Журнал «Навигатор игрового мира»

(1997 год — по сегодняшний день)

«Навигатор игрового мира» — старейший и единственный из ныне существующих в России игровых журналов. Он с большим трудом пережил несколько редакционных кризисов, временную заморозку и перезапуск, но до сих пор остаётся на плаву. Как и 20 лет назад, журналом управляет его бессменный главный редактор Игорь Бойко.

У истоков «Навигатора» стояло три человека — Денис Давыдов, Игорь Бойко и Сергей Журавский. К началу 90-х Бойко отработал 18 лет в военно-космических силах СССР в должности инженера-математика. После службы в армии он увлёкся английским языком, выучил его с отличием и первую половину 90-х работал переводчиком технической и художественной литературы. На досуге он любил играть в компьютерные игры, особенно в стратегии и RPG.

Игорь Бойко
Игорь Бойко

Однажды Бойко купил несколько книжных сборников «Компьютерные игры» от издательства «Аквариум» и увидел в них грубые ошибки. Он написал письмо главному редактору «Компьютерных игр» Сергею Журавскому, в котором предложил улучшить прохождения игр геймдизайнера Сида Мейера — Civilization и Pirates. Журавский прочитал письмо Бойко и пригласил его на постоянную работу.

Тексты для этого игрового альманаха также писал автор Денис Давыдов. Он давно планировал создать собственный игровой журнал и поделился своей идеей с Бойко и Журавским. К его удивлению, в тот момент они тоже думали об этом формате.

Денис Давыдов
Денис Давыдов

Троица нашла инвестора в лице ЗАО Multimedia Service и основала собственный журнал «Навигатор игрового мира». Первый номер писали и верстали на съёмной однокомнатной квартире в Тушино, часть последующих номеров в подвальном помещении, которое арендовали у «Общества слепых». Условия были не из приятных, денег было мало, но авторы горели идеей и хотели создать лучший журнал о компьютерных играх.

Игорь Бойко и я работали в подвальном помещении до 20 часов в сутки и жили в редакции. К нам примыкали другие ребята, например, Игорь Власов. Денег было минимум. Задача была — сделать классный журнал, а в дальнейшем уже начать на нём зарабатывать. Старались сделать максимально качественно, невзирая на условия, а может быть — благодаря им. Был момент, когда дизайнеры-верстальщики зимой работали в той же одежде, в какой ходили по улице, включая тёплые варежки на руках, так как было не просто холодно, а иней образовывался изнутри стекол.

Был момент, когда Виктор, верстальщик, проспал 3 часа (до того он долго не спал), и под ним прорвалась раскладушка. Он продолжил спать, сидя на полу в прорехе, образовавшейся в раскладушке, с вытянутыми перед собой руками (он же потом отметился тем, что потерял сознание на пути в сортир от недосыпания, что ему потом долго со смехом припоминали; вот и сейчас я припомнил). Был момент, когда кто-то пришёл в редакцию, смотрит — на полу в коридоре куча тряпок лежит, пнул — куча выматерилась и перевернулась на другой бок. Ну и так далее, и так далее, и так далее. Мы так работали. На износ и до результата.

Денис Давыдов, бывший главный редактор «НИМ»

Тираж первого номера быстро разошёлся по точкам продаж и вскоре заинтересовал российского читателя. Возможно потому, что «Навигатор» писал только про игры для ПК, в отличие от «Страны Игр». Авторов набирали по знакомству и через сеть FidoNet. По словам Давыдова, в журнал брали в основном тех, кто мог хотя бы связать пару слов или набросать свои впечатления от игры.

Журнал «Навигатор игрового мира»

В «Навигаторе» был минимум людей, кто имел опыт работы в журналах (кажется, только я; уже не помню) и вообще мог более-менее нормально писать. Игорь Бойко, собственно, был с самого начала (но Игорю и самому тогда ещё нужно было учиться написанию статей). Так что, естественно, статьи писались теми, кто мог. Если же писали авторы книжки («Компьютерные игры» — DTF) — как правило, статьи переписывались на 100%

Подход был в том, чтобы взять тех авторов, кто хоть что-то мог, и научить писать, продолжая при этом искать, и что-то отписывая самостоятельно, так как авторов не хватает.

