История эмуляторов первой PlayStation

Лонг об истории эмуляторов первой PlayStation. Я недавно поинтересовалась историей эмуляции PS1. Как оказалось история очень интересная и насыщенная.

История эмуляторов первой PlayStation

Содержание:

Кто изобрёл эмуляторы?

IBM System/360<br />
IBM System/360

В 1960-е годы известная технологическая компания IBM выпустила ЭВМ System/360. Одной из главных проблем (если не главной) стала совместимость с предшественниками программ из ЭВМ 1940-1950 гг. (IBM одним из первых создали ЭВМ). Предшественники программ и софтов - это набор алгоритмов, команд и тому подобных на перфокартах и магнитных лентах.

Вот так выглядели перфокарты<br />
Вот так выглядели перфокарты
Вот так выглядели магнитные ленты.<br />
Вот так выглядели магнитные ленты.

IBM в System/360 создали и внедрили технологию, которая позволяла запускать на System/360 алгоритмы и команды старых ЭВМ без переделывания и всего в этом роде. Данный подход оказался прагматичным.

Данное изобретение IBM официально назвали Эмулятор (с английского - Emulation). Так как слово Эмулятор не является торговой маркой IBM - то технологии, которые позволяют юзать софт и игры из одной системы в другой системе, так и называются эмуляция и эмуляторы

Взлом первой PlayStation

Я решила написать эту главу, потому что говорят что "без взлома игровой консоли невозможно создать эмулятор этой же игровой консоли". Я не знаю почему распространён стереотип о том, обязательно нужно взломать игровую консоль, только потом создать эмулятор игровой консоли. Именно поэтому я решила упомянуть в этом лонге об истории взлома первой PlayStation.

Игры первой PlayStation распространялись на CD-дисках. Sony не первая использовала CD-диски для игровой платформы, но Sony грамотно реализовали потенциал CD-дисков.

Задняя сторона дисков в чёрной поверхности.<br />
Задняя сторона дисков в чёрной поверхности.

Однако просто так вставить обычный диск с игрой PS1 в первый PlayStation и играть не получится. Дело в том, что в первой PlayStation с самой первой ревизии стояла система проверок. На задней стороне лицензионных дисков первой PlayStation стояла защитная метка. И только при совпадении лицензионного кода на метке с диска с системой проверок PlayStation

Схема лицензионного диска PS1
Схема лицензионного диска PS1

Однако исследователи нашли лазейку. Как оказалось защитная метка на всех дисках PS1 была одинаковой. Суть трюка была такова: сначала вставить лицензионный диск в PS1, потом нажать кнопку дисковода так (чтобы дисковод не закрывался, а сам PS1 думал что дисковод закрыт), уловить тайминг и заменить лицензионный диск на обычный CD-диск. Минус такого подхода в том, что нужно быть ловким. Потому что длился тайминг, во время которого консоль считывала лицензионный код с дисков и нужно успеть.

Сама процедура данного трюка

В следующих ревизиях PLayStation Sony исправили данную лазейку, в результате чего вышеуказанный метод больше не работал. Однако через некоторое время был найден другой метод взлома - это известная чиповка. Само слово Чиповка происходит от мод-чип (с английского Mod-Cheap). Чип обманывал и блокировал проверку лицензионности диска в PS1. Модчип позволял играть на PS1 в игры с любых дисков - в том числе и пиратских.

Если для бедных чиповка PlayStation это понятно. То зачем в странах первого мира взламывали PlayStataion - это вызывает вопрос. 30-20 лет назад были разные стандарты всего по теме телевизоров - самые известные это PAL и NTSC. Данные форматы разные и отличались друг от друга. По теме PS1 - если в одних регионах игра работала в 25 ФПС, то в других в 30 ФПС. Многим хочется плавной картинки. Вдобавок есть японские игры PS1, которые не вышли за пределами Японии. Для них чиповка снимала РегионЛок в PS1. Однако не все геймеры PS1 интересовались этой темой. По понятным причинам пиратство на PS1 в странах первого мира не супер массовое.

