"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Роман Фёдора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" знаком кому-то со школьной скамьи, а кому-то, как и мне - со студенческих лет. Это - одно из самых сложных для восприятия произведений русской литературы, которое позиционируется как социально - психологический и философский роман. По его сюжету молодой студент - типичный мизантроп - по имени Родион Раскольников живёт в Петербурге в крошечной каморке, с которой его пытаются выгнать из-за отсутствия гроша в кармане. В те годы XIX века ростовщичество являлось вполне обыденным явлением, и поэтому Раскольников тоже решил попытать счастья, направляясь к процентщице Алёне Ивановне. Но, узнав много нелестных вещей о ней, Родион сходит с ума и в итоге решает ее укокошить. Но только ли об этом повествует роман Достоевского? Давайте разбираться!

На самом деле, одной линией убийства старухи-процентщицы роман "Преступление и наказание" далеко не ограничивается. Помимо судебных разбирательств, в книге присутствуют и другие важные персонажи истории, судьба которых сводит с Родионом Раскольниковым. С первых же страниц упоминаются и Настасья, кухарка дома, в каморке которого этажом выше поселился Раскольников, и Прасковья Павловна, хозяйка дома, приютившая Родиона за определённую плату у себя, и семья Раскольникова, состоящая из матери - Пульхерии Александровны - и сестры Авдотьи (Дунечки). По отчеству Авдотьи читатель узнаёт имя и биологического отца главного героя - Роман - но о нём ничего не известно.

Авдотья (Дуня) Раскольникова, сестра Родиона
Авдотья (Дуня) Раскольникова, сестра Родиона

Настасья исполняет обязанности кухарки и даже личной "няньки" Родиона Раскольникова - когда тот явно страдал глубокой депрессией и доходил до беспамятства, бледнел - она беспокоилась о нём и приносила юноше еду и убиралась в его каморке. Также именно Настасья передала Раскольникову от почтальона письмо его матери, в котором упоминался пятый действующий персонаж романа - помещик Свидригайлов. Далее роман знакомит нас с семьёй и титулярного советника XIX века - Семёна Захаровича Мармеладова, его супругой Катериной Ивановной, тремя детьми - Полиной, Колей и Лидочкой - Лёней и их сводной сестрой Соней, вынужденной зарабатывать на жизнь самым омерзительным способом, выступая в роли «жрицы любви».

На самом деле, роман Фёдора Михайловича Достоевского сложен и многослоен. Почему так получилось? Давайте обратимся к истокам замысла "Преступления и наказания". Итак, на дворе был 1865 год XIX века - то самое время, когда русское общество претерпевало значительные социальные изменения: четырьмя годами ранее упразднили, наконец, крепостное право, помещики разорились, появилось много свободной рабочей силы, нужно было как-то выживать в сложившихся суровых условиях, двигать прогресс науки и техники, развивать экономику, транспорт, медицину и иные жизненно важные сферы общества.

Понятие "знать" как происхождение сословия было заменено другим высоким статусом - у кого денег больше, тот и живёт лучше. И неважно, каким способом человеку досталось его богатство. Так что, заключения браков корыстных целей ради или воровство были в те времена обыденным явлением. Также стоит обратить внимание и на то, что лето 1865 года, когда Достоевский начал писать свой роман, выдалось аномально жарким - по данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию), и дождя не было в Петербурге уже целую неделю. Именно с указания необычайно жаркой погоды 1865 года и начинается роман "Преступление и наказание": «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…».

Родион Раскольников
Родион Раскольников

Фёдор Михайлович Достоевский вместе с декабристами был сослан на каторгу и освободился лишь в конце 1850-х годов. Поэтому произведение "Преступление и наказание" изначально задумывалось как роман-исповедь о так называемой «сильной личности», не боящейся ни угрызений совести, ни людского суда. Осенью 1859 года Фёдор Михайлович сообщил в письме брату, что планирует в ближайшее время приступить к работе над романом, основные контуры которого сформировались у него «на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». Также писатель всецело интересуется историей личности Наполеона Бонапарта и его войн, которая в те годы была особенно популярна, изучает хронику уголовных дел Петербурга.

