Различия в нумерации игр Final Fantasy в Японии и США в эпоху 8-16 бит: Математика по-японски
Введение
Добро пожаловать в удивительный мир Final Fantasy, где математика работает не так, как нас учили в школе, а консоли меняются быстрее, чем мы успеваем сказать "Кактуар"! Представьте себе, что вы пришли в магазин видеоигр в 90-х, а там Final Fantasy II для SNES стоит рядом с Final Fantasy III. Вы думаете: "Ого, а где же первая часть?" А первая часть уже дома на полке, и вы в неё играли. Запутались? Добро пожаловать в клуб! Давайте разберёмся, почему японцы и американцы играли в "Последнюю Фантазию" по разным правилам и на разных консолях.
Факты: различия в нумерации, или "Как я перестал волноваться и полюбил японскую математику и консольные войны"
Вот как выглядела нумерация первых шести игр серии в Японии и США, с годами выпуска и платформами:
- Final Fantasy (Япония, 1987, Famicom) = Final Fantasy (США, 1990, NES) Тут всё просто, единица она и в Японии единица! Хотя американцам пришлось подождать целых три года. Видимо, чокобо из Японии в США бегут не так быстро.
- Final Fantasy II (Япония, 1988, Famicom) - не выпущена в США Американцы: "Двойка? Какая двойка? У нас тут все ещё 1990 год, мы только-только с первой частью разобрались!"
- Final Fantasy III (Япония, 1990, Famicom) - не выпущена в США Американцы: "Подождите, а что случилось с тройкой? И почему японцы всё ещё играют на NES?"
- Final Fantasy IV (Япония, 1991, Super Famicom) = Final Fantasy II (США, 1991, SNES) И тут математика пошла вразнос! Но хей, хотя бы консоль одна и та же. Прогресс!
- Final Fantasy V (Япония, 1992, Super Famicom) - не выпущена в США Американцы: "Пятерка? У нас всего две игры! И обе на SNES. Что происходит?"
- Final Fantasy VI (Япония, 1994, Super Famicom) = Final Fantasy III (США, 1994, SNES) Потому что после двух идет три, верно? ...Верно? По крайней мере, обе страны согласны, что SNES - это круто!
Famicom (Япония): Дата выхода: 15 июля 1983 года
NES (США): Дата выхода: 18 октября 1985 года
Super Famicom (Япония): Дата выхода: 21 ноября 1990 года
SNES (США): Дата выхода: 23 августа 1991 года
Причины различий в нумерации, или "Опера абсурда в четырех действиях на двух консолях"
Действие первое: "Технические ограничения и сроки разработки" (1987-1990)
Представьте, что вы пытаетесь запихнуть слона в холодильник NES. Примерно так же Square пыталась уместить японские RPG в американские NES с 1987 по 1990 год. К тому времени, как они почти справились, Nintendo уже доставала из шкафа новую консоль, приговаривая: "А вот и SNES подоспела! 1991 год на дворе, господа!"
Действие второе: "Маркетинговые соображения" (1991)
Маркетологи Square, глядя на календарь 1991 года: "Так, у нас есть Final Fantasy IV для Super Famicom. Но американцы только-только поиграли в первую часть на NES. Давайте просто назовем её Final Fantasy II. Они же не заметят, что мы пропустили пару игр, верно?"
Действие третье: "Различия в игровом опыте" (1991-1994)
Square в 1991: "Давайте сделаем Final Fantasy IV (то есть II для США) попроще для американцев. Они же не поймут всех этих сложных японских штучек на их новеньких SNES!" Американские геймеры в 1994: "Эй, а где Final Fantasy V?" Square: "Ой, а вот и Final Fantasy VI! То есть, тьфу, III для вас, дорогие американцы!"
Действие четвертое: "Состояние рынка видеоигр" (1990-1994)
Square смотрит на американский рынок JRPG начала 90-х: "Так, у нас есть три табуретки NES и оркестр SNES. Как думаете, американцы готовы к такому музыкальному батлу?" Американский рынок: "Что такое JRPG? Это какой-то новый вид пиццы для приставок?"
Теории и спекуляции, или "Когда фанаты надевают шапочки из фольги и пытаются собрать машину времени из частей NES и SNES"
- Теория "чистого листа": Square решила, что американцы любят всё новое. "Давайте притворимся, что 1987-1990 годов не было. Начнем с Final Fantasy I... опять! Но теперь на SNES!"
- Теория конкуренции: "Если мы будем выпускать игры быстрее, чем сможем их нумеровать, мы точно победим Dragon Quest! Гениально! К 1994 году у нас будет целых три игры в США!"
- Теория культурной адаптации: "Эта игра 1992 года слишком японская для США. Давайте добавим больше гамбургеров и назовем её Final Fantasy II в 1991 году!"
Последствия и влияние на серию, или "Как я научился любить путаницу и различать консоли по звуку включения"
- Путаница среди фанатов: Фанаты по всему миру объединились в попытках понять, в какую же игру они на самом деле играют и на какой консоли. Это привело к созданию первой международной конференции "Математика Final Fantasy для чайников и основы консолеведения" (шутка ^_^).
- Переиздания и ремейки: Square Enix в 2000-х: "Ладно-ладно, мы всё поняли. Вот вам все игры с правильными номерами на всех возможных платформах.
- Коллекционная ценность: Японские картриджи для Famicom и Super Famicom стали цениться на вес золота. Некоторые фанаты даже пытались выучить японский, чтобы поиграть в "настоящую" Final Fantasy III на Famicom, которая выходила только в Японии. Спойлер: оно того стоило, но не говорите своему психиатру!
- Влияние на локализацию: Square Enix наконец поняла, что американцы тоже умеют считать больше трёх и различать консоли.
Заключение
История с нумерацией Final Fantasy напоминает нам, что даже в мире Final Fantasy математика может быть сложной наукой, а консоли меняются быстрее, чем мы успеваем пройти все квесты. Но, как говорится, не важно, как пронумерована игра и на какой консоли она вышла, главное – это удовольствие от процесса. И помните: если вы запутались в номерах Final Fantasy и консолях, просто представьте, что вы в параллельной вселенной. Там, где II может быть IV, а III на самом деле VI, и всё это каким-то образом умещается и на NES, и на SNES одновременно.
Добро пожаловать в мир, где воображение важнее арифметики и законов физики! Это же Square ^_^