Толкин как бы говорит читателю: «Нет, приятель. Ты можешь. Ты тоже способен бороться со злом».Только у Толкиена Фродо (который действительно образ вполне обывательский) в итоге терпит поражение. Кольцо Всевластия уничтожает не он — а Горлум, персонаж вроде бы сугубо отрицательный, и не из высоких побуждений. И в этом амбивалентность добра и зла, от которого ты почему-то хочешь Профессора избавить. Не был он, конечно, примитивным морализатором, который просто расчерчивал мир на плохое и хорошее.
А в середине прошлого века, в тот момент, когда стали по-научному истребляться десятки миллионов людейМне кажется что ты какие-то штампы повторяешь здесь, не то чтобы это самостоятельно прожитая тобою мысль. Никакие расовые теории нацистов, развернувших промышленную инфраструктуру по уничтожению не людей, не были научными. Напротив нацисты как раз обращались к "традиционным ценностям", к гиперборее, которую мы потеряли, или старой-доброй формуле Gott mit uns, выбитой на пряжках солдат верхмахта. Характерная черта фашизма во всем разнообразии его проявлений — это антиинтеллекутализм, антинаучность, склонность видеть в академии врагов и пятую колонну.
Толкин, этот католик-ретроград, который предложил европейской культуре вернуться к своим корням: к старой-доброй сказке.Легко заметить, что есть большое расстояние между народными сказками и авторскими. Генезис народных сказок связан с архаическими практиками инициациями (поэтому там всегда герой отправляется в какой "иной" мир, переходит границу и т.д.). Авторская сказка, высокое фэнтезис, которое принято отсчитывать с Толкиена, устроено иначе, оно переосмысляет сказку и использует ее материал. Но говорить что Толкиен "просто вернул старую-добрую сказку" — это значит сильно упрощать дело, понижать разрешение картинки настолько что все превращается просто в квадратики.
По поводу Фродо - я вроде как пояснил: кольцо уничтожает не он лично, но если бы не его снисходительность (читай, добро) по отношению к Голлуму, то кольцо так бы и не было расплавлено в том походе. Вот в чём идея !
Что касается нацистов, то это действительно сложный вопрос. Безусловно, к реальной науке их концепции не имели никакого отношения. Но всю свою безумную эзотерику они старательно пытались обернуть в научную форму, придать ей строгий и формальный вид. Впрочем, сами же от своих принципов регулярно отступали (сотрудничая с «унтерменшами»), но это другая тема.
Толкин как бы говорит читателю: «Нет, приятель. Ты можешь. Ты тоже способен бороться со злом».Только у Толкиена Фродо (который действительно образ вполне обывательский) в итоге терпит поражение. Кольцо Всевластия уничтожает не он — а Горлум, персонаж вроде бы сугубо отрицательный, и не из высоких побуждений. И в этом амбивалентность добра и зла, от которого ты почему-то хочешь Профессора избавить. Не был он, конечно, примитивным морализатором, который просто расчерчивал мир на плохое и хорошее.
А в середине прошлого века, в тот момент, когда стали по-научному истребляться десятки миллионов людейМне кажется что ты какие-то штампы повторяешь здесь, не то чтобы это самостоятельно прожитая тобою мысль. Никакие расовые теории нацистов, развернувших промышленную инфраструктуру по уничтожению не людей, не были научными. Напротив нацисты как раз обращались к "традиционным ценностям", к гиперборее, которую мы потеряли, или старой-доброй формуле Gott mit uns, выбитой на пряжках солдат верхмахта. Характерная черта фашизма во всем разнообразии его проявлений — это антиинтеллекутализм, антинаучность, склонность видеть в академии врагов и пятую колонну.
Толкин, этот католик-ретроград, который предложил европейской культуре вернуться к своим корням: к старой-доброй сказке.Легко заметить, что есть большое расстояние между народными сказками и авторскими. Генезис народных сказок связан с архаическими практиками инициациями (поэтому там всегда герой отправляется в какой "иной" мир, переходит границу и т.д.). Авторская сказка, высокое фэнтезис, которое принято отсчитывать с Толкиена, устроено иначе, оно переосмысляет сказку и использует ее материал. Но говорить что Толкиен "просто вернул старую-добрую сказку" — это значит сильно упрощать дело, понижать разрешение картинки настолько что все превращается просто в квадратики.
Спасибо за мнение !
По поводу Фродо - я вроде как пояснил: кольцо уничтожает не он лично, но если бы не его снисходительность (читай, добро) по отношению к Голлуму, то кольцо так бы и не было расплавлено в том походе. Вот в чём идея !
Что касается нацистов, то это действительно сложный вопрос. Безусловно, к реальной науке их концепции не имели никакого отношения. Но всю свою безумную эзотерику они старательно пытались обернуть в научную форму, придать ей строгий и формальный вид. Впрочем, сами же от своих принципов регулярно отступали (сотрудничая с «унтерменшами»), но это другая тема.