Немного разной хорошей музыки. Выпуск 16, викинг метал (расширенная версия)

Разбередил мне душу недавний срач за год оф вар, сполна показавший, что словами из гнилых уст отравлены теперь в множестве умы легковерных. И, чтобы не впасть в амок и не обрушить гнев на неразумные головы, удалился я за спокойствием — в музыку. И что-то понесло меня Рататоском по Иггдрасилю…

За редким исключением, треки, представленные ниже на ваше внимание — почтенное старье от ветеранов, прошедших проверку временем.

Понятие viking metal берется в его узкой трактовке, как региональная — пусть и довольно обширная — сцена, территориально ограниченная скандинавскими странами (с некоторыми оговорками).

1. Bathory — Blood Fire Death (1988). Любой перечень викинг-команд не легитимен без бати Квортона. На заре карьеры Квортон играл трэш немецкого образца, постепенно смещаясь к протоблэку и блэку (если говорить по существу, для становления чёрного метала Квортон сделал больше чем Venom, чьей основной заслугой является только провозглашение титула).

Quorthon, он же Томас Форсберг (1966 — 2004) смотрит на тебя, как на христианина.
Quorthon, он же Томас Форсберг (1966 — 2004) смотрит на тебя, как на христианина.

В какой-то момент Квортону надоел сатанизм, и он обратился к теме викингов, северной природы и язычества. Первым альбомом новоявленного жанра принято считать Hammerheart (1990), концептуальную работу, полностью посвященную викингам, однако по сути Hammerheart является третьим. Первым же был Blood Fire Death, где среди привычного грязного и скоростного трэша особняком выделяются размеренные викингские эпики A Fine Day To Die и Blood Fire Death. Эпиков должно было быть больше, но часть материала Квортон отложил для Blood On Ice, который впоследствии дважды бросал записывать и выпустил только в 1996 г. А вот Hammerheart, хоть и угодил в производственный ад, выскочил легко и даже изящно (и висит теперь в топ-1 в жанре viking metal на RateYourMusic). Однако, я увлёкся…

Квортон умер от сердечной недостаточности в июне 2004 — в год, когда ушёл ещё один знаковый для жанра музыкант.

Bathory — Blood Fire Death (в оформлении обложки использована работа Петера Арбо «Дикая охота», где в центре можно заглядеть Тора — ещё молодого, красивого и без пузни).

2. Helheim — Nidr Ok Nordr Liggr Helvegr (1994). Хеллхейм хоть и были одними из викингских коллективом первой волны, всегда оставались если не во тьме, то в полумраке — что тогда, на заре жанра, что сейчас. Однако того слушателя, что рискнул зайти в этот полумрак, могут удивить — на демо 94-го года, например, кроме прочих инструментов используется… тромбон. Жаль, дальнейшее творчество таких неожиданных ходов уже не содержит, обычный, размеренный блэк с лёгким налётом фолка.

helheim — blandt ulvens frender og krakenes traer.

3. Storm — Nordavind (1995). Единственный акт совместного творчества Гюльве Нагелля (Darkthrone), Сигурда Вонгравена (Satyricon) и Кари Руэслоттен (ex-The 3rd And The Mortal), интересен исключительно присутствием Кари. Сама юнгфру Руэслоттен с момента выхода альбома всячески от него дистанцировалась из-за антихристианского\националистского текста в треке Oppi fjellet. Между нами мальчиками, вот поэтому в викинг метале девочек почти и нет в отличие от соседнего фолка (простим Кари её опасения, ей было всего двадцать два, она только-только начинала сольную карьеру).

Oppi fjellet, oppi fjellet

Oppi fjellet, oppi fjellet

Kan dere se han? Kan dere se han?

Se den kristne kjoter’n!

Deng ham opp! Deng ham opp!

Og om do noengang lukter kristenmanns blod

Oppi fjellet

Ja, hent oksa og… kutt dem ned!

концовка того самого трека.
Storm — Langt Borti Lia.

