[МЕГАЛОНГ] История Final Fantasy XI - периоды предрелиза и бета-тестирования
В этой публикации я попытался собрать по крупицам информацию об истории 1й ММОРПГ во вселенной Final Fantasy - Final Fantasy XI Online, в разрезе предрелизного периода и периода бета-тестирования игры. Для удобства всё разбито по датам (есть нестыковки по точности указания месяцев из-за разных источников, например, разные даты начала бета-теста), чтобы можно было проследить развитие и становление FFXI. Стоит упомянуть, что FFIX, FFX, FFXII связаны единой судьбой с FFXI, в некоторой степени их истории переплетаются.
~~~~~1999й год~~~~~
19.09.1999
Компания Square (в то время) объявляет о проведении 23 ноября 1999 года пресс-конференции, посвященной разработке Final Fantasy IX, выход которой на PlayStation планируется до марта 2000 года. FFIX связывали с FFXI из-за фентезийного сеттинга.
21.09.1999
Square раскрывает информацию о том, что Final Fantasy X, запланированная к выпуску в финансовом году с апреля 2000 по март 2001, будет поддерживать сетевые функции. FFX с сетевыми функциями? Это же FFXI !
23.09.1999
Частично анонсировано содержание предстоящей презентации новых проектов "Square Millennium", запланированной на 23 ноября. Было лишь объявлено, что будут представлены Final Fantasy IX и игра, разрабатываемая для PlayStation 2. Это и есть FFXI.
22.10.1999
Проведение "Square Millennium" перенесено на 29 января 2000 года. Связано с переносами даты выхода PS2, а FFXI как знаковая игра для будущей игровой платформы.
~~~~~2000й год~~~~~
29.01.2000
В Pacifico Yokohama проводится частное мероприятие Square "Square Millennium". Это была не просто пресс-конференция - на неё также пригласили около 5000 обычных людей, предварительно подавших заявки через журналы. Здесь впервые была анонсирована "FINAL FANTASY XI -Online Another World-". Были показаны видеоролики в формате драмы и статичные концепт-арты. Датой выхода был объявлен примерно летний период 2001 года.
- В то время большинство людей думало, что анонс будет касаться Final Fantasy IX, выход которой планировался на 14 июля 2000 года (позже дата была изменена на 7 июля). Поэтому, когда были анонсированы не только IX, но и X, XI, а также концепция онлайн-игры (PlayOnline), это стало передовым для своего времени событием. Новость широко освещалась в СМИ, а на следующий день акции компании достигли рекордно высокой стоимости (19 800 иен) с момента выхода на биржу. Учитывая, что средняя цена до предыдущего месяца составляла около 7000 иен, можно предположить, что ожидания были очень высокими.
Однако в то время в Японии только начал появляться недорогой широкополосный интернет (ADSL), и лишь 11 месяцев спустя, в декабре 2000 года, NTT наконец запустила свой сервис Flets ADSL. Число подписчиков ADSL превысило 1 миллион только в декабре 2001 года, через 7 месяцев после выхода Final Fantasy XI, что показывает значительное отставание развития инфраструктуры в стране от концепции PlayOnline.
PlayOnline изначально разрабатывался для взаимодействия с Final Fantasy X, но когда эти планы провалились, он стал стратегическим сайтом для Final Fantasy IX. Сайт был разработан в дополнение к официальным стратегическим руководствам BradyGames и Piggyback Interactive по игре, где игроки, купившие печатное руководство, имели доступ к «ключевым словам», которые можно было искать на сайте PlayOnline для получения дополнительных советов и информации. Это вызвало ярость среди покупателей путеводителя, так как они почувствовали себя обманутыми ради дорогого печатного руководства. Эта ошибка попала в список GameSpy «Топ-5 самых глупых моментов в играх», и Square отказалась от идеи добавлять такие возможности для будущей Final Fantasy X, которая в то время находилась в разработке.
Ниже приведен рекламный ролик 2001 года для сервиса PlayOnline. Сам PlayOnline имел большой потенциал первой социальной сети для игроков!, но так и не дорос до своего целевого использования.
Из-за финансовых трудностей, вызванных в том числе неудачей в кинобизнесе, большинство первоначальных планов Square было отменено или свёрнуто ещё на стадии разработки. Одноимённый ежемесячный журнал также прекратил выпуск после 33-го номера в марте 2001 года.
