Несмотря на иронический тон, доминирующий в книге, Виха, вероятно, относится к Малевичу с определенной симпатией (хотя явно больше ценит Лисицкого), но знаменитый супрематист его интересует в первую очередь как удобная возможность показать читателю, что искусство неизменно преломляется в идеологических распрях. Малевич существует не только в очевидных дихотомиях типа новатор/шарлатан или великий-абстракционист/неуч-не-умеющий-рисовать. Проблемы начинаются сразу, с рождения: светоч так называемого русского авангарда оказывается совсем не русским – то ли украинцем, то ли поляком, – да и большую часть своей жизни он провел в Киеве, Виннице и Конотопе, а не в Москве. Сам Малевич, впрочем, считал себя исключительно Художником. Марчин Виха, что не удивительно для польского автора, сразу называет Малевича поляком, но тут же издевательски замечает, что процент «польскости» в Малевиче рос с каждым новым нулем на аукционах. При этом и Украина, и Россия тоже держатся за Малевича, как за своего. Родной город, украинский Конотоп, ставит памятник и создает музей, в России ситуация еще интереснее: хоть внутри страны супрематизм и сведен к небольшому абзацу в учебнике МХК и музейному мерчу, зато стабильно является ходовым символическим капиталом на экспорт, практически визуальным кодом России. Вспомните хотя бы дизайн олимпийский формы под «авангард». Недавно я был в аэропорту Шереметьево, которому в порыве патриотического экстаза добавили приписку «им. Пушкина», и что же там ожидает пассажира после пересечения границы? – правильно, картинки с достопримечательностями под «супрематизм» на стенах и бизнес-залы «Малевич», «Шагал», «Лисицкий». А ведь по нынешним понятиям двое последних еще меньше подходят на роль «русских художников», чем Малевич, но являются узнаваемыми для иностранцев фигурами. Здесь нужно заметить, что национальный вопрос в книге подан довольно нейтрально, и, опять же, с изрядной долей иронии над «правом собственности». Но если вас возбуждает слово на букву У, то читать эту книгу, вероятно, не надо.
Комментарий недоступен
Здесь все-таки не галерея (про картины мало), а скорее закос под современный музей