Рыцарь на адском коне против бытовухи: непонятая пародия Желязны на героическое фэнтези

1982 год. Космический аппарат «Венера-13» садится на поверхность одноименной планеты, Аргентина топит британские корабли, а Италия выигрывает в чемпионате мира по футболу. В это время Роджер Желязны закончиват, возможно, один из самых недооцененных своих романов — «Дилвиш Проклятый».

Рыцарь на адском коне против бытовухи: непонятая пародия Желязны на героическое фэнтези

Мы это видели тысячу раз

Экранизировать сюжеты Желязны сложно, поэтому большинство любителей фантастики мало знакомы с его оригинальными мирами. В России писателя знают в основном по «Хроникам Амбера», потому что другие книги сложно достать. Даже внутри творчества Желязны «Дилвиш Проклятый» стоит особняком. Все благодаря нарочитому инфантилизму главного героя и, как может показаться вначале, плосковатым архетипическим персонажам.

<i>Типичный отзыв о «Дилвише Проклятом»</i>
Типичный отзыв о «Дилвише Проклятом»

Желязны выстраивает сюжетную канву романа вокруг героя-мстителя Дилвиша Проклятого. Темный волшебник обратил его тело в камень и низверг душу в ад. Сила воли и жажда мести вызволили Дилвиша из преисподней, после чего он начинает искать возмездия. Сопровождает героя стальной конь Блэк — существо явно не из подлунного мира.

По характеру Дилвиш — типичный «плохиш» Желязны, но с гипертрофированным рыцарским комплексом. Он похож как на Корвина из Амбера, так и на Джека-из-Тени: любит женщин, грустит о чем-то своем и увлечен личной миссией. Подобные сюжеты опытный читатель наблюдал десятки раз, но здесь под напускным фанфаронством и скрывается драгоценность.

Герой бежит от справедливости

Главный конфликт героического фэнтези — противоборство добра и зла. В роли каноничного зла выступают титанические враги, темные властелины, мировые катаклизмы. «Дилвиш Проклятый» не исключение. Со злодеями читателя знакомят почти сразу же. Первым становится Лулиш Полководец Запада. Дилвиш побеждает его с помощью Блэка и призрачной армии — прямой отсылки к «Властелину Колец». Второй противник Дилвиша и главный злодей книги — уже упомянутый темный маг Джелерак. Это настолько мрачный тип, что звуки этого имени привлекают разную нечисть на голову того, кто упомянет его всуе.

Рыцарь на адском коне против бытовухи: непонятая пародия Желязны на героическое фэнтези

После эпической части, нагнетающей атмосферу, роман постепенно уходит от черт героического фэнтези. Сюжет приводит нас к новому сражению с Джелераком через череду совсем бытовых ситуаций. В них трудно отделить добро от зла, а верное решение от неверного. Дилвиш постепенно перестает искать справедливости, вместо этого выбирая то, что ему выгодно в конкретный момент. Война осла и бобра для Дилвиша менее интересна, чем личный крестовый поход против Джелерака. Это, мягко говоря, нетипично для героики.

Число «2» и мнимая полярность

Снижая градус эпики, роман постоянно ставит Дилвиша перед выбором из двух вариантов. Вначале решения очевидны для героя, но со временем они становятся все более неоднозначными.

Например, два брата-мага создали город и устраивают в нем игры, чтобы выяснить, кому из них достанется сила. Или два местных бога отправляют последователей, чтобы заполучить чудо-пояс и одержать верх над противником. В свою очередь разные формы другого бога хотят жертв для жизни и одновременно тихого забвения. Мужское и женское, запад и восток, добро и зло. Число «2», двойственность, раздвоение, дилемма — это то, что пронизывает роман насквозь.

Дилвиш постоянно выбирает. Иногда он делает это полярно, но порой находит и новые решения вне заданной обстоятельствами системы. Желязны подводит читателя к мысли о том, что полярный выбор редко бывает правильным, а сама постановка вариантов в стиле «черное или белое», «добро или зло» — искусственная и глупая. Героическое фэнтези, как правило, пересматривает мировоззрение героя кардинально под воздействием событий или не подвергает его сомнению вовсе.