- Кстати, на сайте к 20-летию игры "We are Vana'diel" было раскрыто, что иллюстрации профессий были нарисованы Тэцуей Номурой. Эти изображения не публиковались с момента анонса, то есть впервые за 22 года.
08.02.2000
В газете Nikkei публикуется статья "Square стремительно развивает новую концепцию, нацеливаясь стать японским аналогом американской AOL". Ироничным образом, в Америке в это время пузырь доткомов был на грани краха.
09.02.2000
Сообщается, что Final Fantasy XI будет выпущена одновременно для PS2 и Windows.
03.03.2000
Сообщается, что планируемая для PS2 концепция распространения контента через сеть "e-Distribution" находится на стадии подготовки к запуску сервиса в 2001 году. Планировалось использовать сеть кабельного телевидения (CATV), а с запуском сервиса выпустить жёсткий диск на 25 ГБ и кабельный модем для CATV.
04.03.2000
Выходит PlayStation 2. Базовая платформа для FFXI.
07.03.2000
Дата выхода Final Fantasy XI переносится на осень 2001 года.
12.03.2000
Сообщается, что "цель PlayOnline - достичь 10 миллионов подписчиков по всему миру". Планировалось включить PlayOnline в "Gekikukan Pro Yakyu 2001 (рабочее название)", "TYPE-S 2 (рабочее название)" и "FFXI" весной 2001 года. Если бы удалось достичь 10-20 миллионов подписчиков по всему миру, то ежемесячная плата могла бы составить около 280 иен.
- "Gekikukan Pro Yakyu 2001" и "TYPE-S 2" (гоночная игра) так и не были выпущены, оставшись невыпущенными проектами.
11.04.2000
Объявлено о проведении бета-теста PlayOnline осенью 2000 года.
06.06.2000
Запускается веб-версия PlayOnline. Помимо игровой информации, она также фокусируется на спортивных новостях, связанных со спортивными играми, которые планировалось интегрировать с PlayOnline.
06.08.2000
Сообщается, что жёсткий диск для PS2 будет выпущен зимой 2000 года.
07.07.2000
Выходит FINAL FANTASY IX.
02.08.2000
Square выходит на первую секцию Токийской фондовой биржи. Цена закрытия в первый день торгов составила 5730 иен.
лето 2000
Похоже, в это время Ясуми Мацуно присоединился к проекту как продюсер бета-версии PlayOnline Viewer.
18.11.2000
Объявлено о создании совместного предприятия Square и Shueisha. Основной целью было распространение журнала Jump через PlayOnline, с планами сделать его доступным в субботу недели выпуска. Из-за неразвитой инфраструктуры и задержек в разработке, полномасштабный запуск PlayOnline был перенесён с весны 2001 на конец 2001 года. В соответствии с этим, тестирование FFXI было перенесено на зиму 2001 года, а выпуск - на весну 2002 года.
- К этому времени начали появляться признаки проблем с концепцией PlayOnline.
21.12.2000
Выходит Phantasy Star Online для Dreamcast - первая успешная онлайн-игра для домашних игровых консолей в Японии. Явный конкурент для FFXI.
~~~~~2001й год~~~~~
20.01.2001
Из-за переноса выпуска FF10 объявляется, что компания впервые с момента основания ожидает убытки.
08.02.2001
Хиронобу Сакагути уходит в отставку, беря на себя ответственность. Он остаётся в компании по эксклюзивному контракту в качестве продюсера. Стоит отметить, что это произошло до выхода фильма Final Fantasy The Spirits Within, поэтому его уход не был связан с провалом кинопроекта.
зима-весна 2001
В это время различные компании начинают выпускать модемы для PS2.
18.04.2001
Выходит новая модель PS2 со встроенным жестким диском. Сообщается, что сам жесткий диск поступит в продажу летом или позже.
- Онлайн-планы SCE также откладываются из-за задержек в развитии интернет инфраструктуры в стране.
09.05.2001
Начинается предварительный заказ бета-версии PS2 Linux Kit (фактическая отправка началась в июле). Благодаря первому жесткому диску для PS2, постепенно создавались условия для Final Fantasy XI.