Денис Давыдов, бывший главный редактор «НИМ»

Денис Давыдов придумал название, структуру первых номеров и маскота Геймера. Выдуманный персонаж обитал на страницах журнала и вёл диалог с читателями в сносках и комментариях. Геймер запросто мог ворваться в чужой текст и вставить в него своё веское замечание или альтернативное мнение. Позже под него выделили отдельный раздел «ZONA Геймера», где он писал эссе и отвечал на читательскую почту.

Геймер на страницах журнала
Геймер на страницах журнала

Для фотографий Геймера позировал Павел Фаёнов, близкий друг Давыдова, который не интересовался играми, но имел театральное образование и умел перевоплощаться в различные образы. Авторов в журнале не хватало, поэтому для видимости Давыдов писал как от лица Геймера, так и под псевдонимом «Иван Самойлов».

За Геймера долгое время писал я, позже Федор Усаков. Но, повторюсь, когда мне говорят, что «ты — это Геймер?», мой ответ неизменен: НЕТ. Геймер — это Геймер. Комплекс из взглядов на жизнь, подхода к играм и к пониманию того, чем является журнал. Я имел честь писать от имени Геймера.

Денис Давыдов, бывший главный редактор «НИМ»

Как и другие издания, «Навигатор» тяжело пережил экономический кризис 1998 года и потерял Дениса Давыдова. Главный редактор был перфекционистом и не раз задерживал сроки сдачи номера в печать. Это не понравилось учредителю, в итоге из-за задержек и недопонимания сторон возник серьёзный конфликт, после которого Давыдов и ещё несколько человек покинули журнал. Должность главреда занял его заместитель Игорь Бойко. В апрельском номере за 1998 год Бойко отметил, что у них был выбор: либо менять состав редакции, либо закрываться. Вместе с уходом Давыдова со страниц журнала исчез и Геймер, а рубрика Gamer’s Zone была переименована в Z-Zone.

От нас требовали сдачи журналов в срок, мы более-менее успевали, но запаздывали, и требовали дополнительных финансовых ресурсов, иначе «не в силах». Я подчёркиваю: не «сделайте мне выше зарплату», а «нужны ещё такие-то сотрудники».

Кто там был прав или виноват… Да фиг знает. Скорее всего, накопившиеся собственные заблуждения и ошибки, недопонимания, где-то неготовность идти навстречу, где-то взаимное недоверие и так далее. Комплекс.

Денис Давыдов, бывший главный редактор «НИМ»
Журнал «Навигатор игрового мира»

«Навигатор» не сильно отличался структурой от конкурентных изданий, но были в журнале и особые рубрики. В разделе Max View рассказывали об актуальных проблемах индустрии, истории игровых компаний и различных жанров. В ForgottenWare писали о хороших и незаслуженно забытых играх для MS-DOS. В рубрике Killedware рассказывали историю проектов, которые так и не добрались до релиза. А Hardware был самым обширным и обстоятельным разделом о компьютерном железе в печатной игровой прессе. Тесты новейших видеокарт, процессоров и прочей игровой периферии занимали от 10 до 20 страниц номера.

История серии Wing Commander — пример отличного лонгрида для рубрики Max View
История серии Wing Commander — пример отличного лонгрида для рубрики Max View

Особого внимания заслуживает раздел Z-Zone. В нём публиковали художественные рассказы читателей и лонгриды на смежные темы (фантастика, литература, настольные ролевые игры). В Z-Zone также печатали комиксы от двух бессменных иллюстраторов журнала — Даниила Кузьмичёва и Александра Ерёмина. Кузьмичёв больше 17 лет иллюстрировал в журнале авторские статьи и читательские рассказы. Его знаменитый рисунок для постера юбилейного номера до сих пор появляется в тредах сайта Reddit. На нём он изобразил более 200 персонажей из разных компьютерных и консольных игр.

Тот самый «мегапостер» Кузьмичёва
Тот самый «мегапостер» Кузьмичёва

В журнал писали и известные люди. Так, в 1998 году в «Навигаторе» регулярно публиковался Дмитрий Пучков под псевдонимом «старший опер Goblin». Для журнала он написал серию руководств по франшизе Quake и ранние главы своего романа «Санитары Подземелий». В первой половине нулевых в «Навигаторе» было напечатано около двадцати рассказов фантаста Ивана Тропова. По мотивам его короткого рассказа «Цензор» в 2017 году вышел независимый полнометражный фильм.

