8 фактов о брит-попе: как Великобритания снова вошла в моду

«На столе зеркальном еле слышно спорят три кассеты: Pulp, Oasis, Blur»

Брит-поп — это запоминающаяся гитарная музыка из середины 90-х.
Брит-поп — это остроумные песни о простых людях, жителях страны, исполняемые харизматичными музыкантами.
Брит-поп — это целое движение и мода на всё британское.
Брит-поп — это культовые Oasis, Blur, Suede, Pulp.

Рассказываем, как развивался популярный музыкальный жанр из Великобритании, который существовал меньше десятилетия, но успел покорить весь мир.

8 фактов о брит-попе: как Великобритания снова вошла в моду

Брит-поп появился в противовес американскому гранжу

В 60-х Великобритания диктовала музыкальную моду всему миру: «британское вторжение» во главе с The Beatles и The Rolling Stones стремительно набирало обороты. С тех пор прошло немало времени, менялись музыкальные тенденции и появлялись новые кумиры.

В начале 90-х на первый план в очередной раз вышла Америка. Мировое помешательство на гранже не обошло стороной и британских слушателей. Nirvana нещадно вытесняла из хит-парадов местные коллективы: очевидно, стране были нужны новые «герои».

При этом британская музыка продолжала развиваться и оставалась самобытной, пусть и привлекала к себе чуть меньше внимания. Предвестник бритпопа, мэдчестер, появившийся в Манчестере в конце 80-х, в стране был достаточно популярен.

Одна из самых известных групп в жанре, The Stone Roses, в 1990 году отыграла знаковый концерт в Спайк Айленд. На шоу царила атмосфера 60-х. Десятки тысяч молодых людей собрались под открытым воздухом, чтобы погрузиться в любимую музыку — без расширяющих сознание веществ не обошлось. Народ хотел свободы и перемен, и это касалось не только не культуры, но и политики.

С мэдчестером соседствовал шугейз — ещё один чисто британский жанр. Но он тем более не мог потягаться с гранжем и культом личности Курта Кобейна. Шугейз даже своё название получил из-за того, что музыканты на сцене смотрели вниз, на ботинки и гитарные педали, и не пытались покорить слушателей своей харизмой.

Чтобы показать всему миру, что британская музыка — это круто, нужно было преподнести её максимально эффектно. И будущее звёзды брит-попа прекрасно понимали, как это сделать. Они придумывали простые и запоминающиеся мелодии, с искренним запалом пели о стране и её жителях и не боялись привлекать внимание к собственной персоне.

Брит-поп воспевал британскую культуру

Засилье американской культуры вызывало волны протеста, поэтому музыканты нового поколения не пытались следовать моде, а творили на своей «британской» волне.

Одними из первых были Suede. Вокалист Бретт Андерсон и гитаристка Джастин Фришманн (в будущем известная своей группой Elastica и отношениями с вокалистом Blur Дэймоном Албарном) учились вместе на архитектурном факультете в Лондоне. Фришманн сразу обратила внимание на уникальность текстов Андерсона. Она сравнила его лирического героя с Пруфорком, персонажем поэта Томаса Стернза Элиота — это образ забитого англичанина с удивительным и романтичным внутренним миром.

В 1992 году Suede выпустили сингл «The Drowners», а в 1993 журнал Select поместил Андерсона на обложку на фоне британского флага с провокационным заголовком «Янки, идите домой». Это чётко обозначило новые тенденции.

8 фактов о брит-попе: как Великобритания снова вошла в моду

Второй важный сингл, который вышел в 1992 году — «Popscene» группы Blur. Музыканты, любившие творчество The Kinks, отдали дань традициям британского рока 60-х.

По воспоминаниям Дэймона Албарна, во время второго тура по Америке он обратил внимание, что между Великобританией и США появилось немало общего. Британцы перенимали различные аспекты культуры, и Албарна это раздражало. К примеру, ему не нравились бесконечные забегаловки с одноразовой посудой из пластика.

Blur — Popscene

Также музыканта огорчало, что поля, на которых он играл в детстве, застроили жилыми массивами. По его мнению, во время правления Тэтчер многие места потеряли свою самобытность. Всё это послужило вдохновением для творчества — Албарн с иронией высказывался о проблемах страны в своих песнях, подмечая мелкие детали современной жизни.

Петь о Великобритании, не скрывая своё происхождение, снова стало модным. Даже появился феномен Cool Britannia: жители страны гордились своим наследием, и на их культуру ориентировались во всём мире. Музыка сыграла в этом первоочерёдную роль.

Самые известные группы, «большая четвёрка брит-попа»: Blur, Oasis, Suede, Pulp

Термин «брит-поп», британский поп, впервые использовал журналист Джон Робб в 1987 году — тогда жанра как такового ещё не было, а термин применили в отношении группы The Stone Roses. Слово прижилось, оно отлично подошло для описания новых коллективов, играющих самобытную музыку с британским духом.

