Легендарная Contra на NES. Отличия разных версий

Легендарная Contra на NES. Отличия разных версий

Многие отечественные игроки начинали своё знакомство с консоли NES именно с Contra. Игра вышла больше 30 лет назад и стала самой популярной игрой жанра Run&Gun того времени.

Многие игравшие в этот шедевр удивятся, но в игре есть полноценный сюжет. Да, мы убивали врагов направо-налево не просто ради удовольствия, а во имя Спасения Человечества от пришельцев.

Действие игры начинается 12 сентября 2631 года. В архипелаге Галуго, расположенном двадцатью километрами северо-восточнее берега Новой Зеландии, падает метеорит. Два года спустя, террористическая организация под названием Red Falcon захватила остров в приготовлении уничтожить человечество. Для нейтрализации террористов правительство отправило на остров двух бойцов, Била Райзера и Ланса Бина. По мере прохождения игры, становится понятно, что за Red Falcon стоят пришельцы с того самого метеорита и их надо стереть с лица Земли. Успешно выполнив задание игрок покидает остров на вертолете.

Игра наполнена множеством отсылок к популярным фильмам того времени: начиная от имен главных героев (они взяты из имен реальных актеров фильма "Чужие") до внешнего вида некоторых боссов. Да что говорить, если обложка игры является смесью популярных образов того времени.

Арнольд Шварценеггер из фильма "Коммандо", Сильвестр Сталлоне из фильма "Рэмбо", Чужой из одноименного фильма...

Первая версия игры Contra вышла на игровых автоматах в 1987 году и так полюбилась публике, что в залах, возле автоматов с Contra неизменно собирались очереди из желающих поиграть.

Версия Contra для аркадного автомата

Видя такой ажиотаж, компания-разработчик Konami решила портировать игру для самых разных платформ.

Версия Contra для компьютера MSX2
Версия Contra для DOS

Если разбирать наиболее "каноничную" версию, которая была выпущена на консоли NES, то и тут есть различия. Всего было выпущено три версии игры под разными названиями: для рынка Японии игра называлась Gryzor, для рынка США оставили название Contra, а в Европе игра попала под пресс цензуры и вышла под названием Probotector, а все персонажи-люди были заменены роботами. Игровой процесс везде идентичен, но есть отличия в другом.

Титульные экраны в версиях Contra для разных регионов
Титульные экраны в версиях Contra для разных регионов

Японская версия контры, Gryzor, отличается бОльшим количеством оформления. Здесь есть сюжет - о нём повествуют заставка в начале игры, и межуровневые вставки. Перед каждым уровнем показывается карта, и местонахождение игрока на ней. Логотип игры на титульном экране анимирован - в нём горит пламя. В самой игре есть анимация фона - например, пальмы в джунглях на первом уровне колышутся от ветра, а в пятом уровне идёт снег. На том же первом уровне более детально прорисована земля. Всего этого нет в американской версии игры - сюжетные заставки убраны, карты нет, анимации фона нет, а сам фон прорисован чуть грубее.

Сюжетная вставка и демонстрация карты перед уровнем в японской версии игры

Причина этих изменений становится понятной, если обратить внимание на размер версий игры: японская версия занимает 2Mbit, а американская - всего 1Mbit, то есть вдвое меньше. Дело в том, что для игр, выходящих в Японии, Nintendo разрешала использовать дополнительные аппаратные расширения (различные чипы сторонних производителей, устанавливаемые в картридже). Konami воспользовалась этим разрешением, и разработала ряд собственных расширений для использования в своих играх. В частности, Gryzor использовал маппер VRC2B. Одна из его возможностей - расширение объёма VROM, т.е. объёма графики, используемой игрой.

Тот самый чип VRC2B от Konami на японских картриджах с игрой, позволявший улучшить графику
Тот самый чип VRC2B от Konami на японских картриджах с игрой, позволявший улучшить графику

Вне Японии по неизвестным причинам использование нестандартных расширений не разрешалось, и Konami была вынуждена использовать для американской версии стандартный маппер UNROM - один из самых простых, не имеющий возможности расширения объёма VROM. Это и привело к убиранию из игры лишнего оформления и упрощению графики.

