Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

Гротескный, мрачный и циничный комикс против фильма для всей семьи.

Большинство знает «Лигу выдающихся джентльменов» только как блокбастер 2003 года c Шоном Коннери. Но не все помнят, что он, на самом деле, снят по мотивам одноимённого комикса Алана Мура.

Вот только если экранизация была довольно посредственным фильмом, то первоисточник — отличный комикс, с которым адаптацию роднят только самые-самые общие намётки фабулы.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

Викторианский мэшап

Общий концепт комикса «Лига выдающихся джентльменов» предельно прост — это история про команду персонажей из произведений литературы викторианской эпохи, объединившихся в стиле каких-нибудь Мстителей или Лиги справедливости.

Подобная задумка далеко не нова — стремление свести в одном сюжете персонажей разных историй встречалась задолго до «Лиги». Та же «Божественная комедия» — по сути громадный кроссовер исторических личностей со всевозможными литературными и мифологическими персонажами в Аду, Рае и Чистилище. А ещё раньше были древнегреческие сказания об аргонавтах, что фактически точно такой же кроссовер персонажей разрозненных историй.

Так что неудивительно, что с XIX веке этот приём вовсю использовался во всяческих бульварных романах, где, например, могли противопоставить друг другу Шерлока Холмса и Арсена Люпена — героев двух совершенно разных литературных циклов. Комиксная традиция постоянно устраивать кроссоверы различных масштабов — прямое продолжение таких устоев бульварного чтива.

Масштабные кроссоверы героев классической литературы тоже были не в новинку к 2000 году, когда вышел первый том «Лиги Выдающихся Джентльменов». К примеру, в 1972-м издавался роман «Тарзан жив!» Филипа Хосе Фармера, начавший цикл произведений о детях, рождённых в Ньютоновой Пустоши.

Так как в той местности в 1795 году упал радиоактивный метеорит, там начали рождаться дети с необыкновенными способностями, среди которых были Шерлок Холмс, профессор Мориарти, капитан Блад, Тарзан, Филеас Фогг, Аллан Квотермейн, Джеймс Бонд и многие другие всем нам известные персонажи.

«Арсен Люпен против Шерлока Холмса» — книга-кроссовер двух знаменитейших персонажей, вышедшая в 1908 году
«Арсен Люпен против Шерлока Холмса» — книга-кроссовер двух знаменитейших персонажей, вышедшая в 1908 году

Самому Алану Муру ещё в 80-х пришла в голову идея создать комикс-кроссовер с литературными персонажами XIX — начала XX веков.

Для тех, кто больше знаком с традиционной литературой: представьте себе, как доктор Франкенштейн похищает одну из протагонисток «Маленьких женщин» для медицинских экспериментов, но оказывается в центре расследования дуэта Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро. Уверен, что и очарование, и ошеломляющий абсурд подобного подхода моментально становятся очевидными.

Алан Мур

, предисловие к первому сборнику «Болотной Твари» (1987)

Правда, первым порождением такой задумки была не «Лига выдающихся джентльменов», а «Пропащие девчонки».

По сюжету этого комикса, незадолго перед Первой мировой войной трое женщин: Алиса из «Алисы в Стране чудес», Дороти из «Волшебника Страны Оз» и Венди из «Питера Пэна и Венди» рассказывали друг другу истории о своём сексуальном опыте из детства. По всем признакам это была порнографическая работа, ведь все персонажи в нём регулярно занимались абсолютно неприкрытым сексом.

Дороти из «Волшебника Страны Оз» Комикс Lost Girls
Дороти из «Волшебника Страны Оз» Комикс Lost Girls

Алану Муру так понравилось работать с персонажами английской классической литературы, что он решился создать ещё один подобный кроссовер — но уже в приключенческом жанре.

На закате XIX века

В 1898 году английская разведка поручила Мине Мюррей, жертве встречи с Дракулой, собрать команду экстраординарных личностей для выполнения некой таинственной миссии во благо Британской империи.

Примерно так можно описать завязку комикса «Лиги выдающихся джентльменов». В экранизации разница только в том, что Лигу возглавляет Аллан Куотермейн, а не Мина, что уже довольно сильно меняет сюжетную линию. По сути, дальше обе истории совпадают только в том, что главным злодеем всё это время был Мориарти, тайно собравший Лигу в своих интересах.