Но ярлыки навешивали в основном журналисты. Сами музыканты старались избегать рамок, они не были похожи друг на друга, даже несмотря на то, что формально играли в одном стиле. Творчество большинства групп со временем менялось, поэтому на первый план поочередно выходили разные коллективы.

Suede «выстрелили» в самом начале: внимание прессы, невероятных успех дебютного альбома — отличный старт. Экспрессивная манера исполнения, мелодичная рок-музыка, провокационные высказывания о сексуальной ориентации и двусмысленные тексты — Бретт Андерсон действительно стал кумиром нового поколения, хоть его образ немного отличался от классического брит-поп-имиджа. Но потом у группы всё пошло не так гладко: внутри коллектива были конфликты, пришлось менять состав. В это время стремительно набирали популярность другие.

Suede — The Drowners

Blur, первый альбом которых не произвёл особого фурора, наоборот, с каждой новой записью поднимали позиции и раскрывали свою индивидуальность. «Modern Life Is Rubbish» задал курс группы на ближайшие годы. Сатирические зарисовки об окружающей действительности под жизнеутверждающую гитарную музыку, вдохновлённую The Kinks, Small Faces, The Jam, The Who — брит-поп версии Албарна стал мейнстримным.

Следующая пластинка 1994 года, «Parklife», получилась по-настоящему революционной, это одна из главных брит-поп-записей. Первый же сингл с альбома, «Girls & Boys», принёс группе невероятный коммерческий успех. При этом песня немного отличалась от того, что они делали раньше: это танцевальный трек, в котором как всегда ироничный и артистично кривляющийся Албарн пел о своих впечатлениях из отпуска в Греции. Музыкант увидел множество людей, ведущих распутный образ жизни, и испытал противоречивые чувства, которые послужили вдохновением для песни.

Blur — Girls And Boys

Ещё один феноменально успешный сингл с альбома — одноимённый «Parklife». Албарн поёт хитовый припев, а куплеты зачитывает актёр Фил Дэниелс, сыгравший главную роль в фильме о британской субкультуре модов «Квадрофения». В клипе они тоже появились вместе. И всё в фирменном стиле группы: Blur не столько воспевали английскую самобытность, сколько критиковали то, что происходит со страной сейчас, и делали это очень едко.

Blur — Parklife

Если Blur пели о рабочем классе, будучи людьми из среднего, то их главные конкуренты из Манчестера, группа Oasis, знали о бедности не понаслышке. Братья Галлахеры хотели выбраться из своего города, мечтали о другой жизни, и это нашло отражение в их песнях. Искренние, бескомпромиссные и харизматичные — настоящие рок-звёзды, которые близки простому народу.

В их творчестве не было ироничности и остроумия Албарна, но зато они писали рок-гимны, способные раскачать стадионы. К Oasis слава пришла немного позже, чем к Blur, но они быстро их нагнали — противостояние двух главных групп брит-попа набирало обороты.

Oasis — Wonderwall

У Pulp, четвёртого коллектива из «большой четвёрки», путь к популярности занял больше времени, чем у других. Джарвис Кокер создал группу ещё в 1978 году и успел выпустить несколько альбомов до «пришествия» брит-попа — в 80-х. Зато в 90-х Pulp получили своё сполна, записав успешные синглы, вошедшие позже в лонгплей 1994 года «His’n’Hers». Следующий диск «Different Class», ещё одну культовую запись, тоже приняли на ура. Манерный Джарвис с его забавными танцевальными движениями пел о сексуальных переживаниях и классовых различиях — у него было своё видение брит-попа.

Pulp — Babies

Брит-поп и лэд-культура тесно связаны

С растущей популярностью нового музыкального жанра пришла мода на всё британское, но этим дело не ограничилось. Благодаря песням о представителях рабочего класса культивировался образ простого человека.

Жизнь с доступными развлечениями вроде того, чтобы выпить в баре пиво с друзьями или сходить на футбол, казалась привлекательной даже людям из других классов. На этом основывалась лэд-культура. Если сначала термин был скорее шутливым, то потом, при поддержке прессы, особенно мужского журнала Loaded, начал воспринимать на полном серьёзе.

Молодые люди хотели походить на мужественных и уверенных в себе братьев Галлахеров и хорошо проводить время, не обременяя себя вопросами морали и лишней рефлексией.

8 фактов о брит-попе: как Великобритания снова вошла в моду

Как и в любой другой моде или субкультуре, порой всё доходило до абсурда. Почувствовать себя в шкуре простого парня хотели те, кто даже близко не представлял себе реальную жизнь выходца из рабочего класса. Что такое пахать на заводе или нуждаться в деньгах, эти люди не знали, но зато романтизировали образ и хотели с ним ассоциироваться.

