ADOBE — история удивительного успеха

ADOBE — история удивительного успеха

Представьте себя подростком в 90-е, когда компьютеры были только у крупных компаний и детей бизнесменов, а еще лучше 80-е, когда компьютер вполне мог стоить как новая машина.

А еще лучше в 70-е, когда компьютеры даже в США стояли только в крупнейших компаниях и лабораториях и занимали целую комнату, а понятия — персональный, то есть твой собственный, компьютер — еще не существовало. И чтобы получить опыт работы на компьютере, нужно было быть выдающимся умом.

А способность создания бизнеса, связанного с компьютерами, без финансовой поддержки, была уделом единиц. Но у двоих людей это получилось, и поэтому любой подросток из маленького провинциального города может на своем компьютере редактировать фотографии и монтировать видео.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как двое немолодых людей взяли себя в руки, ушли из крупной компании и основали свою.
  • Как Стив Джобс стал их первым и самым значимым клиентом, а годы спустя объявил им войну.
  • Как одного из них похитили и 4 дня держали в заложниках.
  • И какую роль играло Министерство Обороны США не только в становлении компании, а во всей компьютерной отрасли.

Видеоверсия истории:

Много исторического материала тут!

Вас ждет крайне интересная и наполненная событиями история компании ADOBE, крупнейшего поставщика Софта для творчества, которая появилась еще в начале 80-х годов. Приятного прочтения!

Часть 1 — ARPA

Истоки компании, которая сделала всем известный Photoshop и Premiere Pro, лежат в конце 50-х годов. В 1957 году СССР запустил на орбиту земли первый спутник под кодовым обозначение ПС1 — Простейший Спутник 1. Все что спутник делал — отправлял на землю короткие сигналы и его аккумуляторов хватило всего на 21 день, но это событие потрясло все научное мировое сообщество и уже в 58 году Министерство обороны Соединенных Штатов Америки в ответ на такой прорыв Советов создало ARPA.

ADOBE — история удивительного успеха

ARPA — это Управление перспективных исследовательских проектов. Его главная задача — сохранение военных технологий США на передовом уровне. Кроме финансирования своих оборонных подразделений, которые отвечали только за военные разработки, была выдана огромная куча грантов в университеты и проекты на исследования и разработку новых технологий. Для аспирантов, студентов, профессоров это стало отличной возможностью.

Представьте себя на месте студента, например факультета информатики. Скоро заканчивается обучение, ты получаешь свой диплом, к которому ты шел несколько лет и идешь работать на кассу в Макдональдс, но тут совсем случайно на университет падает грант на несколько миллионов долларов в год и ты можешь остаться, стать аспирантом, получить неплохую зарплату и заниматься тем, что тебе действительно интересно. Таким студентом был Джон Ворнак, один из будущих основателей компании Adobe.

ADOBE — история удивительного успеха

Один из грантов, на разработку интерактивного дизайна и компьютерной графики, получил факультет информатики Университета Юты, в котором Джон тогда проходил обучение. Он остался в институте, устроился работать на факультет и продолжал обучение как аспирант, а позже стал профессором. Это было в середине 60-х, на тот момент Джону было чуть больше 25 лет.

Молодой студент получил возможность одним из первых в мире заниматься развитием компьютерной графики. Это был по настоящему прорывной отдел, из лучших умов и талантливых людей, которым это было интересно. По гранту Министерство обороны выделяло 5 миллионов долларов в год на их разработки, по текущим деньгам это больше 50 миллионов долларов, поэтому в деньгах и возможностях ребята были не ограничены. Они могли позволить себе лучшие и самые современные компьютеры и другое оборудование. По сути ARPA просто бросила в них пачку денег со словами — дайте нам технологии.

Что представлял проект, которым он занимался? Ну например, одна из самых больших проблем в графике тогда была в том, что нельзя было построить на экране изображение объемного объекта, не показывая все его стороны. То есть построить фигуру можно, но только вот так. Как не показывать грани, которых не должно быть видно, тогда еще не придумали. На фото сам Джон.

ADOBE — история удивительного успеха

И в 68 году Он придумал как можно описать и представить геометрическую фигуру в виде изображения на экране, и при этом удалить скрытые поверхности.

Делалось это на компьютере с названием 1108, который стоил 1,6 миллиона долларов, работал с перфокартами как с источником ввода и занимал всю комнату. По производительности он был в тысячи раз слабее чем современные Apple Watch.

Чтобы построить изображение на экране осцилографа, нужно было 4 минуты. Они выводили изображение именно на осциллограф, потому что просто не было технологий и мощностей чтобы можно было подключить обычный телевизор. И чтобы это изображение увидели мы, они снимали его на фотоаппарат Полароид.

Технология, созданная Джоном, была прорывной, они начали экспериментировать и получать различные изображения на экране. Через некоторое время для геофизиков из Юты они сделали первое изображение магнитного поля на поверхности. Это изображение попало на обложку журнала Scientific American и Джон с ребятами получили всеобщее признание.

ADOBE — история удивительного успеха

ARPA дала громадный толчок всей компьютерной отрасли. В то время все Университеты, участники ARPA, были связаны одной сетью — ARPANet. Через него талантливые умы могли обмениваться электронными письмами уже в 1970 году, 52 года назад.

Много студентов с факультета информатики университета Юты потом сделали себе карьеру. Этот факультет был для них стартовой площадкой. Они станут пионерами компьютерной отрасли, станут основателями и значимыми работниками стартапов кремниевой долины.

