Футбол на Sega Megadrive

Колумбийский полузащитник Карлос Вальдеррама в 1990 году на ЧМ в Италии
Колумбийский полузащитник Карлос Вальдеррама в 1990 году на ЧМ в Италии

Какие футбольные симуляторы вы помните на консоли Sega Megadrive? Большинство сходу вспомнит серию FIFA от Electronic Arts, возможно ISSS от Konami. Более продвинутые смогут назвать ещё пару-тройку названий игр. Но давайте попробую вас удивить: на консоли Megadrive вышло ровно 30(!) футбольных симуляторов, из которых 7 - эксклюзивно для SEGA.

FIFA 98 Road to World Cup. Последний футбольный симулятор для консоли Megadrive. Вышел в 1997 году.
FIFA 98 Road to World Cup. Последний футбольный симулятор для консоли Megadrive. Вышел в 1997 году.

Первый футбольный симулятор появился на консоли Megadrive в конце 1989 года. Им стал World Championship Soccer. Разработчиком и издателем игры выступила сама SEGA. Игру посвятили предстоящему в 1990 году в Италии Чемпионату мира по футболу. В игре был не самый удобный вид сверху, отсутствовали многие футбольные правила (штрафные, офсайды и т.д.). Можно было выбрать любую из 24 сборных, принимавших участие в том первенстве. Лицензиями особо не заморачивались, а потому реальных фамилий в игре нет (но почти все были созвучны).

Игра получилась довольно таки посредственной, но выбора у геймеров особого не было. 

Через пару месяцев японская компания TECMO выпускает свой симулятор футбола для Megadrive - назвав его Tecmo World Cup '90. Как видно по названию - игра также была посвящена ЧМ 1990 по футболу. Правда команды здесь несколько отличались от представленных на реальном мундиале. Зато появился почти изометрический вид и штрафные.

Tecmo World Cup '90 выпускали в разных регионах с разным названием.

Бум футбольных симуляторов на Megadrive пришёлся с 1992 по 1995 год. Именно тогда разработчики выпустили на консоли большинство футбольных игр. Задал моду European Club Soccer, выпущенный в 1992 году. Он хоть и был сделан на основе другого футбольного симулятора Manchester United Europe (выпущенного годом ранее для DOS и других платформ), но для Megadrive его существенно переработали. Игровое пространство стало шире, а анимация игроков богаче. В игре были представлены уже не сборные, а футбольные клубы. Хотя фамилии игроков все еще были вымышленными.

European Club Soccer - это было название для Европы. В остальном мире игра вышла под названием World Trophy Soccer с несколько другим набором футбольных клубов

В 1993 году на Megadrive вышел достаточно неплохой Super Kick-Off, но появившийся спустя пару месяцев на прилавках Championship Soccer '94 - затмил конкурента. Для успеха в игре были все ключевые составляющие: динамичный и веселый геймплэй, огромное количество клубов и сборных, и даже возможность конструировать собственные команды.

Графика в Championship Soccer '94 была откровенно слабой. Но игра цепляла не этим

Следующим шагом в развитии футбольных симуляторов на консоли - стал AWS Pro Moves Soccer, также вышедший в 1993 году (эксклюзивно для Megadrive). Игра хоть и не снискала успеха, тем не менее предлагала игроку некоторые новшества. Например, тренировочный режим без команды соперника. А еще здесь впервые можно было выбрать погоду и силу ветра на матч (и это действительно влияло на игровой процесс). Кроме всего, AWS Pro Moves Soccer стал первым футбольным симулятором на консоли, где в настройках можно было отключить фолы.

AWS Pro Moves Soccer также был весьма динамичным и интересным, но продавался откровенно плохо

В другом футбольном симуляторе того же года Ultimate Soccer физику игры поставили во главе угла. Игровой процесс мог быть изменен в соответствии с предпочтениями игроков: можно было настраивать силу и направление ветра, вес мяча, жесткость контроля, скорость и ускорение игроков. Также настройке поддавались тактические схемы, вплоть до индивидуальных настроек для каждого футболиста на поле. Кроме того, здесь использовалась псевдо-3D-графика, позволяющая слегка изменять угол обзора камеры.

Ultimate Soccer также стал эксклюзивом для SEGA. На других платформах игра была выпущена позже под названием Striker

В том же 1993 на Megadrive планировался к выходу Tecmo Cup, футбольный симулятор с видом из глаз (как в знаменитом Captain Tsubasa для консоли NES(Dendy). Увы, в силу разных причин, игра официально на картриджах так и не вышла, но в сети можно скачать рабочую версию в виде ROM-файла. В 1994 году в Японии таки вышла новая часть Captain Tsubasa, использующая все наработки из отмененной Tecmo Cup, но игра предназначалась только для дополнения Mega CD.

Первая часть легендарной в будущем серии FIFA от Electronic Arts - вышла именно на Megadrive в декабре 1993 года под названием FIFA International Soccer. Тогда еще мало кто знал, что детище американских разработчиков станет самой известной, продолжительной и прибыльной серией футбольных симуляторов в игровой индустрии. Уже с первой игры EA заложили классический геймплэй серии на 16-битных платформах, далее просто совершенствуя его от выпуска к выпуску. Первая игра предлагала нам несколько режимов игры с участием только футбольных сборных, фамилии игроков были вымышлеными, зато был непривычный ракурс камеры (якобы имитирующий ТВ-трансляцию).

