Mode 7 на Sega Mega Drive

Размышления о главной технологии Super Nintendo Entertainment System. Неужели Mode 7 не работал на SMD? Что потеряли фанаты Сеги?

Содержание

Вступление

Contra III: The Alien Wars (SNES)

Дисклеймер – это несложная техническая статья. Для уважаемых румхакеров и разработчиков homebrew игр тут нет полезной информации. Можно сказать, что это взгляд “нубаса”. Оставайтесь на свой страх и риск.

Меня в первую очередь интересуют игры и только игры. Надо (срочно!) разобраться насколько возможен геймплей Super Mario Kart на SMD. На своих стримах я часто люблю порассуждать о возможностях старых приставок. Мне кажется, что именно 4 поколение (16-бит) было наиболее самобытным и интересным. Sega Mega Drive Vs Super Nintendo Entertainment System!

Иногда фанаты Nintendo писали мне еретические вещи, мол Blast processing не существует, а Mode 7 открывает дверь определенному геймплею, который невозможен на SMD. Я обожаю все консоли, любая игровая система заслуживает своего места в истории. Если игра отличная, то абсолютно не важно, где она вышла. PlayStation 1, FM Towns, LaserActive, Virtual Boy – не важно, главное, чтобы была хорошей. Но мне стало интересно, и я решил разобраться, на что способна Сега.

Я не буду долго рассказывать о самом графическом режиме Mode 7. На вики есть неплохая статья, да и Retro Game Mechanics Explained сделало отличное видео. Нет смысла, если не можешь рассказать проще, интереснее или дать какую-то совершенно новую информацию. Главное – игры!!!

Новодел

Sonic Team Racing (SMD)
G-Zero (SMD)

Существует целая куча модов, технодемок и хаков, посвященной этой теме. Тут и демоверсия одной из самых технологичных игр на SNES – F-Zero. Кто может победить Super Mario Kart? Конечно, Sonic Team Racing! Можно вспомнить ещё мини-игру в Pier Solar and the Great Architects и ещё много всего…

Если подходить с точки зрения новых проектов, то мощь Сеги безгранична. Только часто магия красивых новых игр для SMD кроется… В картридже! Этот метод далеко не новый. К примеру, ещё в 1994 году вышла Virtua Racing, которая использовала Sega Virtua Processor. Стоимость картриджа выросла до 100$, но зато это было настоящее 3D. Новые картриджи ушли намного дальше. Если говорить о новых играх и технодемках, то однозначно Mode 7 возможен на Sega Mega Drive.

Sega System 32

Dark Edge (Sega System 32)
 OutRunners (System Multi 32)

Тема о Mode 7 будет неполной без упоминания аркадных игр. Несмотря на громкие заявления о Blast processing, компания Sega активно добивалась эффекта Mode 7 на своих аркадных кабинетах Sega System 32. Давайте посмотрим на геймплей Dark Edge, Slip Stream, Arabian Fight – это очень похоже на Mode 7.

Arabian Fight (Sega System 32)

Для аркадных игр Mode 7 не был чем-то необычным. Не всегда эти игры использовали те же принципы, но очень легко найти что-то похожее на SNES. Из этого мы можем сделать вывод, что похожие на Mode 7 графические режимы активно использовались в аркадных играх.

Sega CD и 32x

Sonic CD (Sega CD)
BC Racers (32x)

Аддоны для SMD… Посмотрим, как Сега распорядилась новыми возможностями. Первое, что приходит на ум – это бонусные уровни в Sonic the Hedgehog CD. Но в целом, Сегу больше интересовали FMV (Full-motion video) и 3D игры.

Но было одно исключение. Это BC Racers! Эта игра входит в легендарную серию Chuck Rock. Она вышла как на Sega CD, так и на 32x. Это именно то, что я ищу! В техническом плане BC Racers – настоящий Super Mario Kart на максималках. Лучше, конечно, не касаться качества геймплея самой BC Racers, тут Super Mario Kart выигрывает с большим отрывом…

BC Racers, кстати, отлично иллюстрирует разницу между носителями (CD диск и картридж), и аддонами (Sega CD и 32x). На Sega CD нас ждёт красочная заставка, саундтрек в CD качестве… И жуткий заторможенный геймплей. 32x выдаёт на порядок лучшую картинку. Игра работает намного стремительней, а ещё на 32х нет загрузок.