Например, один из них возглавляет корпорацию Pixar, он же делал всю анимацию для Lucas Films и Disney Другой сделал первую программу для рисования Многие перешли в Xerox и далее работали в Microsoft. Да и вообще, только ленивый в то время на том факультете не смог бы сделать себе отличную карьеру и обеспечить безбедную старость,

Невозможно представить, каким был бы мир сейчас, если бы СССР не запустил в 57 году свой спутник. Возможно не было бы компьютера, каким он был бы сейчас. ARPA закидала деньгами всю только зарождавшуюся отрасль, заботилась о ней и растила. Она обеспечивала рабочие места, люди росли и развивались, позже с полученным опытом и наработками основывали свои компании и теперь США являются лидерами этой отрасли уже не один десяток лет. Свою задачу ARPA выполнила на 10 из 10 и забетонировала первое место среди разработок, технологий и компаний за своей страной.

Джон Ворнак покинул факультет в 69 году, потому что пришло время расти дальше.

Часть 2 — Xerox PARC

Почти во всех источниках сказано что история Adobe началась именно с Xerox. Xerox на конец 60-х годов — огромная развитая компания с большими оборотами, штатом сотрудников и обширной сетью продаж. Она на то время занималась не только копировальными машинами, на которые у них был патент. У ксерокса также были передовые сторонние технологии и проекты, например для Армии США они разработали симулятор демаскирующих эффектов стрельбы и систему лазерной имитации боя, это принесло им контракты на десятки миллионов долларов, с учетом инфляции сейчас это были бы сотни миллионов. Денег было настолько много, что они даже вошли в космическую отрасль и разрабатывали спутниковую систему передачи данных, и это в 70-х годах. Но, в 70-м году, Xerox потеряла патент на ксерографию и нужны были новые разработки, которые должны были помочь ей оставаться лидером на рынке офисных технологий.

Топ-менеджеры Xerox сели, подумали и сделали Xerox PARC — Исследовательский центр в Пало-Альто. Он кстати существует до сих пор.

ADOBE — история удивительного успеха

Изначальная цель PARC — изобрести офис будущего. То есть нанять команду талантливых и прогрессивных людей, которые соберутся вместе и придумают, какой будет офис через 10-20 лет, разработают технологии и реализуют их. Чтобы потом их успешно продавать и быть лидером на рынке. Менеджеры Xerox приняли два важных решения, чтобы их задумка удалась:

  • Исследовательский центр построили в Пало-Альто, недалеко от Стендфордского университета, чтобы хантить людей.
  • Они наняли двух первых человек из ARPA, потому что понимали — все передовые умы там, и хантить будет проще через них.

Таким образом, PARC в первые годы работы был укомплектован почти полностью выходцами из ARPA. Так пришел работать в Xerox второй будущий основатель Adobe — Чарльз Гешке.

ADOBE — история удивительного успеха

Вообще, Чарльз был Профессором и преподавателем по математике и однажды он отчислил студента. Студент пришел к нему через год и сказал с улыбкой

Мистер Гешке, лучшее, что вы сделали для моей жизни — выгнали меня отсюда. Я получил работу по продаже компьютеров и заработал много денег за этот год. Я приехал чтобы вас поблагодарить

Гешке на тот момент, будучи профессором, зарабатывал сильно меньше него. Студент был так признателен Чарльзу, что предложил научить его программированию, а Чарльз не отказался. И вот так все у них в жизни сложилось, что по вечерам и в выходные отчисленный студент помогал профессору по математике изучать Фортран, первый язык программирования высокого уровня. Чарльзу было гораздо интереснее изучать программирование, чем заниматься своей работой и он решил продолжить обучение в этой сфере. И несмотря на то что у них с женой уже было двое детей, жена поддержала его и сказала - «не беспокойся, следуй своей мечте, с остальным мы разберемся»

Он начал обучение в Университете Карнеги-Меллон, который также был участником ARPA, и получил стипендию, на которую мог жить и кормить семью, но которая, конечно, была меньше, чем зарплата профессора.

Через несколько лет Чарльз закончил свое обучение, написал и защитил диссертацию и получил предложение от двух друзей из университета, которые уже закончили обучение и устроились работать PARC, и в 72 году переехал всей семьей в Калифорнию. Как позже отмечал сам Чарльз, Xerox PARC стал для него волшебным местом, здесь совсем не молодой ученый мог развить свои навыки и заниматься любимым делом — информатикой и компьютерами. И таких людей в PARC были сотни, дело пошло.

Именно здесь, в исследовательском центре Xerox:

  • Изобрели первую компьютерную мышь как средство для управления компьютером.
  • Создали первый прототип ноутбука.
  • Первый лазерный принтер — тоже их работа.
  • И первый графический интерфейс компьютера.

В 1973 в PARC, задолго до Altair, Apple и IBM, был построен первый персональный компьютер с графическим пользовательским интерфейсом, текстовым редактором и почтовым клиентом, похожими на то что сейчас используем мы. Монитор у него был размером с лист бумаги. Он назывался Alto и был прорывной и перспективной технологией PARC.

ADOBE — история удивительного успеха

Такой компьютер был у каждого сотрудника. При этом были доступны файловые сервера и доступ к лазерному принтеру через протокол, из которого в последствии появится протокол Ethernet. А каждый из пользователей мог обмениваться почтой с другим пользователем через ARPANet.

