Ultima I: The First Age of Darkness | CRPG Addict на русском

Честер Болингброк (Chester Bolingbroke) уже больше десяти лет работает над амбициозной задачей — пройти ВСЕ компьютерные ролевые игры в хронологическом порядке. Его блог CRPG Addict — источник ценной и крайне интересной информации для всех, кто интересуется видеоиграми и их историей.

В начале 2010-х Александр Трифонов с сайта GMbox. ru начал переводить тексты CRPG Addict, но после пятидесятой записи проект заглох. А жаль. GMbox давно не работает, и переводы Трифонова можно найти лишь в веб-архивах. Я решил их восстановить и заново опубликовать. Но это только начало. Мне бы хотелось продолжить переводить статьи Болингброка, пускай хотя бы только для себя.

Под это дело я даже реанимировал и перезапустил свой старый сайт, на котором собирал коллекцию статей о создании видеоигр и запустил телеграм-канал с переводами. На этом необходимое предисловие предлагаю закончить и перейти, наконец, к главному. Ниже — компиляция текстов CRPG Addict о первой Ultima.

Ultima

Мой «маленький» проект охватывает более 500 игр — точное число я еще не подсчитывал, чтобы не потерять мотивацию. Учитывая это, удивительно, как быстро я добрался до уже знакомой мне игры. Но вот он я, перепрохожу первую Ultima десять лет спустя. В оригинале она вышла в 1981 году, но я отыскал издание для DOS 86-го года. Насколько я понимаю, в нем та же самая механика, но несколько улучшена графика.

Ultima I: The First Age of Darkness | CRPG Addict на русском

Традиционно для той эпохи, в руководстве пользователя примитивный по сути игровой мир расписывается во всех красках. Так, про орков сказано: «Живущие племенами полулюди, почти не отличающиеся от диких зверей. Они ненавидят все, созданное людьми и уничтожают любые проявления человеческой культуры. Говорят, им нравится вкус человечины». В самой же игре это всего лишь одна из разновидностей врагов, которых вы уничтожаете десятками. Это не значит, что читать руководство неинтересно. Если у вас богатая фантазия, то при приближении орка, вы можете придумать у себя в голове небольшой разговор с ним, который непременно закончится тем, что орк принюхается к вам и заорёт «Едааааа!».

На этой странице больше текста, чем во всей игре. Я не жалуюсь, просто констатирую.
На этой странице больше текста, чем во всей игре. Я не жалуюсь, просто констатирую.

Удивительно, как много странностей я успел позабыть. Например, при создании персонажа помимо человека можно выбирать из эльфа, хоббита и гнома, и я что-то не помню таких рас в последующих проектах. Я нечасто играю магами, так что на этот раз сделал исключение. Забавно, что в Ultima волшебник может использовать любое оружие и броню, а вот какие у него минусы, непонятно.

Ultima I: The First Age of Darkness | CRPG Addict на русском

Ваш герой начинает посреди королевства Сосария, и его главная задача — победить колдуна Мондейна, наводнившего мирные некогда земли монстрами. Неподалеку от точки старта находится замок Лорда Бритиша, рядом с городом… Британния? Серьезно? Даже не знаю, внесли ли это изменение в DOS-издание, чтобы провести связь с Ultima 4-7 (в них так называлось все королевство) или так и было в оригинале. Ну да ладно, пора поговорить с местным правителем. Я зашел к Бритишу, чтобы узнать побольше о задании, но он тут же отправил меня искать Гробницу Потерянной Души и не возвращаться без этого. Ну что ж, путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.

Замок лорда Бритиша и город Британия. Увы, про мантры и руны мне пока никто ничего не рассказывает.
Замок лорда Бритиша и город Британия. Увы, про мантры и руны мне пока никто ничего не рассказывает.