4. Scald — Will of Gods Is a Great Power (1996). Российский коллектив, чьё творчество больше всего любят сравнивать с Bathory того периода, когда у Квортона уже полностью выкристаллизовалось понимание викинг метала — при этом играли Scald эпичный дум метал или, как они сами определяли, ancient doom metal. В 1997-ом вокалист Agyl погиб при невыясненных обстоятельствах, чем вписал своё имя в список мёртвых героев викинг метала (не дума!), а группу, быстро прекратившую без него существование — в легенды отечественной сцены 90-ых.

Максим "Agyl" Андрианов (1972 — 1997).
Максим "Agyl" Андрианов (1972 — 1997).

Остальные музыканты образовали сначала затейливый прогрессив фолк проект Tumulus, потом задрипанный фолк дум Intothecrypt.

На данный момент Scald неожиданно реанимировались… с каким-то парнем из Латинской Америки за вокалиста. «Так, сынок, мы до мышей дотрахаемся» — ну или уже. Впрочем, камбэк не слушал, может зря наговариваю.

Scald — Night Sky.

5. Sólstafir — Til Valhallar (1996). Иных уж нет, а те далече. К моменту записи первого полноформатного альбома исландцы играли дикую смесь из пост-панка, скримо, блэка, приправляя её время от времени текстами о славном прошлом, когда Белого Христа и дух не пах на местных берегах. Потом они уйдут ещё дальше, чтобы по итогу расстаться с последними яйцами и заиграть пост-рок (дра-а-ачилы), но первые пару ЕР — Í Norðri и особенно Til Valhallar — это роскошный викинг блэк, когда у группы ещё была злость и уже было композиторское чутье.

Sólstafir — Ásareiðin (но безумный коктейльчик под названием I Blodi og Anda тоже советую заслушать, как и всё творчество до 2014 года).

6. Windir -Sóknardalr (1997). Ещё один завсегдатай всяких жанровых топов и подборок и заслуженно. Если Квортон открыл викинг метал и заложил основы, то Вальфар можно сказать, что закрыл, практически в одиночестве. На это ему потребовалось два альбома. Более популярен второй, Arntor (1999), но мне нравится первый, он, как обычно бывает с дебютными работами немного сыроват и грешит подвальной записью, однако характерное для Вальфара соединение мелодизма (так, одним из первых в жанре он стал использовать аккордеон, на котором научился играть раньше чем на гитаре) и нордической брутальности здесь ощущается в полной мере.

Walfar, ein Windir, в миру Терье Баккен (1978 - 2004) и его аккордеон.
Walfar, ein Windir, в миру Терье Баккен (1978 - 2004) и его аккордеон.

К третьему он собрал группу и сгонял в США с концертами (здесь в музыке Windir промелькнули электронно-хипстерские завитушки — задолго до появления самих хипстеров, а лирика перешла на английский язык), после четвёртого замерз насмерть в метель, пытаясь добраться до усадьбы родственников (дело было в январе 2004, Вальфару — 25; в июне уйдет батя Квортон — в 38). Хоть погиб Вальфар без оружия в руках и похоронен в церкви, местечко если не в Вальгалле, то в Фолькванге ему асы точно выделили. Если для знакомства с жанром вам нужна одна-единственная группа и больше ни-ни — слушайте Windir, не ошибетесь.

Оставшиеся музыканты справедливо рассудили, что без Вальфара Windir будет уже не тем, прикрыли проект, тем самым дав начало Vreid и Cor Scorpii.

Windir — Sognariket Sine Krigarar (первые два альбома Вальфар записал с лирикой на согндальском диалекте, поэтому переводить тексты — то ещё «удовольствие». Местечковый патриотизм и интерес к локальной истории определенно стоит внести в критерии поджанра; встречаются они не реже «глобальных» тем).

