"Чёрный Жук. Выхода нет": когда детектив > супергероики

Супергеройский нуар невероятно притягателен. Герои в масках, такие как Паук или Тень, десятилетиями не сходят со страниц комиксов. Однако на отечественном рынке рисованных историй палп-персонажи появляются достаточно редко. Можно вспомнить линейку "Древние Комиксы" от издательства "Alpaca", в которой иногда выходят первые приключения легендарных вигилантов. Но был в России и пример полностью вышедшей серии комиксов о маске. Речь идёт о "Чёрном Жуке" Франческо Франкавиллы, изданном на русском "Белым Единорогом".

Отрывок обложки комикса "Чёрный Жук. Выхода нет"
Отрывок обложки комикса "Чёрный Жук. Выхода нет"

Комиксы о Чёрном Жуке вышли в двух книжках с подзаголовками "Выхода нет" и "Kara böcek". Сегодня поговорим только о первой. В её состав входят две истории: ван-шот "Ночная вахта" и, собственно, лимитка из четырёх номеров "Выхода нет". В широком смысле "Чёрный Жук" – это коктейль, в котором смешаны нуар, супергероика и детектив. Но если бы не одна важная деталь, то сюжет об очередном вигиланте попросту затерялся бы среди себе подобных: комикс работает благодаря Франческо Франкавилле, его таланту художника и рассказчика.

"Ночная вахта" выступает прологом к основным событиям. В лучших традициях палп-супергероики действие открывается нацистами, ищущими некий таинственный артефакт. Ван-шот отлично справляется с введением читателя в новый для него лор: Чёрный Жук блистает, а отряд нацистов получает занимательную предысторию. Да и сквозной сюжет, который красной нитью будет проходить через лимитку, берет своё начало именно здесь. Однако по-настоящему увлекательная история ждёт впереди.

Да, нацисты на верто-ранцах – это довольно занимательное начало истории
Да, нацисты на верто-ранцах – это довольно занимательное начало истории

Итак, Чёрный Жук, аки Бэтмен охраняет покой своего родного города, коим является Кольт-Сити. Сюжет "Выхода нет" берёт своё начало с гибели двух местных криминальных семей. Первый выпуск лимитки уделяет большое внимание детективной линии. Жук использует различные гаджеты для слежки, изучает досье и ведёт собственное расследование. Подобный подход к подаче истории сохранится и в следующих номерах. Да, место экшену тоже найдётся. Но "Чёрный Жук" не про эпичные битвы и перестрелки (хотя они здесь и имеются). "Чёрный Жук" – это совсем другая супергероика.

Комикс Франческо Франкавиллы подкупает именно детективной составляющей. Медленной, вдумчивой, постепенно складывающейся из мелких деталей в объёмную картину произошедшего. За четыре номера мы ничего не узнаём о личности Чёрного Жука, но при этом понимаем, как он ведет свои расследования. Он умён и скрытен, не вступает в бой ради боя, всегда аккуратен и вооружен. Франкавилла поставил во главу угла детектив, а потому в финале читатель ждёт не эпичной схватки героя и злодея, а скорее раскрытия всех тайн. Да, именно так. "Чёрный Жук" – это скорее супергеройский детектив, нежели детективная супергероика.

Перед вылазками Чёрный Жук внимательно изучает местность
Перед вылазками Чёрный Жук внимательно изучает местность

Однако не забывает Франкавилла и о глобальной истории. Основное расследование изредка прерывается на сквозной сюжет. Интермедии и эпилог на миллиметры продвигают действие, показанное в "Ночной вахте". Эти вставки позволяют отвлечься, немного передохнуть от розыскных мероприятий Жука. Довольно интересный задел на будущее в финале прилагается.

Что интересно, "Чёрный Жук" – максимально таинственный и закрытый от читателя комикс. Мы не только не знаем альтер-эго супергероя, но также мало осведомлены о Кольт-Сити, значении и важности Полой Ящерки и таинственных людях, охотящихся за ней. С точки зрения вовлечения читателя это, разумеется, интересный ход. После прочтения последнего выпуска "Выхода нет" остаётся ощущение незавершённости. Хочется узнать ответы на все вопросы, а не только на один из них. Может, завесу тайны приоткроет "Kara böcek"?

Образ Жука вышел довольно оригинальным, пусть и отсылающим на других супергероев
Образ Жука вышел довольно оригинальным, пусть и отсылающим на других супергероев

Если за отлично рассказанный супергеройский детектив нам стоит похвалить Франческо Франкавиллу как сценариста, то за нуарный рисунок и кинематографичность его стоит превозносить уже как художника. Киношность здесь видна во всём: постановка кадра, стилизованные под постеры обложки и эпичные развороты. В дополнительных материалах книги есть заметка о том, что при изображении драк Франческо консультировался со своим другом, экспертом по боевым искусствам, работавшим в Голливуде. Там же имеются эскизы, позволяющие больше узнать о процессе создания боевых сцен.

Отдельное внимание стоит уделить цветовой гамме комикса. Страницы выполнены с преобладанием определенного цвета: красного, синего, чёрного и ещё нескольких других. Такой микс создаёт особенную стилистику, будто играющую с палитрой определённых оттенков. Всё это делает рисунок Франкавиллы узнаваемым и индивидуальным. А "Чёрный Жук" при этом получает третий важный ингредиент своего коктейля – нуарный визуал.

Полая Ящерка так и осталась загадкой
Полая Ящерка так и осталась загадкой

"Чёрный Жук. Выхода нет" – пример грамотного сочетания детектива и классической супергероики в нуарной обёртке. Пожалуй, самое удивительное в этом комиксе то, что за его созданием стоит один человек – Франческо Франкавилла. Автор, который всем сердцем любит палп-журналы, решает воспроизвести их мотивы с оглядкой на современность. И как же хорошо, что его эксперимент добрался до читателей. Пускай и только в двух томах.

Спасибо, что обратили внимание на эту статью. Также заходите в мой телеграм, там найдутся и другие заметки.

Читайте также другие статьи цикла "Комиксный Дозор":

А также другие материалы:

66
11
Начать дискуссию