Управлять можно только с клавиатуры, а разговаривать можно только с королем и некоторыми торговцами. Но и тут есть забавные нюансы. Бард Иоло, который начиная с четвертой части станет вашим верным соратником, встречается в каждом городе и распевает песни. Вот город Paws, который в Ultima IV находился южнее замка Лорда Бритиша, а вот Yew, будущее обиталище друидов. А еще здесь есть City of Fawn, который появится в седьмой части, и Montor оттуда же. Хотя в магазинах продаются одни и те же товары, у всех лавочек очень колоритные названия: «Финская бакалея малышки Карелии», «Холодная сталь», «Самый быстрый свежайший рынок» и так далее.

В замке Потерянного короля.
В замке Потерянного короля.

Прямо с старта вы начинаете голодать — что ж такое то с этими древними RPG и постоянной нехваткой пищи? Каждые два шага отнимают порцию еды, поэтому поначалу почти все золото тратишь на припасы. Только когда скопишь больше тысячи порций, можно расслабиться и приобрести оружие и броню получше (ну и заклинания в моем случае). К счастью, если приобрести средство передвижения вроде лошади, расход пищи сильно сокращается.

Не хочу спойлерить, чем закончилась эта битва, но...
Не хочу спойлерить, чем закончилась эта битва, но...

Повышение запаса здоровья происходит также, как в Akalabeth: спускаетесь в подземелье, убиваете монстров, возвращаетесь назад, получаете повышение. Звучит нелепо, но в игре нет ни системы получаемого опыта, ни уровней персонажа, поэтому запас хитпойнтов — единственное мерило вашего прогресса. Да и вообще, в большинстве более поздних ролевых игр все в итоге к этому и сводится. Еще здоровье можно улучшать, платя взятки Лорду Бритишу. Буквально в прошлом посте я жаловался, что во многих проектах некуда потратить деньги, но Ultima — приятное исключение. Кроме того, магу приходится еще и запасаться заклинаниями — зарядов «kill» много не бывает!

Похоже, мясо снова в меню, ребята!
Похоже, мясо снова в меню, ребята!

Как и в Akalabeth, в подземельях применятся вид от первого лица. У них тоже забавные названия, вроде «Несвятой дыры». Монстров тут больше разновидностей, а еще вам попадаются гробы, сундуки (обычно с ловушками) и волшебные барьеры. Враги постоянно возрождаются, так что в безопасности себя ощущать нельзя нигде, и если заберетесь слишком далеко, можно уже и не выбраться.

Опять крысы. В каждой игре есть крысы.
Опять крысы. В каждой игре есть крысы.

Во время пробной прогулки я несколько раз спустился в подземелье, пару раз умер, возродился с 99 очками здоровья и еды и получил дополнительное задание от некого «Потерянного Короля» (появляется ли он в последующих играх?) на убийство желатинового куба. В обоих замках, что я посетил, в темнице держали принцесс, и я смутно припоминаю, что они еще сыграют роль в сюжете. В любом случае, Гробница Потерянной Души расположена на другом острове, так что я собираюсь потусоваться в местных подземельях, пока не наберу хотя бы тысячу хитпойнтов и 2000 золота. Затем куплю фрегат и исследую остальной мир. Хочу сказать, что происходящее мне уже нравится гораздо больше, чем Akalabeth, Rogue, и Temple of Apshai вместе взятые!

Очки здоровья и прогресс

Если и есть понятие, общее для всех ролевых игр, так это «хитпойнты» (или «очки здоровья», или «жизнестойкость», смысл один). Они применяются даже в шутерах, и для современных игроков это нечто само собой разумеющееся. Однако те, кто вырос в аркадных залах, помнят, что раньше все, что было у вашего героя — запас «жизней». Пропустил три вражеских выстрела, потерял все жизни — игра закончена.