7. Mithotyn — Gathered Around the Oaken Table (1999). Чем обусловлен культовый статус шведов, мне, скажу честно неясно, но когда Карл Бекман вернулся со своим новым проектом все кричали: «О, да это же гитарист тех самых Mithotyn!» и в воздух чепчики бросали. Ладно, вот «те самые» Mithotyn, а чем они круты, разбирайтесь сами. В музыке у них всегда было много элементов power-\MDM, так что неудивительно, что основатель группы после организовал проект Falconer, а Карл Бекман… впрочем, о нём ниже.

Mythotyn — The Well Of Mimir (колодец Мимира — источник мудрости, где покоится глаз Одина, которым бог пожертвовал, чтобы испить из источника; по некоторым версия сам Мимир пьёт из глаза Одина, по другим — глаз прозревает грядущее и транслирует Одину. Имя Мимира принято связывать с древнеанглийским глаголом mimorian — «помнить»).

8. Enslaved — Mardraum: Beyond the Within (2000)

Стоило бы, конечно, взять что-нибудь из ранних работ коллектива, ведь Enslaved с самого начала мощно заявили о себе (первые два альбома они выпустили в один год, 1994-ый, с ходу застолбив место в чертогах славы). Но тогда они играли viking black, а здесь ему достаточно уделено внимания (несмотря на это, зацените, трек Loke со второго альбома Frost — этот альбом один из краеугольных камней жанра, а трек — один из лучших на нём). На рубеже тысячелетний история Enslaved делает поворот, в поисках нового звучания группа переходит к прогрессив блэку — подобный поворот тогда уже совершили Borknagar и Vintersorg — и воспеванию магических обрядов древних скандинавов. Mardraum этот поворот иллюстрирует, объединяя прежних Enslaved и тех, кем они станут позднее (и тех, кем не станут никогда, вроде Enslaved дэт метала и Enslaved панка).

А по-хорошему, конечно, у Enslaved строит слушать всюих обширную дискографию, даже последние, не особо удачные работы (большинство из них раскрываются, когда вы выбираетесь куда-нибудь на прогулку, я сейчас сходил прогулять голову, перед тем как пройтись последней правкой и выложить статью, и ранее не особо любимый E (2017) чудесно зашёл).

Enslaved — Mardraum.

9. Thyrfing — Vansinnesvisor (2002). В переводе на язык родных, растущих на камнях, деревьев, альбом называется «Песни безумия», и он безумно крутой. Это если учесть, что до 2013 года у группы проходных альбомов просто не было. Не зря Тирфинг в скандинавских преданиях — самый острый из мечей, не обагрив кровью, его нельзя вложить в ножны. Группа Thyrfing ведёт свою историю с 1995 года, являясь таким образом одними из первопроходцев жанра, и сохраняет верность традициям даже в 2021 — на их августовском полноформатнике, восьмом по счёту, представлен всё тот же — плюс-минус — викинг метал (то, что он теперь не торкает, ладно, спишу на свой возраст; на самом деле в 2007 от них ушёл вокалист).

Иронично, что когда музыканты только собрались, гитарист Патрик и барабанщик Йоаким, оба игравшие в группе Pantheon, заявили, что Thyrfing будет побочным проектом, а Pantheon основным. Угадайте, кто остался от состава 1995 года в 2021? Гитарист Патрик и Йоаким — который, правда, сменил барабанную установку на бас и клавиши. Воистину, нет ничего более постоянного, чем временное.

Thyrfing — The Voyager (песнь про героический вояж с трагическим завершением, всё как полагается).

10. Ásmegin — Hin Vordende Sod & Sø (2003). Ох и наваристый вышел альбом, тащите скорее ложки. Да не забудьте повязать… да не салфетку, а воскресный хвост! Вы что, ребята, не читали «Пера Гюнта»? Ладно, я тоже дальше сцены с Доврским старцем не осилил, вся феерия из вступления именно оттуда — как и название альбома и ещё три трека, в том числе акустический Huldradans — Hin Grønnkledde. Ну а остальные про всякие милые вещи, как кровь, кишки, плацента под деревом (это не шутка, в треке Efterbyrden рассказывается о появлении злого близнеца, который по поверью может вырасти из незакопанной плаценты, Скелетор вернётся позже и расскажет ещё что-нибудь гадкое). Мне, по понятным причинам, больше всего по душе трек Vargr i Véum (букв. «Волк в храме», в давние времена так называли совершивших преступление на священной земле).

