Истоки космической оперы

Кто придумал этот термин? А кто популяризировал? Разбираемся!

Истоки космической оперы

Привет, DTF! Сегодня Краудрепаблик образовательный. Рассказываем про жанр, который некогда считали бульварным чтивом, а теперь без него вряд ли получится представить фантастику. Материал приурочили к нашей кампании по изданию фантастических книжек, не пропустите!

Считается что сформировался жанр в 40-ых годах прошлого века, хотя самым первым произведением, которое причисляют к этому подвиду фантастики стал «Космический жаворонок» Эдварда «Дока» Смита, вышедший в журнале Amazing Stories в 1928 году. Именно этот роман заложил фундамент жанра. Почему же тогда старт развития жанра — сороковые? Потому что именно тогда появился термин «Космическая опера».

В 1941 году, писатель Уилсон Такер иронично рассуждал о успевших уже стать мейнстримными тогда романах про космические приключения:

«В наши беспокойные дни, когда все придумывают новые термины, можно предложить ещё один. Вестерны называют „лошадиными операми“, утренние слезодавительные шоу для домохозяек — „мыльными операми“. А для этих замызганных, скрипучих, пованивающих, затасканных космических небылиц, или, если уж на то пошло, всяких спасений мира, можно предложить „космическую оперу“».

Так и появилось определение этого жанра, носящее на себе отпечаток пренебрежительного отношения и некой насмешливости. Правда с тех пор столько воды утекло, и появилось такое невероятное количество действительно годных произведений, что все уже и забыли в чем тут была шутка. Начиная с сороковых годов начинается переосмысление космических романов, и космоопера все больше начинает отдаляться от «бульварного чтива», коим их изначально считали.

Истоки космической оперы

В шестидесятых публика называет космооперой приключенческую фантастику, в основе которой лежат межпланетные конфликты. У жанра выделяются 3 основных определяющих характеристики:

  • Всегда должны быть космические корабли и путешествия по космосу.
  • Всегда есть конфликт, который становится поводом для захватывающего сражения.
  • Космоопера, как правило, многотомная и редко ограничиваются одной-двумя частями, что опять же роднит ее с вестернами.
Истоки космической оперы

Мы уже упоминали, что первым романом, который считается родоначальником жанра, стал «Космический жаворонок», теперь расскажем про него чуть подробнее. Эдвард «Док» Смит начал писать эту книгу еще в 1915 году, прежде чем попасть в руки читателей, роман получил множество отказов издательств, но все же, в 1928 году был издан в журнале Amazing Stories, и был очень тепло принят публикой! Он быстро завоевал популярность. Представляем, как кусали себе локти издатели, отказавшиеся публиковать такой бриллиант. Роман Эдварда запускает моду на космические приключения.

Тридцатые годы XX века становятся золотым веком для космической фантастики. Писатели, охваченные восторгом перед огромным простором для фантазии и творчества, выдают какое-то невероятное количество сюжетов, в которых переплетаются истории про космических пиратов, исследователей просторов космоса, контрабандистов, и даже политические игры, и интриги межгалактических правительств. Сам «Док» Смит издает грандиозную сагу «Ленсмены», которая становится одним из самых каноничных представителей жанра. Нужно сказать, что центром этого цикла становятся эпичные битвы, и постоянный экшн, в те времена, чтобы впечатлить читателя этого было достаточно, так что как представители своего времени «Ленсмены» стали действительно значимой группой произведений.

Истоки космической оперы

Вторым столпом жанра стал Эдмонд Гамильтон. Первой космооперой автора стала повесть «Гаснущие звезды», и с первого же произведения виден самый любимый сюжет автора — разрушение и спасение миров. В «Гаснущих звездах», например, некая звезда сходит со своей орбиты и надвигается на солнечную систему, угрожая ее уничтожить. Многие исследователи жанра считают, что Гамильтон один из самых многогранных и плодовитых фантастов того времени, у него был свой узнаваемый стиль и чувство вкуса, поэтому его сюжеты никогда не скатывались в нечленораздельные фантазии о гигантских кораблях и невероятных сражениях по поводу и без (а в те времена таким грешили многие). Кроме прочего, Эдмонд Гамильтон первый создал франшизу-космооперу — «Капитан Фьючер», именно это произведение послужило вдохновением для создателей «Звездного пути».

Истоки космической оперы

А пока предлагаем присоединиться к нашей кампании по изданию фантастического романа в жанре современной космооперы «Сумерки Империи: Расколотая бездна». Его написал лауреат «Хьюго» Тим Пратт.

Знакомый игрокам сеттинг, множество удивительных рас, интриги коварных властителей и битвы звёздных флотов!

4949
12 комментариев

жинсота какая-то

Когда-то давно стащил вот такую цитату, можт пригодится кому:

RebelSoul:

Сначала космоопера.
Если не считать прародителя Мюррея Лейнстера, для меня она делится на 3 вида (или этапа):
А - "журнальная", та что выходила в Америке до 50х,
Б - наша советская (хотя там чаще был планетарный романс, нежели чисто космоопера, но тем не менее),
В - современная, начавшаяся в 90х.