Собственно, хитпойнты — наследие настольных ролевых игр, которые в свою очередь произошли от стратегий. Они делают ваши действия более взвешенными, позволяя экспериментировать и идти на риск. И в конечном итоге все, что вы делаете в RPG, крутится вокруг хитпойнтов. Вы покупаете броню получше, чтобы сберечь свое здоровье. Вы находите более мощное оружие и заклинания, чтобы лишить врагов жизни быстрее, чем они вас. Кольца, защищающие от огня, холода, яда или паралича нужны лишь затем, чтобы сберечь хитпойнты, а повышение уровня героя — чтобы увеличить их запас. Если бы вам не нужно было обо всем этом заботиться, ваш персонаж всю игру проходил бы в драной рубашке и с кинжалом.

Как я уже говорил, система, применяемая в Ultima, вполне логична: в ней нет опыта и уровней, но здоровье вашего героя все равно увеличивается. Другой вопрос, что в более поздних играх вы повышаете максимальный объем хитпойнтов, а не пополняете текущий запас — для последнего нужны целебные зелья и заклинания. В Ultima же доходит до абсурда — когда ваш персонаж на последнем издыхании, нужно залезть еще глубже в подземелье и победить несколько монстров. На данный момент я скопил 2556 хитпойнтов по сравнению со стартовой сотней, и судя по количеству цифр, больше 9999 их быть не может. И их можно купить за деньги!

Серая Звезда выходит из подземелья... более здоровой.
Серая Звезда выходит из подземелья... более здоровой.

Как бы то ни было, в прошлый раз я собирался купить фрегат. Но когда я добрался до магазина «Супер-дупер транспорт Скутера», выяснилось, что они продают еще и летающие машины и шаттлы! Я уже и позабыл про фантастическую составляющую Ultima. Честно говоря, вас застают врасплох: вот вы рубите орков мечом, а спустя малое время носитесь на летающей машине и жжете всех из лазеров. Я не выдумываю — буквально через пару часов после начала игры я вообще перестал пользоваться традиционным оружием.

Купив машину, я начал исследовать карту мира. Она состоит из клеток, 250 в высоту и 350 в ширину (итого 75 тысяч квадратов). Это больше, чем казалось — замучаешься картографировать. Да, забыл уточнить, что игра полностью пошаговая, и если ваш персонаж стоит на месте, в мире ничего не происходит.

Угощайся импульсами электромагнитного излучения, бездарь!
Угощайся импульсами электромагнитного излучения, бездарь!

Всего в Ultima четыре основных континента: земли Лорда Бритиша, Неизведанного Мрака, Опасности и Отчаяния, а также земли Феодальных Лордов. На каждом есть как минимум один замок с королем, который выдает задание. То, что мне поручил Лорд Бритиш (найти Гробницу Потерянной Души) я выполнил довольно быстро, за что он прибавил +10 к Силе персонажа… и отправил снова искать гробницу. Да уж, продвинулся по сюжету.

Я так и не понял, что нужно делать, чтобы расправиться с Мондейном. Может, это станет ясно, когда я выполню задания других королей. Насколько я помню, со временем придется купить шаттл и отправиться сражаться с TIE-файтерами. Нет, я опять не шучу.

