Рецензия на "Амулет Самарканда" Джонатана Страуда

Рецензия на "Амулет Самарканда" Джонатана Страуда

Недавно в одной из подборок фэнтези-книг на DTF обратил внимание на «Амулет Самарканда». Описание меня заинтересовало, а один из комментаторов и вовсе написал, что вся трилогия Страуда незаслуженно обделена вниманием в России. Я бы, конечно, так не сказал — на Лайвлибе больше 300 рецензий и 7000 прочитавших, — но тем больше было моё удивление, потому что я о ней даже не слышал. А ведь она написана в 2003 г., так что за 20 лет могла бы и где-нибудь попасться на глаза, но нет.

Я постарался не спойлерить и обходиться общими фразами, но где-то все равно подсвечиваю сюжет, поэтому продолжайте читать на свой страх и риск.

«Амулет Самарканда» — открывающия книга «Трилогии Бартимеуса« про юного волшебника Натаниеля и джинна Бартимеуса. Вообще, это подростковое фэнтези, я его не так часто читаю, но, например, »Хроники хищных городов» мне в своё время понравились.

Я заведомо не обращал внимания на изъяны, присущие жанру — наивность повествования, плосковатый юмор, некоторую прямолинейность общего повествования. В конце концов, я знал на что шёл — мне и было нужно незамысловатое чтиво на несколько вечеров про волшебство, дружбу, любовь, какие-то прописные истины. Поэтому эти моменты я даже упоминать не буду.

Действие разворачивается в альтернативной реальности — на самом деле, в достаточно интересно описанном мире, — где люди делятся на волшебников и простолюдинов (маглов); причём волшебники здесь скорее заклинатели демонов (варлоки/колдуны в терминологии ВоВа), т. е. их сила заключается в способности вызывать и контролировать джиннов, ифритов, бесов и прочую фауну, на которую автор вдохновился египетским и ближневосточным фольклором.
Прочая атрибутика соответствующая — пентаграммы, благовония, амулеты и талисманы, сложные формула заклятий призыва и подчинения демонов.

Рецензия на "Амулет Самарканда" Джонатана Страуда

Тем временем, это мир ненависти — волшебники и простолюдины взаимно презирают друг друга, джинны ненавидят волшебников за призыв и порабощение, волшебники ненавидят и не доверяют друг другу, а джинны для них опасный инструмент, который может при неосторожности убить хозяина.
Нет, это ни разу не дарк-фэнтези и не намек на какую-то магическую антиутопию, а описание мира и вовсе бойко и задорно подаётся через монологи одного из главных героев, но в целом картинка мира мрачная.

Главный герой — юный волшебник с печальной судьбой. В детстве от него отказались родители, после чего его взяла на попечение супружеская пара лондонских чиновнико-волшебников по государственной программе домашнего воспитания юных магических дарований. Любви в доме нет, наставник — капризный тиран и сухарь, режим дня суровый, а единственная отдушина — добросердечная, но пассивная жена наставника.
Да я знаю, что описание про обиженного, угнетаемого, но талантливого мальчика-волшебника, который живет в Лондоне, что-то напоминает, но нет — далее сходств с Поттером не будет. Хотя подозреваю, что автор все равно был под впечатлением от цикла Роулинг, как-никак к тому моменту уже вышел Орден Феникса.

Вся сюжетная линия строится вокруг того, что Натаниэль вызывает могущественного джинна, чтобы отомстить другому магу-обидчику, а заодно доказать всем — в первую очередь наставнику, — на что он способен. Да, то есть изначальная мотивация героя — это чувство мести и честолюбия.
Джинн по имени Бартимеус — второй главный герой, от лица которого будет идти повествование. Типичный плут и язвительный трикстер, постоянно совершает невозможное и хитростью выходит из, казалось бы, безнадежных ситуаций сухим из воды. Он ненавидит волшебников, в том числе Натаниеля, но делает небольшую скидку на его возраст и талант к магии. А также он главный источник юмора и всех шуток в книге.