Но несмотря на такие глобальные различия сюжетов, главная черта, отличающая комикс от адаптации — общая атмосфера.

Если экранизация по своему настроению скорее ближе к киношным «Мстителям», то «Лига выдающихся джентльменов» Алана Мура и художника Кевина О’Нила — произведение куда более мрачное и гротескное, пронизанное чёрным и абсурдистким юмором. Там показано много насилия (в том числе и сексуального), а герои часто матерятся.

Один из примерных аналогов общего настроя, царящего в комиксе — классические части Fallout. Правда Алан Мур позволяет себе гораздо больше, чем Black Isle Studio, отчего, например, в его комиксе много самой разнообразной обнажёнки.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

Вся эта атмосфера хорошо заметна по характерам главных героев. Алан Мур деконструировал образы персонажей классических литературных произведений, выводя на первый план не самые их лучшие качества. Так что в комиксе почти нет однозначно положительных персонажей, о чём красноречиво напоминает самый первый эпиграф:«Британия никогда не умела отличать своих героев от монстров». И этим комикс выгодно отличается от своей экранизации.

Начать стоит с Аллана Куотермейна, впервые появившегося в знаменитых «Копях царя Соломона» Хаггарда. В фильме он показан мудрым стариком, что почти столь же силён и ловок, как и в молодости: с возрастом у него лишь незначительно ухудшилось зрение.

В комиксе же Алана Куотермейна время не пощадило. Он — опиумный наркоман, которого сильно подкосили его прошлые приключения. Хоть Куотермейн ещё довольно крепок для своего возраста, он уже давно потерял былую хватку. К примеру, когда Лига выслеживала в Париже Мистера Хайда, Алан не удержался от того, чтобы покинуть свой пост и сходить за выпивкой — что могло с лёгкостью привести к полному провалу всей миссии.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

В фильме капитан Немо — невероятно благородный, добрый и великодушный человек. Правда, из-за его немногословности на первый план, помимо владения Наутилусом, скорее выходят другие его качества: великолепные навыки фехтования и рукопашного боя.

В комиксе же Немо — мрачный террорист, кем он, по сути, и был в романе Жюля Верна. Для него не составляет труда кого-нибудь убить — хоть у него и есть некоторые твёрдые моральные убеждения, которых он неукоснительно придерживается. Он ненавидит колонизаторов и с презрением относится к англичанам, а в английскую Лигу он пришёл только из-за того, что в обмен за его службу Британская империя обещала освободить Индию.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

Киношный доктор Генри Джекил способен долгое время удерживать себя от превращения в мистера Хайда и постоянно с ним общается. По сюжету он научился мирно и взаимовыгодно сосуществовать со своей второй личностью — и даже его перевоспитал: теперь Хайд стремится спасать людей.

Комиксный Джекил гораздо менее сдержанный, он способен превратиться в Хайда от одних только оскорблений. Мистер Хайд же — животное, почти никак не контролирующее свои желания, жестокие и извращённые. Однако хоть и чрезвычайно редко, но Хайд всё же способен на сострадание. Он ни во что не ставит свою вторую личность и постепенно побеждает в борьбе за контроль над своим телом.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

Хоть в комиксе человеком-невидимкой был учёный Гриффин, как и в оригинальном произведении Герберта Уэллса, в экранизации его заменили на Родни Скиннера — вора, укравшего формулу невидимости. В фильме Родни постоянно над всеми подшучивает, но в итоге он заводит дружбу с другими участниками Лиги. Ради своих друзей он готов совершать подвиги и пожертвовать своей жизнью.

У Алана Мура Гриффин — абсолютно аморальный персонаж, руководствующийся лишь своими прихотями. Примечательно то, как вообще его завербовали: Гриффина поймали в эдмонтонской школе для девочек, где тот постоянно занимался сексом со школьницами под видом «святого духа», устраивающего «непорочные зачатия».

Я знаю, что технически это изнасилование. И до сих пор думаю, что это смешно, просто потому что — ну это же смешно, как люди парят в воздухе, обхватив ногами пустоту, и стонут от удовольствия.