Путевые заметки

  • Я купил волшебную палочку, но не могу понять, как ей пользоваться. Ее можно взять в руки, но стандартные команды атаки не работают. Вместо этого игра спрашивает, хочу ли я атаковать с помощью палочки.
Да пошла ты, <b>Ultima</b>. Что мне еще с ней делать?
Да пошла ты, Ultima. Что мне еще с ней делать?
  • Даже за убийство кальмаров и морских чудищ получаешь деньги — где они их, интересно, носят?
  • Пиратские корабли нельзя взять на абордаж (такое точно можно было делать в более поздних частях).
  • В дополнение к летающей машине и шаттлу можно купить скафандр и «отражающий» костюм. Прямо в том же магазине.
  • Если попытаться украсть что-нибудь из кладовых в городе или замке, на вас набрасывается орава стражников и казнит вас на месте.
  • В отличие от упомянутых в прошлом тексте городов, в игре множество мест и персонажей, которые больше ни в одной части не появляются. Город Богатых, Город Бедных, Город Воображения, Столпы Озимандиса, Город Змеи, Потерянный Король, Черный Дракон (еще один король). Впрочем, я очень давно играл в другие эпизоды, так что могу ошибаться.
  • Здесь есть Шамино! Мало того, он один из королей, и хочет, чтобы я убил балрога. Что ж, теперь одна из побочных сюжетных веток в Ultima VII обрела смысл.
  • На островках разбросаны дорожные знаки, которые повышают характеристики героя. Кроме того, один из них выдает вам оружие при каждом посещении, причем лучше того, что у вас уже есть. Если у персонажа нет вообще ничего, он получает кинжал. Если кинжал уже есть — выдает топор, и так далее. Радостный, я выкупил все оружие, какое было у торговцев, и поспешил к знаку, чтобы увидеть более мощные образцы… и получил всего лишь кинжал. Дело в том, что по пути на меня нападали воры, которые утаскивают все оружие и броню, кроме надетых на героя.

Дежурные шесть часов давно уже миновали, но мне нравится эта игра, и к тому же это самая первая Ultima! Я просто обязан ее пройти. Кстати, а вы можете вспомнить примеры отсылок у древним играм, которые появились годы спустя в других проектах?
Перевод: Александр Трифонов

Победа!

Прежде чем рассказать про все подробнее, хочу поделиться занятной ссылкой. В этом тексте пятнадцатилетней давности видный апологет Ultima пытается увязать все несостыковки первых частей сериала. В частности, куда делись другие расы (виновато уничтожение континентов и самоизоляция), откуда взялись шаттлы (Мондейн путешествовал в будущее и принес технологии с собой), и почему действие Ultima II происходит на Земле — но об этом как-нибудь потом.

Ultima I: The First Age of Darkness | CRPG Addict на русском

С тех пор, как мы расстались, я:

  • Раздобыл световой меч.
  • Улетел в космос на шаттле.
  • Сбил 20 тай-файтеров и получил звание космического аса.
  • Хладнокровно зарезал шута и шестерых стражников — и повторил это еще дважды.
  • Трижды спас принцессу.
  • Путешествовал в прошлое.
  • Убил Мондейна и разрушил его магический кристалл.
  • Гонялся за летучей мышью по аду.
  • Прошел игру.

Все это отняло гораздо времени, чем я рассчитывал. Я посещал тот самый остров, выдающий оружие, и сперва раздобыл «треугольник» (понятия не имею, что это, но оно здорово повреждает пиратские корабли), затем пистолет, световой меч, фазер и бластер. Два последних — самое мощное оружие в игре, но мне больше нравилось избивать орков световым мечом и представлять себя Люком Скайуокером.

Ultima I: The First Age of Darkness | CRPG Addict на русском

После этого я выполнил задания всех королей (спуститься в подземелье и убить определенного монстра), и каждый в награду поделился информацией касательно основного сюжета:

  • Рондарин: «Чтобы победить, нужно использовать машину времени».
  • Потерянный Король: «Для запуска машины времени нужны четыре драгоценных камня» (их мне как раз выдали короли).
  • Черный Дракон: «Принцесса поможет только космическому асу».
  • Шамино: молча протянул мне белый драгоценный камень.

Я также обнаружил замок Белого Дракона, который, как я опять же уверен (наверняка вам уже надоело, что я это говорю), мы еще увидим в Ultima VII.

Ultima I: The First Age of Darkness | CRPG Addict на русском

Чтобы стать асом, нужно купить шаттл (!), долететь на нем до международной космической станции (!), и заплатить 500 монет за аренду истребителя X-Wing (серьезно!). При первой попытке улететь с планеты мой эльф-волшебник позабыл надеть скафандр и погиб сразу на старте. Во время второй я врезался в солнце, а на третий раз взял с собой недостаточно денег для аренды. Только с четвертого раза все наконец получилось.

