Одна из величайших книг о любви в мировой литературе, "Анна Каренина" - это не только авантюрный роман. Толстой был глубоко озабочен нравственными вопросами как самыми важными, вечными и универсальными. И вот какая нравственная идея заложена в "Анне Карениной" — совсем не то, что читает неосторожный читатель.

Мораль здесь не только в том, что Анна должна платить за измену мужу (в некотором смысле, именно так можно сформулировать мораль, лежащую в основе "Мадам Бовари"), и не только в том, что она, попав в сложную ситуацию того времени, совершила суицид на железной дороге. Дело, конечно, не в этом, и совершенно очевидно, почему: если бы Анна осталась с мужем, умело скрывая свою неверность от мира, ей не пришлось бы расплачиваться за это ни счастьем, ни жизнью.

Анна была наказана за свой грех (она могла бы продолжать жить со своим мужем), не за нарушение социальных норм, которые очень временны, как и все условности, и не имеют ничего общего с вневременными, вечными моральными законами. Так в чем же тогда нравственный смысл романа? Нам будет легче понять это, если мы посмотрим на другую строку книги и сравним историю Левина-Китти с историей Вронского-Анны.

Брак Левина основан на метафизической, а не физической идее любви, на готовности к самопожертвованию, на взаимном уважении. Союз Анны и Вронского основан только на физической любви и поэтому обречен. На первый взгляд может показаться, что общество наказало Анну за любовь к мужчине, который не был ее мужем. Законы общества временны, но Толстого интересуют вечные проблемы.

И вот его настоящий моральный вывод: любовь не может быть только физической, потому что тогда она эгоистична, а эгоистичная любовь не создает, а разрушает. Значит, она грешна. Толстой, художник, с присущей ему силой воображения, сравнивает две любви, ставя их рядом и противопоставляя друг другу: физическую любовь Вронского и Анны (борющихся во власти сильной чувственности, но обреченных и бездуховных) и подлинную, истинно христианскую (как называет это Толстой) любовь Левина и Китти, также чувственную, но в то же время полную гармонии, чистоты, бескорыстия, нежности, правды и семейной гармонии.

В романе Толстой ставит много острых нравственных проблем. Например, имеет ли человек право строить свое счастье за счет несчастья другого человека и в чем вообще состоит это счастье? Персонажи не однозначны, но сложны и противоречивы.

Да, Анна виновата, но она наделена многими лучшими человеческими качествами: добротой, даром понимания, сопереживания и открытости к людям. Как отмечал Федор Достоевский, этот роман показывает, что "законы человеческого духа все еще так неизвестны... как таинственно, что нет окончательных судей, и может быть Тот, Кто говорит: "Месть моя, и я отплачу". Он один знает всю тайну этого мира и окончательную судьбу человека

1919
23 комментария