Известный пример очередной попытки Sony уничтожить пиратство

В 1998 году вышла игра Spyro the Dragon. В определенный момент игра выдавала "вы-пират и купите лицензию". После этого сообщения в этой игре возникали приколы и проблемы. В этом же году в играх Sony внедрили защиту - в самой игре есть проверка лицензии. Если в PS1 постоянно происходила проверка лицензии, то антипиратская защита в игре PS1 выдавала Fenito La Comedia. Постоянная проверка лицензии - это издержка ранних модчипов.

Один из поздних модчипов
Один из поздних модчипов

Однако вскоре хакеры сделали улучшенный модчип Stealth 2.8a. Алгоритм данного модчипа таков - данный модчип работал только в нужные моменты, а когда не надо то модчип не работал.

К концу 1990-х хакеры уже сильно прокачались в взломе первой PlayStation. Результатом этих плодов стало то, что стало возможным внедрять в игры PS1 всё что угодно. Известный пример: в России в игры PS1 внедрялся пиратский перевод как субтитры, так и голосовая озвучка.

Незадолго до выхода PlayStation 2 вышла последняя ревизия PlayStation - PSOne. PSOne - это Slim-версия PlayStation. Одной из целей выпуска PSOne разумеется закрытие всех лазеек для пиратства. Однако защита PSOne (насколько я знаю) пала перед пиратами.

История эмуляторов первой PlayStation

Нужна ли оригинальная PlayStation?

Напишу кратко: проще использовать эмулятор PS1, тем более эмулятор PS1 доступен на всех платформах. Если хочется играть на телевизоре, то советую брать ТВ-стики на Android и ставить туда DuckStation.

Что касается причин не брать оригинальную PS1. Во-первых, большинство известных игр на первой PlayStation доступны и на ПК (первый Quake, Quake 2, Fallout 1, Fallout 2, 2D дилогия GTA, Diablo, разные части NFS и прочее). Нативная ПК-версия первого MGS до сих пор продается в GOG. Трилогия Tomb Raider, которая известна на PS1, недавно получила переиздание в стиме, плюс в комплекте лучшая русскоязычная озвучка от GamesVoice. Во-вторых, чтобы поиграть на оригинальной PS1 приходится использовать всякие костыли.

Первые эмуляторы и самураи устраивают суд

К концу 1990-х среди обычных пользователей стали распространятся ПК. Если в начале 1990-х ПК для всех простых пользователей был роскошью, а у первой PlayStation прайс был three hundred bucks (это не прикол, этот прайс Sony озвучивали на Е3 1995). То в конце 1990-х ПК начал массово распространятся. В конце 1990-х появились 3 первых эмулятора.

Стив Джобс презентует эмулятор PS1 на Маки того времени

В 1999 года компания Connectix выпустила на Маки того времени эмулятор PS1 - Virtual Game Station. Это демонстрировал Стив Джобс на презентации MacWorld. Сейчас Apple вряд ли бы сделала эмулятор PS5 или Xbox Series на айфоны и демонстрировали это на WWDC. Стоит ли говорить, что это давало возможность поиграть в игры PS1 на iMac G3, iBook 1999 и другие Маки на PowerPC того времени. Однако Маки покупали не все по понятным причинам, поэтому в то время единицы играли в игры PS1 не на оригинальной PS1.

Обложка диска<br />
Обложка диска
Демонстрация работы игр PS1 на Mac PowerPC

Стоит отметить, что Стив Джобс стал гендиректором (на момент создания первых эмуляторов PS1) "недавно", то есть несколько месяцев. До того, как Стив Джобс стал гендиректором, в Apple происходили серьёзные финансовые проблемы. Стив Джобс решил решить эти проблемы выпуском успешных iMac G3 и iBook 1999 года (не только этим, но это не относится к теме лонга). Плюс в тот момент Apple долго разрабатывали новую ОС на основе UNIX. Поэтому эмулятор PS1 являлся неплохим бонусом для Маков.

