Он точно мастер?

Рецензия на книгу Ясунари Кавабаты «Мэйдзин»

Он точно мастер?

Согласно аннотации, в основу книги легло реальное историческое событие - растянувшаяся на полгода партия игры в го между престарелым мейдзином (мастером) и относительно молодым игроком.

История рассказывается от лица журналиста, который освещает данное событие. Он будет постоянно комментировать происходящее, делиться мыслями о поведении участников и пару раз даже примет активное участие в парочке значимых для партии событий. В некоторых главах журналист будет зарисовывать расположение камней на игральной доске.

Такой подход позволяет постепенно знакомить читателя с самой игрой в го, окружающими её традициями и правилами, а также двумя участниками - мейдзином Хонъимбо Сюсаем, который в силу возраста играет свою прощальную партию, и молодым талантливым игроком Отаке.

Взаимоотношения между игроками являются центральной темой произведения. Журналист пытается разобраться, о чём может думать каждый из них. Постоянно будут возникать ситуации, позволяющие по-разному взглянуть на участников партии. Правда мне, как человеку слабо знающему японский менталитет, поведение героев временами кажется дурацким или попросту капризным. Например, Отаке захочет бросить партию, потому что один раунд хотят перенести на день раньше.

Кроме того, из-за незнания правил игры в го и японских тадиций, некоторые моменты показались мне весьма спорными. Так, обладатель титула мейдзин является лучшим игроком в го. Однако, во-первых, не все проигрыши мейдзина ведут к потере титула, а, во-вторых, с некоторыми игроками мастер может просто не хотеть играть, тем самым удерживая свой титул потому что не встречается с сильными соперниками. Принимая во внимание данные исключения, не получается до конца поверить в то, что Хонъимбо Сюсай является лучшим игроком в го. Мне показалось, что значительная часть уважения к старому мастеру держится не на его навыках, а на самом титуле и почтенном возрасте.

"Судзуки в молодости обыграл мейдзина, когда тот дал ему фору, и мейдзин избегал играть с ним на равных, о чем тот очень жалел"

Кроме того, повествование постоянно прыгает по хронологии. История начинается с конца и уже во второй главе расскажут о том, кто выиграл. Наверное, в Японии все знают имя победителя, но для незнакомого с японской историей читателя такой подход убивает интригу. Особенно при том, что игроки держатся на равных примерно до сотого хода (2/3 произведения).

Итак, перейдём к итогу. У меня остались смешанные эмоции от истории. С одной стороны, наблюдать за поведением игроков было интересно, а с другой - "детские" капризы и описание ходов, в которых я ничего не смыслю, вызывали ощущение растягивания происходящего.

Соответственно, я рекомендую хотя бы поверхностно изучить правила игр в го, прежде чем браться за прочтение произведения Ясунари Кавабаты "Мэйдзин".

9
1
Начать дискуссию