8 причин, почему мессенджер ICQ был так популярен в нулевых

Отличный продукт, создатели которого оказались в нужное время в нужном месте.
Отличный продукт, создатели которого оказались в нужное время в нужном месте.

26 июня навсегда закрывается ICQ. Платформу для обмена сообщениями, которую в странах СНГ преимущественно называли «аськой», запустила в 1996 году израильская компания Mirabilis, и как минимум до середины нулевых она была доминирующим мессенджером в мире.

8 причин, почему мессенджер ICQ был так популярен в нулевых

В России и других странах СНГ популярность ICQ сохранялась дольше: даже в начале 2010-х можно было встретить активных пользователей этого мессенджера. Но долго конкурировать с другими сервисами после своего пика «аська» не смогла. Вспоминаем, за что эту программу так любили.

1. Экономия на СМС

В нулевых СМС уже не были такой роскошью, как в 90-х (учитывая, что первое такое сообщение отправили в 1992 году, поначалу прикоснуться к технологии было дорого). Но популярных в то время пакетов на 100–200 сообщений хватало далеко не всем. Просто подумайте, сколько сообщений разным людям вы отправляете в течение дня, и представьте, сколько бы это тогда стоило в пересчёте на СМС.

Учитывая, что к середине нулевых подключить безлимитный интернет можно было за 15–16 долларов (при курсе ниже 30 рублей), перенос общения в ICQ позволял существенно экономить — особенно тем, кому интернет всё равно приходилось оплачивать для других задач. Причём выгоду видели не только обычные пользователи, но и компании: до WhatsApp и Telegram популярным корпоративным мессенджером и средством связи с клиентами был именно ICQ.

2. Отправка сообщений офлайн

Одна из полезных фишек ICQ — возможность офлайн-отправки сообщений. Если собеседник не онлайн, вы всё равно могли ему написать. Сообщения хранились на сервере и доставлялись, когда получатель появлялся в сети. Сейчас это может показаться очевидной функцией, но в начале нулевых, когда Dial-up-соединение не отличалось стабильностью, а постоянное подключение к мобильному интернету было мало кому доступно, такая опция была просто необходимой.

3. Лёгкие знакомства

Каждому пользователю ICQ присваивался уникальный идентификатор, UIN. Это уникальная цепочка из 5–13 чисел, которая соответствовала только одному номеру профиля. Это позволяло не завязывать общение на номере телефона и не раскрывать эту информацию посторонним: для добавления в контакты UIN было достаточно.

8 причин, почему мессенджер ICQ был так популярен в нулевых

Но завести новые знакомства было легко, даже не зная UIN конкретного пользователя. В ICQ практически с первых дней была возможность искать людей по ключевым словам из их профилей. Так можно было найти тех, кто разделяет ваши интересы и тоже ищет друзей.

4. Удобный дизайн

ICQ развивался на заре общедоступного интернета, и перед создателями стояла непростая задача: разработать одну из первых платформ для онлайн-общения, в которой сможет разобраться каждый.

И получилось отлично: ICQ одинаково хорошо смотрелся и на маленьком экране телефона, и во всплывающем окошке на компьютере. С саунд-дизайном тоже всё отлично: если вы когда-либо пользовались «аськой», то звук входящего сообщения вряд ли забудете даже спустя десятки лет.

Да, со временем оформление мессенджера стало казаться допотопным на фоне конкурентов, но именно в ICQ заложили основы взаимодействия пользователя с интерфейсом и продумали механики, которые применяются и в современных приложениях.

5. Система статусов

Пожалуй, самый узнаваемый символ ICQ — ромашка с разноцветными листьями. Это и логотип сервиса, и элемент оформления для функции статусов: по цвету лепестков в списке контактов легко понять, кто онлайн, а кто нет.

8 причин, почему мессенджер ICQ был так популярен в нулевых

Функцию придумал Сефи Вигисер, один из четырёх создателей ICQ — и единственный из команды, кто выступал публично и давал интервью. Вот как об этом элементе отзывался президент технологической консалтинговой компании Sociate Джерри Михальски в интервью Forbes 1999 года:

Придуманные им [Вигисером] иконки и их аналоги войдут в визуальный словарь на десяток лет. Думайте о них как о дорожных знаках в киберпространстве.

Джерри Михальски

Со временем статусов стало больше и к ним позволили добавлять подписи: так они вышли за пределы чисто утилитарных и позволили выразить себя. Разумеется, со всеми атрибутами начала нулевых, включая жаргон и всевозможные каламбуры.

8 причин, почему мессенджер ICQ был так популярен в нулевых

6. Разные клиенты

Официальный клиент ICQ развивался вместе с гаджетами: начиналось всё с компьютеров и кнопочных телефонов, позднее появились официальные приложения для разных операционных систем, включая мобильные, и веб-версия.

Но использовать именно ICQ никто не требовал: протокол поддерживали сторонние программы вроде Jimm, QIP, MIP, Mandarin ICQ, Miranda и десятки других. Такие приложения отличались поддержкой разных устройств, оформлением, доступными настройками и объёмами потребляемого трафика. Пользователь мог сам выбирать, что ему больше нравится визуально и что лучше соответствует его потребностям.

7. Заработок на номерах

На закате мировой популярности сервиса в 2010 году в России ICQ оставался значимым не только для тех, кто общался с друзьями или искал новых, но и для тех, кто на этом зарабатывал. На момент продажи сервиса Mail.ru новым пользователям присваивали уже 13-значные номера, поэтому выпущенные годы назад идентификаторы из семи или даже шести цифр ценились активными пользователями.

8 причин, почему мессенджер ICQ был так популярен в нулевых

Существовали целые сайты по перепродаже редких номеров, также красивые UIN было легко найти на «Молотке» — крупнейшей российской площадке онлайн-аукционов тех лет. Обычный номер из шести цифр на пике популярности «аськи» предлагали купить за 1 500–2 000 рублей, а за варианты с повторяющимися цифрами давали ощутимо больше. Например, пафосный семизначный номер 9060900 ушёл с «Молотка» за 11 111 рублей.

Такой интерес к красивым номерам дополнительно раздувал количество пользователей: продавцы обычно предлагали номера не собственных профилей, а зарегистрированных специально под продажу либо и вовсе украденных у других пользователей.

8. Релиз в идеальное время

ICQ появился раньше, чем массовые соцсети: MySpace запустили только в 2003 году, Facebook* — в 2006 году. Со временем эти конкуренты похоронили ICQ на Западе, а в странах СНГ убийцами стали «ВКонтакте» и Skype. Свои годы славы и заслуженное место в истории интернета мессенджер успел получить во многом потому, что популярных аналогов долгое время просто не было.

Сами создатели подтверждали, что львиная доля успеха проекта — удачный тайминг. В 2018 году один из первых инвесторов ICQ Йоси Варди признал это в интервью.

Если бы [создатели] обратились ко мне в 1995 году, а не в 1996-м, то на тот момент интернетом пользовались слишком мало людей. В 1997 году существовало уже семь конкурентов, а два года спустя — уже 1 000 конкурентов.

Йоси Варди, инвестор ICQ

Разумеется, успеха бы не случилось, не будь ICQ действительно крутым и революционным для своего времени сервисом, но это как раз тот случай, когда все условия совпали идеально.

* Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

2
Начать дискуссию