PARC пытался коммерциализировать компьютер Alto, но допустили несколько ошибок:

  • Все технологии были закрытыми. Своя операционная система, только свое оборудование. Даже язык программирования, на котором была написана операционная система был свой.
  • Он был слишком дорог — 15 тысяч долларов за штуку, на текущие деньги это 75 тысяч долларов, то есть больше 5,5 миллионов рублей.
  • И самая большая их ошибка. К ним на демонстрацию технологий давно просился молодой предприниматель и они его пустили и показали все свои наработки офиса будущего.

Этого человека звали Стив Джобс.

Надо сказать что Apple состоял в то время всего из двух людей. Стив увидел все технологии Xerox — мышь, графический интерфейс, и в будущем построил свой компьютер Lisa, у которого была мышь и графический интерфейс и при этом схантил двух инженеров из PARC, с которыми познакомился на демонстрации.

В 77 году Чарльз с коллегами собрал демонстрационый офис будущего на 10 рабочих мест, и показали его менеджерам Xerox.

ADOBE — история удивительного успеха

Весь менеджмент компании на протяжении презентации сидел скрестив руки, на лицах читалось

черт, теперь еще в этом нужно разбираться

Но на презентации были и их жены, которые очень часто были офисными работниками. Именно жены оценили технологии визуализации и в особенности технологии печати. Можно было напечатать текст на экране в текстовом редакторе, а затем отправить его на лазерный принтер и получить именно то, что было на экране. Сейчас это покажется странным, но до этого принтеры работали по другому. Они были матричные. В матричном принтере головка со штырями ударяла через ленту с чернилами в бумагу и оставляла след — точки, черные как правило. И так с каждым символом. По сути это была просто автоматическая печатная машинка. Никаких цветных картинок, никакого набора шрифтов, никаких градаций серого, о печати картинок и речи не было, скорость — минимальная, а какой стоял шум от печати. Каждый документ для печати нужно было конвертировать в сетку из символов и не всегда получалось именно то, что печатал пользователь. В общем и целом, жены повлияли на своих мужей и менеджмент дал Гешке зеленый свет.

После этой демонстрации, Xerox основал лабораторию визуализации в PARC и поставил Гешке во главе. Лаборатория проводила исследования в области графики и обработки изображений. Для лаборатории необходим был Главный научный сотрудник, и Чарльз нанял идеально подходящего на эту роль Джона Ворнака, с которым они заочно познакомились с помощью ARPA. С 78 года и до самого ухода из Xerox они работали в одном отделе и занимались разными вещами. Одна из их разработок — протокол для печати InterPress. Как я уже сказал, было большой проблемой распечатать документ именно так, как он отображался на экране и для этого был создан специальный протокол, который описывал документ и отправлял на принтер понятные ему данные.

Джон и Чарльз довели протокол до отработанного состояния и так-как на рынке не было аналогов, они пришли к руководству PARC с предложением вывести этот продукт на рынок. PARC понравился проект, в нем было будущее и его можно было продавать. Однако, была одна проблема. В Xerox, чтобы отладить, стандартизировать и выпустить на рынок любой продукт был регламентированный срок — 7 лет.

На уговоры Гешке о том что за 7 лет сменится несколько поколений компьютеров и принтеров, Xerox отвечал одно и то же — извините, 7 лет, быстрее никак

Одним днем, Джон заходит в кабинет Чарльза, очень расстроенный, закрывает дверь, садится к нему и говорит

Нам нужно серьезно поговорить. Мы с тобой можем стать очень старыми и разочарованными, либо мы можем взять наши идеи и выяснить, как можно воплотить их в жизнь.

Джон и Чарльз понимали, что схожие идеи у них могут быть и других людей, связанных с компьютерами и выход на массовый рынок длиной в 7 лет мог быть не только не успешным, это могла быть история о 7 впустую потраченных годах двух совсем не молодых людей. И в 82 году они покидают Xerox PARC. На момент ухода Джону было 42 года, а Чарльзу 43.

PARC останется для Америки лучшей командой единомышленников. Она собрала самые прогрессивные кадры со всей страны, людей с разной культурой и религией, разными взглядами. И именно эта гибридная энергия людей, которые работали в PARC, сделал его действительно успешным. В 70-е и 80-е PARC создал комфортную среду для молодых ученых, профессоров, студентов. С помощью нескольких правильных решений, он повлиял не только на всю технологическую и компьютерную отрасль, он повлиял на весь мир. Как и из ARPA, из него вышли выдающиеся кадры.

Один из таких кадров, например, создал протокол Ethernet на основе ARPANet, из которого впоследствии был рожден и появился TCP/IP и Интернет. Другой сделал текстовый редактор Bravo для комьютера Altro, который похож даже на современный Word. Что неудивительно, потому что Word в Microsoft сделал он же впоследствии. Да и вообще, многие люди из PARC дальше сделали себе отличную карьеру в качестве основателей и работников крупнейших проектов того времени. Их перечислять не хватит этой статьи. Так появилась и компания Adobe.

Часть 3 — PostScript

Для двух немолодых друзей дела развивались так: Джон Ворнак купил билет на самолет и прилетел к своему старому знакомому, а тот познакомил его со своим знакомым, венчурным капиталистом Биллом Хембриком. Билл инвестировал в Джона и его идею 2,5 миллиона долларов, по договоренности по 1 миллиону 250 тысяч долларов двумя траншами за 2 года. На эти деньги нужно было снять офис, нанять людей и купить технику. Билл поверил в ребят, поверил в проект.

Компанию назвали Adobe Systems, первое слово позаимствовали от ручья Adobe Creek, который протекал недалеко от дома Джона. Вот так выглядел их первый логотип, его разработала жена Джона, которая была графическим художником.