24.05.2001
Объявлено, что Final Fantasy XI выйдет в марте 2002 года, а платный сервис PlayOnline начнется в апреле. Бета-тестирование планируется начать в ноябре 2001 года. Определены приблизительные цены. Также сообщается, что FFXII планируется сделать совместимой как с онлайн-, так и с оффлайн-режимами.
- FF12 в итоге стала исключительно оффлайновой игрой.
11.06.2001
В США выходит фильм Final Fantasy The Spirits Within. По различным причинам фильм терпит коммерческую неудачу, что ухудшает финансовое положение компании. Концепция PlayOnline начинает существенно меняться.
19.06.2001
Объявлено о создании подготовительного отдела для бизнеса PlayOnline, объединяющего усилия Namco, Enix и Square для интернационализации и создания мультиплатформенной системы. Предполагалось, что это также будет направлено на разработку онлайн-игр и развитие игровых центров.
- Неясно, было ли это из-за разногласий между компаниями или из-за неопределённости в реализации проекта, но позже это сотрудничество было расторгнуто.
06.2001
примерно В это время был одобрен запрос на номер AS, необходимый для взаимного подключения других ISP и PlayOnline. Зарегистрированное имя - PLAYONLINE.
19.07.2001
Выходит FINAL FANTASY X. К игре прилагается DVD “OTHER SIDE OF THE FINAL FANTASY” с видео о FFXI и PlayOnline. Содержание включает видео разработки FFXI и короткую драму о PlayOnline. Указано, что бета-тестирование FFXI начнется зимой 2001 года.
Кадры из видео с DVD:
Интересные заметки:
- Был показан дракон (Фафнир/Нидхёгг), приземляющийся после полета.
- В видео присутствует город, которого нет в финальной версии игры.
- Митра и Тару-тару не появлялись.
- Была показана сцена, в которой Губбуэ (Goobbue) подбирает и пожирает Мандрагору (Mandragora).
- Большая часть остального видео - это монтаж того, насколько потрясающим будет PlayOnline для общения с друзьями и семьей.
Начинается пробная продажа жёстких дисков для PS2. Объём поставок был ограничен примерно 10 000 штук (включая внешние и внутренние), что позже станет проблемой.
24.07.2001
Объявлено, что набор бета-тестеров PlayOnline начнется 1 августа. В сентябре планируется набрать 500 SR (Selected Reporting) тестеров. Второй этап - в октябре, а в декабре - набор бета-тестеров FF11. Основной сервис по-прежнему планируется запустить в марте 2002 года. Подать заявку могли только владельцы жёстких дисков, что делало это очень ограниченным предложением. Одновременно были опубликованы скриншоты и образы сервисов PlayOnline.
07.2001
Получено разрешение на управление IP-адресами в качестве уполномоченного оператора по управлению IP-адресами, что позволяет делегировать распределение IP-адресов. Завершена подготовка к подключению к внешним сетям.
15.09.2001
В Японии выходит фильм Final Fantasy The Spirits Within. В первую неделю проката он занимает 2-е место по кассовым сборам, во вторую неделю - 5-е место, что считается неудачным результатом. Для сравнения, на первом месте был фильм "Унесённые призраками", вышедший двумя месяцами ранее и до сих пор (на 2008 год) занимающий первое место по кассовым сборам в Японии (30,4 млрд иен). Бюджет The Spirits Within составил 14 млрд иен, а сборы - 3 млрд иен.
17.09.2001
Началось общедоступное бета-тестирование PlayOnline на PlayStation 2, о чем были размещены объявления в журналах и других СМИ. Для участников бета-тестирования продавался ISDN-адаптер для PlayStation 2.
Важно отметить, что это была "Бета 1", которая включала в себя только платформу PlayOnline без каких-либо игр.
Довольно толстое руководство находилось в папке с алюминиевой обложкой и весило около двух килограммов. К нему прилагались предупреждения о том, чтобы его не роняли и случайно не порезались об острые края.
18.09.2001
На PlayOnline.com объявляется набор TP-тестеров для второго этапа бета-тестирования PlayOnline. Планируется начать в середине октября, изначально с 2000 человек, с последующим расширением до нескольких десятков тысяч.
23.09.2001
Распространяются слухи о том, что FFXI может выйти на Xbox.
