Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Продолжаем безумный путь сквозь вечность в попытках обрести гармонию в познании игр прошлого, чтобы более ясно играть в игры будущего.

Сразу предупрежу, что игра относится к разряду, как их сами называют японцы "кусо гейма" (дерьмовые игры). Геймплейно Spy Daisakusen не сохранилась совершенно, визуально тоже, и представляет только архивный интерес в перспективе развития жанров и компаний.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Начать стоит с компании Pony Canyon или сокращённо Ponycan. Западному фанату видеоигр она не очень на слуху, но на самом деле эта компания, владеющая несколькими собственными зданиями в Токио, что-то вроде теневого магистра, которому мы, виабушники, должны быть благодарны за японщину и жрпг жанр. Поясню почему.

Как традиционно сложилось в японском обществе, после войны бизнес бурно развивался вообще во всех сверах и любой предприимчивый японец достигал успеха, особенно если ставил на новые технологии тех лет. Так случилось и с "Поникэн".

Начав с радиовещания, удачно бустанули на бешенной популярности аудиокассет, начали продюсировать собственные музыкальные группы, заключая эксклюзивные продажи и быстро вышли в топ музыкальной индустрии с огромным списком певцов и певиц на эксклюзивных контрактах. Даже сейчас, они одни из основных поставщиков сэйю и музыкантов для опенингов и эндингов для аниме производства. А новых музыкальных айдолов генерят тоннами каждый год.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)
Как у любой крупной японской студии, специализирующейся на музыке и озвучивания прямо офисном здании оборудованы несколько звукозаписывающих мастерских, чтобы ковать железо, не отходя от кассы.<br />
Как у любой крупной японской студии, специализирующейся на музыке и озвучивания прямо офисном здании оборудованы несколько звукозаписывающих мастерских, чтобы ковать железо, не отходя от кассы.

"Поникэн" очень точно держит нос по вверху и одни из первых не только выделяют значительные деньги на видеоигры, которые ещё мало представлены в японской среде (1970ые), но и понимают, что надо чапать в США за лицензиями на них. И именно они подписывают крупные контракты с западными гигантами вроде Walt Disney и MGM на дистрибуцию музыки, кино, сериалов и многого другого.

И что самое удачное - они не чураются и компаний поменьше и привозят в Японию такие теперь уже ставшие легендами тайтлы, как первую Ultima и ранние DDnD видеоигры. Так японцы узнают о целом жанре, который их покоряет полностью. С тех, почти каждый японский видеоигровой дизайнер попытается повторить игру своего детства (Ультиму или что-то из ДДнД). Так родятся Dragon Quest, Final Fantasy, Dragon Slayer (потом переродившиеся в Legend of Heroes) и бесчисленный сомн данжн краулеров, которые японцы обожают и сейчас. Они даже права на Wizardry себе выкупили и делают свой мирок с блэкджеком и болью, страданиями.

Позже "Поникэн" не раз будет возвращаться к Ультиме, создав в 80-ые "римейки" почти на всех версиях японских компьютеров: "нэках", "мсх", "шарпах" и т.д.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)
Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)
Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Потихоньку "Поникэн" начинает пилить и свои собственные видеоигры. Ну как начинает. Тогда процесс разработки видеоигр проходил примерно следующим образом. Был какой-нибудь упоротый человек, который люто заторчал от "Бейсика". Он кодил что-то простенькое без графики, приносил код на дискете в какую-нибудь компанию, те делали предпродажную работу: оформляли обложку, давали рекламу в журналах и тиражировали дискеты или аудиокассеты (в зависимости от платформы). Так появилась и игра Spy Daisakusen - её накодил ровно один человек, но сделал он её не просто так, а потому что посмотрел один сериал и люто с него угорел.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Все вы знаете серию фильмов "Миссия невыполнима" с Томом Крузом. Даже тут на ДТФ часто промелькивает в новостях заметки о съёмках новой части, на которую потратили уже какую-то совсем астрономическую кучу денег (на самом деле нет, это всё знаменитая так называемая "голливудская бухгалтерия", но он ней стоит делать отдельный выпуск, слишком витиеватый путь ухода от налогов, который просто так с кондачка и не опишешь).