ADOBE — история удивительного успеха

Вопреки многим источникам, они не начинали свою компанию в гараже, у них с самого старта был инвестор с деньгами, но на что они планировали их потратить?

Их бизнес-план менялся трижды со старта компании. Сначала — они думали купить принтеры и сделать сервисную компанию для печати, куда люди могли принести что-то, что им нужно было распечатать.

Но Билл сказал — Нет, это не будет работать. Второй бизнес-план был похож на 6 других стартапов того же времени — создать лазерный принтер, соединить его с компьютером и продавать как издательскую станцию. Идея была в том чтобы продавать готовую станцию для печати компаниям, которые очень много печатают. Например, Boing, или — организация по охране здоровья, нынешняя ВОЗ. Эти организации очень много печатали, причем как правило в одном месте — в типографии. У таких компаний было 2 проблемы:

  • Нужно было доставлять по большой Америке и другим странам распечатанные документы, издания и прочее.
  • Иногда это нужно было делать быстро. Например, в случае с ВОЗ, нужно было оперативно доставить раздаточный материал о новом вирусе в каждую больницу.

Эти 2 проблемы решались издательской станцией в каждом филиале компании, которой присылается документ и печатается в нужном объеме на быстром лазерном принтере. Тогда самый дешевый лазерный принтер стоил 13 тысяч долларов или 2,5 миллиона рублей по текущим деньгам, плюс рабочее место и бизнес план выглядел как потенциально прибыльный.

Именно по этому пути они и пошли, но…

В марте 83 года в офисе Adobe зазвонил телефон, голос в трубке сказал —

Привет, это Стив Джобс. Я слышал, что вы ушли из PARC. Ребята, я знаю что вы делаете великие дела, можно мне увидеть

Стив приехал к ним и увидел рабочую станцию, на то время для принтера уже был написан протокол PostScript, который мог печатать что угодно на странице. Основой для этого протокола, естественно, стал протокол InterPress, написанный в PARC. Стив оценил идею, печать и в правду выглядела отлично. Он понимал что его принтер для Macintosh не будет продаваться, если будет матричным, и эта технология, этот протокол, ему нужен как можно скорее, чтобы успеть все отладить и выпустить. Стив почти сразу предложил ребятам продать ему Adobe, но парни не согласились. Они только что вышли из под гнета большой корпорации, ощутили дух стартаперства и хотели продолжить свободное плавание.

Тогда Стив сказал Джону и Чарльзу — не стройте рабочие станции, не стройте принтеры, сосредоточьтесь на протоколе и Apple будет вашим первым клиентом.

Это и был их третий бизнес план. Причем, ребята не сразу приняли его совет. Они пришли к своему инвестору и рассказали про то что это расходится с их бизнес-планом. Билл ответил —

Ребята, вы чокнутые, забудьте и выбросьте этот бизнес план, задача бизнеса только одна — заработать деньги и теперь вы знаете чего хотят ваши клиенты, так что дайте им это.

И ребята дали!

Весь 83 год Apple и Adobe работали над лазерным принтером. Задача была в том чтобы внедрить PostScript в Macintosh и передавать на печать принтеру уже понятные ему данные. Но! Была проблема, Macintosh не был достаточно мощным для самостоятельной печати с помощью PostScript, поэтому по сути, по итогу года работы, в печати документа участвовали 2 компьютера — Macintosh и компьютер внутри принтера, на котором работал сам PostScript. Macintosh передавал принтеру документ, PostScript его преобразовывал и печатал. Примерно так сейчас работают и современные принтеры.

ADOBE — история удивительного успеха

Осенью 83-го был подписан контракт с Apple. По этому контракту, Apple купила 20 процентов акций компании Adobe за 2,5 миллиона долларов, а также дала аванс за будущие лицензионные отчисления за PostScript, около полутора миллионов долларов.

Все вырученные деньги Adobe вернула венчурному фонду Билла и выкупила их долю. Инвестор заработал в 5 раз больше первоначальных вложений, а Adobe закрыла год без денег, но имела возможность создавать вещи, которые они хотели сами и двигаться вперед. Adobe стала первой компанией в истории кремниевой долины, которая стала прибыльной в первый год своей работы.

Любой маркетолог сказал бы Биллу, Джону и Чарльзу, что здесь нет рынка — нет категории, нет спроса. Идея в создании языка программирования для принтеров обречена на провал, но ребята справились, отчасти благодаря Apple и лично Стиву Джобу, который не жалел деньги на то чтобы сделать свои продукты по настоящему идеальными. И сейчас, через 39 лет, PostScript является стандартом, большинство принтеров работает на нем и признаков того, что это изменится — нет.

В 84-м году был анонсирован Apple Macintosh, а в 85-м был выпущен принтер Apple LaserWriter, который работал на PostScript. То, что принтер был вообще выпущен, заслуга и упорство Джобса. Еще за год до выпуска, Apple столкнулся с тем, что он будет либо слишком дорог, либо будет продаваться без прибыли, но это история для другой статьи. Этот принтер помог Apple добиться успеха в свои первые годы, поскольку настольные издательские системы получили распространение и породили целую новую отрасль.

После принтера от Apple клиентами Adobe стало множество компаний, самыми известными из которых были IBM и Hewlett-Packard. В следующие года, 86-87 Adobe стала чрезвычайно успешной компанией, она росла быстрыми темпами — больше 100% в год. К концу 87 года PostScript стал отраслевым стандартом языка, его использовали 400 различных программ и 19 производителей принтеров.