Песня Pulp «Common People» оказалась очень в тему в связи со всем этим бумом на простую жизнь. Джарвис Кокер столкнулся с «классовым туризмом» ещё до того, как это стало мейнстримом — во время учёбы в колледже. Поэтому вдохновением для будущего хита послужил реальный разговор, произошедший много лет назад.

Кокер знал одну обеспеченную студентку из Греции, которая рассказывала о своём желании переехать в Хокни и жить как обычные люди. Но музыкант понимал, что у неё всегда есть возможность сбежать, попросив денег у родителей, а значит, по-настоящему «простой» эта девушка никогда не будет.

Pulp — Common People

Сам Джарвис упоминал, что та среда, к которой принадлежал он, считалась маргинальной: если человек жил на пособие с середины по конец 80-х, то его воспринимали как отброса общества. Музыкант называет это обратной стороной тэтчеровской Британии. И когда такие люди начали выходить на сцену и привлекать к себе внимание, по его мнению, практически произошла революция.

Одно их ключевых событий эпохи — «Битва брит-попа»

Пока брит-поп был на коне, помимо «большой четвёрки» существовало немало групп, которых так или иначе причисляют к жанру. Среди них Sleeper, Elastica, Supergrass и многие другие коллективы. Но звание главной группы всегда делили между собой Blur и Oasis. Популярные музыканты соперничали друг с другом, а в 1995 году у них появилась возможность сразиться официально.

Oasis планировали выпустить свой сингл 14 августа, а Blur — в другую неделю. Но в последний момент Албарн и ко изменили сроки так, чтобы обе песни увидели свет в один день. У Oasis была возможность избежать сражения, передвинув свой релиз, но прогибаться они не собирались. Если в разные недели каждый из синглов мог бы получить своё заслуженное первое место в чартах, то теперь победителем мог выйти только один.

Oasis — Roll With It

Фаворита определяли слушатели: покупая новый диск, они голосовали за любимую группу. Пресса, особенно издание NME, всячески раздувала грядущее событие, окрестив его «Битвой брит-попа» — интеллигентные Blur, представители среднего класса, соревнуются с хулиганами Oasis, простыми парнями из рабочего класса. Решала не только музыка, но и происхождение групп — люди выбирали тех, кто им ближе.

«Битва» наделала немало шума. Одни провокационные высказывания Oasis в адрес конкурентов чего стоят. Ноэль Галлахер, к примеру, пожелал Дэймону Албарну «сдохнуть от СПИДа». Группы враждовали в открытую, под прицелом видеокамер и на радость журналистам, жадным до сенсаций. В ход пошли сравнения с противостоянием The Beatles и The Rolling Stones в 60-х.

Результаты получились неоднозначными. Blur продали больше копий своего сингла «Country House», чем Oasis — «Roll With It», а также получили много наград на BRITs. Но вскоре обе группы выпустили новые альбомы, и здесь Галлахеры одержали однозначную победу. Пусть выиграли войну всё-таки Oasis, но и Blur вошли в историю — с музыкальным вкладом этих коллективов поспорить трудно.

Blur — Country House [Live on Top of the Pops 1995]

Лейборист Тони Блэр использовал брит-поп, чтобы добиться популярности

Новая музыка была связана и с политическими настроениями в стране. Народ устал от правления консервативной партии, на смену которой вот-вот должны были прийти новые лейбористы во главе с Тони Блэром.

Блэр сам играл рок-музыку в университете, поэтому знал, какое место она занимает в жизни молодёжи. Музыкантам верят, с них берут пример, к их мнению прислушиваются — через группы, особенно популярные, можно влиять на сознание масс. Коллективы, возвращающие стране былое величие на музыкальной арене, подходили для этого как нельзя лучше.

Блэр пытался заручиться поддержкой брит-поп-артистов, показать свою причастность к теме, и у него это получалось. В 1996 году на церемонии вручения BRITs Ноэль Галлахер высказался достаточно ясно, предложив всем пожать руку Тони Блэру, настоящему мужику. Уважение столь влиятельного и прямолинейного музыканта добавило плюсов репутации политика.

8 фактов о брит-попе: как Великобритания снова вошла в моду

В итоге выборы Блэр выиграл с лучшим результатом для лейбористской партии за всю её историю. После победы он решил закрепить успех — пригласил к себе многих знаменитостей на приём.

Ноэль Галлахер пришёл и не пожалел: неформальная беседа с премьер-министром доставила ему удовольствие. А вот Дэймон Албарн, хоть и поддерживавший лейбористов ранее, отказался. Музыкант понимал, что его лишь используют в политических целях, и не хотел попадаться на этот крючок. У Албарна больше не было желания рекламировать Тони Блэра, в его политике он разочаровался.