В музыкальном плане Hin Vordende Sod & Sø также приятно радует разнообразием, поскольку находится на стыке фолка и викинга: и скрипка тут есть, и аккордеон, и акустика, и несколько разных вокалов, переплетающихся между собой (чистым поёт Ларс из Solefald, между прочим).

Позволю себе ещё одно небольшое отступление, раз уж мы коснулись волков-варгов. У Сабина Бэринг-Гулда, английского священника, агиографа, антиквария и ученого-эклектика XIX века, есть любопытное сочинение под названием «Книга оборотней», где почти всю первую половину книги писатель доказывает, что легенды об оборотнях пошли из-за неверного толкования слова varg, которым скандинавы называли и волков (слово ulv было табуировано), и преступников. Дескать, это всё громадная метафора, принятая за чистую монету, а на самом деле, на самом деле жертв оборотня убил одержимый жаждой крови человек, возможно — каннибал, которому из-за жестокости преступления отказали в человеческой природе. Интересное чтение и ни капли не занудное, несмотря на фигуру автора.

Asmegin — Op Af Bisterlitjernet (развеселая песенка про смерть и становление духом; а нечего шляться в тумане у холмов).

11. Fyrdung — Ragnarök (2003). Шведов Fyrdung, когда речь заходит о викинг метале, вспоминать не принято. Во-первых, корни их музыки следует искать не в блэке или фолке, как у большинства других групп, а в Oi и хард роке, что делает их ближе не викинг металу, а викинг року (угу, такой тоже есть). Во-вторых, Fyrdung образовали участники групп Division S, White Aggression и Svastika. Да, парни были правые и не скрывали этого (в Швеции даже случился скандал, когда кого-то из политиков уличили за исполнением песен Fyrdung). Однако, наряду с акустическим киданием зиги, группа обращалась и к мифологическим темами.

Fyrdung — Ragnarök (включайте, не бойтесь — это Прорицания вёльвы на шведском, ну, там где «Братья начнут биться с друг другом, родичи кровные в битвах погибнут…» При желании, впрочем, можно и Völuspá натянуть на 2МВ, которую часть националистов считает братской войной).

12. Myrkgrav — Trollskau, Skrømt Og Kølabrenning (2006). В отличие от большинства коллег по драккару, воспевающих кровавые походы и не менее кровавых богов, Ларс Йенсен занимается бытописательством и краеведением — всегда, знаете, есть такой одухотворенный чувак, который разглядывает природные красоты, пока остальные месятся и сжигают деревни. И сидеть бы ему в фолк метале при таких раскладах, да уж больно боевито получается.

Забавный факт: Ларс говорил, что рос любителем поп-музыки, а на метал и хард рок его подсадила мать.

Myrkgrav — De To Spellemenn (единственный трек, не имеющий отношения к фольклору родного Йенсену Рингерике — народная датская песенка, оригинал которой даст просраться любом брутал дэту по концентрации жести. Это если верить Карлу Исакссону, я-то ничего похожего не нашёл).

13. Sorgsvart — Vikingtid og anarki (2008). Сказал про правых, изволь сказать про левых, ведь круг земной должен находиться в равновесии. Сорг Чёрный — викинг редкого вида, ведь он анархист! Жуткое сочетание, да? На самом деле, не очень, ведь на лицо ужасный Сорг внутри добрый, иначе его главным хитом не стал бы… кавер на детскую песенку «Фермер и ворона» (вот ещё вариант от Бьорна Нильссена из 1974 года).

