособленные дела, которые имеют слабую связь друг с другом.

Перед тем, как поставить точку в разговоре о комиксах – хотел бы остановиться на новом выпуске комикса. Оригинальная серия за авторством Chester Gould закончилась в 1972 году, вплоть до 1961 года выходили номера от других художников, а в 2018 и 2019 годах вышел новый выпуск с подзаголовками Dead or Alive и Forever. Я не могу назвать себя большим фанатом оригинальной серии, но новый виток оставил неоднозначные впечатления. Это как с новым альбомом Deep Purple – Infinite 2017 года, те, кто любили оригинальное творчество коллектива уже ничего не ждали, но им понравилось. В свою очередь музыкальные критики явно не поняли альбом: о чем поет группа, чем Deep Purple отличалась от других. Однако, чувствуя уважение к наследству группы – не стали разносить альбом, как очередной «творческий порыв» мейнстримового коллектива.

О качестве и связи с оригиналом я судить не буду, но дам вам возможность сравнить рисовку с развитием серии. Внимание на экран (дата видна при приближении картинки):

Теперь посмотрим на приключения детектива Трейси в кинематографе. Первые четыре фильма вышли в течении 1945-1947 годов. Они черно-белые, поэтому про легкую, цветную атмосферу можете забыть. Они уступили место серьезному тону в стилистике Noir (нуар). Режиссёры активно использовали наиболее характерные приёмы для нуарных фильмов тех лет. Приведу несколько примеров:

Боковое освещение под острым углом
Боковое освещение под острым углом
Автомобиль на крутом повороте
Автомобиль на крутом повороте
Длинная тень
Длинная тень
Темный силует главного героя во тьме​
Темный силует главного героя во тьме​
Тени-прутья от ограждений​
Тени-прутья от ограждений​
Тень плохого парня на светлом фоне
Тень плохого парня на светлом фоне

После выхода последнего черно-белого фильма (1947 год) , долгое время Голливуд не обращал внимания на франшизу. И только в 1990 году анонсировали выход нового фильма о Дике Трейси. Анонсы авторского и актерского состава грезили картине большой успех.

Да, фильм отлично окупился и получил престижные награды. Критики на перебой сыпали громкие хвалебные эпитеты в духе: «Фильм сделан просто потрясно. Весьма забавный пародийный детектив, достаточно динамичный и сопровождающийся, к тому же, элементами некоей мелодрамы, а если прибавить к этому совершенно потрясающие маски, костюмы, декорации и грим, то картина становится даже выдающейся. По крайней мере, я ее как смотрел с огромным удовольствием, так и постоянно пересматриваю». От себя добавлю, что этот фильм можно и нужно смотреть, даже если вы совершенно не знакомы с франшизой. А теперь мы подходим к самому сладкому — к играм. Своим выходом на свет они обязаны фильму 1990 года. Возникает вопрос: «Откуда такое внимание крупных фирм в лице Sega и Nintendo к одному фильму?» — Все хотят успеть запрыгнуть в паровоз хайпа и заработать пару лишних тонн баксов. Это было, есть и будет. В ситуации с Sega вопрос стоял немного интереснее. Ей нужны были громкие и успешные тайтлы, чтобы раскрутить Mega Drive. Помните игру про Майкла Джексона? Она также была в стартовой линейке консоли, потому что подходила для целей компании: 1) громкий тайтл; 2) где-то в это же время на ТВ выходил успешный полнометражный мьюзикл артиста; 3) первые два пункта на слуху у целевой аудитории. По такому же сценарию собирались поступить и с Трейси. А вот получилось ли — давайте разбираться.

Геймплей на Sega MD:

Разработчики не смогли закончить создание игры к 1990 году, поскольку возникли большие сложности с производством и реализацией идей. К тому же параллельно делался порт на 8-ми битную Master System, что также усложняло соблюдение сроков. не отходя от кассы, предлагаю посмотреть на 8-ми битную версию Sega MS:

После этого язык не повернется говорить про мыльцо в порте Ведьмака на Nintendo Switch. Практически всё было порезано, упрощено до неузнаваемости или выкинуто. Именно поэтому, посоветовать её кому-то я бы не смог, ибо слишком плохо.

А вот оригинальная 16-ти битная версия довольно хороша. Она полна приятных мелочей, которые не играют особую роль, но когда их нашел — становится как-то приятно. Например, стекла можно разбить выстрелами, появляются дырки на кузовах машин от пуль, вставки, которые сделаны в стилистике комиксов (но повторяют фильм 1990 года). Игра старается быть разнообразной: пеший уровень с оружием, пеший уровень без оружия, автомобильная погоня со стрельбой, босс уровень, бонус уровень с тиром. Все было бы здорово, но игру портит её длинна и сложность. Первый уровень проходится легко, противники не сильно больно бьют и есть время привыкнуть к управлению. Сложность растет скачками: враги снимают больше здоровья, они выскакивают в тех местах, где их поразить с первого раза сложно. К слову о стрельбе, она тут в двух «режимах» — пистолет и автомат. Пистолет стреляет вперед, тут всё ясно и понятно. Анимация быстрая, боезапас неограниченный. А вот стрельба из автомата имеет свои особенности. Как видно из геймплея, очередь (в виде трех точек, а не одной — для большего радиуса поражения) «перескакивает» на задний план экрана. Скорость движения прицела в этом режиме комфортная, но часто возникают ситуации, когда окно для поражения всех целей за раз — предельно мало. При этом другие враги — с «переднего» плана не будут ждать и тоже нанесут урон. Из-за этого получить ваншот и потерять жизнь довольно легко. Пару слов о врагах. Часть из них заскриптована, поэтому можно выучить тайминги их появления и мочить еще на границах экрана. Часть появляется рандомно, при этом, чем дальше по уровням, тем более подлые бандюка. Они любят выкатываться у тебя за спиной и ополовинить полоску здоровья, потому что успеть среагировать — очень сложно.