Пародия, но не фарс

<i>Роджер Желязны собственной персоной</i>
Роджер Желязны собственной персоной

Желязны наделяет Дилвиша чертами романтического героя. Он исключителен, таинственен, находится в борьбе. Его можно назвать даже в некоторой степени куртуазным. Писатель раскрывает Дилвиша через выбор, показывает, чего стоят рыцарские идеалы перед лицом абсурдных околобытовых ситуаций.

Только товарищ Дилвиша — стальной демонический конь-скептик — неизменно остается голосом разума. Есть в нем что-то от волка из сказки об Иване-царевиче: преданность, сила, хитрость и некоторая отстраненность от цели главного героя. Конец романа подтверждает верность Дилвиша себе. Благодаря финалу герой не выглядит глупо, бросаясь очертя голову в новый омут очевидных проблем.

— Проклят, если сделаешь это, проклят, если нет, — сказал воин и спрыгнул с коня.

Дилвиш Проклятый

«Дилвиш Проклятый» не уходит в фарс. История удерживает каноны героического фэнтези до самого финала. Вплетения «вульгарной бытовухи», явно списанной с жизненного опыта Желязны, и делают роман отличной пародией на героическое фэнтези.

Мнение

«Дилвиш Проклятый» отчасти напоминает первые сборники рассказов о ведьмаке: вот тут романтика, вот тут завуалированная бытовуха. У Сапковского, правда, это резкие переходы, он бьет прозой жизни в лицо, тогда как Желязны плавно вплетает реальные ситуации в фэнтезийное полотно.

Рыцарь на адском коне против бытовухи: непонятая пародия Желязны на героическое фэнтези

Роман написан в целом динамично, хотя некоторые главы нарочито погружают в тягучую атмосферу. Благодаря этому, напротив, картинка перед глазами становится гораздо живее. «Дилвиш Проклятый» — приятная книга, которая удивляет. Отдельный восторг вызывает чувство, когда читатель узнает свою жизненную ситуацию под соусом вымышленного мира.

К минусам «Дилвиша Проклятого» можно отнести небрежное отношение к чувствам читателя. Он все время обманывает ожидания. Прямо играет с ними: подбрасывает, ловит, оставляет без ответов. Большинство рецензентов в интернете этого не любят, что хорошо видно по отзыва на фильмы, сериалы и книги. Не стоит читать «Дилвиша Проклятого» и тем, кто ждет четкости, определенности, жесткого детерминизма.

Если вы прочитали материал до конца, пожалуйста поддержите меня плюсом или комментарием. Это мотивирует писать ещё.

6666
14 комментариев

О! один из любимых экспериментальных романов Мастера. И правда, издевается он над читателем в нём по полной.

Окончание истории, кстати, в отдельной повести, «Изменчивая земля», оно более линейное и вообще попроще (потому что было написано раньше), но не менее охрененно взрывает мозг.

Что касается найти в бумажном виде, то эт действительно непросто. Я вот счастливый обладатель ПСС от Поляриса в 30 томах. Ох и задолбался я его собирать в своё время %)

5

А вот за эту рекомендацию про окончание истории спасибо, надо заценить обязательно)

1

Долго, помнится, обходил стороной Дилвиша, при том, что те же Хроники прочитал раза три-четыре полностью, но когда добрался, ничуть не пожалел. Хорошая книга, правда, финал уже не помню(

3

Комментарий недоступен

2

Причем первый рассказ про Дилвиша раньше Сташеффа на несколько лет. :-)

1

Звучит шикарно, гляну потом.

Дилвиш - это сборник журнальных рассказов с 1965 года по 1982. Вышел причем уже в виде сборника уже позже Changing Land (которую я люблю больше).
И это отнюдь не пародия на героическое фэнтези. Это Sword&Sorcery, советую почитать Лейбера, Вэнса и Ши и тогда будет понятнее. И, кстати, сам Желязны был членом Swordsmen and Sorcerers' Guild of America.
А так книга хорошая, да.

2