Касательно песенки, тут стоит остановиться и чуть подробней рассказать. Кто только её не играл, от традиционных исполнителей до Мортена Харкета (a-ha) и Амалии Бруун (уже, к сожалению, в фолковой своей ипостаси). А вообще, это средневековая шуточная баллада, которую часто использовали в состязаниях певцов — проигрывал тот, кто забывал текст или не мог срифмовать новый. Викинг метал образовательный!

Sorgsvart — Kråkaviso (вступление трека обладает повышенной концентрацией музыкального триппера, я не слушал его лет десять точно, а то и больше, но нет-нет, да и могу пропердеть губами в минуты задумчивости).

14. Månegarm — Nattväsen (2009). Ещё одни трудяги весла и топора, наравне с Thyrfing, но последних почему-то принято ставить выше, Månegarm, мол, только заявки на первый эшелон подавали и то, давненько сие было. Я совершенно эту точку зрения не разделяю, для меня это топовая команда, которая нет-нет, да и сейчас может удивить. Но, конечно, самые интересные их альбомы записаны в нулевых: едкий и злой Dödsfärd (2003), агрессивный Vredens tid (2005), монументальный Vargstenen (2007), который зафиксировал отход группы от блэковой основы. Однако выбор мой пал на Nattväsen, потому что, после триады отличных работ ударить в грязь лицо, записав слабую и проходную пластинку, было не просто легко, а очень легко, Månegarm же сумели удержать марку — альбом 2009 года отличный образчик того, что фолк без блэка (ну почти) может быть холодным и злым. Немного жаль, что пути группы разошлись с их постоянной сессионной вокалисткой Имер Моссиге-Норхайм, но ладно хоть скрипач остался.

Månegarm — Vetrarmegin (а ещё с этого клипа началась вся подборка, он удивительным образом забавный и аутентичный одновременно).

15. King of Asgard — Fi’mbulvintr (2010). Скромный парень Карл Бекман тут уже отметился выше в составе Mithotyn (барабанщик тоже оттуда). King of Asgard в подборке занимает нишу мелодик дет метала за отсутствием Amon Amarth — мужики написали, попросив их в очередной раз не впутывать.

Но, поскольку совсем не упоминать Amon Amarth будет неправильно, вот вам анекдот про Amon Amarth:

Как отличить девушку Йохана Хегга от самого Йохана Хегга? У девушки Йохана Хегга борода короче!

Несмешно? Вот и девушке Йохана Хенна не до смеха — с такой-то бородой.

(пожалуйста, не спрашивайте меня, почему все анекдоты про металхэдов такие дебильные)

King Of Asgard — Einharjar (эйнхерии, если вы до сих пор не в курсе, это павшие воины, которые за доблесть попали в Вальгаллу, их основные развлечения до Рагнарёка — бухать, драться и гонять Сехримнира, чтобы потом сожрать. Само именование Einharjar как принято считать идёт от de som utgör en här — «те, кто сражается как единое целое»).

16. Mörkemen — Heksakunst (2012). Малоизвестные, а на общем фоне — и вовсе неизвестные чуваки, а зря. Единственный их 6-трековый ЕР очень хорош, эдакий приблэченный хэви, главным украшением которого является вокал Хеннига Ульсета — не экстремальный, просто очень мрачный (иногда напоминающий злого близнеца Михаэля Рэйна из In Extremo). Таким только зачитывать гибельные пророчества этому миру. В конце 90-ых Ульсет распевал в Forlorn примерно на те же темы, но видать без огоньку, потому что Forlorn так во втором эшелоне и остался (с другой стороны — про них хоть кто-то знает, Mörkemen так во тьме безвестности и затерялись, nomen est omen).

В 2014 группа выпустила 50-минутный альбом Gravbrev, но мне удалось найти только три трека из двенадцати на Саундклауде. В том же 2014 группа прекратила своё существование.

