«Разрушитель» — пророчество нашего настоящего

Когда в 1993 году вышел фильм «Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне и Уэсли Снайпсом, зрители видели в нём в первую очередь зрелищный боевик. Но с высоты сегодняшнего дня становится понятно: фильм оказался весьма точным предсказанием нашего будущего.

Запрет на мясо, цензура, веганские нормы, виртуальный секс вместо настоящего - тогда это казалось чем-то нелепым и нереальным, а как же сейчас?

Два гигачада переглядываются
Два гигачада переглядываются

Фильм начинается в 1996 году, когда Лос-Анджелес охвачен хаосом. Жестокий преступник Саймон Феникс (Уэсли Снайпс) устраивает террор, остановить который может лишь полицейский алфач Джон Спартан (Сильвестр Сталлоне). Однако миссия приводит к разрушениям и гибели заложников, за что обоих — и героя, и злодея — замораживают в криогенной тюрьме.

Через 36 лет, в 2032 году, всё изменилось. Сан-Анджелис стал идеальным мегаполисом, где преступность полностью искоренена. Но мирный порядок нарушается, когда Феникс вырывается на свободу. Современные полицейские, неспособные справиться с ним, будят Спартана, чтобы он снова сразился с преступником. В процессе Джон сталкивается с обществом, которое он просто не понимает: стерильным, безопасным, но лишённым человечности.

Полностью сюжет описывать не имеет смысла и цели такой у меня нет. Я здесь для проведения параллелей того, каким видели будущее тогда и каким оно стало сейчас. Видеосвязь, машины на автопилоте, виар - сейчас это все обыденность, в фильме же это фантазия сценаристов. Но здесь это выглядит пугающе точно

Добро пожаловать в прекрасное будущее
Добро пожаловать в прекрасное будущее

Прогресс технологий

В фильме показаны экологичные автомобили с автопилотами. Одним из ярких примеров стал General Motors Ultralite - концепт-кар, разработанный в начале 1990-х., с гладким обтекаемым дизайном, напоминающим современные электромобили.

Этот автомобиль имел обтекаемую форму и лёгкий кузов из углеродного волокна, что придавало ему аэродинамичный и футуристичный вид. Сейчас тоже достаточно машин состоит не из металла а пластика и прочих элементов, для которых не требуется сварка, и их достаточно нагреть феном, чтобы деформировать. Не говоря уже о некоторых китайцах, которые состоят из сплава, который по сути невозможно варить

Внешний вид Ultralite напоминает современные электромобили, такие как Tesla Model 3 или Lucid Air, благодаря минимализму, плавным линиям и отсутствию излишков. В фильме Ultralite использовался в качестве основного транспорта для полицейских будущего и подчеркивал их зависимость от умных технологий.

Машина весила всего около 635 кг и использовала небольшой 1,5-литровый двигатель с топливной эффективностью примерно 100 миль на галлон. Это перекликается с современными трендами на экологически чистый и экономичный транспорт.

General Motors Ultralite
General Motors Ultralite

Автомобили в мире 2032 года оснащены автопилотами, которые могут полностью контролировать движение, прям как в Tesla, Waymo, Mercedes и у других компаний, активно внедряющих беспилотные технологии. Кроме того информацию водителям предоставляет голосовой помощник, вроде Алексы. Приборная панель практически вся состоит из дисплеев разных размеров - примерно туда мы ушли и сейчас в дизайнах современных тачек.

Приборка будущего
Приборка будущего

Автомобили в фильме соответствуют идее утопического общества, где всё подчинено безопасности: транспорт мгновенно блокируется при попытке угона, двери открываются автоматически при распознавании владельца, Двигатели максимально тихие, чтобы не нарушать покой окружающих. Теперь о менее приятном.