Ultima I: The First Age of Darkness | CRPG Addict на русском

Вторая часть становления асом — сбить 20 тай-файтеров. Целиться в них курсором довольно неудобно, но в итоге я одержал победу и вернулся в Сосарию. Про всю эту космическую эпопею в руководстве сказано: «Говорят, что Мондейн заключил союз с живущими среди звезд монстрами. Эти чудовищные создания хотели уничтожить все живое на планете». Знаете, со всеми этими световыми мечами и прочим антуражем я не удивлюсь, если Мондейн на самом деле — лорд ситхов. У него даже есть не менее злобный ученик!

Ultima I: The First Age of Darkness | CRPG Addict на русском

После возвращения из космоса дела идут наперекосяк: нужно вызволить принцессу, которая поможет с путешествием во времени. В замке Лорда Бритиша, где ее держат в темнице, ключ от камеры есть у шута (он даже кричит «Ключ у меня!»). Но с ним нельзя поговорить, и обокрасть тоже, и единственный способ получить ключ — убийство. После этого на вас нападают стражники, и приходится их убивать тоже, прямо на глазах у короля. Почему Лорд Бритиш не мог просто выпустить принцессу? Я ведь тут пытаюсь спасти мир и все такое.

И самое ужасное, что шута звали Гвино. Пишется несколько иначе, но я почти уверен, что я убил жену Иоло. Предположительно, Лорд Бритиш воскресил ее после моего ухода.

Это причинит тебе больше боли, чем мне.
Это причинит тебе больше боли, чем мне.

После спасения принцессы она сказала мне что-то важное… но я не успел прочитать сообщение, поскольку выставил слишком высокую скорость в DOSBox. В итоге после трех попыток (бедный шут) я выяснил, что машина времени находится на северо-западе. Концовка игры очень незатейлива: перенестись в прошлое и атаковать Мондейна, пока он не превратится в летучую мышь (?), подобрать и уничтожить его камень, а затем добить злодея.

Честно говоря, Лорд Бритиш для моего успеха почти ничего не сделал. Отправил меня искать какое-то кладбище и спокойно смотрел, как я устраиваю резню в его замке. Другие короли хотя бы давали подсказки. Надеюсь, с возрастом он станет полезнее!

Стоит ли сегодня сыграть в Ultima? Если вы собираетесь познакомиться с другими частями сериала — безусловно! В ней закладываются основы мира и мифологии Британнии, походы в подземелья довольно веселые, а космическая часть хоть и неуместна, но не раздражает. Да и вообще, на полное прохождение понадобится всего несколько часов!

Следующая на очереди — первая часть Wizardry!
Перевод: Александр Трифонов

На данный момент я восстановил и дополнил все имеющиеся переводы CRPG Addict и потихоньку занимаюсь новыми. Остальные переводы можно найти в телеграм-канале, на DTF буду выкладывать не всё, сосредоточусь лишь на самых известных играх.

5858
14 комментариев

Дело годное!
Помню в то время с удовольствием читал эти статьи))

2
Ответить

Спасибо за лонг, и за работу по переводу текста. Всегда интересно окунуться в историю. Должен признать, что первая Ультима оказалась для меня гораздо более продвинутой, чем я себе ее представлял. Мне доводилось видеть из неё скриншоты, но детально про игровой процесс я не читал.

1
Ответить

Я офигел, когда читал про четвертую. Там, конечно, видно, что автор любит игру, потому что проходил её в детстве, но посыл и возможности Ultima IV меня потрясли.

1
Ответить

Отличный материал, большое спасибо.
Подписался на телегу.
Сразу вопрос вдогонку, автор поста сам только переводами занимается, или может дать некоторые подсказки касательно игровой археологии?

1
Ответить

Могу попробовать что-то подсказать!

Ответить