PostScript рос в объемах продаж, увеличивалась капитализация компании, казалось бы, причин суетится и что-то новое выводить на рынок — нет. Но в то время, как и сейчас, компьютерная отрасль могла сильно измениться всего за несколько лет, а Джон и Чарльз были достаточно дальновидными парнями. 47-летними — дальновидными — парнями. Позже Джон отмечал — Если мы были бы компанией одного продукта, мы бы умерли.

Все ресурсы компании на тот момент были направлены на PostSctipt, поэтому Джон и Чарльз создали «Группу передовых технологий», по аналогии с PARC. Они запретили членам группы каким либо образом работать над PostScript и через некоторое время был рожден второй продукт компании — Adobe Illustrator

Часть 4 — Adobe Illustrator

В 1987 году появился первый потребительский продукт — Adobe Illustrator для Macintosh — программой для работы с векторной графикой.

ADOBE — история удивительного успеха

Ни один графический художник на планете на то время не использовал компьютер для работы. Как я уже упомянул, Жена Джона была графическим художником и ее основным инструментов в работе был карандаш. И если что-то нужно было исправить, нужно было это заново нарисовать и снова отправить на согласование заказчику.

В первых версиях программы на черно-белом мониторе можно было отрисовать векторное изображение, изменить его как хочешь, добавить надписи из обширной библиотеки шрифтов и отправить на печать. По сути, часть кода для работы с изображением уже была реализована в PostScript, протокол умел работать с графикой для ее печати на принтере.

Любой трезвый маркетолог сказал бы что там нет рынка, это самая глупая вещь, которую можно сделать. Нет рынка, нет спроса, у графических художников нет компьютеров — идея обречена на провал. Но Adobe это сделали и в течении нескольких следующих лет художники со всего мира поняли, насколько удобно и быстро можно делать их работу по новому.

Надо отметить, что тогда самый большой жесткий диск, который можно было купить для Macintosh — 20 мегабайт, сейчас одно фото на iPhone может весить больше, но Джон и Чарльз знали что рынок оборудования изменится, новые технологии и растущие объемы продаж сделают железо дешевле и быстрее. И сделали правильный шаг. Illustrator это продукт, который и сейчас олицетворяет Adobe. По сути, с помощью него они создали и застолбили за собой место во всей отрасли программного обеспечения для работы людей творческих профессий. И наверное, это последний крупный продукт для этой отрасли, который они создали сами с нуля.

Часть 5 — Photoshop

В этом же, 87 году братья Томас и Джон Нолл разработали одну программу. Томас был молодым аспирантом и написал ее изначально для отображения изображений в градациях серого на монохромном дисплее. Брат посоветовал превратить ее в полноценную программу и в 1988 Томас взял перерыв в полгода в учебе, и с поддержкой брата разработал программу ImagePro. Джон ездил в кремниевую долину и демонстрировал программу различным инвестором и компаниям, среди которых были Apple и Adobe. Adobe как раз искала подходящий софт в этом направлении и в сентябре 1988 года они выкупили у братьев их программу за 250 тысяч долларов.

На тот момент программа уже называлась Photoshop. Так произошла важнейшая сделка, которая оказала влияние на всю сфера дизайна. Да что там дизайна, в России слово Фотошоп уже стало нарицательным, как и слово Ксерокс. Не думаю что хоть один пользователь интернета не знает название Photoshop.

ADOBE — история удивительного успеха

Photoshop 1.0 бы выпущен 19 февраля 1990 года. Он быстро стал стандартом для цифрового редактирования изображений и это был прорыв. На компьютере, на котором братья демонстрировали этот продукт Adobe, для него не было будущего, но в Adobe, как и в случае с Иллюстатором, понимали что очень скоро рынок изменится, сделали ставку на будущее и не прогадали. Сложно оценить, но я думаю именно Photoshop принес компании больше всего денег за все годы их работы и сделал узнаваемым название компании Adobe всему миру.

Итак, на начало 90-х у них было 3 основных продукта

  • Illustrator
  • Photoshop
  • И PostScript, который их кормил и приносил основные деньги для развития, а дальше …

Часть 6 — Война Шрифтов

В 90-м году Apple и Microsoft объединились и объявили войну Adobe.

Успех Adobe привлекал внимание молодых разработчиков и на тот момент было больше 70 компаний, которые разрабатывали свой клон PostScript. И Microsoft купили одного из них, а дальше пришли к Apple, которые разрабатывали свой набор шрифтов TrueType и договорились что просто перестанут использовать продукт Adobe. С Microsoft протокол печати, с Apple шрифты.

Плюс ко всему PostScript был закрытым, математическое описание их шрифтов названием Type 1 тоже было закрытым для редактирования и это не нравилось пользователям, а TrueType изначально позиционировался как доступный для редактирования набор шрифтов.

И на очередном семинаре по графике Microsoft в открытую, со сцены публично объявил что намерены вывести Adobe из бизнеса.

В мире компьютерных технологий этот период называется Войны шрифтов.

Adobe приняла вызов и предприняла несколько верных решений:

  • Во-первых, компания опубликовала спецификации своих шрифтов. Этот шаг демократизировал мир дизайна цифровых шрифтов, позволив практически любому создавать и продавать свои собственные цифровые шрифты.
  • Во-вторых, Adobe разработали продукт под названием Type Manager, который отображал шрифты Type 1 на экране и позволял печатать на принтерах, не поддерживающих PostScript, что принесло пользу всем, кто использовал шрифты на компьютере.