Обратите внимание, что в японской версии используюся улучшенные текстуры земли на фоне и листвы деревьев
Обратите внимание, что в японской версии используюся улучшенные текстуры земли на фоне и листвы деревьев

В 1988 году Konami выпустила следующую часть игры - Super Contra. По уже сложившейся традиции - первыми в игру могли поиграть любители игровых автоматов.

С 1990 года Super Contra начали портировать на другие платформы. Среди которых - каночниной снова стала версия именно для NES. Американская версия игры была названа Super C (существует версия, что переименование было связано с желанием издателей дистанцироваться от скандала «Иран-контрас»). Европейская версия, основанная на американской, вышла в 1992 году под названием Probotector II: Return of the Evil Forces. Как и в предыдущей части, спрайты главных героев и некоторых врагов были заменены на роботов.

Жители Японии первыми заполучили новую часть Контры под прежним названием Gryzor с приставкой Super, а жителям Европы пришлось ждать новую часть аж до 1992 года.

В версию игры для консоли NES добавили три новых уровня: "High-Tech base", "Mountain" и "Alien nest". Все три уровня с видом сверху. Кроме того - добавлены новые боссы, включая финального.

Что касается региональных различий игры для консоли NES - то европейская версия игры по-прежнему содержит роботов вместо людей.

Титульные экраны Super Contra на консоли NES в разных регионах
Титульные экраны Super Contra на консоли NES в разных регионах

Региональные версии Super Contra для NES не особо отличалась между собой. Графика везде была одинаковой, кое-где слегка изменили цветовую гамму (К примеру, первый босс - вертолет - в европейской версии стал ближе к синему цвету, вместо зеленого в других версиях). В каждой из версий исчезли сюжетные вставки, в отличие от аркадных автоматов и версий под компьютеры. Единственное - в японской версии игры для NES самую малость выше скорость игры, что добавило динамики игровому процессу.

Известный "Код Konami", который так или иначе присутствует в большинстве игр студии - здесь напрочь отсутствовал. Зато имелся другой, который в зависимости от версии игры выдавал разное количество жизней. Введя на титульном экране Вправо, Влево, Вниз, Вверх, А, В, START - японцы получали 30 жизней на прохождение игры. Американцам и европейцам разработчики посчитали, что хватит 10 жизней после ввода кода. Кроме того, в японской версии был чит-код для выбора этапа. Остальные регионы лишились возможности выбирать уровень для прохождения.

Что касается еще одной вышедшей на NES части серии - Contra Force - там все не так однозначно. Изначально, это вообще была никакая не Contra, а отдельная игра, в которую добавили громкое название для лучших продаж. В каноническую серию - Contra Force не входит и выпускать ее в Японии с таким названием побоялись. В итоге, Contra Force вышла только в США и не снискала той популярности, которой добились предшественники.

P.S. Подписывайтесь на телеграм-канал о ретро-играх Mal0Bit

129129
31 комментарий

Туу-ту-ту-тыдыщ!!!

26

Ту-ту-туу-ру-рууу-ру-ру, Ту-ту-туу-ру-рууу-ру-ру!!!

3

Но Contra Force была охуенной, все же :)

14

Только в оригинале шла с тормозами.

1

почему все версии кроме НЕСовской выглядят так всрато?
 даже на автоматах графика проигрывает

контра форс, кстати, супер игра, наиграл в нее больше "оригинала". разные персы и разрушаемость!

9

У Пиксельного Дьявола ретроспектива есть на эту тему

https://youtube.com/playlist?list=PLzsHjNqG-k2Xv8W1PphreaODh0b5Oevtl

4

О да. Легенда. Легендище. Сюжета не понимал, но пиу-пиу делал.
Это уже во взрослой жизни решил поддаться ностальгии.
Куплена псп3008, поставлен эмуль. Скачан зип на туеву хучу.
Был очень удивлен, что в ниндзя гайдзен есть сюжет. Горел как сука при прохождении, но добил.
Давай след статью про гайдзена

3