Пособие по Quake от Гоблина
Пособие по Quake от Гоблина

Некоторое время в «Навигатор» писал Дмитрий Хомак, будущий владелец и один из основателей юмористической интернет-энциклопедии «Луркоморье». В редакцию он пришёл буквально с улицы, писал под никами GoodHobbit и Великий Полосатый Вождь. О работе в «Навигаторе», «Игромании» и Game.EXE он рассказал в своём твиттере.

Осенью 1998 года Юра Пашолок, будущий автор бестселлера «Стальные шары Сталина» позвал меня сходить в «Навигатор». Вдруг мы тупо с улицы туда прям устроимся?

Тут надо представлять себе Навигатор в 98 году, конечно. Это был такой подвал между Филями и Полежаевской, который арендовали у общества слепых. С потолка сочилась канализация, которую иногда прорывало. В кабинете главреда стояла раскладушка, потому что жить главреду было негде. Выпускающий редактор 17 лет от роду тоже жил в редакции, но у него не было раскладушки — была гора телогреек под рабочим столом. Именно он нас при первом приходе в редакцию и поприветствовал. И не просыпаясь, из-под горы телогреек послал в жопу. И мы пошли. Через несколько месяцев я пришёл в ту же редакцию и чуть не побил выпускающего редактора Игоря за попытки править мой текст. Аргументировал тем, что я на 4 месяца его старше и лучше понимаю, что делаю. Где-то тут мы и подружились, и в целом дружим до сих пор.

Однажды Навигатор переехал из подвала в уютную трёхкомнатную квартиру на Октябрьском Поле. В квартире нельзя было курить, поэтому редактор Игорь поставил пепельницу в ящик стола. А потом пару недель ленился её вытряхивать. Ящик стал местной достопримечательностью.

Дмитрий Хомак, бывший игровой журналист и основатель интернет-энциклопедии «Луркоморье»
Журнал «Навигатор игрового мира»

Начиная с конца 2000 года около 15 страниц каждого номера отдавали многопользовательским играм и киберспорту. Цикл статей Игоря Бойко про Ultima Online открыл российским игрокам жанр MMORPG. Главный редактор рассказывал о приключениях своего альтер эго Сотника на просторах виртуального мира Ultima. В эпоху «интернета по карточкам» обычные механики MMORPG казались чем-то волшебным и неизведанным. Войны кланов, турниры, отыгрыш ролей, виртуальные друзья, рейды на боссов, случайные встречи — в те годы об этом было невероятно интересно читать. Будто бы вести из другой вселенной.

Серия началась с того, что была написана первая статья. Причём получилась она в форме репортажа с места событий в виртуальном мире. И так появился Сотник, в начале это был Лучник. А так как мир был развитым, оригинальным и динамичным, то было о чём рассказывать. В то время в «Ультиме» кипели страсти и шли локальные войны, народ самоутверждался, получая в процессе огромное удовольствие. Добрые и злые, щедрые и скупые, рыцари и подонки — виртуальный мир был живым слепком с реального.

Игорь Бойко, главный редактор журнала (2013 год)
Журнал «Навигатор игрового мира»

Формат репортажей из мира MMORPG надолго прижился в журнале и нашёл отклик среди читателей. Например, в нулевых редакция «Навигатора» запустила популярный цикл статей про корейские многопользовательские игры и «Азеротские хроники» по World of Warcraft от автора Дмитрия Роммеля.

В истории игровой журналистики «Навигатор» считается первопроходцем сразу в нескольких областях. В шкале с оценками игр появилась строка «ценность для индустрии» (количество важных или интересных нововведений в игре определенного жанра). «Навигатор» — первый журнал, количество страниц в котором превысило 200 полос. Это также первый журнал, в комплекте с которым было два CD, а позже и два DVD (в том числе двухслойные). Кроме этого издание не раз экспериментировало с приложениями. К некоторым номерам добавляли сборные модели военной техники, календари и магнитики.