09.2001
В рекламных блоках FF:U и других передачах начинает появляться реклама PlayOnline. Содержание рекламы необычно - в ней люди из игровой индустрии и за её пределами высказывают разные мнения об играх, как положительные, так и отрицательные. Такая провокационная реклама была редкостью для индустрии. В ней участвовали сэйю Хэкиру Сиина, (нынешний) президент Enterbrain Коити Хамамура и другие, что вызвало много обсуждений. В конце Хиронобу Сакагути говорит: "В этот раз в Final Fantasy вашим противником будут люди. PlayOnline." К этому времени его должность уже указана как "Игровой создатель".
03.10.2001
Газета Nikkei сообщает: "Square уходит из кинобизнеса. 10 миллиардов иен убытков из-за неудачи The Spirits Within".
03.10.2001
Газета Asahi сообщает: "Онлайн-бизнес, требующий больших предварительных инвестиций, также сокращается". С этого момента, а также после ухода Сакагути, концепция PlayOnline претерпевает значительные изменения.
10.10.2001
Сообщается, что "SCE приобретает дополнительную эмиссию акций Square на сумму 14,9 млрд иен, становясь вторым по величине акционером Square".
11.10.2001
Стартует первый этап бета-тестирования PlayOnline.
20.11.2001
Предварительно открывается официальный сайт FFXI. Начинается приём заявок от бета-тестеров. Флэш-анимация на главной странице предварительной версии сайта символически отражает рождение FFXI в непростых условиях.
Начальная флэш-анимация.
Объявления о наборе участников для бета-тестирования FFXI начали появляться в журналах и других средствах массовой информации. В то время Broadband Unit (BB Unit)(HDD) для PS2 не продавался в магазинах и мог быть приобретён только по подписке у интернет-провайдера. Несмотря на это, наблюдался настоящий наплыв участников.
Когда FFXI была завершена, продажи Broadband Unit были открыты для новых игроков, но устройство все равно было распродано почти везде. Самым большим препятствием для нового пользователя было просто найти Broadband Unit для покупки.
Этот веб-сайт был разработан как своего рода ранняя вики, в которой перечислялись источники, где в то время можно было приобрести устройство HDD.
22.11.2001
Запускается "живая камера" Vana'diel. Изначально были представлены только три начальные нации и три расы: Хьюмы, Эльвааны и Тару-тару. Становится известно, что версия для PC не будет выпущена одновременно с версией для PS2.
В финансовом отчёте за сентябрь 2001 года объявляется о сокращении бизнеса PlayOnline. Решено сосредоточиться на игровых функциях, временно отложив функции распространения манги и музыки. Хотя концепция PlayOnline уже начала терять форму, это объявление окончательно разрушило первоначальную идею, представленную два года назад. Это позволило снизить точку безубыточности до 200 000 подписчиков. По состоянию на 2008 год распространение музыки только начало набирать популярность, а электронные книги всё ещё оставались делом будущего, показывая, что время для реализации этой мечты ещё не пришло.
04.12.2001
Были опубликованы финансовые данные за финансовый год, закончившийся в марте 2002 года. В них содержалось упоминание о том, что "ожидается около 250 тысяч подписчиков". Эта цель впоследствии была достигнута.
10.12.2001
Примерно в это время бета-наборы были отправлены тестировщикам первого этапа бета-тестирования FINAL FANTASY XI.
12.12.2001
Компания SCE объявила, что с апреля 2002 года начнёт предоставлять услуги широкополосной связи для PS2. Это был будущий PlayStationBB. И хотя это также напоминало концепцию PlayOnline, как и последняя, данная инициатива вскоре была сокращена.
17.12.2001
Запущено бета-тестирование FINAL FANTASY XI на PS2.
Начинается бета-тестирование FINAL FANTASY XI. Победителям отбора на бета-тест постепенно рассылался комплект, включавший огромное руководство весом около 1.9 кг. Изначально были подготовлены серверы Chaos, Zande, Golbez и Xdeath. Игроки не могли выбирать миры, их распределяли в зависимости от времени регистрации. По мере продолжения бета-тестирования отбирались новые игроки, добавляя новых искателей приключений в Вана'диэль (Vana'diel) с декабря до марта следующего года.
