Дом на болотах — Зои Сомервилл — погружение в мрачное прошлое в английской глуши

Изображение Яндекс Книги (бывший Букмейт)
Изображение Яндекс Книги (бывший Букмейт)

Слушал аудио. Читает Мария Орлова (в ее исполнении знакомился с Эклиптикой — Бенджамина Вуда), мне нравится ее прочтение, но первые главы в этой книге звучат напряженно, истерично, надрывно и будто простужено, такова гг — Мэлори — женщина с кризисом среднего возраста, неудачница и неумеха с кучей проблем, поэтому уместно, далее, в зависимости от ситуации и поворотов истории, голос меняется — самое то! Отлично!

О чем?

Дом — сугубо английская современная проза, семейная сага, исторический роман, немного психологический и мистический триллер (мистика тут — плод воспаленного ума и болотного воздуха... или же нет?).

Мэлори, потерявшая родителей, находит в бумагах, данных отцом, фотографию дома на болотах в Норфолке. Очередной скандал с мужем-тираном, и вот она забирает маленькую (8 лет, об этом говорится гораздо позже, тут вообще возраст, время и даты — часть недосказанности в угоду истории) дочку, собачку, собирает вещи и решается — сейчас или никогда! И из Лондона попадает в Норфолк в канун Рождества, где и стоит тот самый Дом на болотах, выстроенный из обломков кораблекрушения.

Как этот дом связан с ней? До последнего женщина не находит ответа, но погружается в безмятежное, а затем и страшное прошлое 1930-ых годов, знакомится с героями тех лет на страницах найденных дневников, встречает живших в то время жителей деревни, сталкивается с чертовщинкой и никак не может решить проблемы насущные — она плохая дочь, жена, непутевая мать и вообще неудачница с психическими проблемами. И зачем она приехала сюда, да еще и притащила дочь, испортив той праздник?!

Как?

Рассказ больше не о современности (не сразу становится понятно, что это 1960-ые, видите ли, время в глуши шагает столь медленно, будто ничего не меняется), больше времени уделяется другой героине — Розмари Райт, которая жила здесь тридцать лет назад. Мэлори находит ее дневники, те захватывают ее, а заодно и нас, реалии путаются с прошлым, фантазиями (или же откровениями — уж правдивыми ли или сублимацией неведомой девушки, которая, возможно, все выдумала?). Чувство химеры нарастает, все перемешивается и оторваться невозможно!

Дискретная подача, элементы семейной саги, мизанабим, жуткая, холодная и одинокая атмосфера, ненавязчивый исторический экскурс — все на месте. Роман хороший — в подаче и структуре, в финальном твисте и обилии драмы.

Стоит упомянуть про Розмари — деревенскую девчонку-изгоя, которая обрела счастье, потом многое потеряла и многого натерпелась и после убила (так или иначе) всех тех, кого любила.

В юности она встретила мальчика из аристократической семьи, приезжающей в местную усадьбу на отдых. Фрэнклин вскружил ей голову (впрочем, как и его прогрессивная сестра, Хильде). Конечно, парень оказался сущим подонком, а семейство Лаферти сторонниками Освальда Мосли — основателя британского фашизма.

История семьи Лаферти почти 1 в 1 списана с героев Ивлина Во — Возвращение в Брайдсхед, только гг в последней — парень, которого поразили эксцентричные брат и сестра и удивительное имение. Та же религиозная леди-матриарх во главе семьи, проницательность и высокомерие сестры, взбалмошный и харизматичный братец. И, разумеется, драма (в Брайдсхеде все заканчивается где-то посередине, а в Болотах — заходит куда дальше).

Такой репетатив — не плохо (если не знакомы с Брайдсхедом), но и не хорошо в данном случае, потому что вторично.

Герои вызывают те чувства, которые и должны вызывать. Мы им сопереживаем, верим и хотим пройти с ними рука об руку до самого конца.

Сюжет закручен, но уже на середине мы начинаем обо всем догадываться, история герметичная и совершенно не детективная, поэтому на общие ощущения это никак не влияет.

Язык

Довольно хороший, но былкание и то, как некто смотрит своими такими-то (определение) глазами, стоит в этом своем платье и что-то делает своими руками — этого простить не могу.

Красивых метафор и описаний — достаточно, текст высокохудожественный.

Повествование от третьего и первого лица.

Оценки

Задумка/Исполнение — 5

Сюжет — 4,5

Герои — 5

Язык — 4 с минусом

Прочтение — 5

Общая: 4,5

44
Начать дискуссию