Цикл "Полари" Романа Суржикова - прекрасный и недооцененный

Почему его бурно не обсуждают, почему не экранизируют? Почему этот цикл мне, любителю фантастики и фентези, попался так поздно и практически случайно? И почему вы слышите о нем впервые? Исправляем историческую несправедливость.

TLDR

Рекомендую книги тем, кто ценит:

- оригинальный сеттинг и мир;

- романы-эпопеи с массовым размахом, но сфокусированные на нескольких живых и отлично прописанных героях;

- истории с загадками, подсказками для их решения и, самое главное, вполне интересными (иногда неожиданными, но всегда достаточно логичными) разгадками.

Что может отвратить от чтения:

- произведения большие, их пока 4 (как я понял, планируется 5 всего) + куча небольших повестей;

- индивидуальная непереносимость отдельных персонажей.

Немного отвлеченной предыстории

Есть такой поджанр фантастики: приключение-головоломка (ну как есть, я его сейчас для себя определил, но согласитесь, похоже на правду). Его можно было бы определить заезженной фразой «ничего не понятно, но очень интересно», в нем устройство мира обычно отличается от привычного, работает по непонятной (но очень важно — стройной) внутренней логике.

Я после первой книги из цикла
Я после первой книги из цикла

Читателю дается загадка, несколько подсказок и намеков, еще загадка — и один ответ. То есть на каждые 2-3 загадки мы получаем 1-2 ответа, тем самым интрига сохраняется до самого конца, мы не только с героем путешествуем по непривычному миру, но и решаем головоломку. Например, таким произведением был сериал "Lost" ("Остаться в живых»), в нем загадки острова были ничуть не менее важны, чем истории персонажей. И примерно так же устроен цикл "Полари" Романа Суржикова.

Полари. Не. Игра. Престолов.

Сразу оговорка — цикл пока не окончен, последняя книга вышла в 2022 году, предстоит еще одна, и пока сложно сказать, удастся ли автру классно закрыть все загадки, которые он нам загадал (в отличие от того же «Лоста»). Но уже те 3 книги, что имеются сейчас — одна из лучших серий, читанных мной за несколько лет. Я бы по такому субъективному показателю, как «интересность», поставил Суржикова в один ряд с Аберкромби или Джеймсом Кори. Тем удивительнее, что его еще не экранизирует кинопоиск (привет, "Этерна").

В чем соль. Имеется феодальный мир-континент-империя, именуемые Полари. Им правит император и его вассалы — герцоги великих домов. Внимание, это не игра престолов. Там было средневековье (пусть и фэнтезийное). Здесь — именно фантастика. Магии нет, но есть сверхтехнологии, неотличимые от магии. Сверхсущностей нет (оборотней, вампиров и ходоков), но есть пантеон богов и их святых (праотцов и праматерей). В небе светит одна звезда — и это царство мертвых, а боги живут под землей и несколько раз в столетие посылают людям «дары» — непонятно как работающие гаджеты запредельной сложности, с которыми люди обращаться (почти) не умеют. Люди живут при феодализме, но при этом торговая система и наука жителей Полари — на уровне 19 века. Но уже вовсю по империи катаются поезда, а копейщики с электрокопьями — самый сильный юнит мира. Короче говоря, такого сеттинга я еще не видел, очень сочно и свежо.

Карта Полари
Карта Полари

Далее, имеем несколько героев-точек зрения. Опять же, это не Игра Престолов. В ИП, особенно в первых книгах, были герои, которые жили в течение одной главы, выполняя чисто функциональную роль. Здесь, например в первой книге "Стрела, монета, искра", героя всего три, в других книгах герои немного меняются, но общий принцип сохраняется: это более сфокусированная и персональная история. Поэтому, если вам герои не понравятся (а мне 1 из 3х героев, торговец, был изначально очень неприятен), будет тяжело читать. Но, герои меняются, проходят свои арки, и к ним уже как-то притираешься, со всеми их недостатками.

Роман-головоломка

В заключение, хочу отдельно остановиться на том, почему «Полари» меня захватил. Да, сеттинг, да, герои, но самое главное — подача. Принцип от загадке к разгадке + 2м новым загадкам стар как мир, но он работает (вспомним первые сезоны «Лоста»), если автор не халтурит. Это чем-то похоже на принцип познания в науке: чем больше я знаю, тем большего я не знаю

Визуализация принципа.
Визуализация принципа.

Узнавая больше о мире, мы понимаем ограниченность своих знаний и хотим новых ответов. Кто устроил в Полари большой кризис? Зачем? Как с этим связаны сверхтехнологии предметов? Зачем боги посылают людям дары? Почему в небе одна звезда? Почему мир это спираль? Почему боги находятся под землей? И что же все таки случилось в ложе 17-го дара богов?

Приятного чтения

Страница автора в «Самиздате»

Список книг:

8383
61 комментарий

Суржиков шикарен. Я сам когда подустал от фентези уныния и решив посмотреть что творится на самиздате и вебе ( а ля royalroad) сразу получил годные рекомендации в ввиде *червя*, *мать ученье* , *идеальный забег*.
Кто то порекомендовал суржикова. Последний раз такое удовольствие получал от чтения беккера, т.е действительно качественное фентези написанное хорошим литературным языком. На игру престолов он похож именно проработкой персонажей.

Оценка 8.8+ на фантлабе абсолютно заслужена.

13

Мать ученья - отличное произведение. А вот Червя я так и не дочитал. После половины книги устал от "комиксовости" происходящего. Много персонажей, много драк, кто-то куда-то бежит, сражаются друг с другом, все эти супергеройские имена на серьезных щах...не осилил.
Хотя начало было интересным, попробовать точно стоит.

3

8.8? Хуя себе. Это мы точно читаем.

3

Все знаю, кроме ''идеального забега''. Это что и о чем?

Кроме коротенького ''червя'' там у МакКрэя есть еще 3-4 такого же объема сериала)) "пакт", "ветвь", кстати, включая прямое продолжение "червя"

Читал великолепные Perfect Run и Mother of Learning, но что за "червь" такой? Не могу найти и буду рад ответу!

Читал три книги, первая очень медленно разгоняется, только с конца стало интересно, думаю что дело в этом, а вот вторая и третьяя действительно хорошие. На этом канале три выложены целиком в озвучке Головина для заинтересовавшихся https://youtu.be/XsOwwmkMXqU

8