Бета-тестирование Final Fantasy XI началось с того, что счастливчики, отобранные путем лотереи, получили "PlayOnline Beta 2 Edition". Этот комплект включал в себя бета-версию PlayOnline Viewer, бета-версию Final Fantasy XI, бета-версию Tetra Master и руководство по обслуживанию в папке. Как и в случае с изданием PlayOnline "Beta 1", эта папка снова была очень тяжелой - 2 кг. Изображение этого комплекта находится непосредственно ниже.
Цитата Акихико Мацуи о его воспоминаниях касательно бета-тестирования. Эта цитата была опубликована на официальном памятном веб-сайте "WE ARE VANA'DIEL" в 2021 году:
"Как боевой директор в то время, я чувствовал, что для бета-тестирования было ещё рановато, поскольку система умений (skillchain) только что была утверждена для реализации, а навыки оружия ещё не были полностью внедрены. Начало бета-тестирования также означало исправление ошибок для бета-сервера, что увеличивало нагрузку на основную команду разработчиков. Однако вся команда смогла объединить своё видение конечного продукта, а бета-тестирование также послужило мотивацией для быстрой работы, поэтому я думаю, что в целом это было хорошо. С тех пор ко мне стало обращаться больше людей по вопросам балансировки боя, и мне пришлось на некоторое время перейти на ночную смену, чтобы продвинуться в своих собственных задачах, так что для меня это был ценный опыт."
21.12.2001
Объявлено о регулярном техническом обслуживании. Оно проводилось каждую неделю с понедельника по пятницу с 12:00 до 15:00, в это время играть было невозможно.
22.12.2001
Прошёл "Square Online Party 2002" в Tokyo International Forum. Было приглашено 5000 человек, и даже те, кто не являлся бета-тестерами, смогли попробовать FFXI на реальных устройствах (примерно 15 минут). Приглашения получили только заинтересованные лица из индустрии и небольшое число пользователей, отобранных по лотерее.Также планировалась продажа оборудования для видеочата. На мероприятии продавались бета-наборы и модемы, которые, по сообщениям, расходились молниеносно. Около одной трети участников выиграли бета-наборы на лотерее.
Впервые была показана версия Final Fantasy XI для Windows. Было установлено 100 компьютеров, позволяющих посетителям играть сеансами по 15 минут. На мероприятии продавался комплект бета-версии с модемом. Из-за отличной реакции на 15-минутные игровые сессии комплект, похоже, продавался как горячие пирожки. Около 1/3 посетителей выиграли комплект бета-версии в лотерею.
Компания Logitech, известная в Японии как "Logicool" из-за уже существующей там компании "Logitec", была спонсором этого мероприятия. Были представлены её периферийные устройства, такие как рекомендуемые модемы и клавиатуры. Ниже показан нелепо большой контроллер, который был выставлен на обозрение, оснащенный клавиатурой посередине для набора текста в игре.
На сцене Масакадзу Морита и Маюко Аоки выступили с мини-концертом в роли Тидуса и Юны соответственно. После песни на сцене появился создатель музыки Нобуо Уэмацу. Они обсудили исполненные песни, музыку из "Final Fantasy XI" и альбомы, которые планируют выпустить в будущем.
25.12.2001
Примерно в это время бета-наборы были отправлены тестировщикам второго этапа бета-тестирования FFXI.
~~~~~2002й год~~~~~
07.01.2002
Похоже, было проведено обновление, связанное с линкшеллами (linkshells).
08.01.2002
Примерно в это время увеличение числа бета-тестировщиков FF11 привело к трудностям с приобретением жёсткого диска для PS2. Спрос значительно превышал предложение, что стало серьёзным "препятствием" для тех, кто хотел поиграть в FF11. Более того, было обнаружено, что некоторые жёсткие диски оказались дефектными, из-за чего многим пришлось их заменять. На Yahoo Auctions цены на жёсткий диск взлетели: вместо 18,000 иен они продавались за более чем 50,000 иен.
16.01.2002
Обновление бета-версии FFXI. Основные изменения:
(1) Добавлены именованные монстры (NM). В Ла Тейн добавлены сильные монстры.
(2) Враги начали использовать магию.
(3) Ослабление эффекта Stop (нынешний Bind).
(4) Добавлены новые предметы.
(5) Реализована функция побега.