Алан Мур

Гриффин даже больший злодей, чем мистер Хайд, которого только по воле случая отправили на борьбу с гораздо более глобальным злом, угрожающим жизням как минимум сотен тысяч людей. Он может забить простого горожанина до смерти только для того, чтобы снять с него одежду, так как ночью зябко. В Лиге Гриффин остаётся только ради своей выгоды — и готов в любой удобный момент её предать.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

В фильме после смерти Дракулы у Мины Мюррей остались вампирские способности: быстрая регенерация, бессмертие, левитация, сверхчеловеческая сила и ловкость. В то же время никаких вампирских слабостей в наследство от Дракулы она не получила.

По сюжету фильма Мина Мюррей — вдова. После смерти своего мужа она завела роман с Дорианом Греем, в котором видела родственную душу.

У комиксной Мины Мюррей нет никаких суперспособностей: после истории с Дракулой у неё остались лишь страшные шрамы на шее и травмирующий опыт. После случившегося она развелась со своим мужем и втайне считала себя изуродованным чудовищем. Также не добавляло ей душевного спокойствия и то, что она испытывала влечение к графу Дракуле и ему подобным мужчинам — на что в комиксе содержится целая куча намёков.

Но вместе с тем она — чуть ли не самый положительный и морально сильный персонаж. Она пользуется почти что беспрекословным авторитетом в Лиге — даже чудовищный мистер Хайд проникся её смелостью и во всём её слушался. Мина всегда готова бороться со злом. В будущем её волю к спасению мира от различных злодеев не сумело сломить даже длительное заключение в психиатрической лечебнице, где её накачивали лекарствами до невменяемого состояния.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

Престарелый наркоман-авантюрист, мрачный террорист, ненавидящий своих нанимателей, оборотень, превращающийся в настоящее чудовище, злобный учёный и жертва нападения вампира, вынужденная как-то управляться со всем остальным отрядом. Такой состав Лиги выдающихся джентльменов гораздо интересней куда менее конфликтного коллектива из фильма — даже при учёте того, что сценаристы туда вписали ещё и Дориана Грея, с самого начала намеревавшегося предать Лигу.

За персонажами фильма, например, борющимися с атакой марсианских треножников, как во втором томе комикса, было бы наблюдать не так интересно из-за общей предсказуемости. Поведение комиксной Лиги, из-за их диаметрально противоположных точек зрения, куда менее банально. В один момент участники могут выступать как единый отряд, в другой — готовы друг другу чуть ли не глотки перегрызть.

Атака марсианского треножника из «Войны миров» на Лигу
Атака марсианского треножника из «Войны миров» на Лигу

Такой подход к созданию персонажей из довольно простой приключенческой истории помог создать действительно запоминающийся сюжет.

Правда, несмотря на это, первые два тома комикса всё же меркнут на фоне того, что Алан Мур сделал со вселенной «Лиги выдающихся джентльменов» в следующих своих работах.

Мир Чёрного Досье

В «Лиге», по старой привычке Мура, было немало текстовых материалов в финале каждого выпуска, дополняющих повествование, рассказывающих дополнительные факты о персонажах и расширяющих вселенную комикса.

Комикс «Лига выдающихся джентльменов: Чёрное досье» изначально не должен был сильно отличается от двух предыдущих томов. Но так как вся история крутилась вокруг Чёрного досье — сборника документов о прошлом Лиги, то Алан Мур настолько увлёкся созданием материалов этого досье, что в итоге решил выпустить этот комикс одной книгой, большая часть которой посвящена различным выдержкам из документа.

Чего в «Чёрном досье» только нет: там и агитка времён режима Большого брата в Британии, и отрывок истории в стихах про персонажа «Бури» Шекспира, и даже рассказ, стилизованный под произведения Вудхауза, про встречу Дживса и Вустера с чудищем из бестиария Лавкрафта.

И это всё позволило Муру создать один из самых амбициозных мешапов просто гигантского числа самых разных произведений: от китайских мифов до «Космической одиссеи 2001». В «Чёрном досье» выясняется, что во вселенной «Лиги выдающихся джентльменов» существуют практически все персонажи чуть ли не всех художественных произведений.

История идёт примерно по тому же пути, что и в нашей реальности — за некоторыми исключениями. К примеру, в 40-х годах прошлого века власть в Британии захватил Большой брат и навёл порядки, как в «1984» Джорджа Оруэлла. А в 50-х во всю велись полёты в космос и устанавливались контакты с инопланетянами.