Вы могли видеть шрифт, с которым работали, на экране в режиме реального времени, и вам не нужно было распечатывать его только для проверки вашего документа. Это была первая настоящая реализация принципа «что видишь, то и получаешь». До этого — ты прописывал символы на экране и выбирал для них шрифт, при этом сам шрифт на экране не изменялся и только при печати ты мог получить то что хотел.

Кроме этого, все сообщество любило компанию Adobe за их четкую и отлаженную работу и поддержало компанию. Например, компания IBM публично заявила что они предпочтут использовать продукты Adobe во всей своей линейке компьютеров. Несмотря на то, что эта война официально закончится позже, в 97 году, Adobe своими действиями в ней заочно победила.

TrueType на Windows появился только спустя 3 года после начала этой войны, а Apple так никогда и не выпустит лазерный принтер на клоне PostScript.

Позже Чарльз Гешке скажет что Adobe смог преодолеть этот кризис из-за принципов компании, главный из которых — Если вы работаете в Adobe, относись к своему подчиненному, к своему сотруднику, к своему клиенту, к акционеру компании, к людям в сообществе, в которым работает бизнес, так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Если вы делаете так, люди будут вашими союзниками и будут иметь с вами дела.

В 90 и 91 годах Adobe, как и каждый год до этого, показала рост выручки и прибыли, компания росла, развивалась и становилась все более успешной, и все было отлично, до одного утра весной 1992 года …

Часть 7 — Похищение

Утром 26 мая 92 года Чарльз Гешке приезжает на работу и паркуется на стоянке около офиса в Кремниевой долине, Маунтин-Вью. Двое мужчин выскочили из укрытия и наставили на него дуло пистолета. Они угрожали ему, грозились уничтожить его дом и убить всю его семью. Чарльз боялся за свою семью — жену и детей, он не знал кто эти люди, что они могут сделать и принял их условия — сел в их машину и уехал вместе с ними. Чарльз каждое утро по приезду на работе звонил своей жене, но не в этот день, и жена волновалась что у него мог случиться сердечный приступ. В 12:30 в доме зазвонил телефон, жена ответила и голос в трубке сказал

Чарльз у нас, мы увезли его другой штат, если ты не выполнишь наши требования, мы убьем его, разрежем на миллион частей и оставим у тебя на пороге. Мы следим за тобой, если ты позвонишь в службу спасения или полицию, мы убьем его. Ты соберешь 650 тысяч долларов и отдашь их нам, тогда мы вернем его.

Жена Чарльза вышла из дома, потому что была уверена что ее телефон прослушивается, и с телефона-автомата позвонила двум биржевым маклерам, которых она попросила продать акции и снять наличные стодолларовыми купюрами. Но кроме этого, она позвонила Джону Ворнаку, потому что думала что он может быть следующим.

Джон Ворнак узнал о ситуации и думал что предпринять — не будет ли звонок в полицию смертельным для его партнера и друга, с которым они знакомы 14 лет. В конце концов он решился и позвонил. В это время в заброшенном доме на окраине долины похитители при Чарльзе вслух рассуждали, на что потратят деньги и какие машины купят. Несколько дней похитители издевались над Чарльзом, а ФБР думали над планом.

В итоге, через 4 дня, дочь Чарльза повезла деньги, на заднем сиденье у нее спрятался агент ФБР, он давал указания другим агентам в гражданских машинах, а жена Чарльза по телефону созванивалась с похитителями. 31 мая, после напряженных 4 дней удержания, ФБР ворвалось в дом, где держали Чарльза и задержали двух похитителей арабского происхождения 25-ти и 26-ти лет. Их приговорили к пожизненному сроку. Чарльз был спасен.

Чарльзу повезло, через месяц после этого было обнаружено тело руководителя компании Exxon, похищенного за месяц до этого, он умер жестокой смертью в неволе после борьбы со своими похитителями. И несмотря на похищение, Чарльз и его семья продолжили вести обычную жизнь — они не переезжали, не нанимали охрану и телохранителей. Чарльз не хотел чтобы у них отняли нормальную жизнь. А жизнь компании Adobe продолжалась.

Часть 8 — PDF

Весной 91 года, Джон Ворнак в общих чертах обрисовал идею, которая на то время многим показалась странной. Еще не было интернета, не было унификации форматов. Нельзя было скопировать данные на дискету, принести ее к другу с другой операционной системой или другой программой, открыть и распечатать. Даже не то что распечатать, не было удобного формата, где можно любому человеку дать файл, в котором содержались и картинки, и текст. Например, с инструкцией от газонокосилки, да так чтобы на разных операционных системах файл выглядел бы совершенно одинаково. Но пытаться создать формат файла, который будет читать различные операционные системы, различные компьютеры — себе дороже. В самом разгаре была война шрифтов и идея привести что-либо к стандарту в ситуации, когда каждый игрок на рынке занял свою позицию и хочет откусить пирог будущего пирога, обречена на провал. Но Джон и Чарльз понимали что за этим будущее, такой формат нужен уже. И они создали PDF, миссия которого была в том, чтобы стать цифровой версией старомодной бумаги.

ADOBE — история удивительного успеха

Многие преследовали те же цели, и в 90-е годы наблюдался шквал конкурентов, стремящихся стать единым истинным стандартом — бумагой зарождающегося цифрового мира.

В 1993 году они выпускают формат PDF, платную программу для просмотра PDF — Acrobat Reader и программу для создания PDF-файлов — Acrobat Distiller, ценой за персональную версию в 700 долларов, по нынешним деньгам это 92 тысячи рублей, напомню — за персональную версию. Из-за таких цен PDF не стал популярным сразу, и позже Adobe выпустила бесплатную версию ридера и снизила цену за Acrobat Distiller.