Система оценок в «Навигаторе»
Система оценок в «Навигаторе»

«Навигатор» неофициально считается самым патриотичным игровым журналом России. С 2002 года каждый майский номер был посвящён теме Великой отечественной войны. Патриотичность журнала подчёркивало и то, что авторы часто беседовали с российскими разработчиками и писали даже о тех проектах, от которых в будущем отказывалась писать популярная «Игромания» и интернет-портал Absolute Games.

Нельзя сказать, что редакция сильно нахваливала отечественные разработки. Посредственные игры получали заслуженную критику, однако оценки более-менее удачных российских игр — всегда были на несколько баллов выше, чем в другой прессе. Яркий пример — аркадная гонка «Адреналин. Экстрим-шоу», которая получила высшую оценку именно в «Навигаторе». Любопытно и то, что за всю историю журнала лишь одна игра получила 10 баллов из 10 — её заслужил культовый шутер Unreal.

Майские обложки
Майские обложки

Основные слоганы журнала: «Мы верим — этот мир реален» (его придумал Денис Давыдов) и «PC only & Forever». В «Навигаторе» принципиально не писали про консоли, а в новостях им уделяли минимум внимания — если игра, возможно, выйдет на ПК. К консольным проектам относились с юмором. Плохие порты обычно высмеивали специальной плашкой «Используй геймпад», на которой изображена забинтованная рука.

Не обошлось и без «перегибов», так как некоторые авторы винили консоли в деградации игрового рынка и отдельных жанров. Например, в апрельском номере за 2000 год автор Дмитрий Горяйнов решил сравнить железо Dreamcast и PlayStation 2 с современным игровым компьютером. Он разгромил начинку консолей, назвал её отсталой, а консольную эргономику — «абсурдной» и несовершенной. В тексте также подчеркнуто, что нормальные стратегии и симуляторы на консолях «невозможны», а на любой консольный шутер редакция «смотрела (и будет смотреть) с усмешкой».

Порты консольных игр не раз попадали на обложку
Порты консольных игр не раз попадали на обложку

В ноябрьском номере за 2000 год выпускающий редактор Константин Подстрешный (на страницах журнала он постоянно признавался в любви Ларе Крофт) раскритиковал консольные игры. Популярность консолей в мире он назвал «повальным безумием», призывал сплотить «элитные ряды компьютерщиков» и предрекал кончину «приставочного рынка» в обозримом будущем. Он всерьёз писал о том, что если бы Resident Evil 3 и Metal Gear Solid изначально вышли бы на ПК, то это были бы «мёртворождённые» проекты. Многие не стали бы играть в них из-за «ужасающих полигонов» и «спрайтовых пикселей».

Спустя годы отношение к консольным играм в «Навигаторе» изменилось в положительную сторону, а Подстрешный получил должность главного редактора в журнале «Консоль».

«Приставки атакуют!» — эссе Подстрешного

На облик и основную концепцию «Навигатора» в начале нулевых повлиял средний возраст редакции в первой половине нулевых. В журнале в основном писали взрослые люди, а не студенты или подростки. Большинству авторов было далеко за 25 лет, а некоторым и за 40. Заметная часть состояла из бывших военных и людей с высшим техническим образованием. Если верить словам Игоря Бойко, то в 2007 году настоящее журналистское образование в редакции было только у Константина Подстрешного. Других авторов натаскивали прямо в редакции, либо они пришли в «Навигатор» из конкурентных игровых изданий.

Всю вторую половину нулевых редакция культивировала вокруг себя образ «старпёров», которые уже давно всё повидали и сейчас их тяжело чем-то удивить. Из таких «старожилов» сразу вспоминается Владимир Веселов — ходячая «энциклопедия» военной истории, автор увлекательных текстов про стратегии и редактор одноименного раздела. Ещё можно вспомнить Рафаила «Кшаду» Фаткулина — редакционного эксперта по ролевым играм.

Журнал «Навигатор игрового мира»

Быть хардкорным в своей области — это очень правильно. Это означает, что в редакции работают специалисты высшего класса. Авторы с огромным опытом и багажом, некоторые — ровесники самой индустрии. Которые в состоянии разглядеть тенденции и закономерности, у которых давно сформирована активная жизненная позиция. Которые любят не только играть в игры, но и писать о них.

Когда-то в НПО им. Лавочкина, в отделе, управляющем космическими аппаратами дальнего космоса, я увидел плакат «Здесь работают непрофессионалы, любители своего дела». Поверьте, там работали одни из самых талантливых инженеров СССР.