Выдуманные в нашем мире локации существуют — а порой и заменяют собой места из нашей реальности. Вместо того же Берлина по сути расположен Метрополис из одноимённого фильма.

Подавляющее большинство исторических личностей заменили их аналоги — чаще из произведений той эпохи, в которой жил этот человек. Так, в одном из комиксов про дочку капитана Немо показано, что в этом мире Адольфа Гитлера заменил Аденоид Хинкель, которого в нашей реальности сыграл Чарли Чаплин в «Великом диктаторе». Характеры многих героев деконструированы в стиле персонажей первых томов.

Аденоид Хинкель
Аденоид Хинкель

Правительства разных стран в этом мире частенько собирают различные организации, чтобы бороться с многочисленными внешними и внутренними проблемами.

Англичане впервые создали такую команду ещё в XVII веке. Её возглавил маг Просперо из Шекспировской «Бури». Помимо него и его двух фамильяров, в неё входили Дон Кихот, Орландо из одноимённой книги Вирджинии Вульф, Кристиан из «Путешествия Пилигрима в Небесную Страну», Капитан Роберт Много-должный из романа Ричарда Хэда «Парящий остров» и Эмбер Сент Клер из книги «Навеки твоя Эмбер».

«Люди Просперо»
«Люди Просперо»

Глядя на успехи Лиги выдающихся джентльменов, в начале XX века многие европейские страны создали свои аналоги такой организации.

Во Франции собрали команду Les Hommes Mystérieux — «Таинственные господа», навеянную французскими преступниками из разных произведений. В неё входили Никталоп из книги «Иктанэр и Моэзетта», Арсен Люпен, Жан Робур из романа Жюля Верна «Робур-Завоеватель», месье Зенит из комиксов Энтони Скина про детектива-паранормальщика Секстона Блейка — и Фантомас.

Les Hommes Mystérieux
Les Hommes Mystérieux

Немецкая команда Die Zwielichthelden, «Сумеречные герои», создавалась под влиянием немецкого киноэкспрессионизма. Поэтому туда попали разные злые гении и их творения: доктор Мабузе из одноимённых книг и фильмов, доктор Калигари и его сомнамбула Чезаре из «Кабинета доктора Калигари», а также доктор Ротванг с роботом-Марией из «Метрополиса».

Die Zwielichthelden
Die Zwielichthelden

В 60-х Мина Мюррей создала организацию из супергероев под названием «Семь звёзд», все персонажи которой — ныне подзабытые герои английских комиксов 30 — 40-х годов.

По супергеройской тематике Алан Мур прошёлся особо иронично в четвёртом томе комикса. Оказалось, что многие сверхлюди вроде Супермена — мистификация американского правительства и Голливуда. А в XXI веке появилась надобность в доме престарелых для бывших супергероев.

«Семь звёзд» 
«Семь звёзд» 

Правда, чем ближе в сюжете Алан Мур подбирался к нашим дням, тем больше на него начинали давить авторские права — из-за использования тех же персонажей Вудхауса пришлось вовсе отказаться от издания «Чёрного досье» в Великобритании. Так что когда сюжет «Лиги выдающихся джентльменов» переносится во вторую половину XX века или в XXI век, многие герои, вроде с полдесятка Докторов из «Доктора Кто», показываются просто как прохожие.

Но Алан Мур всё же сумел протащить в свою историю немало персонажей, права на использование которых ему бы ни за что не дали. Он просто не использует их имена и делает так, чтобы их образы с лёгкостью угадывались. Так, например, в MI5 служили вообще все агенты 007: и книжный, и киношные — а самым младшим агентом был Остин Пауэрс. Финальным злодеем третьего тома «Лиги выдающихся джентльменов» и вовсе был Гарри Поттер, которого под прикрытием школы волшебства превращали в антихриста.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

В том, как Алан Мури извратил образ Гарри Поттера, отчётливо виднеется его неприятие современной культуры. Ему она кажется сильно поверхностной и окончательно коммерциализированной. Он чуть ли не напрямую через персонажей говорит, что со временем культура пришла в упадок.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

Экранизация самого подходящего для экранизации комикса Алана Мура

О кризисе современной культуры Мур судил и по адаптациям своих комиксов. Его бесило, что от его работ оставляли только визуальный стиль и общую фабулу, а сюжет заменяли на, как он считал, полнейшую ерунду без малейшей доли выдумки.