Но вот реализация романа растянулась на долгие два года. Писателю пришла идея социального романа о вреде алкоголя и он придумал не броское и ироничное название - "Пьяненькие". Даже из-за возникших финансовых проблем обратился к двум издательствам с просьбой выдать ему авансом 3000 рублей. Но судьба распорядилась иначе - Фёдор Михайлович Достоевский получил отказ, роман так и не был написан, зато зарисовки быта четы Мармеладовых, да и сами персонажи вошли в сюжет и состав других второстепенных героев "Преступления и наказания". При этом криминальная история Родиона Раскольникова стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей. В произведении воссозданы узнаваемые приметы времени второй половины XIX века, воспроизведена петербургская топография.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Как и Чарльз Диккенс в "Рождественской песне", Фёдор Михайлович Достоевский осуждает тот образ жизни, который вел рабочий класс викторианской Англии и России в XIX веке, а именно - сложившуюся в обществе нищету, которая вынудила большинство людей той эпохи оказаться «на дне», выживать в жутких условиях и искать альтернативу. Титулярный советник - это высший дворянский чин, учреждённый ещё 24 января 1722 года императором Петром I. Пусть человек такого звания и рассматривался как кандидат в советники, но он не был лишён и определённых полномочий, например, права на потомственное дворянство, и то добиться такой роскоши удавалось далеко не каждому.

В самом начале "Преступления и наказания" титулярный советник Мармеладов оказался на самой низшей ступени в иерархии сословия тех лет. Он женился на Катерине Ивановне только ради того, чтобы повысить свой социальный статус, ведь 30-летняя женщина слыла «образованной особой и урождённой штабс-капитанской дочерью». У Катерины был муж, передовой офицер, но он оказался бесшабашным, хвастался своим происхождением и совершенно не умел тратить деньги. Пристрастился к азартным играм, проиграл всё состояние, оказался за решёткой и потом скончался, оставив Катерину Ивановну вдовой с тремя малолетними детьми на руках. И тут Катерина встретила Семёна Захаровича, но и с ним ничего не поменялось в финансовом плане. Денег в семье не было, кормить детей нечем, сам Мармеладов ошивался в трактире, и эта крайняя нужда вынудила его дочурку - падчерицу Катерины Ивановны - пойти на панель и получить "жёлтый билет".

Сонечка Мармеладова
Сонечка Мармеладова

Другими персонажами, оказавшимися "на дне", являются и родные Родиона Раскольникова. В своём письме сыну "Роде" Пульхерия Александровна пишет, что ее двадцатилетняя дочь Авдотья (Дунечка) работала гувернанткой в доме Свидригайловых, и хозяин поместья, воспылав к девушке страстью, сделал ей «явное и гнусное предложение, обещая разные награды». Есть предположения, что Свидригайлов сексуально домогался бедной Дуни. Получив отказ, он с позором выгнал Авдотью из дома, и несчастная девушка вернулась в Петербург в крестьянской телеге, наполненной спешно брошенными вещами. Этот эпизод также был зарисовкой, но не романа, а заметки, опубликованной Достоевским в журнале «Время» (1861, № 3). Там речь шла про неназванную гувернантку, которой домогался барин и выбросил ее одежду на улицу.

Но и в Петербурге Авдотье не повезло - к ней сватался Петр Петрович Лужин, надворный советник, персонаж тщеславный, скупой и самовлюблённый «до кокетства». Ему нужна была девушка из бедной семьи исключительно для того, чтобы "привязать" её к себе, и чтоб та считала его своим благодетелем и являлась чуть ли не служанкой. Да и со стороны Дуни никакой любви к Лужину не было, чисто чувство долга, к тому же Пётр Петрович поставил девушке ультиматум - или он остаётся с ней, или её брат Родион. Но проницательный Родион Раскольников раскусил план Петра Петровича, с первых же страниц воспылал к нему лютой ненавистью и решился на отчаянный шаг - сперва убил старуху-процентщицу, дабы не допустить пустого самопожертвования своей сестры Дуни, а затем после семейного обеда выставил ушлого чиновника за порог.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Уязвлённый Лужин после жестоко отомстил Раскольникову - устроил провокацию с обвинением в воровстве Сони Мармеладовой. Кстати, в связи с отставкой характеристика этого персонажа дополняется и уточняется:

«Главное дело было в том, что он, до самой последней минуты, никак не ожидал подобной развязки. Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти. Убеждению этому много помогли тщеславие и та степень самоуверенности, которую лучше всего назвать самовлюблённостию. Пётр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Напоминая теперь с горечью Дуне о том, что он решился взять ее, несмотря на худую о ней молву, Пётр Петрович говорил вполне искренно и даже чувствовал глубокое негодование против такой “черной неблагодарности”.

