Игровые консоли прошлого. На чём играли отцы

В данной статье речь пойдёт только об игровых консолях, охватывающих период с 1978 по 2000 год, доступных в прошлом отечественному геймеру.

Игровые консоли прошлого. На чём играли отцы

Первая игровая консоль массового производства появилась на планете в 1972 году в США и носила название Magnavox Odyssey. В неё была встроена всего одна игра (примитивный симулятор тенниса), но позже игровую библиотеку расширили. На территорию СССР же, видеоигры пришли шестью годами позже - в 1978 году.

США, начало семидесятых годов. Счастливые обладатели первой в мире коммерческой игровой приставки Magnavox Odyssey​
США, начало семидесятых годов. Счастливые обладатели первой в мире коммерческой игровой приставки Magnavox Odyssey​

Самой первой игровой консолью в Союзе можно считать случайно попавшую к нам адскую коробку GTV-881. Это был польский клон той самой Magnavox и содержал на борту аж две игры: теннис и бадминтон. Те редкие экземпляры, которые на то время были у нас в стране - попали к нам из Польши.

Брутальный дизайн с единственным рычажком вкл/выкл, ощутимый вес и всего две игры на борту. Но для обычного советского гражданина - это воспринималось настоящим чудом техники.​
Брутальный дизайн с единственным рычажком вкл/выкл, ощутимый вес и всего две игры на борту. Но для обычного советского гражданина - это воспринималось настоящим чудом техники.​

В том же 1978 СССР начал серийный выпуск нескольких моделей игровых консолей собственного производства. Назывались они по-разному, в зависимости от завода производителя и фантазии инженеров. Самые известные из них: "Палестра-02" (г. Львов), "Турнир" (г. Москва), "Экси Видео 01" (г. Павловский Посад). Все они различались между собой внешним видом, органами управления и количеством встроенных игр. Объединяло их одно: все они были клонами зарубежной консоли Atari Pong (вышедшей в США в 1975 году и которая, в свою очередь, была логичным продолжением вышедшей ранее Magnavox Odyssey). Суровые советские ученые довольно серьезно воспринимали эти примитивные видеоигры и даже проводили всякого рода эксперименты и исследования на предмет переключаемости внимания (вот бы им современных Покемонов показать)) ).

Телевизионная приставка "Турнир" из ударопрочного полистирола. Работала от внешней сети, либо от шести элементов 343 (батарейки "С" в виде крупных "бочонков")​
Телевизионная приставка "Турнир" из ударопрочного полистирола. Работала от внешней сети, либо от шести элементов 343 (батарейки "С" в виде крупных "бочонков")​

Тиражи приставок не могли обеспечить высокий спрос на них, и они были в вечном "дефиците". И это несмотря на довольно высокую стоимость (почти месячная зарплата рядового сотрудника). Тем не менее, советские инженеры вплоть до начала 90-х годов постоянно модернизировали приставки, добавляя поддержку фотопистолетов (всё как в американском оригинале!) или третий цвет в выводимую палитру. Менялись микросхемы, внешний вид приставок, даже в игры добавляли другие режимы. Но каждая модель приставки, по своей сути, была все тем же клоном американской приставки Atari Pong (с одной разницей: в американском бездушном изделии не было такого ударопрочного корпуса!)) ).

Одна из последний модификаций под названием "Лидер", выпущенная Пятигорским опытным заводом НПО «Энергоавтоматика» в 1992 году​
Одна из последний модификаций под названием "Лидер", выпущенная Пятигорским опытным заводом НПО «Энергоавтоматика» в 1992 году​

В 1984 году советскую молодежь захлестнуло новое увлечение: портативная электронная игра "Ну, погоди" (она же "Электроника ИМ-02"). Идея и реализация были беззастенчиво украдены у японской компании Nintendo, за что ныне покойный Гумпэй Ёкои, создатель оригинальной электронной игры Nintendo «Game & Watch», до конца своих дней впадал в ярость при упоминании СССР. По легенде, японское чудо к нам привезли агенты КГБ. Инженеры из конструкторского бюро разобрали игру по винтикам, изучили и наладили производство отечественных аналогов. Сейчас уже невозможно установить правду: действительно ли это происки КГБ или следствие случайных событий.