(6) Удалены специальные фразы для способностей.
(7) Повышение лимита уровня с 30 до 35?
Особенно добавление NM и новых предметов оживило бета-тестирование.
23.01.2002
В Рон-Фауре проводится, возможно, последний стресс-тест. Цель - проверить способность сервера выдерживать одновременные подключения. В бета-версии такие тесты нагрузки проводились несколько раз при содействии тестеров. Разумеется, участвовали и GM (игровые мастера), что иногда превращалось в настоящий фестиваль выкриков. Кстати, Sage sundi, похоже, был экипирован оружием "Рагнарок" (двуручный меч D999, все виды, интервал 480, уровень 1~, GM). Оно напоминало Glorious Sword, но графически идентичного оружия в финальной версии не существует. Рагнарок уже был реализован, но его характеристики и внешний вид совершенно другие.
25.01.2002
На встрече JANOG (исследовательская группа операторов сетей) выступил Исе, который в то время был главой сетевого отдела FFXI. Он рассказал о методах сетевой обработки и сообщил, что в бета-версии уже было применено около 10 Мбайт патчей. Среди его планов на будущее были "P2P голосовой чат", "60 кадров в секунду в режиме реального времени" и "видео-награды за выполнение квестов". (На начальном этапе серверы FFXI находились в центре обработки данных NTTcom в Отемати, но сейчас они якобы перемещены в одну из префектур на Сикоку. Правда это или нет — неизвестно. После завершения работы над FFXI, Исе был переманен в Livedoor и занимал пост исполнительного директора компании).
Презентация на JANOG9:
Лог выступления Исе (2-й человек).
04.02.2002
Объявлено о слиянии серверов Golbez и Xdeath с Zande.
06.02.2002
Завершён официальный набор бета-тестировщиков FFXI. В течение следующего месяца бета-наборы можно было получить лишь через ограниченные акции и лотереи.
14.02.2002
Запущено Vana'diel Streaming Test, что позволило наблюдать за трансляциями из Vana'diel (вселенная FFXI) в видеоформате.
15.02.2002
Серверы Golbez и Xdeath объединены с Zande. Изначально планировалось провести тестирование с более чем 10 000 одновременных подключений на 4 серверах, но из-за задержек в производстве жёстких дисков и других факторов, повышающих порог входа, количество бета-тестеров не росло, и пришлось ограничиться только двумя серверами.
20.02.2002
Состоялся концерт оркестра FINAL FANTASY под названием "MUSIC from FINAL FANTASY 20020220". В конце концерта впервые был показан вступительный видеоролик FFXI.
22.02.2002
Релиз FFXI был перенесён на дату после апреля.
28.02.2002
Официально объявлены дата выхода и цена FFXI: 16 мая 2002 года (четверг), 7.800 иен (без налога), ежемесячная подписка — 1.280 иен (без налога).
01.03.2002
Проводится первое официальное событие "Письмо Конера".
15.03.2002
Для SR-тестеров, обязанных предоставлять отчёты, проводится "Церемония награждения Light Staff" для тех, кто особенно способствовал управлению и улучшению бета-версии. (Похоже, была система очков за сообщения об ошибках?) Награды, по-видимому, вручали лично Sage Sundi и Хиромити Танака.
29.03.2002
Проводится второе событие "Демон, притаившийся в полях?".
12.04.2002
Предзаказы на PSBB Unit (жёсткий диск) начали приниматься у разных интернет-провайдеров. Однако предложение по-прежнему оставалось низким и жёсткий диск оставался дефицитным.
?.04.2002
Релиз версии для Windows был перенесён на конец года.
26.04.2002 24:00
Последний день бета-версии. Бета-тестирование FINAL FANTASY XI завершилось около полуночи. Многие игроки вошли в игру к 24:00, времени окончания беты, собираясь вместе, прощаясь и обещая встретиться снова. Перед Сан д'Орией собрались GM, общаясь с игроками. На сервере Chaos было около 3000 человек, на Zande - около 1500. Многие решили встретить конец в Ла Тейне, где обитал сильнейший монстр беты. Примерно через 5 минут после запланированного времени окончания от разработчиков поступило объявление о завершении, и начало появляться системное сообщение "area down!", указывающее на отключение зон. Зоны отключались последовательно. Игрокам, опасавшимся, что следующей будет их зона, даже было отправлено шутливое системное сообщение: "Интересно, какая следующая?". Примерно через 30 минут все зоны были отключены, и бета-тестирование FFXI, длившееся около полугода с участием более 5000 человек, завершилось.