Mörkemen — Viking

17. Hulkoff — Kven (2017). Один из немногих интересных, на мой взгляд, современных проектов, обращающихся к теме викингов. Hulkoff это, разумеется, Пэр Хулкофф — штатный гитарист и призыватель танков ртом в индустриально-металлическом ВИА Raubtier. Услышав в 2017 зов крови, Хулкофф запилил сайд проект имени себя, где заиграл хеви метал — местами, с элементами привычного индастриала — на мифологическим темы (надо сказать, иногда понимаемые Пэром сквозь милитаристскую призму основного проекта).

Hulkoff — Einherjr (I will go to Valhalla in combat gear, — конечно, звучит незабываемо. Скрипачом вписан Миша Таланов, игравший некогда в Tsygun и Kartikeya, в одном из треков засветился Йоахим Броден — как под весом двух танкистов устояла Вселенная, нам остается только гадать).

18. Einherjer — North Star (2021). Эти ребята доставляют двумя вещами. Во-первых, их вокалист и, по совместительству, басист Фроде дико похож на Гоблина. Во-вторых, Einherjer — один из тех проектов, кто сейчас звучит лучше чем в начале карьеры. Обычно группы с возрастом неизбежно скатываются, Einherjer же, которые, на мой глубоко субъективный взгляд, и не выкатывались особо за два с лишним десятка лет своей истории, находясь в тени других, более талантливых коллективов, в 2014 неожиданно выпустили жирнющий Av Oss, For Oss. В 2018 закрепили успех Norrøne Spor, ну а North Star просто сияет, оправдывая своё имя. И никаких предпосылок ведь не было, они даже звучания не поменяли, всё тот же викинг метал, черпающий равно у эпика и трэша (круг замкнулся, Йормунганд достиг своего хвоста, мы начали к трэша и вернулись обратно). Не исключаю, впрочем, что сияние Einherjer заметно на тусклом и мглистом небосклоне жанра. Как знать, если возьмусь за продолжение этого материала, можно будет взглянуть, что представляют из себя молодые команды (но я манал без металархивов этим заниматься).

Еinherjer — Stars (ставь лайк, если тоже считаешь, что здесь не хватает Немезиса).

БОНУС:

Коррозия Металла — В шторме викинг и меч (помнится, я дико проорал, когда услышал её в автобусе. Прикиньте, зимнее утро, ни зги не видно за окном, старый рейсовый ПАЗ тащит сонных работяг на работу — и там «Нет пощады, нет пощады, нет пощады врагу» у водилы играет).

БОНУС 2

Если вам нужно менее субъективное представление, топ-10 альбомов викинг метала по версии сайта RateYourMusic (при условии один альбом — одна группа):

Hammerheart (1990) — Bathory

V: Hävitetty (2007) — Moonsorrow

Ensiferum (2001) — Ensiferum

Heralding: The Fireblade (2005) — Falkenbach

Sagas (2008) — Equilibrium

Frost (1994) — Enslaved

Zerfall (2019) — Finsterforst

Vredens tid (2005) — Månegarm

The Dawn of the Dying Sun (1997) — Hades Almighty

By Honour (2008) — Ereb Altor

Поздравляю, это было длительное путешествие, но вы добрались до его завершения. Ставьте лайк-дизлайки, пишите чего-нибудь в комментариях — а не хотите, так не пишите. С вами был я и моя графомания. Берегите себя и не жрите на ночь!

1717
12 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо. Что-то увлекся и понесло в ностальгию, когда угорал по фолку-пагану. Очень рад, что Батори мне попался уже ПОСЛЕ того периода - слушателем я был не особо вдумчивым и не смог бы оценить по достоинству.

1
Ответить

Жалко, что недавний Турфинг тот еще плюшевый высер. А у Манегарма у меня альбом 13 года любимый. Еще не совсем в тему, но рекомендовал бы Forefather первые альбомы, да Týr со своим фарерским прогрессивом разбавляют общую канву жанра.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Хельхейм, Скальд. В Ассассинс Крид Вальгаллу надеюсь играешь?)

Ответить

В Одиссею. На Вальгаллу ещё не было таких скидок, чтобы заставить меня вспомнить пароль от юплея.

2
Ответить

Заценю этот титанический труд)

Ответить