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Так вот, "Миссия невыполнима" с Томом Крузом всего лишь третья часть огромной франшизы, которая шумела во времена наших бабушек и дедушек не слабее, а возможно даже сильнее, чем новые фильмы. Франшиза делится на три большие ветки:

1) Кучесерийный сериал 1966 года (7 сезонов, 171 серия + фильм).

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

2) Двусезонный сериал 1988 года на 35 серий, который попытался возродить франшизу в период трёх лет, но время шпионов тогда ушло, поэтому как-то не взлетело. Оценки и критика, впрочем, у сериал отличные.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

3) Ну и третья часть франшизы - это серия фильмов с Томов, про которые вы знаете даже гораздо больше, чем я.

Ну так вот. Вот этот первый сериал 1966 года на 171 серию активно показывали в США, и можно сказать, что почти каждый японский мальчишка тех времён, его смотрел, не отрываясь от экрана и соответственно сильно заторчал со всей этой шпионской темой. Именно, кстати, поэтому в Японии успешно переиздают все сезоны сериала на куче дисков - ностальгия одна из успешных мотиваций в торговле.

Кстати, надо тут отдельно сказать, что шпионы в Японии действительно готовились очень активно: между США и Японией после войны был подписан обоюдный договор, где обе страны обязались делиться шпионскими методами обучения и совместно тренировать шпионов для последующего их внедрения в СССР. И в США было создано несколько центров, где тренировали японских шпионов по американским методикам, и предполагалось, что японцы потом будут шпионить против СССР, вот только... японцы оказались вполне себе двойными агентами, эти натренированные шпионы успешно добывали сведения с американских заводов и фабрик в пользу японских компаний, что стало одним из основных ключевых факторов бурного развития японских технологий: японцы (как и все азиаты) оказались очень способными на запоминание чертежей с последующим практически доскональным воспроизведением их из головы (возможно, тут как-то связано с тем, что японцы запоминают несколько тысяч кандзи, поэтому им легче запоминать чертежи, чем западному человеку).

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Короче, конец 60-х. Огромный бум шпионской темы в Японии (которая реально существовала). У японцов ведь как: от чего фанатеют, то и копируют, делают, ревизионируют, реимаджинируют. Короче, воруют, но делают это с душой. Например, Го Нагаи, насмотревшись этого вот шпионской "Миссии Невыполнима" пошёл и нарисовал свою версию в виде манги: "Школьная шпионская миссия". Ну а почему бы и нет?

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Короче, кодер набейсиковший Spy Daisakusen в 1982-м году тоже сильно упоролся по "Mission Impossible" и создал по сути первую прото jrpg в данж краулер стиле.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Только ни одна из механик игры не работала, как нужно. Поясню почему.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Начинается игра бравурно. Перед нами магнитофон на магнитных носителях, которая бегущей строкой сообщает нам задание из центра: "Мистер Фелпс, тебе надо проникнуть в здание, которое тайно служит секретной базой для вражеской группы шпионы и похитить их секретные планы". Кстати, если вставить аудиокассету с игрой в обычный стереомагнитофон, то вначале будет слышан звук печатания текста с заставки, а потом будет просто белый шум, так как код игры уже не воспроизводится.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Далее вам насыпают рэндомно статов. Если не нравится, то рестратом игры реролится новый пул характеристик.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

На следующем экране нам надо выбрать экипировку. При предложенном разнообразии выбора, самого выбора по сути и нет. Вам обязательно нужно взять маскировочный комплект, сумку и устройство считывателя файлов (document recovery kit) - без них невозможно завершить игру (не получится взять секретные планы).
Из оставшихся слотов придётся выбрать гранаты (чтобы взрывать комнаты) и вальтер38 (чтобы успешно высекать всех агентов в комнате "одним" выстрелом). Собственно и всё. Кинжал, бомбы, винтовки, огнемёт - всё это бесполезные оружие, которые приведут в итоге к провалу в силу нехватки патронов или переизбытка веса.