First-person shooter

Yoshi's Safari (SNES)
Wolfenstein 3D (SNES)

Может показаться, что Mode 7 идеально должен идеально вписаться в наши любимые FPS, и доминация SNES должна быть абсолютной… Что ж давайте разберёмся! Самым известным шутером, использующим Mode 7, без сомнения является Wolfenstein 3D. Этой версии, мягко говоря, далеко до оригинала, но я думаю, что я бы многое отдал ради такой игры на 16-битной приставке.

На Сеге в то время правил сам Zero Tolerance – великий и ужасный. Идея игры была интересной, но вот реализация… Думаю, что в детстве я бы без сомнения выбрал Wolfenstein 3D вместо Zero Tolerance. Можно ещё вспомнить полу-пиратский Duke Nukem 3D. Эта игра выжимала все соки из Сеги. Жаль, что единственное место, где вышел Duke Nukem 3D, была Бразилия, а о легальности игры фанаты спорят до сих пор.

Одной из самых интересных реализаций Mode 7 добилась сама Nintendo в сотрудничестве с Tose. Только вот для нормальной игры в Yoshi's Safari требовалось сразу два игрока. Один управлял Йоши на геймпаде, а второй игрок расстреливал монстриков из Super Scope. Если играть одному, Yoshi's Safari превращалась в рельсовый шутер.

Duke Nukem 3D (SMD)

Ну а что же с DOOM – одной из самых технологичных игр для SNES? DOOM не использовал Mode 7. Такой графон достигался с помощью микросхемы расширения Super FX GSU-2. Впрочем, не стоит забывать, что у DOOM была версия на 32x, и она была даже почти нормальной игрой.

Если говорить про мультиплатформу, то тут всё очень грустно, пересечений почти нет. В лучшем случае мне вспоминается Super Battletank и мини-уровень в Toy Story. В обоих случаях речь о Mode 7 даже не идёт, а превосходство SMD неоспоримо. В целом можно сделать вывод, что на четвёртом поколении консолей с FPS всё было совсем плохо, а Mode 7 практически не использовался.

Wacky Races и Super Mario Kart

Wacky Races (SMD)
Wacky Races (SMD)

Именно одна небольшая, даже не поступившая в продажу игра, вдохновила меня на написание данного опуса. Wacky Races очень сильно не повезло. Игра была завершена, но так и не поступила в продажу. И, если рассматривать графику и геймплей, то становится понятно, что перед нами чистейший клон Super Mario Kart.

В Wacky Races даже есть фирменная фишка Super Mario Kart с разделением экрана. И, как в Super Mario Kart, в Wacky Races можно настроить нижнюю часть экрана – карту можно заменить на зеркало заднего вида. Единственное, переключать экраны можно только в меню опций.

Super Mario Kart (SNES)

Но, если быть честным, Wacky Races сильно не дотягивает до Super Mario Kart. Тут и проблема с управлением, слабая графика и скучный дизайн карт. Важно понимать, что Wacky Races не использует Mode 7. Но, я думаю, что Wacky Races могла стать заменой Super Mario Kart на Сеге, пусть и на минималках.

Super Mario Kart всё-таки уникальная игра, сильно заточенная под железо SNES. Но, даже этого было мало. Подобно DOOM – Super Mario Kart использует микросхему расширения DSP-1/1B. Кстати, именно Super Mario Kart была одной из первых игр, ставших на путь прокаченных картриджей на SNES.

Street Racer

Street Racer (SMD)
Street Racer (SNES)

Когда я гуглил лучшие гонки и самые красивые игры, использующие Mode 7, мне часто попадалась одна и та же игра. Многим фанатам Сеги знакома Street Racer. Это пример отличной игры, сильно заточенной под использование Mode 7 и получившей порт на SMD.

Кстати, это тот случай, когда обе версии отлично дополняют друг друга. К примеру, графика и режим футбола мне больше понравилась в SNES версии. Музыка и гоночные этапы получились лучше на SMD. Самый крутой порт Street Racer вышел на Sega Saturn, он на голову опережает версии на PS1 и DOS.