Советские инженеры не особо заморачивались и отечественный вариант игры мало чем отличался от оригинала​
Советские инженеры не особо заморачивались и отечественный вариант игры мало чем отличался от оригинала​

При цене в 25 советских рублей игра "Ну, погоди" моментально сметалась с прилавков. Видя такой спрос, партийное руководство поставило задачу, - и девять заводов страны стахановскими темпами стали выпускать электронные игры. К слову, "Ну, погоди" является не единственной игрой, выпускаемой в СССР на портативных электронных устройствах. Советские заводы подчистую копировали и остальные игры японской серии "Game & Watch", вносили в них минимальные косметические изменения (часто рудиментом от японских версий оставались 12-часовой формат времени и надписи на английском "Game" на экране) и выпускали в продажу, на радость совковой детворе. Перепрограммировать микропроцессор игры (чтобы создавать другие игры) отечественные инженеры научились только в начале 90-х годов, но тогда популярность этих устройств уже ощутимо упала.

​Вопреки легендам, после набора 999+1 очков в игре - никакой мультик не показывался. Игра запускалась с начала, но с повышенной скоростью

Где-то в 1990 году (возможно, чуть раньше) в СССР стали попадать тайваньские игровые приставки Rambo TV Game. Это была полноценная игровая приставка, пиратский клон американской Atari 2600 1977 года выпуска. О том, что это клон приставки 13-летней давности - советский гражданин даже и не догадывался и наивно радовался невиданному доселе чуду техники.

Игры были встроенными, и их количество варьировалось от 32 до 9999. 
Игры были встроенными, и их количество варьировалось от 32 до 9999. 

Rambo TV Game недолго продержался в продаже на отечественном рынке (хотя в отдельных регионах консоль можно было встретить на прилавках аж до начала нулевых). Джойстики в консоли были чересчур хлипкими (жили максимум месяц) и входили в категорию расходных материалов. Игры быстро приедались, да и появление на рынке тайваньских клонов NES - окончательно подписало приговор приставке Rambo TV Game.

​Библиотека игр на Atari 2600 включала в себя множество отличных и известных игр. Но отечественный школьник играл в то, что зашили в память его консоли Rambo TV Game тайваньские пираты
​Библиотека игр на Atari 2600 включала в себя множество отличных и известных игр. Но отечественный школьник играл в то, что зашили в память его консоли Rambo TV Game тайваньские пираты

Тогда же, в самом начале 90-х годов, уже можно было приобрести и тайваньский клон 8-битной консоли NES (Famicom) от японской компании Nintendo. Но массовое распространение эта платформа получила благодаря российской фирме Steepler. Российская компания заключила соглашение с тайваньской компанией TXC Corporation, закупила у них приставки, назвала их Dendy и наводнила ими отечественный рынок по цене в 94 доллара за штуку. Пока Nintendo завоевывала мир своей консолью, не обращая внимания на страны СНГ, хитрые русские на их продукте зарабатывали миллионы.

​Оригинальная Famicom (Family Computer) и продававшийся в России клон Dendy Junior
​Оригинальная Famicom (Family Computer) и продававшийся в России клон Dendy Junior

Спрос на продукцию оказался очень высоким и в апреле 1993 компания Steepler располагала уже четырьмя региональными дилерами и оборотом в 500 млн рублей. По воспоминаниям одного из основателей: "весь офис был забит коробками: в одних были приставки, в других - доллары". Несмотря на нелегальный статус, Steepler сильно боролась за "подлинное качество": делала защитные голографические наклейки, ставила пломбы и паковала картриджи в картонные коробки, называя их "подлинными" и "фирменными".

Игровые консоли прошлого. На чём играли отцы

Несколько позже, ближе к середине 90-х годов, рынок наводнили другие клоны японской консоли от тайваньских и китайских пиратов. Различные Lifa, UFO и им подобные. Наш народ же, по старой памяти и устоявшейся привычке - называет все это мракобесие, как и всю платформу в целом, словом "Денди". Steepler же, с помощью дочерних компаний, пытался монополизировать отечественный рынок, выпуская всякие там Сюборы и Кенги. Но китайцы, как ни крути, делали дешевле.

​Надпись на коробке гласит: "Настоящий товар в России и странах СНГ эксклюзивно распространяется через торговую сеть Dendy". Эх, знала бы Nintedo, сколько денег нелегально зарабатывается на ее консоли.
​Надпись на коробке гласит: "Настоящий товар в России и странах СНГ эксклюзивно распространяется через торговую сеть Dendy". Эх, знала бы Nintedo, сколько денег нелегально зарабатывается на ее консоли.