Входная группа в здание. Нам желают удачи. Она нам понадобится, потому что вся игра - это тупо рэндом<br />
Входная группа в здание. Нам желают удачи. Она нам понадобится, потому что вся игра - это тупо рэндом
Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Здание представляет собой шесть этажей по 10 комнат на каждом этаже. Этажи соединены лифтом, который и представляет основную опасность для неудачи в прохождения. Дело в том, что при входе каждый раз в лифт, система прокидывает кубик и выдаёт либо удачу: перемещаетесь на другой этаж, либо неудачу: срабатывает тревога и на следующем этаже вас встречает охрана, которая вас и убивает. Повлиять никак нельзя, просто должно вот повезти так, что вы проедете все этажи без тревоги.

Итак, на каждом этаже есть десять комнат. Комната может быть совершенно пустой. В ней могут находится вражеские агенты, тогда инициализируется боевой режим. В боевом режиме мы сражаемся тем оружием, которое выбрали в начале игры. Есть два варианта действий. Выстрелить в зону (указать её площадь), либо выстрелить по всей комнате. И тут и заключается, что боевая механика не работает, потому что выстрел по площади убъёт только ряд агентов, потом наступит их ход и они ранят мистера Фелпса, а после двух ранений наступает смерть. В итоге остаётся всё время стрелять по всей комнате и что самое любопытное, этого достаточно, чтобы из вальтера положить всех агентов, сколько бы их не было в помещении.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

После смерти агентов в комнате остаются документы, которые можно забрать (они дают очки в финале при подсчёте итогов задания) и взорвать комнату гранатой, уничтожив улики.

Гранаты и патроны пополняются в арсеналах, которые могут встречаться время от времени. Эти комнаты не стоит взрывать гранатой, так как происходит большой бадабумс с последующим вайпом.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Также пару раз встретится помещение с лекарственными препаратами, где можно вылечить ранение, но можно и вайпнутся, так как в нём могут находится агенты.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)
Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

На последнем шестом этаже мы находим таки секретные планы и всё, что нам остаётся - это вернуться к лифту, спуститься на первый этаж (сорян, если в этот момент поднимется тревога = вайп) и выйти из здания. Конец. Вы прошли игру.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

Игра подсчитает в виде очков сумму успешных действий (количество найденных секретных документов, уничтоженных врагов и комнат и т.д.).

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)

На успешных забег уйдёт 20 минут. В целом, если играть с сейвстейтами, которые доступны в эмуляторе PC88, то это можно сделать с первого же прохождения. Кто играл в это 1982 году на оригинальном железе приходилось потрахаться подольше, уповая на его величестве рэндом. Музыки в игре нет, звуков нет, кроме "бип" в разных моментах.

Играть в это бессмысленно и бесполезно. Ничего, кроме фрустрации и вопросом самому себе "Что с тобой не так, чел, раз ты "играешь" в это?" программа не даёт. Возможно, найдётся хороший программист когда-нибудь, кто сделает классный римейк неплохой идеи: починит игровые механики, наведёт баланса, добавит визуал, музыку и диалоги. Сама идея неплохая в целом, при должной реализации, я бы это даже бы купил, но не сегодня. Не сегодня.

На этом всё. Спасибо, что дочитали. Увидимся в следующих выпусках.

Играем в игры по порядку их выхода на платформе: PC88/98 #0003 Spy Daisakusen / Шпионская операция (1982, Pony Canyon)
1919
2 комментария

Спасибо за материал, с удовольствием навернул :)

1
Ответить

Спасибо, что прочитали!

1
Ответить