Тотальная цензура и запреты

Я альфа гигачад шлёпа с квадратной челюстью а ты поридж кукож либераха сойжак компостер

Алкоголь, курение, мясо, соль — всё это запрещено как опасное для здоровья. Вместо этого люди питаются соевыми продуктами и придерживаются строгого ЗОЖ. Такая «соевая утопия» высмеивает гипертрофированное стремление к здоровью и чистоте. Любое нецензурное слово карается штрафом, который выписывает автомат. Музыка свелась к безобидным рекламным джинглам. Всё, что может вызвать бурные эмоции или споры, уничтожено. Даже рестораны монополизированы: после «ресторанной войны» все заведения превратились в Taco Bell (или Pizza Hut, в международной версии).

Все это выглядит гиперболизированно, но современная цензура в интернете, фильтрация контента и отмена за «некорректные» высказывания в социальных сетях уже стали нормой. Глобализация и монополизация, ограничивают разнообразие в пользу крупных корпораций.

VR-контент 18+
VR-контент 18+

Традиционная интимная близость в фильме заменена виртуальной симуляцией. Гигиена и контроль безопасности довели общество до того, что даже секс признан ненужным риском. Специальные устройства создают иллюзию близости, но без физического контакта. Говорить о том сколько существует приблуд для виар самоудовлетворения хикк в наше время даже не нужно.

Стражи твоей девственности
Стражи твоей девственности

Под землёй, в канализациях, живут те, кто отказался подчиняться строгим правилам. Эти люди сохранили свою свободу, пусть и ценой бедности. Они едят гамбургеры из крыс, курят, пьют и трахаются, они остаются собой. Быдло в мире утопии, которая для них является антиутопией.

Здесь, если подумать, то можно увидеть сразу несколько сходств - прямое классовое неравенство между бедными и богатыми, современной элитой и маргиналитетом, и современную культуру отмены, где те, кто идут против повестки и мнения большинства, или тех кто владеет СМИ - представляются как-бы недостаточно людьми.

Когда залез в тред к реднекам-республиканцам
Когда залез в тред к реднекам-республиканцам

Итого

В мире, где преобладает «соевая культура» — запреты, контроль и стремление к идеалу, — всё ещё может найтись Джон Спартан, гигачад с квадратной челюстью, готовый идти против системы. Но нужно ли нам возвращаться к прошлому, где всё решалось силой?

Спартан — не просто символ разрушения, он напоминание о том, что баланс необходим. Не стоит скатываться в беспомощность, теряя свободу, но и анархия не является решением. Золотая середина, в которой есть место для порядка, но сохраняется человеческая свобода, — это то, к чему стоит стремиться.

И как бонус: Три столпа на которых держится 2032 год

«Разрушитель» — пророчество нашего настоящего
6565
77
11
11
48 комментариев

Средней паршивости фильм, в своё время смотрелся неплохо, но с каждым просмотром становилось видно всё больше недостатков. Больше всего поражает идиотизм якобы гениального гения Кокто - Фениксу он стоп-слова прошил, а вот его подельникам (разморозку которых сам санкционировал) - как-то забыл.
Ну и убогое голливудское клише - борцы за всё хорошее против всего плохого кристально чисты и вообще пусечки. Хотя они живут в канализации и жрут крыс. У них есть оружие, у полиции нет даже оружия нелетального, только дурацкие дубинки. Что мешает подняться наверх и разъебать соевый режим? Ничего, кроме сценариста.
Да и уровень социального комментария в фильме такой же, детский сад.
Проверку временем фильм совершенно не прошёл. Разве что на ослепительно красивую Сандру Буллок смотреть приятно хоть в сотый раз.

16
2

ты шо он предсказал афтамабили

3
2

Ты просто не можешь пользоваться РАКУШКОЙ

2
1

"Запрет на мясо, цензура, веганские нормы, виртуальный секс вместо настоящего - тогда это казалось чем-то нелепым и нереальным, а как же сейчас?"
И сейчас не менее нелепо :) примерно настолько же как те что кричат что из за трансов и геев вымрет человечество:)
А фильм для своего времени вполне хорош, Снайпс харизматичный, Сталлоне в лучшие годы :) ну и снято неплохо.

17

Где мои ракушки?

11

для начала расскажи как ими пользоваться

3
1