«Разрушитель» — пророчество нашего настоящего
Когда в 1993 году вышел фильм «Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне и Уэсли Снайпсом, зрители видели в нём в первую очередь зрелищный боевик. Но с высоты сегодняшнего дня становится понятно: фильм оказался весьма точным предсказанием нашего будущего.
Запрет на мясо, цензура, веганские нормы, виртуальный секс вместо настоящего - тогда это казалось чем-то нелепым и нереальным, а как же сейчас?
Фильм начинается в 1996 году, когда Лос-Анджелес охвачен хаосом. Жестокий преступник Саймон Феникс (Уэсли Снайпс) устраивает террор, остановить который может лишь полицейский алфач Джон Спартан (Сильвестр Сталлоне). Однако миссия приводит к разрушениям и гибели заложников, за что обоих — и героя, и злодея — замораживают в криогенной тюрьме.
Через 36 лет, в 2032 году, всё изменилось. Сан-Анджелис стал идеальным мегаполисом, где преступность полностью искоренена. Но мирный порядок нарушается, когда Феникс вырывается на свободу. Современные полицейские, неспособные справиться с ним, будят Спартана, чтобы он снова сразился с преступником. В процессе Джон сталкивается с обществом, которое он просто не понимает: стерильным, безопасным, но лишённым человечности.
Полностью сюжет описывать не имеет смысла и цели такой у меня нет. Я здесь для проведения параллелей того, каким видели будущее тогда и каким оно стало сейчас. Видеосвязь, машины на автопилоте, виар - сейчас это все обыденность, в фильме же это фантазия сценаристов. Но здесь это выглядит пугающе точно
Прогресс технологий
В фильме показаны экологичные автомобили с автопилотами. Одним из ярких примеров стал General Motors Ultralite - концепт-кар, разработанный в начале 1990-х., с гладким обтекаемым дизайном, напоминающим современные электромобили.
Этот автомобиль имел обтекаемую форму и лёгкий кузов из углеродного волокна, что придавало ему аэродинамичный и футуристичный вид. Сейчас тоже достаточно машин состоит не из металла а пластика и прочих элементов, для которых не требуется сварка, и их достаточно нагреть феном, чтобы деформировать. Не говоря уже о некоторых китайцах, которые состоят из сплава, который по сути невозможно варить
Внешний вид Ultralite напоминает современные электромобили, такие как Tesla Model 3 или Lucid Air, благодаря минимализму, плавным линиям и отсутствию излишков. В фильме Ultralite использовался в качестве основного транспорта для полицейских будущего и подчеркивал их зависимость от умных технологий.
Машина весила всего около 635 кг и использовала небольшой 1,5-литровый двигатель с топливной эффективностью примерно 100 миль на галлон. Это перекликается с современными трендами на экологически чистый и экономичный транспорт.
Автомобили в мире 2032 года оснащены автопилотами, которые могут полностью контролировать движение, прям как в Tesla, Waymo, Mercedes и у других компаний, активно внедряющих беспилотные технологии. Кроме того информацию водителям предоставляет голосовой помощник, вроде Алексы. Приборная панель практически вся состоит из дисплеев разных размеров - примерно туда мы ушли и сейчас в дизайнах современных тачек.
Автомобили в фильме соответствуют идее утопического общества, где всё подчинено безопасности: транспорт мгновенно блокируется при попытке угона, двери открываются автоматически при распознавании владельца, Двигатели максимально тихие, чтобы не нарушать покой окружающих. Теперь о менее приятном.
Тотальная цензура и запреты
Алкоголь, курение, мясо, соль — всё это запрещено как опасное для здоровья. Вместо этого люди питаются соевыми продуктами и придерживаются строгого ЗОЖ. Такая «соевая утопия» высмеивает гипертрофированное стремление к здоровью и чистоте. Любое нецензурное слово карается штрафом, который выписывает автомат. Музыка свелась к безобидным рекламным джинглам. Всё, что может вызвать бурные эмоции или споры, уничтожено. Даже рестораны монополизированы: после «ресторанной войны» все заведения превратились в Taco Bell (или Pizza Hut, в международной версии).
Все это выглядит гиперболизированно, но современная цензура в интернете, фильтрация контента и отмена за «некорректные» высказывания в социальных сетях уже стали нормой. Глобализация и монополизация, ограничивают разнообразие в пользу крупных корпораций.
Традиционная интимная близость в фильме заменена виртуальной симуляцией. Гигиена и контроль безопасности довели общество до того, что даже секс признан ненужным риском. Специальные устройства создают иллюзию близости, но без физического контакта. Говорить о том сколько существует приблуд для виар самоудовлетворения хикк в наше время даже не нужно.
Под землёй, в канализациях, живут те, кто отказался подчиняться строгим правилам. Эти люди сохранили свою свободу, пусть и ценой бедности. Они едят гамбургеры из крыс, курят, пьют и трахаются, они остаются собой. Быдло в мире утопии, которая для них является антиутопией.
Здесь, если подумать, то можно увидеть сразу несколько сходств - прямое классовое неравенство между бедными и богатыми, современной элитой и маргиналитетом, и современную культуру отмены, где те, кто идут против повестки и мнения большинства, или тех кто владеет СМИ - представляются как-бы недостаточно людьми.
Итого
В мире, где преобладает «соевая культура» — запреты, контроль и стремление к идеалу, — всё ещё может найтись Джон Спартан, гигачад с квадратной челюстью, готовый идти против системы. Но нужно ли нам возвращаться к прошлому, где всё решалось силой?
Спартан — не просто символ разрушения, он напоминание о том, что баланс необходим. Не стоит скатываться в беспомощность, теряя свободу, но и анархия не является решением. Золотая середина, в которой есть место для порядка, но сохраняется человеческая свобода, — это то, к чему стоит стремиться.
И как бонус: Три столпа на которых держится 2032 год