Эрнст Юнгер — «Гелиополь»

Идеологии «третьего пути» предполагают уход от заданных узких политических рамок «лево-право» или «марксизм-либерализм» в сторону синтеза различных социально-политических и философских практик, стремящихся разрешить проблемы и противоречия полярных систем.

Немецкая идея «консервативной революции» возникла в кризисное для Германии время: поражение в Первой мировой войне и раскручивающийся маховик коммунизма сподвигли немецких интеллектуалов к поиску спасительного для страны пути, ведущего как к планомерному восстановлению Германии, так и к подавлению радикальных течений в немецкой послевоенной политике.

В разбитой, уничтоженной и униженной стране злая ирония нередко разыгрывает трагикомичные сцены. Идеи консервативной революции оказали значительное влияние на национал-социалистическое движение, переманившем немецких консервативных интеллектуалов на свою сторону. Однако не все, всмотревшись в бездну, позволили ей поглотить себя. Эрнст Юнгер быстро приходит к осознанию опасности нацистов, прежде всего для немецкого народа, и с 1932 года полностью от них отдаляется, попутно критикуя в различных работах («Рабочий. Господство и гештальт», «На мраморных утесах» и проч.).Спасла его в то время только личная протекция Гитлера, уважавшего Юнгера как ветерана Первой мировой. Фюрерский фавор оберегал его во времена Третьего рейха неуклонно, — ему была прощена даже тесная связь с заговорщиками 20 июля.

От политической жизни Юнгер, в продолжение господства нацистов, полностью отказался в пользу внутренней эмиграции. Той самой третьей силы не оказалось, поэтому лучшим решением был «уход в лес».

«Гелиополь» аллегорически повествует о политической борьбе, развернувшейся в Германии 1920-30-х гг. Старая аристократия, возглавляемая Проконсулом, противостоит поднятой народной массой силе, руководимой Ландфогтом. Пока фигура Ландфогта остается в тени подполья, но совершенно очевидно, что нерешительность Проконсула и отчуждённость правящей военной аристократии, рано или поздно приведут популиста к власти. Гелиополь стоит на пороге гражданской войны. Вместо евреев, в мире книги гонениям подвергаются парсы — последователи зороастризма.

Ведущей темой является исследование места одиночки посреди политических и социальных распрей. Образ отчуждённого интеллектуала неоднократно встречается в творчестве Юнгера. Главный герой — представитель правящей аристократии, командор и фигура, приближенная к Проконсулу. Тем не менее, он не вовлекается в политический конфликт напрямую и держится особняком относительно актуальных вопросов, продолжая, разве что, оставаться исполнительным инструментом в военной машине Проконсула.

«Быть зрителем — одно из самых древних и великих желаний человека: стоя по другую сторону от распрей, любоваться их зрелищем».

Гелиополь, город солнца, лежит вне времени. Это город неопределенного будущего в мире постядерных руин. Он наполнен как анахронизмами, так и фантастическими достижениями прогресса. Аспект развития технологий и замкнутого на себе прогресса критикуется Юнгером не впервые, и здесь этот вопрос рассмотрен как аналитически, так и художественно, когда некие «фонофоры» (подобие мобильных телефонов) устами одного из персонажей описываются как «аппараты, нарушающие одиночество, выдуманные низменным духом».

Развязку истории оставим нераскрытой, но отметим, что она вполне закономерна для волевого героя-одиночки, не находящего себе реального места в схватке двух крупных сил, обезличивающих и подчиняющих всё, что в них однажды встроится.

Текст может показаться сложным для восприятия. Он словно балансирует между сугубо художественным наполнением и публицистикой (не будем это вульгарно именовать философией). Как и многие другие сочинения, это содержит эпизоды биографии писателя, в частности события Второй мировой, что ясно ощущается при прочтении «Излучений».

Стоит добавить, что книга не исчерпывается указанными темами. Она сложна, многогранна и охватывает широкий диапазон различных политических, социальных и философских явлений.

В России книга выдержала 5 изданий в период 1992-2023 гг.

Э. Юнгер в 1949 году <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.galeriehilanehvonkories.de%2Fen%2Fhuth%2Fses%2F&postId=2076937" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">[1]</a>.
Э. Юнгер в 1949 году [1].

Мой tg-канал, посвященный литературе: t. me/kvalit. Там периодически появляются подобные заметки о различных книгах.

1414
5 комментариев

Ого, на dtf не ожидал увидеть тоже человека высокой культуры:) У Юнгера в первую очередь рекомендую всем его дневники. Не какого-то периода, а вообще все по порядку.

Ну и "Уход в лес" вообще настольная книжка в наши дни должна быть.

4
Ответить

Сейчас в коллекции имею только "Излучения" и "Семьдесят минуло. 1971-1980". Собирать Юнгера, особенно его дневниковые издания, не так просто. Надеюсь на новые издания :)

2
Ответить

О, попсеть начинает, уже и сюда добралось
Ну, всё к лучшему

1
Ответить