Казуо Исигуро «Не отпускай меня»: Обзор
Антиутопия про быстрое взросление, дружбу и любовь
Для начала скажу, что тут будут раскрыты сюжетные детали, так как без них полностью не получится поделиться мнением о прочитанной книге.
Итак, Казуо Исигуро — британский писатель японского происхождения. Поэтому и все действия происходят в Британии, и имена совсем не японские. И это в целом все, что нам надо знать про писателя. По крайне мере мне этого достаточно, мы тут про книгу разговариваем, а не про биографию писателя.
В центре истории Кэт, от лица которой и ведется повествование, и ее два близких друга Рут и Томми. Они воспитанники некоего учебного заведения Хейлшем.
В романе главная героиня Кэт предается воспоминаниям о том, как они были воспитанниками, затем, закончив обучение, отправились в около взрослую жизнь, и так далее. И тут у книги есть четкое разделение на три части: Хейлшем, и две части вне его.
Что имеется ввиду в этом романе под антиутопией. Воспитанники учебного заведения Хейлшем, это клоны, которых готовят к донорству. Правительство придумало вот такой способ лечить болезни, спасать жизни. Такая, немного типичная завязка для антиутопичной научной фантастики, но это только обертка, которая скрывает в себе историю взросления, в данном случае даже быстрого, так как отдавать свои органы надо будет уже совсем скоро.
Что-то большее про сюжет говорить уже не буду, так как немного интересного для вас оставить надо бы, если решите прочесть данный роман. Больше хочется рассказать о персонажах, их поведении и поступках.
В первой части книги, где действия происходят в Хейлшеме, Кэт, Рут и Томми еще дети и потом подростки. Все действия очень детские и подростковые. Плюс попытки узнать, почему они все живут и учатся здесь, почему им нельзя покидать территорию училища, тоже играют свою роль в их конечном поведении.
Но дальше, когда главные герои покидают Хейлшем, они в целом не очень то и меняются. На протяжении практически всей истории Кэт, Рут и Томми ведут себя как подростки, делая все так, чтобы жизнь свою, даже короткую, прожить крайне глупо в плане своих дружеских и любовных взаимоотношениий.
Между Кэт и Рут часто происходят ссоры по мелким и не очень причинам. Но дружба крепка, держатся друг за друга. И вот, казалось бы, осознание того, что жизнь их коротка, в какой-то момент их отправят на органы — это должно внести ясность, что ссоры бессмысленны, но они все равно происходят; и вне зависимости от возраста, все выглядит очень глупым.
Томми долгое время ощущается лишним колесом. И кажется, что он есть только для того, чтобы происходили те или иные события. В третьей части книги воспринимается он уже лучше, живее, так как до этого он кажется человеком, который не может нормально решить за себя сам.
Еще немного про главную героиню, Кэт, она же повествовательница истории. Перед читателем она постоянно пытается оправдаться, и как раз таки оправдывается за разные действия со своей стороны, за действия своих друзей. Будто бы ей постоянно стыдно. И это уже влияет на само чтение, так как это может в какой-то момент начать раздражать.
И если уж говорить про повествование, то тут развитие самой истории, а точнее погружение в то, как работает этот мир, интересно.
Автор через главную героиню дает информацию маленькими кусочками. И читатель постепенно начинает понимать, что к чему, также, как и дети, которые жили в Хейлшеме.
Со стороны может показаться, что такое погружение затянуто, но это уже хорошо работает ближе к концу романа.
Ужас и отвращение от такого мира читателя настигает также постепенно. Но механизм работы всего этого клонирования, донорства, это хорошие фон и почва для рефлексии персонажей (и читателя тоже), и того, как и кем они ощущают себя в этой жизни.
Хорош ли роман? Да. Это не стопроцентное "вау", но считать зря потраченным временем не буду.
А вот рекомендовать ли к прочтению вам? Здесь ответить я затрудняюсь.