А между тем, сватаясь тогда за Дуню, он совершено уже был убеждён в нелепости всех этих сплетен, опровергнутых всенародно самой Марфой Петровной и давно уже оставленных всем городишком, горячо оправдывавшим Дуню. Да он и сам не отрёкся бы теперь от того, что всё это уже знал и тогда. И тем не менее он всё-таки высоко ценил свою решимость возвысить Дуню до себя и считал это подвигом. Выговаривая об этом сейчас Дуне, он выговаривал свою тайную, возлелеянную им мысль, на которую он уже не раз любовался, и понять не мог, как другие могли не любоваться на его подвиг. Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошёл с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. <…> Дуня же была ему просто необходима; отказаться от неё для него было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал".

После того, как Лужин был изгнан из дома Раскольниковых с позором, Родион Раскольников покинул своих родных навсегда, сказав им: "Я хотел сказать... идя сюда... я хотел сказать вам, маменька... и тебе, Дуня, что нам лучше бы на некоторое время разойтись. Я себя нехорошо чувствую, я не спокоен... я после приду, сам приду, когда... можно будет. Я вас помню и люблю... Оставьте меня! Оставьте меня одного! Я так решил, еще прежде... Я это наверно решил... Что бы со мною ни было, погибну я или нет, я хочу быть один. Забудьте меня совсем... Это лучше... Не справляйтесь обо мне. Когда надо, я сам приду или... вас позову. Может быть, всё воскреснет!.. А теперь, когда любите меня, откажитесь... Иначе, я вас возненавижу, я чувствую... Прощайте!".

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

И заботу о своей сестре Дуне и его матери поручил своему другу из петербургского университета, Дмитрию Прокофьичу Разумихину, ещё одному второстепенному персонажу романа, единственному, кого Родион близко подпустил к себе. Разумихин введен в роман как антипод Раскольникова. Характеры героев противопоставлены. Например, Раскольников необщителен и высокомерен, избегает общества. Разумихин общителен, прост нравом и деятелен, не склонен сгибаться под ударами судьбы, так что героя никак нельзя назвать «маленьким человеком».

На прощание Раскольников грубо и отрывисто сообщает Разумихину: "Раз навсегда: никогда ни о чем меня не спрашивай. Нечего мне тебе отвечать... Не приходи ко мне. Может, я и приду сюда... Оставь меня, а их... не оставь. Понимаешь меня?" и долго смотрел на него пристальным и тяжёлым взглядом. Со временем Дмитрий Разумихин сблизился с Авдотьей и вскоре женился на ней. Мать Дуни и Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, вскоре тяжело заболела и умерла, предчувствуя неладное. В «Эпилоге» романа сообщается, что Авдотья Романовна с мужем твёрдо решили через три-четыре года, скопив необходимый капитал, перебраться в Сибирь, в город, где отбывает каторгу Родион Раскольников (вероятно — Омск, где отбывал каторгу сам Достоевский) и «всем вместе начать новую жизнь».

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Ну, а мы вернёмся к главному герою произведения - Родиону Раскольникову. В черновых материалах Достоевского подчёркивается такая характеристика персонажа: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта…». Как уже сказано выше, Фёдор Михайлович Достоевский посредством описания черт характера Родиона рисует нам типичного мизантропа, склонного к скрытности, мстительности, чрезмерной подозрительности и подверженный различным приступам гнева и раздражения:

«Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий взор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал…».

Помимо психологического портрета, автор даёт нам и короткое описание внешности главного героя: «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. <…> Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. <…> Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице…». Несмотря на то, что персонаж был беден и ходил в лохмотьях, он не был лишён присущего ему высокомерия, с каким смотрел на окружающих, чувствуя своё превосходство над ними.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Тем не менее, это был, что называется, типичный "человек в футляре": «Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чём он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил». Единственным человеком, с кем Раскольников сошёлся более-менее, был Разумихин. И тот описал своего друга, как вечно мрачного и угрюмого ипохондрика.

Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под "ипохондрией" чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Здесь скорее ближе к Раскольникову другой диагноз - нарциссическое расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми. После совершения убийства примерно 9 июля 1865 года Родион становится более мнительным, подозрительным и подавленным. Он ощущает физическую слабость, теряет аппетит, дело доходит до галлюцинаций и странных снов, порой перемежающихся с реальностью, откровенного бреда и «всех признаков белой горячки", то есть - настоящего помешательства.

Угрызения ли это совести Родиона? Вряд ли. Ведь за все шесть частей романа Раскольников так и не выказал никаких признаков раскаяния и жалости к убитым жертвам. Родион не просто убил старушку-процентщицу топором, но и ограбил ее после того, как фактически за бесценок продал Алёне Ивановне доставшиеся ему от отца серебряные часы. Да и сама ростовщица показана в произведении не с лучшей стороны: «Стоит только одним днём просрочить заклад, и пропала вещь», «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка… », «Это была крошечная, сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом».

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Введение в роман "Преступление и наказание" старушки - процентщицы напрямую отражало взгляды самого Достоевского на ростовщиков. В XIX веке выдача денег под залог была обыденным явлением. Испытывая финансовые трудности, писатель в первой половине 1840-х годов обратился за помощью к одному отставному унтер-офицеру, а тот оформил сделку с грабительскими процентами, едва не пустив Достоевского по миру. После этой встречи Фёдор Михайлович ощутил «чувство глубокого и бесконечного отвращения» к ростовщику, которое и приписал к своему и без того отрицательному персонажу романа.

Но не только одна лишь процентщица Алёна Ивановна попала под горячую руку мнительного и взбалмошного студента - вместе с ней погибла и её сестра Елизавета, ставшая невольным свидетелем убийства. После описания кровавых сцен в романе мы видим, как убийца пытается замести следы - выбрасывает топор и прячет награбленное в своей похожей на гроб каморке и несколько раз судорожно проверяет, не обнаружили ли улики, не устроили ли обыск в доме. И на время успокаивается, пока его не позовут в участок - не для дачи показаний, а по вопросу неуплаты налогов в доме его хозяйки, Прасковьи Павловны. Также Раскольников успевает побыть в роли истинного благодетеля - отдаёт присланные матерью деньги семейству Мармеладовых, лично приходит на похороны своих жертв и Катерины Ивановны - примерно 19-го июля 1865 года, спасает двух детей из пожара, встаёт на защиту Сони Мармеладовой, обвинённой в воровстве. Но вся эта "светлая сторона" Раскольникова редко им проявляется и имеет определённые мотивы.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

При посещении полицейского участка примерно 10 июля Родион Раскольников встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники еще появятся на страницах романа, но уже ближе к финалу, когда Раскольников явится к ним с повинной: «Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбе­жались. Раскольников повторил свое показание». География города Петербурга была намеренно искажена Достоевским ради художественного образа и создания соответствующей мрачной атмосферы романа: все действующие лица "Преступления и наказания" обитают по обе стороны от канавы, в которую Раскольников желает выбросить все улики против него.

Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ­ном контексте. На канаву выходит дом старушки - процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас­шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка. Также по обе стороны от канавы располагаются полицейские участки.... Дело в том, что "канавой" петер­буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова), который в романе Достоевского прямо не назван. Маршрут Раскольникова имеет два значения. Первый взят из реальной жизни писателя. В середине 1860-х Достоевский сам жил в Петербурге недалеко от предполагаемого дома Раскольникова в Столярном переулке в Казанской части.

В начале 1865 года он познакомился с издателем Федором Стелловским, с которым позже заключил кабальный для себя контракт на издание собрания сочинений. Фёдор Михайлович должен был в сжатые сроки написать шедевральный роман, который бы стал его "визитной карточкой", а иначе права на произведения и писательскую деятельность перешли бы к Стелловскому. Жил издатель напротив Юсуповского сада — недалеко от предполагаемого дома старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице. Через эти места книжный Раскольников возвращается к себе домой после убийства. Этим же путем летом 1865 года Достоевский ушёл от издателя в гневе и мог осознанно вписать его в роман под влиянием собственного отрицательного опыта. Также переход через Екатерининский канал Раскольниковым может рассматриваться и как символ пресечения морального горизонта событий.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