События развиваются динамично, это мне понравилось. Никаких провисаний и моментов, где я бы зевал, не было; всегда что-то происходит. Информация о мире подаётся понемногу, но регулярно, поэтому перегруза информацией точно не будет.
Очень понравилось, что события попеременно описываются с точки зрения джинна и мальчика, причем не как обычно бывает, просто глава за главой. А зачастую в рамках одной главы точка зрения перемещается на другого героя. Это очень сильно дополняет картинку происходящего и помогает понять разницу между героями.

Рецензия на "Амулет Самарканда" Джонатана Страуда

Тем не менее, по мере прочтения, несмотря на динамизм и хорошую композицию, книга меня стала меня разочаровывать:
изначально я ожидал, что это будет история дружбы, когда бывшие враги преодолевают разногласия и становятся товарищами. Но нет, джинн помогал, только потому что боялся наказания, а мальчик до самого конца обращался с Бартилимеусом, как с рабом.
Не было и социальной истории — даже оказавшись на улице, мальчик не проникнулся сочувствием к простолюдинам, а всё также их презирал, хотя в книге есть постоянные отсылки к Сопротивлению, но эта линия никак не развивается.
В какой-то момент я уж было подумал, что это история падения, как, например, в недавно просмотренном приквеле «Голодных игр» про Кориолана. Как жестокий мир заставляет парня пустить свой талант не в то русло, забыть о крохах совести, поддаться дурным амбициям и стать хуже, чем его обидчики.

Но, увы — нет, нет и нет. Натаниель не вызывает отторжения — он умный, талантливый, целеустремленный, но остается все таким же мстительным и честолюбивым до самого конца. Он добивается своей цели — доказать, что он не пустое место, но сам никак не меняется. Всё на что его хватает в финале — проявить минимальную порядочность и выполнить условия сделки с джинном, хотя делает это он и не без раздумий. Джинн тоже просто уходит со сцены, как будто его и не было.

В заключение, скажу, что книга неплохая в своем жанре — читать её в целом интересно, есть дуэт персонажей, есть интересный мир, нетипичные отсылки к ближневосточной мифологии, но, чем дальше, тем хуже, и развязка меня расстроила.
Возможно, всё, что я хотел увидеть, будет в следующих двух книгах, а «Амулет Самарканда» — лишь большая вводная часть. Но тогда в этом и беда, что читать 450 страниц только, чтобы осознать, что это было всё, условно говоря, введение — не очень вдохновляюще.
Возможно, трилогия вообще про джинна, не зря же называется его именем, а самое интересное впереди. Но опять-таки, в первой книге ничего такого не чувствуется.
Честно говоря, пока даже и не знаю, продолжать чтение трилогии или нет. Вполне допускаю, что трилогия, как именно синергия из трех книг подряд, может быть очень достойной. В конце концов, не зря же она была лауретом какой-то там мифопоэтической премии в 2006 году.
Но конкретно отдельно взятая певая книга пока что оставила у меня скорее умеренно-негативное впечатление.
#фэнтези #чтение #книга

3232
20 комментариев

Хорошая трилогия, читалось на волне трилогии Пулмана. Нравилась от книги к книге все больше, сама история становилась взрослее. Концовка трилогии хороша.

Именно начало мне показалось немного затянутым, рекомендую ознакомиться с остальными книгами.

6
Ответить

концовка шик, да) спустя 10+ лет её помню

2
Ответить

Знаем мы эти самаркандские амулеты.

4
Ответить

Вся трилогия отличная, в своей время прочитал с удовольствием, хотя обычно подростковая литература не моë. Никакого разочарования после прочтения первой книги не испытал, наоборот, захотелось прочесть трилогию до конца.

Единственный недостаток, который помню, - начало довольно среднее и главное - не отвалиться на первых страницах 100.

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Но пиара не было в отличие от Кричащей лестницы и прочей серии.

Ответить