Sega Model 1

Starblade (Namco System 21)
Virtua Racing (Sega Model 1)

Когда речь заходит о технологиях и 3D играх, очень часто забывается вклад одной японской компании. Конечно, речь идёт о… Namco! Но Сега всегда шла по пятам и в какой-то момент смогла вырвать пальму первенства! В 1991 году вышел рельсовый шутер под названием Starblade, который очень сильно повлиял на развитие 3D технологий в играх.

Именно Starblade, скажем так… Вдохновила Сегу на создание Star Wars Arcade, а годом ранее вышла Virtua Racing. Только представьте, насколько крутыми были аркадные игры того времени! Сега прекрасно понимала, что будущее за 3D играми, поэтому выпуск клонов Mario Kart не был в приоритете. Гоночная игра про Соника всё-таки вышла, правда на портативной консоли Game Gear.

Вывод

Red Zone (SMD)
Castlevania: Bloodlines (SMD)

Это была великая эпоха, настоящий золотой век видеоигр. Mode 7 был уникальным инструментом, без которого сложно представить историю 16-битных игр. В Бонусном уровне в Sonic 3 & Knuckles не использовался Mode 7, как и в случае качающейся Пизанской башни в Castlevania: Bloodlines. Но разве не круто выглядели уровни на вертолёте в Red Zone?

Разработчики по-разному выкручивались, когда перед ними стояли задачи портирования. К примеру, Capcom полностью переделала небольшой кусочек The Great Circus Mystery starring Mickey and Minnie, в котором использовался Mode 7. В Judge Dredd были полноценные уникальные уровни.

Есть игры, в которых просто меньше контента. Но на каждый случай вырезанного контента на Сеге, найдётся обратная ситуация: Mickey Mania: The Timeless Adventures of Mickey Mouse, Toy Story и т. д.

Каждая приставка обладала великолепными эксклюзивами, которые сложно представить на других платформах. Разве Alien Soldier – не самая красивая игра, выжимающая все соки из 16-битной консоли? Или Demon’s Crest и Castlevania: Rondo of Blood? Главное, это хорошие игры, и неважно на какой системе они вышли.

3939
12 комментариев

Вообще - Сеге всё это было без надобности, потому что у него заместо допотопного проца с NES с 8-битной шиной (да, на SNES был допотопный проц от NES) стоял мощный m68k, который, помимо Сеги, использовался в передовых на тот момент Atari ST, Amiga, Mac, X68 и игровых автоматах Neo Geo и Capcom CPS (собсно на SMD даже один лишь звуковой сопроцессор по мощности сравним с основным процем от SNES). Из-за этого Сега вполне себе могла вытягивать даже настоящее 3D, чего не скажешь о SNES, который без Super FX вообще ни на что не способен (да и даже с ним это делает лишь в маленьком разрешении и низком FPS).
https://youtu.be/XawLzdOvK7s

ST-NICC на SMD:
https://youtu.be/LcT1XIrklhQ
https://youtu.be/aUfzNXwBfLQ
ST-NICC на SNES:
https://youtu.be/dOqxLBZiBRA (использует Super FX)
https://youtu.be/zgl3p2xLjFM (голый SNES)

Только часто магия красивых новых игр для SMD кроется… В картридже!Virtua Racing, тащемто, и была единственный игрой, которая использовала доп.процессор в картридже. На SNES игр, использующих свой Super FX, было гораздо больше.
Wolfenstein 3DНа Сеге есть хоумбрюшка с портом Вольфа, причём без использования всяких сторонних ресурсов, чистая Sega MD.
https://youtu.be/e2wBHfVYf8U

4
Ответить

Проц Сеги был настоящим зверем своего времени. Технодемки до сих пор пилят шикарные. Разрешение побольше, что и в наши дни хорошо заметно.
Но звук не дотягивает, как и цвета, к сожалению.

4
Ответить

Играл в Дюка Нюкема 3Д на Сеге, после ZT хотелось чего-то похожего и вот. Но картридж был редкий и дорогой, помню за него в магазине всегда драка была.

2
Ответить

Автор статьи мог бы хотя бы упомянуть для приличия в чем заключается Mode 7. А все элементарно просто - это возможность полного поворота в пространстве и масштабирования заднего фона в играх. На SNES для этого стоял специальный модуль, но только один фон мог быть масштабирования или повернут, что накладывало свои ограничения.

Ответить