В другом полицейском участке Родиона допрашивает пристав Порфирий Петрович - единственный в книге персонаж, которому Достоевский не дал фамилию. Есть сведения, что Порфирий Петрович был сознательно позаимствован автором из «Губернских очерков» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Там персонаж описан как «человек, казённых денег не расточающий, свои берегущий, чужих не желающий». Владея дедукцией - методом Шерлока Холмса, пристав заранее распознаёт в Раскольникове убийцу старухи - процентщицы, изматывал его разговорами, провоцировал на нервный срыв намёками, подтасовыванием фактов, скрытой и даже откровенной издёвкой, уменьшительно-ласкательными словами, выводит Родиона на чистую воду и заставляет таки сознаться в содеянном.

«Тварь я дрожащая или право имею?». Эта опасная теория Раскольникова появляется в романе ещё задолго до совершения убийства процентщицы Алёны Ивановны. Сначала Родион публикует в газете «Периодическая речь» статью под названием «О преступлении», которая отсылала к реальным мемуарам Наполеона Бонапарта под названием «История Юлия Цезаря», с которыми Достоевский был хорошо знаком. Но это был не тот Наполеон из Франции, который устраивал захватнические войны в 1810-х годах, а уже третий его наследник и полный тёзка. Так вот, в своей статье Родион Раскольников выдвигает теорию превосходства одного сословия над другим.

К первому относятся «твари дрожащие», обыкновенные люди, которые живут в послушании не только закона, но и христианской заповеди «Не убий», низшая каста существ. Ко второму - «право имеющие», которые склонны преступать закон и границы дозволенного, высшая каста. При этом преступления этих людей должны быть не простыми, они «требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего». В качестве примера Раскольников приводит несколько исторических личностей - пророка Мухаммеда (Магомета), Ньютона, Кепплера, Солона, Ликурга и, конечно же, кумира молодёжи XIX века - Наполеона.

Вдохновившись этой идеей, Родион идёт убивать процентщицу. А история с Дуней - не основной, а скорее дополнительный мотив Раскольникова к преступлению. Позже идеей Достоевского вдохновился Фридрих Ницше в 1883 году, придумав идею о "сверхчеловеке", который представляя собой единство «твари и творца», преодолевает себя и «рождает» творца, победив в себе тварь. А уж после него идею на вооружение приняли и гитлеровцы нацистской Германии в 1940-х годах.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

И тут в роман вводится ещё один женский персонаж, помимо пяти основных и второстепенных действующих лиц "Преступления и наказания" - Сонечка Мармеладова. Та самая девушка, вынужденная взять "жёлтый билет", чтобы прокормить семью. Портрет Сони (как и портреты других основных героев романа — Раскольникова и Свидригайлова) дан в романе несколько раз. Вначале Соня предстаёт (в сцене смерти Мармеладова) в своём «профессиональном» облике — уличной проститутки перед главным героем, затем - в доме Раскольникова в присутствии его матери и сестры(где предстаёт предстаёт «скромной и даже бедно одетой девушкой, очень ещё молоденькой, почти похожей на девочку… с ясным, но как будто несколько запуганным лицом»), а уже потом - в своей собственной комнате, но глазами главного героя.

«Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было её внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью.

Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвёртых рук, шёлковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. Она пристально смотрела на постель, на священника; она тоже задыхалась от скорой ходьбы…»

И тут мнения критиков сходятся в одном: Соня действует в романе как персонаж-функция, играет роль Совести и голоса разума для Раскольникова и служит только для того, чтобы выразить религиозные взгляды Фёдора Михайловича Достоевского. Встреча Родиона и Сони происходит не случайно - герои пересекаются в тот момент, когда «их души ещё обнажены для боли», и у них есть общая трагедия и переживания: оба страдают от того, что переступили заповеди Бога - «не убий» и «не прелюбодействуй». Выступая в роли "жрицы любви", Соня старалась всего лишь исправить материальное положение своей семьи, в то время как Раскольников действовал не ради блага других, а для себя самого, пытаясь подтвердить свою теорию в реальном мире.

После знакомства с Соней Раскольников отчаянно ищет в ней союзника, ради неё покидает семью навсегда, только к ней приходит в минуты душевных терзаний. Соня Мармеладова отчитывает Родиона, заставляет читать Евангелие, приходит в ужас от его мыслей. Именно ей он рассказывает о мотивах совершённого преступления: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина». Пытаясь объяснить Соне свою идею, он предлагает ей решить, кто более достоин жизни, — оклеветавший её Лужин или несчастная Катерина Ивановна. Этот вопрос непонятен Соне, у которой своя логика: «И кто тут меня судьёй поставил: кому жить, кому - не жить?».