Логотип компании Bleem<br />
Логотип компании Bleem

Другая компания, создавшая эмулятор PlayStation - это Bleem. Кстати логотип данной компании напоминает мне Рыжий Ап (который я обожала в детстве), видимо это был популярный молодежный шрифт в то время. Данная компания выпустила BleemStation и BleemCast. Если BleemStation сделано для Windows 95 и Windows 98, то BleemCast доступен для Sega DreamCast - что в какой-то степени было бомбой.

На момент выхода BleemCast релиз Sega Dreamcast состоялся недавно. В первое время игр на дримкасте было немного. Дримкаст так и не стал популярным, а PS1 уже лидировала в 1990-е и за 7 лет обзавелась богатой библиотекой игр. Поэтому Bleem существенно увеличивала библиотеку игр на дримкасте. Было выпущено несколько версий Bleem. По итогу Bleem не спас Dreamcast от краха.

Однако с поддержкой и играбельностью игр что в Bleem, что в Virtual Game Station было не всё гладко. Эмуляторы первой плойки только зарождались. К тому же разработчики данных эмуляторов ориентировались на известные и популярные игры PlayStation. Еще одна проблема - это поддержка геймпадов на ПК в те времена. Геймпады работали только на игровых системах, для которых эти же геймпады и предназначались. ПК-ориентированные геймпады в 1990-е и 2000-е были редкостью. Поэтому в Bleem и VGS управление клавомыши конвертировалось в управление через первый DualShock. Это был неоднозначный костыль.

Ни разные проблемы с эмуляцией первой плойки, ни распространенность ПК (на тот момент у PS1 прайс был всё ещё меньше, чем у ПК начального уровня) не помешали Sony подать судебный иск на обе компании. Тема судебного иска - нарушение авторских прав. В результате что истец (Sony), что ответчик (Bleem и Connectix) после судов получили Шрёдингера.

Connectix и Bleem выиграли суд, однако большие затраты на всё судебное уничтожили финансовое положение этих компаний. Из-за чего компания Bleem стала банкротом, а Sony купили компанию Connectix (по крайней мере написано об этом в разных статьях, которые я читала). Эмуляторы VGS и Bleem рипнулись. После данных судов эмуляторы стали легальными.

PlayStation 2

История эмуляторов первой PlayStation

На PlayStation 2 есть встроенный официальный эмулятор первой PlayStation. Это называется обратная совместимость. Разумеется это сделано для того, чтобы на старте у PS2 были игры (пока разрабатываются игры для PlayStation 2).

Поддержка игр от PS1 обеспечено подходом: в PlayStation 2 есть аппаратные детали из PS1 и программный код для эмуляции PS1. Привод в PS2 поддерживал как DVD-диски, так и CD-диски. Архитектура у PS1 и PS2 были похожими, но разными (MIPS). PlayStation 2 поддерживала первый DualShock и карты памяти PS1 - потому что в PS1 и PS2 использовался одни и те же разъемы для геймпадов и слоты для карт памяти.

В результате если была собрана коллекция лицензионных дисков с играми PS1. то игрок вставлял диск с игрой PS1 и играл в игры PS1 на PlayStation 2.

От форка до форка

Схема форков PCSX<br />
Схема форков PCSX

Пару разделов назад я писала про первые три эмулятора и то, как Sony подавали на разработчиков эмуляторов PS1 в суд. Вы возможно обратили внимание, что я в том разделе не упомянула один эмулятор PlayStation. Название его - PCSX.

Я вроде нашла расшифровку аббревиатуры названия PCSX. PC - компьютер, S - от слова PlayStation, X - от PlayStation X. Откуда Х: во время разработки первого PlayStation проект будущей игровой приставки носил кодовое имя PlayStation X. Позже под брендом PlayStation X выйдет медиацентр с игровыми функциями PS2 и интерфейсом XMB.

Разработчикам PCSX в отличии от "братьев" по эмуляции PS1 удалось избежать исков и судов от Sony. Во-первых, в отличии от Bleem и Connectix (коммерческие компании), PCSX разрабатывали энтузиасты и распространяли данный эмулятор бесплатно с открытым исходным кодом. Во-вторых, PCSX не славился никак и ничем. В-третьих, Sony при всём желании не смогла бы "достать" разрабов PCSX, учитывая распространённость интернета в начале 2000-х и вышеуказанные факторы.