Игорь Бойко, главный редактор журнала (2009 год)

«Навигатор» без особых проблем выходил в нулевые, но после кризиса 2008-го многие изменилось. Главная проблема заключалось в том, что редакции не удалось вовремя сориентироваться в изменившихся рыночных условиях и подготовиться к кризису печатной прессы. К 2011 году тираж журнала упал вдвое, количество страниц сократилось с 200 до 150, сайт и форум постепенно стагнировали, а многие старые авторы ушли из-за задержек гонораров.

Журнал «Навигатор игрового мира»

Кризис постепенно делал свое чёрное дело, да и сетевые игровые ресурсы существенно потеснили печатные. Тираж устремился вниз, и в этой ситуации руководство редакции не сумело сориентироваться с приоритетами. Тот же Сергей Журавский много времени уделял занесению материалов на сайт, занимаясь совсем не «генеральским» делом. Сэкономив на привлечении профессиональных маркетологов и рекламщиков, журнал начал терять позиции. Журавский попытался выйти на рынок Украины, это была почти агония.

Игорь Бойко, главный редактор журнала (2013 год)

В итоге ушёл и Бойко. Он покинул редакцию и устроился в компанию «Цифропром». Его место занял шеф-редактор Константин Подстрешный. Правда, ситуация только усугубилась, и в 2012 году журнал заморозили на большую часть года. В сети ходили неподтверждённые слухи о закрытии, но вскоре их развенчал сам Подстрешный. В номере за октябрь 2012 года он объявил о своём уходе, больших реформах, смене концепции и пообещал читателям нового главного редактора.

Разрыв между этими номерами составил почти девять месяцев
Разрыв между этими номерами составил почти девять месяцев

Перезапуск журнала состоялся только в январе 2013 года. На должность «нового» главного редактора вернулся Игорь Бойко, который к тому моменту ушёл из «Цифропрома». Девиз «PC only & Forever» пропал навсегда — журнал начал писать про консольные, компьютерные и мобильные игры. Подстрешный ушёл с должности главного редактора, но не покинул издание. Он занял должность учредителя и шеф-редактора (на него оформлена организация ООО «Навигатор Игрового Мира»).

Воскресить журнал удалось благодаря руководящей роли партии в лице нашего генерального директора Константина Подстрешного. Именно он перезапустил «Навигатор», привлёк в редакцию ветеранов и новые силы. В частности руководителя видеонаправления Александра Артёмова, шеф-редактора Александра Васнева и других. Меня тоже. В новом формате в редакции были сформирован рекламный и коммерческий отделы.

Игорь Бойко, главный редактор журнала

С нормальным финансированием появилась видеостудия, YouTube-канал и новый сайт. На канале журнала (300 тысяч подписчиков на момент написания материала) реанимировали культовую передачу «От винта» с её бессменными ведущими Антоном Зайцевым и Борисом Репетуром, а также запустили специальную телепередачу «Навигатор цифрового мира», которую транслируют на нескольких кабельных каналах. В 2014 году Игорь Бойко стал первым российским игровым журналистом, которого пригласили в жюри крупнейшей международной выставки Gamescom. В том же году оценки журнала начали учитываться агрегатором Metacritic.

Журнал «Навигатор игрового мира»

Современный «Навигатор игрового мира» напоминает печатную «Игроманию» в последние годы её издания. Количество страниц в журнале уменьшилось до сотни, он выходит примерно раз в полтора месяца (около восьми номеров в год) и его тяжело найти в продаже. Однако большинство обзоров и важных текстов выходит эксклюзивно для журнала, а не перепечатываются с сайта. При этом у журнала до сих пор есть преданные подписчики.

Строить структуру компании вокруг журнала в 2019 году было бы ошибкой, потому как ситуация на рынке печатной прессы всем хорошо известна. Однако мы ни на минуту не забываем, что подписчики журнала — самая лояльная аудитория «Навигатора», и именно для неё мы выпускаем журнал. Причём, в отличие от многих западных изданий, мы не экономим на полиграфии. Если попробовать провести аналогию, то печатный журнал можно сравнить с «винилом» в мире музыки. И если рассматривать журнал с этой точки зрения, то подписчиков нам хватает.