Несколько лет программа и формат PDF были чисто убыточным проектом и в руководстве даже хотели его убить, но в итоге с помощью распространения интернета, улучшения формата и программы, сейчас мы знаем PDF как мировой стандарт документов.

По некоторым оценкам, сегодня существует не менее 2,5 триллионов PDF-файлов.

В 93-м году Adobe портировала Photoshop на Windows и вышла на действительно массовый рынок, поставила очередной рекорд по капитализации и прибыли, обновила свою линейку продуктов. Мир фото и графики по сути уже был захвачен, и пришло время для мира видео.

Часть 9 — Видео

С начала 90-х у Adobe был свой венчурный фонд. Она активно скупала проекты и компании, многие из которых развивала и они становились успешными, а некоторые закрывались и уходили на полку стартапов кремниевой долины. В любом случае, Adobe искала людей, который делали свои программы и инвестировала в них, так произошло с программой Premiere.

Adobe купили программу у молодого программиста Ренди Убиллоса, который писал ее один в течении 10 месяцев и назвал ReelTime. В 91-м году компания выпустила ее под названием Premiere, версия 1.0.

ADOBE — история удивительного успеха

Чтобы вы понимали, в первой версии программы можно было редактировать видео разрешением 160 на 120, а также записать его на видеокассету. Как я уже не раз говорил, Джон и Чарльз были дальновидными и при этом обеспеченными ребятами и понимали что чем раньше займут рынок — тем большим куском будут владеть. Кстати, одними из первых Premiere начал использовать канал CNN.

А сам Ренди позже сделает главного конурента Premiere — программу Final Cut Pro и закончит карьеру в Apple во главе отдела по разработке софта для Фото и Видео.

В 2003 Premiere переименует в Premiere Pro и с 91 года он является самой популярной программой для редактирования видео. Даже фильмы сегодня монтируются в Premiere Pro, например — Дедпул.

Когда я слышу название Adobe, мне на ум сразу приходят 3 ассоциации —

  • Photoshop
  • Premiere Pro
  • After Effects

И последний Adobe тоже купили. After Effects сегодня — мегапопулярная программа для создания анимации, ее используют графичиеские и мошуен-дизайнеры. Первую версию программы разработала компания Company of Science and Art в 93 году. В 94 году уже существовала версия 2.1, и их купили Adobe. Таким образом, все 3 мои ассоциации — это грамотная работа венчурного фонда Adobe. В 90-е они скупали проекты десятками в год в сейчас могут успешно существовать на этих начинаниях. Именно эти 3 продукта сейчас приносят компании большую часть их прибыли. Но, вернемся к развитию компанию. Вплоть до 97 компания активно росла — выпускались новые программы и обновлялись старые, но никогда в истории IT компаний такое не могло идти бесконечно.

Часть 10 — Кризис

Во второй половине 90-х дела Adobe шли отлично, Джону и Чарльзу пришла идея что нужно найти людей, которые займут их место. Они начали набирать топ-менеджеров с исключительным послужным списком и выдающимися навыками. Они искали менеджера по инженерии, финансового и маркетинг-менеджера, а также директора по продажам. Начала собираться команда людей, которые должны были заменить основателей. Эти люди должны были занять место основателей и отправить их на пенсию. В 97-м году Джону было 57, а Чарльзу 58. А потом события начали развиваться довольно стремительно.

В 97 году компания Билла Гейтса объявила очередную войну Adobe — она не рассматривала Adobe как своего поставщика софта и намерена была составить ему конкуренцию. Microsoft как клиент для компании был чрезвычайно важен, под конец 90-х Windows стал лидером на рынке по объему проданных копий и терять такой кусок было недопустимо.

В этом же году Hewlett-Packard решила прекратить лицензирование PostScript у Adobe, когда разработала собственную клонированную версию программного обеспечения.

В добавок, на азиатском рынке начался кризис: в некоторых странах продажи снизились на 40%.

По итогам 98-го года оборот компании сократился на 70 миллионов долларов, стоимость акций компании упала почти в два раза. В прессе стали говорить о начале падения Adobe Systems, позиции которой прежде казались непоколебимыми.

Ситуацией воспользовались конкуренты, компания Quark. Они пытались буквально поглотить ослабевшую Adobe.

В это время немолодые Джон и Чарльз собрались, и приняли ряд верных решений.

  • Во-первых, пришлось делать жесткую реорганизацию. Adobe продала 2 своих непрофильных предприятия, и активно сокращала людей в штате. Да не то что людей, целые подразделения просто встали и вышли из компании.
  • Во-вторых, с целью укрепить позиции на рынке софта для работы с веб-страницами корпорация приобрела GoLive. Как и прежде, эта покупка была связана в первую очередь с одноименной программой компании, которая в итоге смогла заменить PageMill. Ситуация стала постепенно налаживаться.
  • В-третьих, активно велась работа над новыми версиями продаваемых программ.
  • И последнее, готовился к выпуску конкурент софту Quark — программа InDesign для верстки текста. Этот продукт был первый в линейке Adobe, который они выпускали на уже сформировавшийся рынок, и он был тепло встречен аудиторией. Впоследствии, из-за него новые пользователи попробуют и другие продукты Adobe.

И эти шаги сработали.

В 99 году Adobe вышли из кризиса и даже достигли рекордной выручки — $1 млрд. Пресса снова стала превозносить корпорацию за профессиональный антикризисный менеджмент, отмечая, как быстро она сумела вновь подняться.