Благодаря пиратам, отечественный рынок наводнили дешевые клоны японской консоли. И доступные игры, по 10 долларов за ведро картриджей (фигурально выражаясь). Это позволило платформе стать по-настоящему массовым продуктом и приобщить к миру видеоигр подавляющее большинство школьников того времени.

"Тёплый и ламповый" ранний картридж 4-in-1 китайского производства. На таких еще заглушки были, которые вечно терялись.​
"Тёплый и ламповый" ранний картридж 4-in-1 китайского производства. На таких еще заглушки были, которые вечно терялись.​

Ближе к середине 90-х годов в странах СНГ начали появляться и первые 16-битные консоли. И хотя знакомая нам фирма Steepler упорно пыталась навязать населению дорогущую Super Nintendo, отечественный геймер выбрал намного более доступную Sega Megadrive. "Сегу"так же безбожно (как и NES)клонировали в Тайване и Китае. Но клонировали качественно: в первых ревизиях даже имелись в наличии расширительные выходы, полноразмерные платы и очень качественная сборка.

Самый массово распространенный вариант "Сеги" в странах СНГ​
Самый массово распространенный вариант "Сеги" в странах СНГ​

Sega Megadrive - это был качественно новый уровень игрового погружения, после Dendy. Красочнее графика, бОльшие уровни и ощущение... серьёзности, что-ли. А благодаря пиратам - приставка была вполне доступна для большинства семей в 90-х годах.

​Технически более совершенная 16-битная Super Nintendo (SNES) так и не смогла добиться популярности в странах СНГ. Игры были дорогими, сама консоль стоила раза в 1,5-2 дороже "Сеги", да и купить ее можно было далеко не везде.
​Технически более совершенная 16-битная Super Nintendo (SNES) так и не смогла добиться популярности в странах СНГ. Игры были дорогими, сама консоль стоила раза в 1,5-2 дороже "Сеги", да и купить ее можно было далеко не везде.

С середины 90-х годов, на постсоветском пространстве начали появляться 32-битные консоли. Одной из первых стала 3DO производства Panasonic. Консоль выставляли в торговых залах и профильных магазинах, запуская на ней какое-нибудь трехмерное демо. И неизменно этот процесс собирал всех детей в округе, как завороженных наблюдающих за непривычной 3D-графикой.

Panasonic 3DO FZ-10. Самая популярная у нас ревизия платформы.​
Panasonic 3DO FZ-10. Самая популярная у нас ревизия платформы.​

Консоль 3DO моментально обрела славу "приставки для богатых". В зависимости от региона и наглости продавца - просили за нее от 700$ до 1500$. Но так продолжалось недолго. Совсем скоро на прилавках появилась также 32-битная консоль от Sony под названием PlayStation. Та же трехмерная графика, огромное количество игр и их доступность на каждом шагу (в крупных городах). А главное достоинство - это ее низкая цена, по сравнению с 3DO. Ну, а массовый взлом консолей (чиповка) - позволили многим игрокам даже и не догадываться над тем, что они играют в пиратские игры. Серьезно, скажи кому тогда, что лицензионная версия его любимого Syphon Filter стоит в районе 40$ - как на тебя посмотрели бы, как на сумасшедшего. Какие 40 долларов, когда на каждом рынке полно игр по полдоллара за штуку, причем - "с рюсским переводом".

​Самая популярная игровая приставка того времени в странах СНГ
​Самая популярная игровая приставка того времени в странах СНГ

Разумеется, были и другие приставки этого (пятого) поколения: Sega Saturn, Nintendo 64. Но они были у избранных геймеров и не снискали той славы, которая была у PlayStation.

Именно первая Playstation, по большему счету, завершила консольную игровую эпоху ХХ-го века на постсоветском пространстве. В 2000 году к нам добрались уже Sega Dreamсast, а позже и PlayStation 2 со всякими там PSP и X-BOX'ами - но это уже совсем другая история.

P.S. Если вам понравился материал - подписывайтесь на мой телеграм-канал Mal0Bit.

8787
128 комментариев

"На чем играли отцы" - это сильно ))" (с) Женька, 34 года  

55

Жека, go в МК3 на Сеге? Колюня, 35 лет

9

"На чем играли отцы" - это сильно ))" (с) Сергей, 27 лет  

6

Я тут тоже охренел, что я отец. Детей-то нет. Наверное.

2

Как могли забыть об этом шедевре. Эх, девяностые.

25

Nintendo Swift Lite той эпохи)

6