А - это прежде всего Эдмонд "Звёздный король" Гамильтон, 1й столп.
Его романы - сама суть космооперы. Экспансия, авантюра, приключения, гонки по Галкатике и за её пределами,
звёздные войны, lightsaber Рассказы - почти все без хэппи-энда, скорее сай-фай, чем космоопера.
Но есть исключения. Кстати, по его циклу "Капитан Фьючер" снят мультсериал.
2й столп - такой же раритет Джек Уильямсон. К космоопере относится не вся проза, но все ранние образцы.
Цикл Космический легион, хотя бы. Поздние тексты - чистый сай-фай, причём неплохой. В Галактику выбирался редко.
Фантазия была отличная, задумки интересные, но тексты написаны несколько неряшливо.
3й столп - Эдвард Элмер "Док" Смит. 2 главных цикла: Космический жаворонок и знаменитые Ленсмены, "Люди Линзы".
Мульт даже сняли. Писал немного занудно, даже сложновато для того времени, но брал размахом и экзотикой.
Кроме этих 3 авторов, к ранней космоопере, или, как вариант, к планетарному романсу, можно причислить интересных
писателей Ли Брэкетт (жена Гамильтона), Стэнли Вейнбаума и Джона У. Кэмпбелла (он же - редактор фантжурналов).
Фильм "Нечто" - по его роману. А также бабулю Эндрю Нортон, у которой Вольные Торговцы - далеко не единственный
цикл романов о галактической экспансии. И её список будет длинным...
Есть что почитать (Саргассы в космосе), но - баб-с... На звёздные войны на надейтесь.

В принципе, я причисляю к космоопере и авторов, писавших позже, но всё же близких к этому направлению.
Таких как: Джеймс Шмиц, Джеймс Уайт, Джек Чалкер, Джон Рэкхем, Роберт Мур Уильямс, Эдвин Табб и Колин Мак-Апп.
Разумеется, можно назвать хотя бы пару французов - скажем, Стефан Вуль и широко известный Франсис Карсак.

Что касается советской вариации, то тут большинство авторов выдавало "планетарные романсы", этакие потомки если
не Аэлиты, то Джона Картера Марсианского от Эдгара Берроуза. То есть романы о путешествиях и приключениях доблестных космонавтов на Луне, Венере и Марсе. За пределы Солнечной системы и в Галактику мало кто выбирался... Но были и такие.
Можно назвать Виктора Гончарова и Николая Муханова (фактически, пионеры, даже раньше Толстого), Ашота Шайбона
(2 и 3 романы цикла), Владимира Владко, Леонида Оношко, Константина Волкова, Георгия Бовина, Виктора Невинского,
Георгия Реймерса, Олеся Бердника, П. Г. Аматуни, Юрия Тупицына.
Но читать их сейчас - это признаваться в своей любви к винтажу и ретрофантастике. То есть, сейчас они вызывают... улыбку.
Рекомендовать не рискну. Но назову тех, кого можно читать до сих пор - "иcтинный коммунист" прадедуля Александр Казанцев,
Георгий Мартынов (Каллистяне, Звездоплаватели, Гианэя, еtc), забытый "русский Гамильтон" Александр Колпаков (Гриада),
и автор настоящей космооперной эпопеи Сергей Снегов.
Из стран соцлагеря читаемы романы Владимира Бабулы, Александра Ломма (Дрион) и Петра Стыпова (Гости с Миона).

Наконец, современная возродившаяся космоопера. Часть авторов я называл выше - это Аластер Рейнольдс, Брин и Макдевит.
Кроме них, отмечу Джона Райта, Кэтрин Азаро, Джона Скальци и Питера Гамильтона.

И конечно же, к космоопере (ранней) относятся циклы Бак Роджерс, Флэш Гордон и Перри Родан!

13
Ответить

"Люди как боги" очень хороши. Первая космоопера, пожалуй, на которую я в детстве наткнулся.

5
Ответить

А Ден Симмонса "Гиперион" к какой вашей из трех?

4
Ответить

Ох ну нихуя ж себе - оказывается на этом свете есть еще один человек кроме меня, который знает про всю эту хуйню! Но вообще, чтоб быть честным до конца, космоопера - жанр сложноопределимый, и не всегда ясно, что там самое главное по формальному признаку для отнесения к.
При определенной широте взгляда к ваятелям космоопер можно причислить 95% сколько-нибудь известных англо-американских (хотя чаще всего просто американских) фантастов, которые чем-то прославились в принципе.
Написать две-три толстые пачки рассказов, пол-дюжины романов и не попробовать в космооперу хотя бы чисто прикола ради - это фантастика, бро.

1
Ответить

Какая же жестокая рекламная статейка, только начали про космооперу,и слезай приехали

12
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

А Берроуз и его Марсианские Хроники считаются космооперой? И можно ли его тогда считать родоначальником?

Ответить