«На игле» — важный фильм эпохи брит-попа

«На игле» (он же Trainspotting), культовый фильм о шотландских наркоманах, Дэнни Бойл снимал в середине девяностых — тогда, когда брит-поп был на пике популярности. В картине немало мрачных моментов: последствия зависимости здесь показаны без прикрас, но при этом кино получилось очень стильным и отражающим современные тенденции.

Брит-поп как неотъемлемая часть молодёжной культуры 90-х вписался в картину просто идеально. Бойл попросил актуальных музыкантов предоставить свои песни для фильма. В итоге в саундтрек вошли работы Blur, Pulp, Elastica, Sleeper — они соседствовали с треками таких культовых музыкантов, как Игги Поп и Лу Рид.

Sleeper, брит-поп-группа с женским вокалом, записали для фильма кавер-версию песни Blondie «Atomic». Изначально Бойл хотел заполучить оригинал, но договориться с правообладателями у него не вышло. Впрочем, найденный выход из ситуации его вполне устроил.

Саундтрек к фильму отлично продавался и до сих пор входит в различные списки лучших ОСТов — от NME, Rolling Stone, Vanity Fair и других авторитетных изданий.

К слову, тематика фильма оказалась многим музыкантам знакомой не понаслышке. Вечеринки брит-поперов становились всё более безумными, и через проблемы с наркотиками прошли почти всё. К примеру, если вначале Дэймон Албарн осуждал Бретта Андерсона за употребление героина, то потом и сам пристрастился к кокаину. А вот Джастин Фришманн долгое время страдала от зависимости своих коллег из Elastica, но в итоге тоже не устояла перед соблазном.

Ни одна тусовка не проходила без запрещённых веществ, поэтому употреблять начинали даже те, кто изначально был против. Веселье наркотики приносили до поры до времени — рано или поздно музыканты понимали, что надо что-то менять.

Выход альбома Oasis «Be Here Now» ознаменовал закат брит-попа в 1997 году

Как и любое другое ультрамодное явление, брит-поп не мог удерживать свои позиции вечно: одно и то же быстро надоедает. Да и повторить былой успех не так просто, даже если не хочется сильно меняться. Кроме того, превратившись в мейнстрим, брит-поп утратил свой дух протеста, близкий молодёжи.

Вышедший в 1997-м новый альбом Oasis, первый за два года, фанатов разочаровал. Нельзя сказать, что диск вышел плохим, просто он никого не удивил, а от группы такого уровня ожидали чего-то феноменального. Альбом должен был произвести эффект разорвавшейся бомбы, но вместо этого некоторые слушатели просто начали терять интерес.

Blur и вовсе кардинально сменили имидж — они не хотели больше ассоциироваться с брит-попом и быть кумирами подростков. Их одноимённый альбом Blur 1997 года действительно не похож на то, что они делали раньше — он близок по стилю к альтернативному року и лоу-фаю.

А самое ироничное, что главный хит пластинки, Song 2, — это пародия на когда-то ненавистный Албарну гранж. Песню многократно использовали в рекламных роликах. В итоге новое поколение слушателей знает Blur не в качестве пионеров брит-попа, а как «группу, которая поёт wooohooo в рекламе пива Tuborg». Это вводило людей в заблуждение, ведь похожих на Song 2 треков у Албарна больше нет, да и вообще песня задумывалась в качестве шутки.

Blur — Song 2

Постепенно истерия вокруг брит-попа пошла на спад, ведь уже даже главные группы не придерживались канонов жанра. Кто-то просто играл другую музыку, кто-то завершил свою деятельность. В своём первоначальном виде брит-поп уже не существовал, но зато повлиял на многих новых исполнителей, например, Coldplay и Travis.

Кто победил в вашей личной битве брит-попа: Oasis или Blur? Или, может быть, вы отдаёте первенство другой группе, незаслуженно обделённой вниманием? Поделитесь в комментариях.

8 фактов о брит-попе: как Великобритания снова вошла в моду
108108
46 комментариев

А Албарн, в итоге, сделал же Gorillaz, который стал не менее культовым)

14
Ответить

Кто победил в вашей личной битве брит-попа: Oasis или Blurну я не знаток, но оазис.  Не каждой песне удается стать неофициальным гимном целой команды.

11
Ответить

Галлахеры же открытые болельщики Манчестер сити, так что все логично 

Ответить

Здесь просто должна быть классика

11
Ответить

Албарну респектуем, но мой голос за Oasis. Да и как персонажи они поинтересней, люблю читать твиттер Лайама и смотреть интервью Ноэля, квалити шитпостинг.  

10
Ответить

Мои симпатии уходят Албрану как творчески разностороннему парню 

10
Ответить