FIFA International Soccer в целом сумела понравиться игрокам, несмотря на отсутствие динамики и не самую богатую цветовую палитру

На следующий год, в 1994, игроки смогли поиграть в мультяшно-шутливый футбол. Легендарная Konami выпустила игру Tiny Toon Adventures: Acme All-Stars, где персонажами были все герои мультсериала. К слову, футбол в игре - был не ключевой дисциплиной. Игроки могли также попробовать свои силы в баскетболе, беге и кегельбане. Как и все игры Konami - Tiny Toon Adventures: Acme All-Stars отличался отличным качеством исполнения.

Множество персонажей на выбор, стильный юмор и отличная графика. В Tiny Toon Adventures: Acme All-Stars интересно играть и сегодня.

В 1994 году на Megadrive выходит ещё несколько футбольных симуляторов от разных разработчиков. От относительно успешного Total Football до провального Dino Dini's Soccer. Но уже в ноябре на прилавках появляется FIFA Soccer 95 и остальные футбольные симуляторы начинают окончательно сдавать свои позиции. Новая часть "фифы" особых новшеств в игровом процессе не несла. Ну добавили лицензированные футбольные клубы (игроки остались вымышленными), чуть подкорректировали поведение футболистов на поле и на этом, пожалуй, всё. Но геймеры того времени сильно хвалили игру за "реализм".

FIFA 95 стала единственной в серии, так и не вышедшей на PC

На консоли Megadrive составить конкуренцию укрепляющемуся лидеру (в лице серии FIFA Soccer) в 1994 пытались откровенно неудачный Head-On Soccer, и чуть более удачный World Championship Soccer 2. Но ни первый, ни второй - не могли предложить игрокам чего-то нового, или хотя бы хорошо сделанного старого.

World Championship Soccer 2 на какое-то время смог привлечь к себе внимание, но игра быстро надоедала

В следующем, 1995 году на Megadrive выходит FIFA Soccer 96. И снова ничего принципиально нового в игровом процессе (на 32-битных консолях именно в этой игре была впервые применена трёхмерная графика), но игра отлично продаётся и возглавляет чарты популярных игр на консоли. Однако на этот раз, пободаться с Electronic Arts в умении делать футбольные симуляторы берётся сама Konami, выпустившая в 1995 на Megadrive свой International Superstar Soccer Deluxe (игра является улучшенной версией вышедшей ранее на консоли SNES International Superstar Soccer). Игра сумела предложить игрокам качественно новый уровень игрового процесса. ISS Deluxe отличалась реалистичной анимацией и качественными спрайтами футболистов. Но главное - это был один из самых красивых, динамичных и интересных футбольных симуляторов на консоли.

International Superstar Soccer Deluxe стала достойным конкурентом серии FIFA Soccer и конкурирует с ней до сих пор под названием Pro Evolution Soccer

В том же 1995 году на Megadrive выходит первый футбольный менеджер Premier Manager с очевидной надписью на коробке "Первый в истории футбольный менеджер для Mega Drive". Игра являлась портом вышедшей на три года раньше Premier Manager для ПК, но с некоторыми отличиями и улучшениями. Управлять предлагалось только английским футбольным клубом из Третьего дивизиона, путём умелого управления приводя его к вершинам Премьер Лиги.

Обложка Premier Manager для Megadrive. В 1996 вышло обновление игры с названием Premier Manager 97
Обложка Premier Manager для Megadrive. В 1996 вышло обновление игры с названием Premier Manager 97

Последующие годы уже можно смело называть периодом заката консоли Megadrive. Тем не менее, Electronic Arts выпустила еще две игры серии на сеговскую платформу (FIFA 97 и FIFA 98: Road to World Cup), которые сумели принести американской компании доход. На постсоветском пространстве, из всей линейки футбольных симуляторов для "сеги" - наибольшей популярности добились только два: FIFA 97 (в качестве опции - режим футзала же!) и International Superstar Soccer Deluxe.

P.S. Подписывайтесь на мой телеграм-канал о ретро-играх Mal0Bit

5555
37 комментариев

Считаю, что International Superstar Soccer - вершина развития 16-битного футбола, и самый приближенный к реальности сим - на сколько это было возможно реализовать на тех технологиях. Именно из нее и выросла серия Pro Evolution Soccer в последствии.

15
Ответить

Согласен полностью!

Ответить

International Superstar Soccer DeluxeДля меня лучший из всех когда-либо мной играных спортивных симуляторов (не считая гонки).
Спорт в принципе не особо люблю, футбол в частности, но в этой игре провел очень и очень много времени.

12
Ответить

А как там орали название в начале...

5
Ответить

Один из любимых (правда на 8 бит) у нас был "Убойный футбол" с длинным японским названием и с самыми смешными моментами с суперударами https://ru.wikipedia.org/wiki/Kunio-kun_no_Nekketsu_Soccer_League/. Играли недавно на эмуляторе, жаль что ничего подобного так и не появилось за эти 30+ лет.

6
Ответить

Goal 3 его еще вроде называли.

1
Ответить

С этими ребятами был не менее крутой хоккей и ещё один спортивный сборник. 

1
Ответить