Игорь Бойко, главный редактор журнала

По словам Бойко, сегодня основной доход приносят популярный YouTube-канал, видеопродакшн, передача на ТВ и совместные проекты с Дмитрием Пучковым. Редактор видеоотдела Олеся Пыжонкова называет свою работу «творческим рекламным контентом». И если проанализировать комментарии к роликам, то можно заметить, что подписчики канала часто критикуют обилие рекламы в видео «Навигатора». Однако этот недостаток с лихвой перекрывает популярная рубрика «Плохие новости», свежие выпуски «От винта», монтаж с юмористическим уклоном (обилие мемов и отрывков из смешных роликов) и харизматичный Борис Репетур в роли закадрового голоса во многих роликах.

Журнал «Навигатор игрового мира»

Рекламная интеграция — это классический формат для YouTube. Чем лучше интеграция вплетена в общую канву сюжета, тем более позитивную реакцию она вызывает у аудитории. Наш проект с компанией LG в рамках передачи «От винта» — яркий тому пример. Эти вставки большинством зрителей воспринимаются исключительно позитивно. И именно это позволяет нам сделать вывод, что мы всё делаем правильно. Если брать аудиторию, то это, как правило, люди старше 25 лет.

У нас есть собственная студия, несколько съёмочных групп и десятки работающих над контентом сотрудников. Это направление в последние годы только растёт, потому как спрос рождает предложение. Но это не значит, что журнал делается по остаточному принципу. Над ним работает коллектив редакторов и опытных авторов. Многие из них состоят в нашей команде уже более 15 лет. Текучка кадров – минимальная.

Игорь Бойко, главный редактор журнала
9898
39 комментариев

Про меня в НиМ вообще ни слова. Не зачот
Зато про GA еть. Зачот. Но по Навигатору, конечно, требуется дополнение, да

16

Гм... не знаю, почему именно меня вспоминают как инициатора появления Хомака в НИМ. Я там впервые появился в конце 1999 года, тогда редакция была на "Октябрьском Поле". Это была статья про текстуры для Quake III, ну а дальше понеслась. Хомак тогда часто писал как Великий Полосатый Вождь, а я, на его манер, стал про автосимуляторы писать как Вождь Быстрая Нога :) Хотя уже в середине 2000-го года у меня больше была другая работа - дисковый редактор. Где-то за 10 лет работы (2000-2004 НИМ, 2005-2010 PC Игры и Страна Игр) 300 дисков получилось.
Вообще веселое время было. В первой половине 2000-х на российском рынке имелось несколько журналов №1, плюс один ведущий :) НИМ был инкубатором авторов, причем хорошим инкубатором. И как раз большие текста были преимуществом. Кроме того, там таки заставляли игру пройти, прежде чем писать. В некоторых "модных" журналах за остротой языка скрывалось то, что они игру по скриншотам и роликам писали. Такой "модный" подход во многом испортил игровую журналистику.

11

Ну вообще-то многие, кто тогда посещал этот прекрасный подвал, в итоге стали писать в НИМ сильно позже ;)

2

Храню как сокровище. Периодически что-то перечитываю или читаю по старым играм лонгриды. Лучшее что случалось со мной в те времена это НИМ. Статьи Бойко по UO навечно привили мне любовь к ней. Мегаконкурс Гецмера по вселенным игр вообще безумие, очень крут. Вообще за каждым номером ездил по всему городу в поисках. Эти люди сформировали меня как геймера, за что я им безумно благодарен.

11

НИМ большей частью подкупал своеобразным юмором, из которого легко очень быстро вырасти, но вот за эти лонгриды в Maxview я его никогда не забуду. Иногда мне кажется, что именно вот эти обзоры серий Wing Commander, King's Quest и остальные - именно они гораздо сильнее вдолбили в голову, что игры - это искусство, и только затем эту мысль дошлифовал Game.exe.

8

+++++++++++
Лонгриды из Max View были первыми, что я читал в жизни. Запоем прям, даже перечитывал. Очень на меня повлияли.

2

Про работу на износ в подвале: был одновременно бесплатный и ранний доступ к играм. Три недели рубиться с друзьями во все, что есть, - неделю в истерике писать 200 полос. Большой части участников 20 нет, Илюха - сильно старший, ему 25. Не то чтобы каторга. :)

7