"Бэтмен. Год первый": суровый Готэм и его неидеальные герои

Богатый наследник Брюс Уэйн возвращается домой. Лейтенанта Джеймса Гордона переводят на новое рабочее место. Разные судьбы, разные взгляды на борьбу с преступностью и совершенно разные причины прибытия в город неумолимо сводят их вместе. Объединяющая героев жажда справедливости проводит их через саму тьму, осевшую на улицах Готэма. Да, впереди у них довольно тяжёлый год.

Отрывок обложки графического романа "Бэтмен. Год первый"
Отрывок обложки графического романа "Бэтмен. Год первый"

В конце восьмидесятых DC Comics решили дополнить ориджины своих основных персонажей, дабы осовременить их для новых читателей. Начало этому было положено в печатавшемся тогда "Кризисе на Бесконечных Землях" Марва Вулфмена и Джорджа Переса. Масштабный кроссовер установил единую Вселенную DC, открыв для авторов дорогу новых возможностей. Истории многих героев ждал реткон. Так Джон Бирн взялся за Супермена, подарив читателям серию "The Man of Steel". Лимитка из шести выпусков затронула важные моменты жизни Кларка Кента, в общем и целом являясь краткой биографией его ранних лет.

За переосмысление происхождения Тёмного рыцаря взялись сценарист Фрэнк Миллер и художник Дэвид Маццукелли. Никакой красочной супергероики. Пугающе реалистичный Готэм, персонажи, имеющие тёмную и светлую стороны, и, конечно, Бэтмен, чьи вылазки тяжело истязают ещё неопытного вигиланта. Первоначально сюжет выходил в рамках основного онгоинга "Batman" в выпусках #404-407. Однако Миллер и Маццукелли всегда видели историю непрерывным графическим романом. После издания полного собрания можно сказать, что видение авторов наконец получило должное воплощение.

О неубиваемости Бэтмена здесь речи не идёт
О неубиваемости Бэтмена здесь речи не идёт

Если попытаться коротко описать "Год первый", то это должно звучать примерно так: "Реальный мир слишком суров для супергероев". Комикс с первых страниц обозначает двух главных действующих лиц – Брюса Уэйна и Джеймса Гордона. Для большего раскрытия характеров персонажей используется зеркальное повествование. Однако, что ещё более важно, читателя встречает именно Готэм – суровый и негостеприимный город.

Готэм является важной составляющей "Года первого" без которого комикс, скорее всего, не мог появиться на свет. Брюс Уэйн видит защиту города своим предназначением, Джеймс Гордон – наказанием. Миллер нередко описывает "местный Нью-Йорк", и из этих заметок о различных местах складывается весьма мрачная картина. Какие-то территории удерживает мафия, повсюду расцветает беззаконие, проституция и наркоторговля. И все это под бдительным присмотром коррумпированных чиновников и полиции.

Готэм Миллера и Маццукелли – место, куда бы вы никогда не захотели поехать
Готэм Миллера и Маццукелли – место, куда бы вы никогда не захотели поехать

Именно в таком городе оказываются Уэйн и Гордон, чьи принципы никак не сходятся с местными обычаями. Супергерои нередко выступают моральными компасами без толики серости в характерах. Миллер решил немного поэкспериментировать с формой. В результате получился двадцатипятилетний Бэтмен, попытки героизма которого нередко приводят к ужасным последствиям. "Год первый" показывает не беспринципного манипулятора с решением любой проблемы на руках, а неопытного парня с юношеским максимализмом. Он попадает в ловушки, получает ранения, ошибается. Но все это он делает с искренней верой в то, что сможет изменить Готэм, дать его жителям шанс на лучшую жизнь.

Не обошёл стороной Миллер и образ Гордона. Да, он всё ещё честный и беспринципный коп. Но распространяются ли его принципы на семейную жизнь? Казалось бы, измена – довольно примитивный приём. Но сколько глубины он позволяет добавить Джеймсу. Будущий комиссар предстаёт уставшим, запутавшимся мужчиной, который практически всё время проводит на своей работе. На протяжении всей истории его заставляют гоняться за Бэтменом. И в ходе этой погони Гордон переосмысляет свою жизнь и своё отношение к линчевателю. Миллер мастерски подводит героев к мысли, что для эффективной борьбы с преступностью им необходимо объединиться. И главная прелесть в том, что у данной идеи есть осознанный бэкграунд, исключающий любое другое развитие событий.

Гаджеты Бэтмена также приближены к реальности, и никаких фантастических приблуд на страницах так и не появится
Гаджеты Бэтмена также приближены к реальности, и никаких фантастических приблуд на страницах так и не появится

"Год первый" даёт новую жизнь и ряду других персонажей. Например, свой путь в качестве Женщины-кошки здесь начинает Селина Кайл. Её прошлое также прошло через призму мрачного реализма, что, к слову, DC позже повторно отретконили. Появляется также Харви Дент, Кармайн Фальконе и ряд других персонажей из лора Тёмного рыцаря. Тем не менее комикс практически игнорирует масштабную галерею врагов Бэтмена. В истории нет как такового даже главного злодея. И на это есть своя причина.

Существует принцип: "Супергерою нужен суперзлодей". Его архивраг, делающий историю более понятной, а конечную цель – достижимой. Миллер смачно плюёт на этот принцип, показывая не столько борьбу героя со злом, сколько его попытку ужиться в нём. "Год первый", как ни странно, рассказывает о первом году Брюса Уэйна в качестве Бэтмена, а Джеймса Гордона – полицейского Готэма. Графический роман посвящён изучению ими города, пониманию действующих здесь законов и их заявлений преступному миру о скорых переменах. Косвенно данный тезис подтверждается финальной сценой комикса, где Гордон сообщает о появлении в Готэме Джокера.

Селина Кайл получила, пожалуй, самое кардинальное переосмысление предыстории
Селина Кайл получила, пожалуй, самое кардинальное переосмысление предыстории

Атмосфера мрачного реализма не была бы такой правдоподобной, если бы не рисунок Дэвида Маццукелли и цвет Ричмонд Льюис. Проделанная ими работа более чем восхитительна. Улочки Готэма, полные грязи. Образы Бэтмена, страдающего от ранений, и Гордона от депрессии. Общее ощущение какой-то тоски на каждой панели. Маццукелли акцентирует внимание на мимике персонажей там, где развивается драма, и делает повествование динамичным боевиком в экшен-сценах. Некоторые панели и вовсе поставлены так, что их хочется увидеть в кино.

"Год первый" больше походит на криминальный триллер, чем на классический супергеройский сюжет. И, возможно, именно такой подход к истории позволил увековечить графический роман. Его влияние распространилось не только на будущие комиксы, но и на последующие экранизации сюжетов о Бэтмене. И это немудрено. Спустя почти сорок лет работа Миллера и Маццукелли остаётся актуальной и понятной читателям. А большей награды для творчества, чем проверка временем, придумать сложно.

Спасибо, что обратили внимание на эту статью. Также заходите в мой телеграм, там найдутся и другие заметки.

Читайте также другие материалы:

1515
1 комментарий

Комментарий недоступен

1
Ответить