Первый/оригинальный PCSX разрабатывала конмада, которая в будущем создаст эмулятор PS2 - PCSX2. В 2003 года команда прекратила разработку PCSX и с этого времени они работают над эмулятором PS2 (которой на момент того, как PCSX рипнулся, было 2 года).

Так как PCSX на тот момент был единственным эмулятором PS1 с открытым исходным кодов, то другая команда энтузиастов сделала форк под названием PCSX-df. PCSX-df стал нативно поддерживать Linux и обзавёлся интерфейсом на GTK2.

Однако к концу 2000-х и PCSX-df перестали развивать. На базе PCSX-df появился ещё один форк PCSX-Reloaded. В 2010-е в PCSX-Reloaded добавлена поддержка 64-битных систем, что снимает ограничение памяти в 4 гигабайта.

К 2018 году перестали развивать и PCSX-Reloaded. В 2019 году появился очередной форк под названием PCSX-Redux. PCSX-Redux развивается и сегодня.

Отдельно стоит упомянуть про ещё один форк - PCSX-ReARMed. PCSX-ReARMed основан на коде PCSX-Reloaded, PCSX-Revolution(который основан на WiiSX, который основан на PCSX). PCSX-ReARMed ориентирован на ARM-устройства.

PlayStation 3

История эмуляторов первой PlayStation

На первых FAT-ревизиях PS3 были аппаратные куски из PS1 и PS2 - что давало возможность играть во все игры PS1 и PS2 просто вставляя диски с играми PS1 и PS2 в Blu-Ray привод. Sony на старте поколения PS3 даже официально продавали адаптер PS3 для карт памяти PS1/PS2.

Даже в этой мелочи Sony заботились об обратной совместимости с играми PS1/PS2 на PS3<br />
Даже в этой мелочи Sony заботились об обратной совместимости с играми PS1/PS2 на PS3

Однако в поздних FAT, Slim и SuperSlim Sony убрали аппаратные куски PS1/PS2 дабы удешевить производство PS3. После этого игры PS2 на PS3 доступны только после покупки в PSN (и то не все). Я искала информацию про обратную совместимость с играми PS1 на непрошитой PS3. Судя по всему в поздних PS3 реализована программная эмуляция PS1. Достаточно вставить диск с игрой PS1 на непрошитой PS3 и играете.

PSP и PS Vita

История эмуляторов первой PlayStation

На PSP есть поддержка игр первой PlayStation. Архитектура PSP и PS1 родственная. При этом на PSP все игры были с графикой уровня PS2. Многие на PSP играли в игры первой PlayStation.

PSP не лучшая игровая платформа для игр PS1. Если PSP считать геймпадом, то управление урезанное по сравнению с первым DualShock. Один стик. У PSP два триггера, у первого DualShock 4 триггера. Из-за урезанного управления не получится на все игры PS1 играть на PSP.

История эмуляторов первой PlayStation

PS Vita в разы лучше, чем PSP. На PS Vita также так или иначе есть возможность играть в игры PS1. Управление у PS Vita получше, чем у PSP. Добавили второй стик в правой стороне. Правда на PS Vita по прежнему 2 триггера. Поэтому PS Vita для игр PS1 я тоже не рекомендую.

Что на PSP, что на PS Vita по понятным причинам нет CD-привода. Из-за этого если хочется играть в игры PS1 на портативках от Sony, то приходилось покупать в PSN. Однако взлом PSP и PS Vita дал полноценные возможности поиграть в игры PS1 на PSP и PS Vita.

Мобильный гейминг

История эмуляторов первой PlayStation

В 2009 году после появления iPhone и Android стали массово распространяться смартфоны. Вскоре был понят потенциал гейминга на смартфонах.

История эмуляторов первой PlayStation

В начале 2010-х на Android вышел эмулятор ePSXe (enhanced PSX emulator). ePSXe появился ещё в 2000-е на ПК. ePSXe создали авторы эмулятора ZSNES. Если ZSNES - это OpenSource, то ePSXe проприетарный. Если на ПК ePSXe распространяется по лицензии Freeware (можете бесплатно использовать наше ПО без ограничений, но у вас нет права делать определенные действия по теме нашего ПО), то на Android платный. Долгое время считалось, что ePSXe - лучший эмулятор PS1 на Android. Однако несколько лет назад разработку ePSXe забросили.