Я вывел теорию, что деньги обратно пропорциональны воображению.

Алан Мур

В экранизации «Лиги выдающихся джентльменов» Алана Мура особенно задевало то, что он считал эту свою работу самой пригодной для адаптации — и из неё сделали безликое и беззубое семейное кино.

Было время, когда я бы сказал, что если какую-то мою книгу можно успешно экранизировать, то это первый том «Лиги». Она и создавалась так, что её можно целиком снять, и получилось бы так же мощно, как в изначальной публикации.

Но это мы забываем о склонностях современного Голливуда — я уже просто не верю, что любая моя книга выиграет, если её переделают в фильм. Скорее всего, наоборот.

Алан Мур

Как же так получилось, что фильм настолько далеко ушёл от оригинала? В особенности, когда первую экранизацию работ Алана Мура, «Из ада», наоборот, стремились сделать даже ещё мрачней.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

Всё началось с того, что права на экранизацию выкупил продюсер Дон Мерфи — давний фанат комиксов Мура. Правда, он изначально намеревался сделать из этого сюжета летний блокбастер.

Это была блестящая идея Алана, объединить в комиксе этих персонажей. То, что они у него живут в одном мире — это же как если бы Человек-паук встретился с Суперменом! И в правовом смысле они — общественное достояние, это просто гениально.

Дон Мерфи

Поучаствовать в проекте пригласили Шона Коннери. И он согласился — после отказов от роли Морфеуса и Гэндальфа ему уже не хотелось терять шанс сыграть роль в потенциальном хите. Правда, у него было одно условие: он не будет играть наркомана.

Так как участие Шона Коннери гарантировало большие сборы, пришлось изменить сценарий — тем более, что проект и так постепенно двигался от рейтинга R к PG-13, чтобы охватить наибольшую аудиторию.

Но появилась ещё одна проблема: изначально сценарий был рассчитан на то, что все персонажи будут равноправными героями истории, как и в первоисточнике. Но Шон Коннери в роли Аллана Квотермейна автоматически перетягивал всё внимание на себя — на других звёзд подобного уровня бюджета попросту не хватало. Так что Квотермейна сделали главой Лиги и по сути центральным героем фильма. От первоисточника почти ничего не осталось.

Мстители по-викториански: гениальная «Лига выдающихся джентльменов» и её провальная экранизация

Съёмки пошли наперекосяк с самого начала. В первые же сутки режиссёр Стивен Норрингтон вусмерть разругался с Коннери: тот начал диктовать свои условия, а режиссёр просто не сумел всё удержать под контролем. За несколько недель до окончания съёмок все декорации и вовсе смыло самым сильным наводнением в Праге за последние полтора века. При этом на всех давили продюсеры, чтобы фильм выпустили точно в срок.

В конце концов, съёмки «Лиги выдающихся джентльменов» настолько всех измотали, что Шон Коннери решил закончить актёрскую карьеру, а Стивен Норрингтон перестал снимать кино.

Этот опыт многому меня научил: он заставил меня задуматься о шоу-бизнесе. Мне надоело иметь дело с идиотами. Пропасть между теми, кто понимает в кино, и теми, кто раздает бюджеты, расширяется. И в неё начинает течь дерьмо. Ты появляешься в фильме, а потом понимаешь, что режиссёр всё просрал.

Шон Коннери

В итоге, фильм вышел в прокат 11 июля 2003 года — в то время, когда всё ещё продолжался показ сверхуспешных «Пиратов Карибского моря». Хоть «Лига выдающихся джентльменов» сумела более чем в два раза отбить свой бюджет, это был провал, как творческий, так и финансовый.

Уже шесть лет регулярно идут толки о том, что Fox готовит сериал по мотивам «Лиги выдающихся джентльменов» — остаётся надеяться, что если его всё-таки снимут, то он будет гораздо ближе по духу к оригинальному комиксу. Произведение Алана Мура — вызывающее, жестокое, полное самых необычных сюжетных концепций. И оно явно достойно хорошей адаптации.

299299
118 комментариев