В январе 2000 года Fortune назвал Adobe одной из 100 лучших компаний для работы в Америке. По мере приближения новой эры, Adobe планировала повысить прибыльность и продолжить разработку передовых технологических решений. Чарльз Гешке, тогда президент компании, заявил:

Adobe входит в новое тысячелетие с самой сильной управленческой командой, лидирующей позицией на рынке и высочайшим качеством своей продукции

Часть 11 — Flash

После кризиса 98-го года сильные позиции заняла компания Macromedia со своими продуктами, которая отняла заметную часть рынка у Adobe.

И устав бороться и судиться с конкурентами, в 2005 году Adobe объявила о слиянии с Macromedia. Сделка обошлась в 3,4 млрд долларов. Таких денег на счетах у Adobe не было и она заплатила акциями. Это была самая дорогая покупка для компании, и надежда была на то, что продукты Macromedia помогут продолжить экспансию на рынок мультимедиа для ПК и Интернет. Под контролем Adobe оказалось несколько важных разработок Macromedia, один из которых Dreamweaver. А также, им досталась мультимедийная платформа Flash.

ADOBE — история удивительного успеха

Flash, попав в руки Adobe, превратился в серьезную разработку. Он использовался на ПК для просмотра видео, для игр. Он использовался на сайтах, некоторые сайты были сделаны полностью на флеше. Со временем Flash cтала использоваться для разработок приложений для Android.

В начале своего существования Flash был отличной и прорывной технологией, его использовали массово во всех странах, но появлялась и критика. К 2010 году были проблемы с безопасностью, Flash расходовала много заряда мобильных устройств. Сайты с Flash открывались заметно дольше со всех устройств. И последний гвоздь в крышку гроба забил Стив Джобс.

В апреле 2010 года он написал открытое письмо «Мысли о Flash», где разнес его в пух и прах. Если бы это была просто критика, возможно мы бы все еще использовали Flash, но Стив принял одно жесткое решение — запретил использование Flash на iPod, iPad и iPhone. Adobe в ответ даже выпустили рекламную компанию, в которой признались в любви Apple, но это не помогло.

ADOBE — история удивительного успеха

И в 2011 году было выпущена последняя версия Flash, Adobe заявила о закрытии разработки и уволила 750 сотрудников, занимавшимися проектом. А в 2015 году и Google заявил, что остановит автоматическое воспроизведение всего Flash-контента в браузере Chrome.

Таким образом Стив Джобс, ставший первым крупным клиентом компании по сути давший ей возможность развития, похоронил один из ее проектов.

Но сделал он этот не просто так.

В 99 году, уже когда Стив вернулся к управлению Apple, он попросил Adobe переписать для новых Mac свои Premiere и Photoshop. В Adobe ему отказали, несмотря на то что Mac был популярны среди дизайнеров.

Позже в книге «Стив Джобс», написанной Уолтером Айзексоном запишут такие слова:

Когда в 99-м году Adobe отказала нам, я понял, что мы не должны заниматься бизнесом, в котором мы не контролируем как оборудование, так и программное обеспечение, иначе мы лишимся головы

Джобс, который в книге Айзексона иногда производит впечатление мстительного и резкого, но и новаторского и вдохновляющего, сказал Айзексону, что Adobe пошла под откос после ухода основателя Джона Варнока на пенсию.

Душа Adobe исчезла, когда Джон Уорнок ушел. Он был изобретателем, человеком, с которым я был связан. С тех пор компания превратилась в дерьмо.

Часть 12 — Финал

C 2000-х годов Чарльз и Джон полностью вышли из управления компанией и ушли на пенсию. Два десятилетия компания провела в бесконечных покупках компаний, скачках прибыли и стоимости акций. Пандемия на компании не сказалась, даже наоборот, их акции выросли в 2 раза. Сейчас Джону Ворнаку 81 год, он наслаждается своей пенсией в загородном доме с семьей. А Чарльз Гешке умер в апреле 2021 года, причина смерти — рак. Он оставил после себя 3 детей и 7 внуков.

Эти двое друзей и единомышленников проделали путь длиной в 38 лет от работы на отраслевого гиганта до развития своей компании в крупнейшего игрока на рынке. От появления и развития компьютерной отрасли до ее становления. Они вдвоем не сдавались, пережили многие кризисы и разрабатывали свои проекты. Принципы, которые они заложили в компанию, позволяют ей успешно существовать и по сей день.

Они изменили не только всю IT отрасль, они изменили наши жизни. Adobe открыл эру творчества на персональных компьютерах и сделал доступным любому специалисту возможность выполнять свою работу быстрее и качественнее. И теперь каждый творческий человек знает что такое Premiere Pro и Photoshop.

ADOBE — история удивительного успеха

На этом заканчивается история Adobe. Это была интересная история о том, что нужно видеть потенциал и понимать, какой будет наша жизнь через 10 лет. История о том как засучить рукава и не сдаваться. История о том, как после 40-ка не бояться изменить свою жизнь.

Спасибо, Джон Ворнак.
Спи спокойно, Чарльз Гешке.

8686
27 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

Статья описывает историю компании. Как часто это бывает, до ухода основателей (2000й год) это одна компания, а после ухода - другая (хотя Фейсбук умудрился стать какой-то хероборй ещё при основателе...). Всё что касается Адоб после 2000 не относится к компании, описанной в статье =))))

2
Ответить

Отличный лонг, спасибо.

4
Ответить

Жаль его спиздили с хабра

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

А если взять в пример другие продукты?

Ответить

Aboobe

Ответить