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

В отличие от большинства экранизаций романа, в "Преступлении и наказании" у Достоевского нет чёткой любовной линии между Соней и Раскольниковым, пусть даже она и ездит за ним в острог в Сибирь, подобно жёнам декабристов или её литературной предшественнице Лизе из «Записок из подполья» того же Достоевского. Но если в предыдущем произведении каторжник Подпольный прогнал Лизу, то здесь Раскольников Соню, несмотря на ее странность и набожность, всё-таки принимает, однако их судьба остаётся в романе неясной и вызывающей множество споров.

Подпольный -своего рода "проба пера" Достоевского, черновик Раскольникова и именно в смысле философских экзистенциальных самокопаний, ведь писателю была очень важна именно эта часть в первом романе Пятикнижия. К тому же, отсылок на Библию в произведении вполне предостаточно: 30 целковых, которые Соня за свою "работу" принесла своей мачехе Катерине Ивановне, отсылают к 30 сребреникам, заплаченным Иудой Искариотом за Иисуса Христа в Новом Завете. Эти деньги являются символикой предательства как посторонних людей, так и самих себя (в случае с Соней).

Число 30 в романе "Преступление и наказание" встречается ещё три раза в данном контексте: последние 30 копеек забирает у Со­не­чки «на похмелье» Мармеладов, за «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри­гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Ещё одно "магическое число" в романе - это 4: на 4-м этаже живут старуха-процентщица и семья Мармеладовых, украденные у Алёны Ивановны вещи герой прячет вблизи строящегося четырёхэтажного дома, в полицейской конторе Родион Романович движется к четвёртой комнате. По мнению исследователей, в основе использования числа «четыре» лежат фольклорные и библейские традиции — не случайно в предложении Сони Мармеладовой, советующей Раскольникову принародно покаяться на Сенной площади, звучат сказовые мотивы: «Стань на перекрёстке… поклонись всему свету на все четыре стороны». Последним таким числом является 11 - в 11 часов Раскольников покидает жилище умершего Семёна Захаровича Мармеладова, а на следующий день - приходит в участок к Порфирию Петровичу. Это - отсылка на притчу о работниках в винограднике.

В самом Родионе Раскольникове просматриваются черты ветхозаветного Каина: после убийства брата Авеля тот оказывается изгнан из Израиля. После убийства старушки - процентщицы и без того нелюдимый Раскольников испытывает полное отчуждение петербургского общества по отношению к нему и так же отрезает себя от внешнего мира, заставляя даже сестру Дуню чувствовать себя неловко, а собственную мать Пульхерию Александровну - искренне бояться его. Ещё одна отсылка на Каина - в сцене после убийства. Когда Рас­кольников видит кошмарные сны, хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…». Прослеживается явный намёк на обращение Бога Яхве к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне из земли!». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе­сам, — достаточно популяр­ный ветхозаветный образ. Он используется приме­нительно к страшным зло­деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Философско-детективный роман или библейская история?

Также придётся обратить особое внимание на сцену убийства процентщицы - Раскольников бьёт ее не лезвием топора, а обухом. Можно списать это на страх, волнение и неумение обращаться с топором, а можно и рассматривать как символизм, что вместе с несчастной Алёной Ивановной герой безвозвратно и окончательно губит самого себя. Тогда, как Лизавета Ивановна, сестра Алёны, погибает уже от лезвия топора. Есть ещё в Библии, а точнее в Новом Завете, история о воскрешении Лазаря. Достоевский эту историю точно знал, и очень она ему была по душе. Именно главу о Лазаре читает Соня Мармеладова Родиону. Если сопоставить смерть Лазаря и историю жизни Раскольникова, то можно увидеть много схожего. И в финале романа, возможно, подразумевается, что Раскольников "воскреснет" в моральном плане и обратится к Богу. Но это всё - только теория. А что же на практике?