Кстати, говорят, что некоторые игроки пострадали (?) из-за того, что сервер долго не отключался.
Официальное сообщение на сайте игры по поводу окончания бета-теста FFXI.
Запечатлённые на видео последние минуты жизни сервера бета версии Final Fantasy XI:
Примечание: В финальной версии можно увидеть список создателей бета-версии, в котором также содержится несколько пейзажей из беты.
30.04.2002
Опубликован пилотный выпуск Vana'diel Tribune (интернет-газета по миру игры).
01.05.2002
SCE начала показывать рекламный ролик FF11 под названием "ひとりじゃねーよ" ("Я не один").
Сюжет ролика: сестра спрашивает у брата, играющего в FFXI: "Опять играешь один?", на что брат отвечает: "Я не один". Поскольку сюжет ассоциировался с hikikomori (молодыми людьми, ведущими затворнический образ жизни), реклама не вызвала положительных эмоций у зрителей.
Так же запущена официальная стриминговая платформа "Vana'diel Wind", на которой транслировались различные события.
10.05.2002
Вышел рекламный ролик FFXI от Square. Реклама была довольно мрачной, с авангардной атмосферой и тёмным визуальным стилем. Все персонажи выполняли команду /wave.
И затем...
16.05.2002 12:00
Запущена полноценная версия FINAL FANTASY XI. Несмотря на многочисленные проблемы в начале и после двух лет и четырёх месяцев с момента анонса, FFXI наконец вышла в свет.
~~~~~2003й год~~~~~
2003
Так как релиз американской версии FFXI состоялся только 23 марта 2004 года на PS2 и 28 октября 2003 года для Windows, счастливчики в США получили свои копии дисков и печатной продукции.
Чтобы установить жёсткий диск на PS2, его сначала нужно было отформатировать. Так как PS2 ранее никогда не использовала жёсткие диски до этой игры, всем бета-тестерам был выдан диск Hard Drive Utility, который включал инструменты для форматирования и отладочные инструменты для разработчиков. Им также дали бета-адаптер сети, который Sony тестировала параллельно с бета-версией Final Fantasy XI.
Диск 1 содержал "PlayOnline Viewer", который позволял выбирать сервер для подключения, устанавливать обновления и получать важные сообщения от Sony. Он также включал "TetraMaster", карточную игру, которая в конечном итоге стала мини-игрой в официальном релизе Final Fantasy XI.
Диск 2 содержал только установочные файлы основной игры, и даже после установки с этого диска требовалось качать 24 часа! обновления, прежде чем можно было запустить игру. Этот диск был нужен только для первоначальной установки, после чего игру можно было загружать с жёсткого диска без использования какого-либо из дисков.
Когда бета-тестирование было завершено, тестеры должны были отправить своё бета-программное обеспечение в обмен на бесплатную копию полной розничной версии.
~~~~~2005\2006й год~~~~~
12.10.2005
12 октября анонсировали новость о проведении бета-теста Final Fantasy XI для XBOX360. Это 4я и последняя игровая платформа, на которой была великая FFXI (на последней PS3 бета-тест не проводился, игра работала в режиме совместимости с PS2).
В Японии проходила акция на лимитированную версию (бандл) консоли XBOX360, купившие её получают диск с бета-версией FFXI (куда входят так же бета-версии дополнений Rise of the Zilart и Chains of Promathia). Так же требовалась регистрация в PlayOnline и подписка Xbox Live Silver, но они были бесплатными для покупателей бандла.
10.12.2005\05.01.2006\12.01.2006
10 декабря начался бета-тест FFXI на XBOX360 в Японии. В США 5 января 2006 года (согласно февральскому выпуску Official Xbox Magazine). В Великобритании 12 января 2006 года (согласно журналу №4 OXM360). Все участники получили комплекты бета-тестера. Бета-сервера были совмещены между регионами Европы, США и Японии. Обычные клавиатуры и мышки совместимы с игрой путём подключения через USB.
Источники:
* Заброшенные японские блоги в нижнем интернете