В первой половине 2010-х была проблема поддержки геймпадов на смартфонах. Играть на сенсорном экране в консольные игры никогда не было удобно. Поэтому в начале 2010-х появились портативки на Android - самый известный, который я помню, это Ritmix. К концу 2010-х проблема поддержки геймпадов на смартфонах решилась. Для смартфонов доступны DualShock4, DualSense, XboxController, Bluetooth-геймпады, геймпады аля Backbone.

В 2024 году на iPhone вышел эмулятор Delta, в котором есть эмулятор первой PlayStation.

Маленький и неудаленький

История эмуляторов первой PlayStation

В 2016 году возникла мода на мини-версии игровых консолей из прошлого. Эту моду создали Nintendo. В 2016 году Nintendo выпустили NES Mini, через год - SNES Mini. В это же время Sega выпустила Mega Drive Mini.

История эмуляторов первой PlayStation

В 2018 году Sony выпустили PlayStation Classic. PS Classic - это плата аля Raspberry Pi с эмулятором PCSX-Reloaded внутри маленького корпуса от PS1. Стартовый прайс был 100 долларов. Продукт оказался неудачным. Минусы у PS Classic были: например почему-то у геймпадов отсутствовали стики, геймпады проводные (и это в конце 2010-х, когда игровая индустрия перешла на беспроводные геймпады). Ещё один минус: для запуска игр с флешки надо извращаться с хаком PS Classic. В общем проблем у PS Classic хватало. Через 2 года перестали производить.

Эпоха нейросетей

История эмуляторов первой PlayStation

За последние пару лет произошёл бум развития нейросетей. Нейросети теперь умеют всё. Нейросети теперь скорее всего используются везде.

В 2021 году родился самый лучший на данный момент эмулятор PS1 - DuckStation. Данный эмулятор кроссплатформенный и с открытым исходным кодом. Играбельно поддерживает все игры PS1.

В современных nVidia RTX и Radeon RTX есть технологии DLSS и FSR соответственно, которые через ИИ делают Upscale любых кадров вплоть до 4К. DuckStation поддерживает данные технологии. DuckStation через ИИ дорисовывает кадры игр PS1 под формат 16:9. DuckStation с помощью ИИ генерирует кадры в 60 ФПС.

В общем DuckStation - самый лучший эмулятор PS1 для Windows, Android, chromeOS, Linux и MacOS.

Заключение

История эмуляции первого PlayStation очень насыщенная. Сложно найти игровую платформу, у которой за историю было много эмуляторов. 20 лет назад было невозможно представить играть в игры PS1 на компьютере, сегодня стало возможным играть во все игры PS1 с комфортом на любом недорогом смартфоне Сяоми. Это было очень интересно. Хорошего вам гейминга.

76
23 комментария

Но в DuckStation нет ИИ и нейросетей.

7
Ответить

Про самую главную киллер-фичу современных эмуляторов не упомянули:

технология под названием PGXP, которая устраняет все эти пресловутые дрожащие и ломаные полигоны с текстурами.

Игры на PS1 стали выглядеть словно ремастеры.
https://youtu.be/zGnLRR9kyvc

4
Ответить

Храни тебя Слаанеш

Ответить

Тяжеловато было читать статью, редактуры очень не хватает.

4
Ответить

Если заставляешь чат gpt писать лонги за себя, так хоть будь любезна провести какую-никакую редактуру.

2
Ответить

Интересный лонг, но во многих местах вместо нормальной формулировки полноценных предложений зачем то разделение точкой на мелкие предложения, не несущие особого смысла вне контекста предыдущего. Лучше объединяй их в длинные сложносочиненные предложения с пунктуацией. Без негатива, мне понравилось, однако стоит поработать над этим 🤔

2
Ответить

Бригада опишите стену вкратце.

Ответить