Аудио-визуальная часть на высоком уровне. Саундтрек немного однотипный, если не сказать одинаковый, но звучит на фоне очень не навязчиво. Если прислушиваться, то можно заметить, что треки не сильно разные, но если просто играть, то всё ОК.

Итого, если у вас есть хорошая реакция — рекомендую данную игру к прохождению. Однако лучше проходить её на эмуляторе по уровню в день, не более, тогда однообразие не бросается в глаза.

Большая N пошла немного другим путем, когда создавала свой бестселлер. Если Sega сделала ставку на графику и конечный результат походит больше на action с элементами тира, то игра для NES тяготеет к платформерам от самой Nintendo. Посмотрим на геймплей:

Графика и музыка довольно неплохи, как для 8-ми бит, однако, лично мне, чего-то не хватает. Прыжки с погоней за бонусами меня почему-то не зацепили за живое. К чести разработчиков, стоит сказать, что есть разнообразие геймплея. С другой стороны, каких-то явных изъянов я не заметил.

Очевидно, что Nintendo увидела перспективность данного проекта, поэтому дала добро на его портирование на... Gameboy. Смотрим на экран:

Как видно, это добротный порт на портативную консоль, хотя мне кажется, что на оригинальном железе могут быть большие проблемы с видимостью движущихся объектов. Если вы пробовали данный порт на оригинальном железе — можете описать свой опыт в комментариях.

На этом разработчики… не остановились и выпустили череду портов на актуальные ПК того времени: Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64, DOS и ZX Spectrum.

Что же получилось? Сложно ответить сдержанно. Все эти игры брали за основу NES версию, но назвать их нормальными я не могу. Управление полный ужас, постоянные подгрузки экранов, вместо прокрутки, странный хитбоксиинг и многое-многое другое. Внимание на экран:

DOS

Игры получили крайне негативные отклики среди критиков. Ряд изданий назвал их одними из самых худших игр, изданных на тот период времени. Издание для Commodore 64 заняло 8 место в десятке самых худших игр по версии журнала Commodore Format, издание для Atari ST — 7 место в списке худших игр, когда-либо издававшихся для этой платформы, по версии ST Format.

Чтобы не заканчивать на грустной ноте, вспомним, что присуще популярной франшизе. Правильно, карикатуры и пародия от других серий. Давным-давно, видел я мультфильм с Даффи Даком, где пародировался Дик Трейси. В 2019 году я с большим трудом смог найти этот мультфильм, поскольку в YouTube и ВК его заблокировали правообладатели. Совершенно случайно удалось найти искомую серию в одном сборнике. Внимание на экран:

Теперь можно подводить итоги. Дик Трейси прошел огромный путь, попробовав себя в большинстве сфер массовой культуры. Однако его истинно родной сферой данного героя были комиксы, останется это так или нет — покажет время. Киноадаптации использовали образ супергероя в соответствии с актуальными трендами, в отрыве от его олицетворения в комиксах. Фильмы мне очень понравились, поскольку я не занимался копанием и детальным сравнением с оригиналом. А вот с играми все получилось не так однозначно. С одной стороны — это проекты на срубании денег в период хайпа. С другой стороны есть вполне неплохие версии, которые в вакууме привлекательны и имеют свою изюминку. В любом случае, мне очень импонирует главный герой, что-то есть в образе этого детектива-трудоголика в плаще с шляпой. Мне хочется верить, что этот романтизированный образ победителя карикатурных гангстеров будет вдохновлять еще не одно поколение мальчишек.

Спасибо за внимание и удачи!

7575
24 комментария

Статья крутая! И с предысторией персонажа ознакомили, про комиксы рассказали и ссылку на скачивание оригинальных газетных стрипов оставили, что от меня вам +++ . Только в мульте WB веселые мелодии это не Дональд Дак, персонаж Дисней, а Даффи Дак.
Игра прекрасна, саундтрек топ! Играл в детстве.

4
Ответить

Спасибо! "не Дональд Дак, персонаж Дисней, а Даффи Дак" - исправлю, старался не перепутать и все равно перепутал 0_0

1
Ответить

да, мульт с чудным названием duck tracy доставлял)

1
Ответить

на сеге помню играл в Dick Tracy помню уровень в канализации, потом в порту, а потом ласт босс был. в канашке и порту были сложными для меня тогда миссиями, они ещё и на время были...

3
Ответить

Я из-за этого поста, чувствую себя старым из-за того, что знаю о чем он

1
Ответить

Не старый, а мудрый! 

1
Ответить

Я помню мультфильмы с Диком Трейси гоняли в детстве по каналу Телеинформ вместе с Розовой Пантерой, псом Друпи и Томом и Джерри в детстве.

1
Ответить