Рождённый в СССР: краткая история русского рока

Самодельные гитары, подпольные записи и главная музыка целых поколений.

Сологуб, Гребенщиков, Цой, Кинчев<br />
764764

В качестве небольшого личного эпилога.

Конец восьмидесятых. Я ещё совсем мелкий живу с родителями, братом и сестрой в коммуналке в центре Ленинграда. В одной из комнат стоит проигрыватель и куча пластинок. Есть буквально всё: от бардов (впоследствии я очень полюбил Дольского) до Пугачёвой и всякой советской эстрады. Но однажды родители принесли первый винил бит-квартета «Секрет». И я запал (или пропал). Моментально и на много лет. Тогда я ещё не совсем понимал, что за весёлыми мелодиями спрятались довольно грустные тексты. А уж про Майка, написавшего мои любимые рок-н-роллы, и вовсе не слышал.

Следующий этап. Чуть позже появляется пластинка «Музыкальный телетайп». Там всякая попса, вроде «Коней в яблоках». Но среди прочих песен концертная запись «Я хочу быть с тобой» Наутилуса. Сейчас я уже не скажу, почему я ещё тогда переслушивал её раз за разом.

Потом была школа, что-то подзабылось. И вернулось уже классу к восьмому-девятому. Я уже осознанно начал слушать «Наутилус», а за ним «Аквариум», «ДДТ» и прочих мастодонтов.

Следующий этап — концерты. Первой была «Машина времени» в БКЗ «Октябрьский». я туда ходил со своей первой школьной любовью. Но первый «реальный» рок-концерт — «ДДТ» с альбомом «Мир номер ноль». Тогда меня унесло окончательно. Уже сильно позже я узнал, что из-за этой программы многие старые поклонники разлюбили группу: уж слишком много сэмплов от Шумайлова (бывшего музыканта «Телевизора») и слишком резкое звучание. Но пока старики уходили, я только втягивался.

А дальше можно перечислять бесконечно: десятки концертов (со слезами вспоминаю цены на них: перед каким-нибудь КиШом панки собирали деньги и реально могли накопить на билет), огромная коллекция аудиокассет, VHS c разными концертами и клипами, всякие передачи и интервью по телевизору (господи, неужели наших рок-музыкантов регулярно показывали по центральным каналам), которые я записывал и пересматривал. И ещё книги. Увы, всё происходило до эпохи интернета. Но я покупал на концертах или брал у знакомых все книги про наш рок, какие попадались: Кушнир, Троицкий, Порохня, Пушкина, какие-то вообще неизвестные авторы.

По сути, большую часть этой статьи я даже не «собирал» по источникам, а «вспоминал», обращаясь к чему-то ранее прочитанному и просмотренному. Было трудно лишь останавливать себя, не пытаясь вместить невместимое. Интересный опыт. Не всегда простой, но получилось буквально воплощение юношеской любви.

P.S. на фото та самая пластинка «Секрета», всё ещё жива.

114
Ответить

Это уже не лонгрид, а монография)

25
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Тоже в конце 80х проникался, ещё дошкольником, папаня на кассетнике (кажись "Весна") крутил "Наутилуса", "Любэ", "Кино" (это то, что врезалось в память), и всякие прочие "Аквариумы" (это уже не так нравилось). До сих пор помню эти страшно ценные кассеты фирмы BASF, с жёлтыми вкладышами, со старательно и аккуратно выведенными на них чёрной ручкой трек-листами.
Но в 91м я послушал Queen и мой краткосрочный роман с русским роком закончился, началось погружение в иноземные рок и металл. Разве что в нулевых какое-то время фанател по "КиШам".

3
Ответить

А еще можно добавить в 90-е и позже Андрея Лысикова "Дельфин".
Его творчество тоже не было форматным и на многих повлияло.
А в последние годы (до механического пса) еще больше ушло в критику государства и нынешнего общества.

Ответить