В оригинале романа Родион Раскольников слишком увлечён собой и своей теорией, чтобы вступать в романтические чувства с кем бы то ни было. Соня Мармеладова - это только рупор и голос разума для него, а не любовный интерес. Даже несмотря на то, что Соня отправляется с ним на каторгу, это не меняет ровным счётом ничего. Родион только признаётся, что "Я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и разве так убивают? Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!". Он разочарован тем, что согласно собственной теории, так и остался «тварью дрожащей» и за это часто презирал самого себя.

Так что, то, что Раскольников влюбился в Соню и ее стараниями и с помощью Евангелия раскаялся в содеянном и начал новую жизнь как примерный гражданин царской России, великое заблуждение школьной программы по этому произведению Ф.М. Достоевского. Нам всегда кажется, что текст, включенный в школьную программу, написан хорошо и все в нем находится на своих местах. Но это как раз тот случай, когда финал у Достоевского не получился, и это легко объяснимо. Раскольников — преступник, у которого есть две мотивации: ангельская (жажда всем помочь) и дьявольская (жажда стать новым Наполеоном и сверхчеловеком). Когда Достоевский объединяет в герое эти две линии, возникает очевидная проблема: если Раскольников раскаивается, принимает христианство и встает на истинный путь, то «Преступление и наказание» из глубокого философского романа превращается в елейный текст о важности чтения Библии и имеет неправдоподобный финал истории.

И сам Достоевский понимает, что закончить текст таким образом — слабо. В то же время, если Раскольников не встанет на правильный путь и продолжит верить в свою теорию или, опровергнув ее, придумает себе новую, то зачем мы все это читали? Нельзя ли было ограничиться первыми двумя-тремя частями? Неспособность адекватно завершить роман приводит к неуловимому эпилогу в стиле Леонида Каневского: «Это уже совсем другая история».

Мало кто знает, но в первоначальном варианте романа Родион Раскольников должен был застрелиться, тем более, на протяжении львиной доли сюжета персонаж только о том и размышлял и передумал только после утопления в Екатерининском канале пьяной мещанки, которую тут же вытащили из воды. Однако, взялся за револьвер лишь похотливый Свидригайлов, описанный позже как один из "двойников" главного героя. Поэтому эпилог включает в себя краткую информацию о дальнейшей жизни других персонажей - мать Родиона умерла, сестра Дуня счастлива в браке с его другом Разумихиным, а вот судьба Сони Мармеладовой неясна - и оставляет финал открытым. Последней религиозной отсылкой является сон Раскольникова о моровой язве, уничтожившей полмира. Раскольников знает, что «новая жизнь не даром же ему достаётся», что придётся «заплатить за неё великим будущим подвигом…».

Мы никогда не узнаем, какой великий подвиг совершил в будущем удержавшийся от самоубийства и воскресший к новой жизни Раскольников, ибо «нового рассказа» о его дальнейшей судьбе, как было намёком обещано автором в финальных строках романа, так и не последовало. А вот новым героем истории о «постепенном обновлении и перерождении человека» становится уже не Родион Раскольников, а Лев Николаевич Мышкин - дворянин из последовавшего за "Преступлением и наказанием" романа "Идиот". В экранизациях, которые стали выходить уже в СССР и до нынешних времён, из цензурных соображений странную линию с евангельским преображением Раскольникова убрали, христианские мотивы - вырезали, а упор в сюжете сделали на детектив. И показали, что в отличие от книжного первоисточника, Родион способен искренне любить Соню Мармеладову.

2929
51 комментарий

Комментарий недоступен

4
Ответить

Ппкс. Сам бы лучше не написал (разве что про Лизавету ещё упомянул бы).

Но почему-то девочкам нравится сильно.

2
Ответить

А у меня Раскольников вызвал жалость. Если бы не его гитлеровская теория....

1
Ответить

Эх, я в своё время в школе не осилил. Дочитал до конца первой части, и забросил. Скучно было.
Я в принципе в школе терпеть не мог литературу. Хотя читать любил очень.

3
Ответить

та же фигня. Достоевский пишет - будто неотфильтрованный поток сознания тупо на страницы вываливает. поначалу, забавно, но потом этим стилем он начинает конкретно так оправдывать свою фамилию, в том смысле, что достает.

3
Ответить

Может, преподавали не так? Галопом по Европам и всё слишком поверхностно?

1
Ответить

наконец-то лонг здорового человека. мы тут такое не заслужили. читаем

3
Ответить